Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 11 июня 1910 г.

Как вывод из вчерашней лекции мы должны отметить, что для беспристрастного проникновения в факты, которые лежат в основе этих рассмотрений, необходимо, конечно, в достаточной степени отмежеваться от всего того, что в ином случае легко охватывает человека как чувства и ощущения, идущие как раз из той области которую мы теперь должны объективно характеризовать. Пока не отстранена такая склонность пристрастно принимать объективную характеристику той или иной расы, той или иной народности и т. п. - свободное от предрассудков понимание фактов, приводимых в этих лекциях, будет трудно достижимо. С этим связано то, что говорить об этих вещах возможно, встречаясь только на одной и ни на какой другой - почве: на почве духовной науки.



Потому что, что бы ни пришлось услышать о характерных свойствах того или иного народа и, будучи включен в определенную расу, в определенный народ, как бы сильно благодаря этому ни был затронут в своих чувствах, ощущениях и т. д., как духовед обладаешь достаточным противовесом, чтобы положить его на другую чашу весов. Это является действительно понятым учением о карме и реинкарнации. Это дает нам прозрение, что в последовательном потоке времен наше индивидуальное существо воплощается в различнейших расах, в различнейших народах. Таким образом, обращаясь к этому нашему внутреннему существу, мы можем быть уверены, что в нем мы примем участие не только в светлых или, может быть, также и теневых сторонах всех рас, всех народностей, но мы можем быть уверены и в том, что, воплощаясь то там, то здесь, мы вбираем в него как вклад за вкладом благодеяния всех этих рас и народов.

Идеей кармы и реинкарнации наше сознание, наш горизонт расширяется, становится более объемлющим. Поэтому лишь благодаря ней мы научаемся выносить то, что в настоящее время должно предстать перед нашим духовным оком как тайны, связанные с расами и народами. Таким образом, как раз разбираемое в настоящих рассмотрениях, если оно встретит правильное понимание, не сможет внести в нас чувство неудовлетворенности от своей инкарнации в таком-то народе или в такой-то расе. Тем не менее, этим же объективным рассмотрением народных и расовых характеров людей, если оно не будет принято с указанными предпосылками, в человечество сможет быть внесена глубокая вражда и дисгармония, Благодаря учению о карме и реинкарнации духовный ученик увидит что каждому - даже самому маленькому – народу надлежит внести свой вклад в общее развитие человечества. В этом отношении как раз будут значительны указания второй части этих лекций, когда будет показано, каким образом единичные влияния народных миссий вливаются в общее человечество и каким образом даже единичные народные осколки, рассыпанные тут и там в больших народных массах, имеют свое значение в общей гармонии эволюции этого человечества. Но это лишь постепенно сможет взойти перед нашим духовным оком.



Чтобы достичь полного понимания характеров единичных народных душ нам придется придерживаться таких примеров, которые в некотором отношении яснее для нас тем, что они являются народными характерами современности, в которой мы сами живем со всей нашей цивилизацией; это с одной стороны; с другой же - чтобы проработаться к пониманию того, каким образом вообще следует понимать народные характеры, народные миссии - нам придется заняться и такими народными характерами, которые несколько отдалены от нас во времени. То, что мы нашли в течение последних лекций - что в определенной расе должны, так сказать, сообща работать Дух Формы нормального и Дух Формы отсталого развития и что в определенном народе должен работать архангельский Дух, проходящий нормальное развитие, и другой, идущий в отставшем развитии, - это, так сказать, показало нам, каким образом в эволюцию вступают существа, которые нам известны как духовные иерархии.

Теперь спросим: каким же образом конкретно сказывается деятельность более высоких существ? Здесь нам вообще будет полезно несколько проработать наше понимание иерархий, низшей из которых, как мы знаем, является само человечество. Вспомнив то, о чем мы говорили уже раньше, мы приходим к следующему их распорядку: на нижней ступени находится сам человек ( ниже него лежат три царства природы: животное, растительное и минеральное); над ним стоят Ангелы, потом Архангелы, потом Первосилы или Архаи. Подымаясь над человеком, мы можем их обозначить первой иерархией

Второй будет следующая:
I. Духи Формы - власти.
2. Духи Движения - силы.
3. Духи Мудрости - господства.
И затем наивысшая из трех иерархий:
I. Духи Воли - Престолы.
2. Херувимы.
3. Серафимы.



Теперь спросим опять: где на самой низшей ступени их проявления, на ступени обманчивости, мы можем найти всех этих духовных существ, т. к. все они как-то проявляют себя, появляясь в области майи или иллюзии, т. е. В области мира физических чувств? В своих обычных рассмотрениях природы и Духа человек знает лишь область майи или иллюзии, - наиболее отдаленное, наиболее внешнее откровение этих духовных существ. Я вам приведу пример, который покажет вам, насколько, собственно, человек знает лишь такое самое внешнее проявление, самое внешнее откровение этих существ, Человек, например, идет по северной скалистой почве. По этому поводу он высказался бы о ней, как о распластанной под его ногами физической материи, и это плотное образование, по которому он шагает, он описал бы так, как он его видит, и в своей обычной речи наименовал бы его именно " твердой скалистой материей". Тот же, кто проникает в сущность вещей, видит в этой скалистой материи нечто совсем иное.

Чем является, собственно, то, что мы попираем ногами и в чем мы встречаем сопротивление? То, в наличности чего не сомневается человек, этого не существует, обманчивость. Внешняя поверхность нашей Земли- это только обманчивость Истина же - это то, что снизу вверх действуют силы, которые, опять-таки, суть ничто иное как силы, лучащиеся от определенных существ. Таким образом, мы можем сказать: в таком участке земной почвы мы видим сначала то, что предстает перед нами как сила, которая действует из Земли во все направления. Эти силы действительно существуют и лучатся во все стороны в дали пространства. Человек, конечно, не мог бы ходить по Земле, если бы существовали только эти силы. Деятельностью только таких сил человек с неистовой скоростью был бы выброшен в пространство Возможности стоять на крепкой почве он обязан тому обстоятельству, что со всех сторон мирового пространства на Землю лучатся другие силы.



Происходит непрерывная встреча двух сфер сил: излучения и влучения: место же встречи их образует, так сказать, границу, которая и является поверхностью Земли, Таким образом, видимая поверхность - лишь обманчивость, являющаяся результатом влучения и излучения сил, сдерживающих одна другую и этим самым проявляющихся в данной поверхности. То, что здесь излучается, в существенном является тем, что мы должны отметить как деятельную силу Престолов, является следствием деятельности Духов Воли. Эти Духи излучают из Земли во все стороны свои силы; то же, что поступает из мирового пространства, это в существенном можно обозначить влучением, врабатыванием сил определенных Духов Движения. Так встречаются здесь эти оба вида сил и следствием этой совместной деятельности Престолов и Духов Движения - тем, что Престолы сдерживаются в их деятельности Духами Движения - является различнейше оформленная поверхность; видимая же вами земная поверхность есть беспредельная обманчивость.

То, что действительно существует это уравновешивание сил и своего рода договор между Духами Воли и Духами Движения, результатом которого является различнейшая конфигурация земной поверхности. Но и этого, конечно, не было бы еще достаточно для образования такой планеты, какой как раз является наша Земля в современности. Противосдерживающих сил Духов Воли и Духов Движения для этого еще недостаточно. Действие только этих сил привело бы к чему-то совсем иному, если бы из внутреннего существа Земли действовали только Духи Воли, встречая деятельность только Духов Движения, то Земля пребывала бы в непрерывном тягучем, вязком внутреннем течении. Ни на одном месте планеты не наставал бы еще покой. Она хотя и не была бы такой жидкой, как теперешнее море; она не являлась бы стихией, так легко образующей и бросающей волны, как вода, но, тем не менее, она бы все же образовывала и бросала волны из более плотной массы,

Если вы хотите создать себе представление о той далекой деятельности Духов Воли и Духов Движения, то я приведу вам пример и попрошу вас проследить немного вместе со мной географическую карту. Остановимся на Альпах, которые в настоящее время предстают перед нами в плотных горных хребтах и которые на юге каменными массивами отделяют полуостров Италии от остальной европейской области. Каким же образом возникла эта Альпийская цепь гор? - Было время - оно лежит в праотдаленнейшем прошлом - когда Альпийский массив вообще еще не существовал, а к северу и к западу от него находились более древние, уже застывшие к тому времени возвышенности. Затем с юга были подняты и брошены тягуче-вязкие волны; и мы можем представить это явление в следующем виде:



Здесь, в А, у нас Богемское плоскогорье. Затем представьте себе брошенной с юга мощную волну раздваивающуюся перед Богемским плоскогорьем и распространяющуюся направо и налево. Так в древнейшие времена эта мощная волна образовала Альпийский массив, Уже простое, обычное представление может прийти к этому заключению, Кто когда-нибудь стоял на одной из Альпийских горных вершин и оглядывал своеобразную конфигурацию цепи Альпийских гор, тот мог заметить - даже и не зная этого - то, что уже давно установлено духовной наукой и что устанавливается даже современными геологами: своеобразное волнистое образование, возникшее во времена, когда первичная земная масса пребывала еще в тягуче-вязком состоянии,

Такое становление Земли продолжалось бы еще и сегодня, если бы к деятельности Духов Воли и Духов Движения не приступила еще иная, очень продолжительная, долгая деятельность, выразившаяся на нашей земной поверхности в том, что деятельным одновременно с духами Движения волевым силам было вчленено то начало, которое мы как раз именуем Духами Формы. Вы вполне можете себе представить, что эти Духи Формы, как бы танцуя на волнах, приводят эту массу в движении к покою, вливают ее в формы; так что мы отмечаем троякую со-деятельность сил. Эти три силы исходят от трех видов существ. С одной стороны - мы видим деятельность Духов Формы, которые направляют ее как вверх, так и вниз, - как в сферу Духов Воли, так и в сферу Духов Движения. Над ними - Духи Движения, под ними - Духи Воли. - То, что внешне является на нашей Земле преимущественно как жидкий элемент - конечно, не наша современная вода, а древний жидкий элемент, который приводится к покою Духами Формы, - это мы должны понять, как самую внешнюю манифестацию Духов Воли или Престолов, К этой деятельности все время примешивается другой элемент: Духам Воли или Престолам подается, так сказать, помощь от Херувимов и Серафимов. От Херувимов помощь идет в стихии воздуха, во всем, что как воздушный элемент проникает собой кажущуюся материю Земли.



Воздух опять-таки иллюзия, скрывающая мощных существ, которых мы называем Херувимами. Серафимы же деятельны в том, что нам известно как тепло, позади всего того, что как-то проявляется в тепле. Здесь мы приблизились к тому, что вызывает на нашей планете сила излучения изнутри, из ее центра Мы можем, значит, сказать: она построена так, что из ее центра действуют Духи Воли или Престолы, Херувимы и Серафимы. На месте ее воздушной и тепловой границы - океан воздуха так же принадлежит к ней, как вода и плотная земная субстанция - образуется то, что мы называем поверхностью. На этой поверхности, словно танцуя на волнах и приводя их к покою, к форме, деятельны Духи Формы. По этой причине им дано это имя, - потому что тягуче-вязкий элемент они приводят к покою. За ними стоят Духи Движения, в стихию которых вмешивается то начало, которое мы именуем Духами Мудрости.

Таким образом, обращая взор к центру нашей планеты, мы можем сказать: там - возвышенные существа: Престолы, Херувимы, Серафимы; смотрим же мы наверх, в пространство, - сначала сквозь сферу Духов Формы, проникающих своим элементом воздух и тепло, - мы встречаем Духов Движения и Духов Мудрости. Все природные силы и явления, которые мы встречаем в окружении нашей Земли, обращая наш взор ввысь, к небу, - в существенном относятся ко второй иерархии. Все же, что мы встречаем, обращаясь к глубинам Земли, это мы относим к существам, которых мы отметили как третью иерархию. Своеобразная совместная деятельность второй и третьей иерархий создает конфигурацию нашего окружения. В какой же стихии природы - как три ее стихии, связанные с Духами Воли, с Херувимами и с Серафимами мы привели воду, воздух и огонь - дают о себе знать Духи Формы? Это ближайшие существа, "танцующие" на поверхности, на которой мы сами вершим и существуем.



Они идут из мирового пространства, направляя свои силы на то, что подымается из Земли. Для нашего наблюдения они сконцентрированы в лучащемся солнечном свете. Итак, стихия, в которой прежде всего вершат и живут Духи Формы, это свет. Когда же такая свето-деятельностъ в ее различных проявлениях распространяется на границу встречи сил Духов Движения с силами Духов Воли, тогда создаются уплотненные формы. У человека еще нет органов для восприятия того, что находится за теми силами света, которые мы называем также Духами Формы; органов, чтобы воспринимать то, что воткано в свет. Все, что вызывает на нашей Земле разложение и соединение, все, что действует на ней как химические силы, здесь еще связано со светом, и это в существенном та область, в которой деятельны Духи Движения. Когда же человек научается понемногу воспринимать то, что в ином случае он видит только как майю в действии химических соединений и разложений, тогда он слышит этих Духов Движения, тогда он воспринимает музыку сфер, о которой говорят пифагорейцы и другие тайные школы. Это и есть то, что описывает Гете, говоря о Солнце не как об источнике света, а говоря:

"Издревле соревнуясь в хоре
Собратий сфер на небесах,
В раскатах грома держит Солнце
Путь, предначертанный в верхах".



Эта музыка сфер существует и теперь, только обыденное сознание ее не воспринимает. Эта музыка сфер - действительность, которая как астральное явление выступает навстречу всякому человеку. Только человек ее не слышит. Если бы эта музыка сфер струилась к человеку в переменности, аналогично свету, который то светит, - то - при наступлении тьмы - исчезает из его восприятия, то в определенные промежутки времени человек бы ее слышал. Но она звучит день и ночь, и поэтому он может ее слышать лишь тогда, когда он проходит определенное оккультное обучение, определенное оккультное развитие. В то время как свет струится к нам в течение дня, действуя ночью дальше как воспринятый, поглощенный свет- музыка сфер звучит круглые сутки. В данном случае человек подобен мельнику, который слышит свою мельницу только тогда, когда она прекращает работу и затихает. Кроме того существуют еще Духи Мудрости, излучающие их деятельность извне и вступавшие с нею в этот ткущий свет и в проникающую собой пространство музыку сфер. Это есть лучащаяся на Землю жизнь мирового эфира. Жизнь струится на Землю из мирового пространства и вбирается существами. Это идет от Духов Мудрости.

Так, обращая наш взор в мировые дали, мы видим прежде всего Солнце, в котором сконцентрированы для нас эти силы, и видим проникающими из пространства струящуюся жизнь, ткущий звук, формирующий свет – троичность второй иерархии. Снизу же вверх - струение высшей иерархии; Серафимов, Херувимов и Престолов. И, наконец, вплетенной во все это вершение и по всей Земле, но действуя более во внутреннем существе человека, является первая иерархия. К ней сначала принадлежат Архаи, деятельные как Духи Времени; они вершат в том, что им подготовлено высшими иерархиями и способствуют проявлению того, что мы называем нашей историей, называем эволюцией культуры на Земле. Затем в окружении мы встречаем Архангелов, Духов народностей и, наконец, посредников между единичными людьми и Архангелами - Ангелов.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments