Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 12 июня 1910 г. (утро)

Переходя теперь далее, в Азию, вы встречаете нечто сходное, что можно было бы обозначить как силы Венеры, т. е. анормальное образование Духов Формы. Эти силы Венеры действуют, избирая целью их атаки преимущественно то, что мы называем отбликом астрального тела: в нервной системе. Но они - Духи Венеры - действуют на нервную систему особенным образом, не прямо. Дело в том, что на нервную систему можно влиять двумя путями. Один - окольный путь - через дыхание. Когда особенно действуется на дыхание, то в системе дыхания и нервной системе человека само по себе устанавливается это влияние и дает человеку определенную Форму. Этот путь избирают Духи Формы отсталого развития, которых мы можем назвать существами Венеры - как раз в малайской расе, в расах желтого оттенка южной Азии и в сторону Малайского архипелага. Как в эфиопской области распростирается человечество желез, так в этих азиатских областях - такое человечество, в котором Духи Формы отсталого развития действуют на нервную систему через дыхание.



Это действие в нервной системе происходит, значит, окольным путем через дыхательную систему. В нервной системе вываривается то, что в особых видоизменениях дает человечество более или менее желтых оттенков. Вызываемое этим превращение выражается, главным образом, в той нервной системе, которую мы обозначаем "солнечным сплетением", собственно, значит, не в высшей нервной системе, а в той ее таинственной области, которая идет – разветвляясь затем - различнейшим образом - двумя вервиями параллельно спинному мозгу. Итак, окольным путем через систему дыхания влияние сказывается в той нервной системе, которая в нашем смысле не относится еще к высшей духовной деятельности. Глубоко в подсознательном организме происходит брожение этих сил Венеры, действующих в этой расовой части человечества.

Задержимся теперь на широких монгольских равнинах. Это равнины, на которых преимущественно действуют те Духи Формы, которые набирают окольным путем через кровь. То, что вызывает изменение в человечестве, определяя его расовый характер, "вываривается" здесь в крови. Нечто очень своеобразное высказывается в той монгольской расе. В кровь здесь вступают Духи Марса. Но они работают в крови совершенно определенным образом, будучи в состоянии противодействовать шести Элоимам, соединенным на Солнце. Итак, они противодействуют этим шести Элоимам в монгольской расе. При этом они производят совсем особую атаку в другую сторону, в сторону Ягве или Иеговы,который выделил поле своей деятельности из поля деятельности шести Элоимов. Но помимо этой деятельности Духов Марса, шести Элоимов и Яве, результатом которой является монгольская раса, происходит еще нечто особенное.



И в этом ином случае мы должны сказать: если монгольская раса вызывается влиянием шести Элоимов с Солнца, Ягве с Луны и противодействием им Духов Марса, то это иное, особенное влияние сказывается в том, что из лунного направления силы Иеговы, встречаясь с Духами Марса, как раз сочетаются с ними и действуют с ними сообща, вызывая этим, опять-таки, соответствующее особое изменение в человечестве. Из оккультнейших глубин вам освещается здесь такое изменение в человечестве, которое приводит к семитизму. В семитизме перед вами такая разновидность общего человечества, которая вызвана своего рода замыканием Иеговы от других Элоимов и его сотрудничеством с Духами Марса, благодаря чему он предрасполагает этот народ к особенному характеру. Теперь вы поймете и то особенное, что заложено в семитском народе и его миссии.

Писавший библию мог в некотором отношении с глубоким оккультным смыслом сказать, что Ягве или Иегова сделал этот народ свои избранным; если же вы примете во внимание еще и то, что в данном случае происходит сотрудничество с Духами Марса и что Духи Марса атакуют преимущественно кровь, то вы поймете также, почему для семито-еврейского народа такую исключительную важность представляет непрерывное влияние крови в роду, от поколения к поколению, и почему в семитском народе Бог Ягве обозначает себя Богом, вершащим в крови Авраама, Исаака, Иакова и т. д. Это путь струения крови во всех этих поколениях. Когда Ягве определяет себя: "Я есмь Бог Авраама, Исаака и Иакова, то он говорит: " я вершу в вашей крови". Действующее в крови, как бы воинствуюшее в крови сотрудничество с Духами Марса это, одна из мистерий, которые глубоко вводят нас в мудрое водительство всем земным человечеством.



Итак, вы видите, что на кровь людей оказывется влияние двояким образом, и этим влиянием на кровь возникает два расовых образования: с одной стороны, все то, что мы называем монгольской расой, с другой - то, что мы можем, отнести к семитам. Без этой великой, исполненной бесконечного значения полярности в человечестве нам не понять, глубин народных душ. Проследим далее, как варят и клокочат в человеке Духи, существа, сконцентрированные на Юпитере. В их атаке они избирают второй путь: путь непосредственного влияния на нервную систему. На нервную систему можно влиять через органы чувственных восприятий и окольным путем – через дыхательную систему на солнечное сплетение. Атака, идущая от Юпитера, идет путем чувственных впечатлений и через них струится в те части нервной системы, которые сконцентрированы в головном и спинном мозгу. Силы, особенно определяющие расовый характер, струятся - в тех расах, которые принадлежат человечеству Юпитера - в эту область.

Это более или менее определяет арийские малоазиатские и европейские народы, - тех, кого мы относим к кавказской расе. В данном случае человеческое начало подвергается изменению со стороны Духов Формы отсталого развития тем, что эти отставшие Духи, которых мы можем обозначить как Духов Юпитера, влияют на органы чувственных восприятий. Итак, образование кавказской расы идет со стороны органов чувств. Теперь вы поймете, что такой, отменно и сознательно стоящий под влиянием питера или Зевса народ, как греки, которые чувствуют себя средоточием влияния Зевса, выдающимся образом предопределяются тем, что струится через органы чувств в нервную систему. Конечно, греки подвержены также и солнечным излучениям Элоимов, но положение было таково, что у греков все переживания, связанные с органами чувственных восприятий, происходили в самоотдаче Юпитеру или Зевсу, и этим этот народ достиг своего величия. Во всякой видимой ими внешней форме, внешней жизни греки находят глубокий смысл.



В чувственно-воспринимаемом они видят духовное и этим становится основным народом в области создания всей скульптуры, основным народом всякого внешнего оформления. Этим мы указали уже и на совсем особую миссию греческого народа, превосходным образом представлявшего собой народ Юпитера или Зевса, народа, который чувствовал себя народом Зевса и в то время, когда благодаря наступившей тогда звездной констелляции произошло совсем особое сочетание деятельности сил Зевса или Юпитера с общими силами Элоимов. Все малоазиатские и особенно европейские народы являются, в сущности говоря, разновидностями этого влияния Юпитера, и вам не трудно понять, - ибо у человека много органов чувственных восприятий, - что могут возникнуть много таких разновидностей, и что для образования в лоне этой основной расы единичных народов, которые формируются силой влияния этих органов чувств на нервную систему, тот или иной орган восприятия достигает господства над другим.

Благодаря этому различные народы принимают различный облик. В зависимости от того, глаз ли, ухо или иной орган чувства господствует над другим, - соответственно этому различные народы предрасположены к тому или иному особому народному проявлению в пределах расового характера. Отсюда для них вырастают совершенно определенные задания. Особое задание кавказской расы - это путем чувственно воспринимаемого прийти к духовному, потому что она организована в сторону органов чувственных восприятий. И опять здесь нечто, что подводит к глубинам оккультизма и что показывает вам, что народы, стоящие, так сказать, под знаком Венеры, главную исходную точку - также и в оккультном обучении - должны брать там, где важнейшим является дыхание. И, напротив, на Западе исходной точкой должно быть углубление и одухотворение того, что находится в чувственном мире. У народов, расположенных к Западу, это заложено в принципе ступеней их высшего познавания: в имагинации, инспирации и интуиции, и находится как раз в линии первичного влияния на их характер Духа Юпитера.



Поэтому в эволюции человечества всегда существовали эти два центра: центр, которым, так сказать, управляли Большедухи Венеры, и центр, которым больше управляли Духи Юпитера. Духи Юпитера особенно наблюдались в тех мистериях, в которых – как это известно тем, кто принимал участие в моем прошлогоднем цикле лекций в Мюнхене*, - под конец встретились три индивидуальности, три духовных существа: Будда, Заратустра или - по своей более поздней инкарнации - Заратос и тот великий вождь человечества, которого мы именуем Скифианом. Этот коллегиум, под руководством одной еще более великой индивидуальности, поставил себе заданием исследование таинственных сил, которые должны быть развиты для эволюции того человечества, исходный пункт которого первоначально был связан с силами Юпитера и был заранее предопределен на уже упомянутой географической карте Земли.

И, наконец, на систему желез, но только в обход через все другие системы, действует то начало, которое мы отмечаем как Духов Формы отсталого развития, сконцентрированных на Сатурне. Здесь, во всем том, что нам надлежит отметить как расу Сатурна, во всем, что мы относим к сатурническому характеру, мы должны искать нечто, что замыкается в себе, что приводит к сумеркам человечества, что приводит его развитие к концу, причем к действительному концу, к умиранию. Каким образом сказывается влияние на систему желез - это мы видим на индейской расе. Здесь причина ее смертности, ее исчезновения. Влияние Сатурна, проходя через все другие системы, сказывается под конец на системе желез выделяя наиболее черствые, жесткие части в человеке; можно сказать, что это вымирание состоит в своего рода окостенении, как это, впрочем, отчетливо сказывается и во внешности. Взгляните на изображения древних индейцев - и изложенный процесс упадка расы станет для вас убедительным.



В такой расе стало современным - в совершенно особенном виде стало современным - все то, что существовало в сатурническом развитии; затем это стянулось, ушло в самое себя и оставило человека одним с его черствой, крепкой костной системой, привело его к умиранию. "Это действительно оккультное действие ощущаешь, когда еще в: девятнадцатом веке видишь, как представитель этих древних индейцев говорит о том, что живет в нем, что некогда было великим, исполненным для людей мощью, но что не смогло следовать дальнейшей эволюции. Существует прекрасное описание сцены, где вождь, вымирающих индейцев стоит перед европейским пришельцем. Подумай же, что идет от сердца к сердцу, когда два таких человека стоят друг перед другом: встреча людей, пришедших из Европы, с людьми, которые при распределении рас в седой древности ушли на Запад. Все великое атлантической культуры перенесли индейцы на Запад. Что же было для индейца самое великое?

Это было еще жившее в нем чаяние древнего величия и великолепия той эпохи, которая существовала в период древней Атлантиды, когда еще слабо было начинавшееся расщепление рас, когда люди, обращая свой взор к Солнцу, еще были в состоянии воспринимать проникающими через море тумана Духов Формы. Через море тумана атлант обращал свой взор к тому, что для него не разделялось на шестиричносгь или семиричность, но что действовало воедино. Это слитное влияние семи Духов Формы он называл великим духом, который открывался человеку древней Атлантиды. Поэтому он не воспринял влияние того, что вызвали Духи Венеры, Меркурия, Марса и Юпитера на Востоке и благодаря чему образовались все те культуры, которые достигли своего расцвета в Европе в середине девятнадцатого века. Он, сын коричневой расы, не прошел через все это. Он крепко придерживался великого Духа седой древности.



Теперь, когда ему был показан лист бумаги со многими маленькими знаками, буквами, в которых он ничего не понял, - перед его взором, выступило то, чего достигли другие, которые в той седой древности тоже воспринимали великого Духа. Все это было ему чуждо, но в своей душе он еще нес великого Духа. Слова его сохранились для нас; они показательны, т. к. они указывают на приведенное нами, и они, приблизительно, следующие: " В этой земле, которую попирают ноги преодолевших нас, похоронены останки моих братьев. Почему наши покорители смеют шагать по могилам моих братьев? Потому что они владеют тем, что делает великим белого человека. Коричневого человека делает великим другое. Его делает великим великий Дух, который говорит к нему в веянии ветра, в шелесте леса, в волнении вод, в журчании ключа, в молнии и громе. Это Дух, который говорит нам истину. О, великий Дух говорит истину! Ваши Духи, которых вы имеете здесь, на бумаге, и которые выражают то, что велико для вас, они не говорят истины".

Так говорил глава индейцев со своей точки зрения. Великому Духу принадлежит, коричневый человек; бледный человек принадлежит Духам, которые маленькими, "черными, карликообразными существами - он имел в виду буквы - прыгают по бумаге; они не говорят правды. - Это - всемирно-историческим диалог, происшедший между покорителями и последним из больших вождей коричневых людей. Здесь мы видим, что принадлежит Сатурну и его влиянию и что возникает на Земле из взаимодействия с другими Духами в тот момент, когда встречаются оба направления. Итак, мы увидели, каким образом Элоимами или Духами Формы нормального развития к поверхности нашей Земли привлекается все человечество, как затем из общей человеческой массы, из общего потока человечества подымается то, что является пятью главными расами развития людей, и как эти расы связаны с предводительствующими Духами из ряда Духов Формы отсталого развития, которых мы должны обозначить именами, заимствованными у пяти планет, в то время как Духи Формы нормального развития связаны с Солнцем и Луной. Отсюда мы пойдем дальше, переходя к тому, что нам уже будет легче, потому что это нам знакомо: к планетам и народам.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments