Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 14 июня 1910 г.

Если хочешь изучать германо-северную историю и подойти к ее духовным импульсам, то сначала необходимо обратить внимание на основной характер германо-северной мифологии. В прошлый раз уже было указано на то, что эта германо-северная мифология, несмотря на многое, в чем она имеет сходство с другими мифологиями и их толкованием Богов, все же является чем-то совсем своеобразным. При этом все же остается верным, что во всех германских народах и племенах Европы господствует широкое основное мифологическое понимание, такчто, в сущности, вплоть до далекого Юга, в этом понимании мифологии возможно найти целостный, однородный и родственный характер. Как раз в отношении своео6разности германо-северной мифологии во всех тех народах, в которых в той или иной форме была распространена эта мифология, некогда должно было существовать одинаковое ее понимание; ибо все то родственное между собой, что находится в мифологии германо-северных народов, чрезвычайно сильно отличается от сущности хотя бы греческой мифологии, уже совсем не говоря о египетской, - так что все то, что как-то родственно между собой в германской мифологии, все это очень связано между собой и, наоборот, все это очень далеко отстоит от всего существенного, что находится в греческой и римской мифологии.



Это существенное довольно трудно понять в наши дни, трудно по той причине, что в современных познавательных предпосылках - говорить о которых. здесь завело бы нас слишком далеко - господствует определенное стремление, определенная склонность к простому сравниванию религий различных народов. Сравнительная наука религий, сравнительная мифология - это нечто, что вызывает энтузиазм современности, В этой области возможны величайшие бесчинства, что, собственно, происходит обычно, когда сравнивают между собой мифологии и религии различных народов? Сравнивается внешняя сторона в существующих описаниях Богов, пытаются доказать, что божественный образ одной мифологии всхожем виде появляется в другой, - и многое подобное. Такое сравнение религий в современном научном направлении вызывает в том, кто действительно знает сущность дела, очень неловкое чувство и именно потому, что, в сущности, повсюду сравниваются лишь внешности.



На него. это производит приблизительно такое же впечатление, как если бы кто-нибудь сказал: "Тридцать лет тому назад я познакомился с одним человеком; он носил такую-то форму - синие 6рюки, красную тужурку, ту или иную фуражку и т. д. " и тут же продолжил бы: "Затем двадцать лет тому назад я опять познакомился с человеком; он носил такую же форму. И десять лет тому назад - опять с одним, который опять носил такую все форму". Если бы этот "некто" заключил, что людей, с которыми он познакомился тридцать, двадцать и десять лет тому назад, тем самым, что они носили одинаковую форму, можно сравнивать и по их внутреннему существу, - он мог бы очень ошибиться, потому что в эти различные времена униформа всегда заключала в себе другого человека, а дело, все-таки, в самом человеке. Сравнение само по себе как будто и далеко, и, тем не менее, когда в сравнении религий берется " Адонис" и сравнивается со "Христом", - получается то же самое: сравнивается лишь внешняя униформа.



В сказаниях облачение и свойства существ могут быть очень сходны или даже равны, но сущность дела состоит в том, что именно за божественно-духовные индивидуальности находятся в них; и если индивидуальности Адониса и Христа различны, то подобное сравнение равноценно сравнению униформ. И все же в наши дни, это очень излюбленное сравнение. Итак, дело большей частью совершенно не в том, что в этой области со всеми ее внешними методами может сказать современная сравнительная наука религий, а в том, чтобы из своего рода различия народных Духов учиться понимать тот род и образ, каким тот или иной народ пришел к своей мифологии, или вообще к учению о своих Богах, или хотя бы к самой своей философии. Поэтому мы поймем основной характер германо-северной мифологии не иначе, как еще раз бегло просмотрев следующие один за другим пять культурных периодов послеатлантического времени.



Эти пять культурных периодов были вызваны тем, что с Запада на Восток потянулись массы людей, что, так сказать, самые зрелые, самые развитые люди по завершении этого перехода достигли области Индии и основали затем святую древнейшую индийскую культуру. За ней, ближе к нашему времени, основывается персидская культура, затем египетско-халдейско-вавилонская культура, далее- культура греко-латинская, за которой, наконец, следует наша. Эти пять культур в их внутренней сущности можно понять только тогда, когда знаешь, что как сами люди, принимавшие в них участие, так и Ангелы и народные души или Архангелы, и Духи Времени - все они в истекшими временах сами были совершенно между собой различны. Сегодня мы больше задержимся на различии людей, принимавших участие в этих культурах.



Совершенно различны были люди, которые в древней Индии основали древнейшую пра-индийскую культуру, которая нашла затем ее литературное облачение в ведах и позднейшей индийской литературе, - совершенно отличны, например, от греко-латинских народов, отличны уже от персидских, отличны от египетско-халдейских и наиболее отличны от народов, которые в их росте подготавливались к пятому культурному периоду послеатлантического времени. В чем же было их различие? В самих предпосылках к человеческому как таковому в древнеиндийском народе было заложено абсолютное различие от людей всех тех народных областей, которые были расположены далее на запад. Чтобы создать себе представление этого различия, мы должны понять, что еще до принятия народами древней Индии их "Я" они уже прошли через долгое, долгое развитие и были чрезвычайно далеко продвинуты во всех его областях. Но они прошли через это в своего рода приглушенном состоянии сознания; и лишь затем вступило "Я", т. е. сознание Я.



Оно наступило в индийском народе сравнительно поздно, наступило ко времени, когда индийский народ в некотором отношении, был уже очень зрел, когда он уже прошел в своем развитии то, что еще лишь предстояло пройти германо-северным народам, но которые уже обладали своим Я. Поймите это хорошо: германо-северные народы с их вполне развитым Я должны были пройти то развитие, которое обитатели древнейшей Индии прошли в своего рода приглушенности, т. е. не будучи при этом со своим Я. Что же это за развитие, которое человечеству надо было, пройти в поатлантическое время? Живя в древнее атлантическое время, человек был до высокой степени исполнен древним сумеречным ясновидением. Обращая к божественно-духовному миру это древнее сумеречное ясновидение он воспринимал явления, которые разыгрывались в этом мире. Перенеситесь на некоторое время в эту древнюю атлантическую страну, в ее период до движения людских масс на Восток. Воздух был еще насыщен водянисто-туманными парами.



Но и душа человека была иной. Органы его чувственных восприятий еще не открывали ему всего различия внешнего мира; было так, как если бы он встречал лишь духовное содержание этого мира, причем встречал его словно распространенным вокруг себя в духовном благоухании, в духовной ауре. Существовало, значит, определенное, ясновидение, и с этим ясновидением необходимо было расстаться. Это совершилось благодаря действию сил, в поле влияния которых люди вступили при их переселении с Запада на Восток. При этом переселении опять-таки были пройдены самые различные ступени душевного развития. Были, например, народы, которые при этом переселении на Восток этот выход из старых способностей ясновидения пережили словно во сне и их Я - в то время как они уже достигли более высокой ступени развития - все еще находилось в приглушенном состоянии. Они проходили различные ступени развития, Я же их все еще находилось в приглушенности, в сновидческом состоянии.



Ко времени полного пробуждения к самосознанию их Я индийцы были далее всех других продвинуты в развитии. К этому времени они уже обладали богатой внутренней душевной жизнью, которая уже почти полностью вышла из тех состояний, которые еще долгое время переживались народами Европы. Это принадлежало уже их прошлому. Они проснулись к самосознанию, будучи уже снабжены духовными силами и духовными способностями, которые в высокой степени открывали им доступ в духовные миры. Поэтому все занятие и вся деятельность над людскими душами различных существ - Ангелов и Архангелов - и сама работа этих душ к их высвобождению из состояния древнего сумеречного ясновидения - для более продвинутых из индийского населения были, в сущности, совершенно безразличны. Они не наблюдали непосредственно деятельность Ангелов и Архангелов и вообще тех духовных существ, которые особенно были заняты работой в народном Духе.



Это было уже совершено над их душой, над их астральным и эфирным телами, пока они, так сказать, еще совсем не присутствовали при этом. Они пробудились, когда их душа уже достигла очень высокой зрелости, когда наиболее продвинутые - пройдя нетрудное развитие - могли вычитать из Акаша-хроники то, что произошло раньше с развитием; человечества; так что они обращали взор на их окружение, на мир, и этим самым могли читать в Акаша-хронике происходящее в духовном мире, вычитывать свои истекшие переживания при сумеречном, приглушенном состоянии сознания. Они были бессознательно приведены в высшие области, они достигли- еще до пробуждения своего Я - духовных способностей, которые были много богаче, чем душевные способности западных народов.



Таким образом, эти люди непосредственно наблюдали духовный мир. Наиболее передовые из вождей индийского народа были настолько продвинуты, что при про6ужденииих Я они действительно даже не нуждались в наблюдении того, каким образом развитие человечества, так сказать, било ключом из деятельности Духов Формы или Властей, им были ближе те, кого мы называем Духами Движения или силами и находящиеся над ними Духи Мудрости. Они особенно интересовали их. Духовные же существа, стоящие ниже, были, напротив, такими существами, в области которых они уже находились раньше и которые поэтому больше не представляли для них особенного значения. Таким образом, они обращали взор к тем, которых позже они суммировали в общих наименованиях для всех Духов Движения и для всех Духов Мудрости, к тем, которые затем были обозначены греческими выражениями Dynamis и Kyriotetes. К ним они обращали свой взор и говорили: "мула-пракрити"- это сумма Духов Движения, и "махапуруша" – общая сумма Духов Мудрости, живущих как бы в духовном единстве. Они могли дойти до таких воззрений, потому что люди этого народа лишь в столь позднем состоянии развития пробудились к их Я. То, что позднейшим народам пришлось переживать при наличии самосознания их Я - этим народом было пройдено раньше.



Менее продвинутыми в развитии были народы персидской культуры. Их самобытными способностями познавания и силой пробуждения их Я на более низкой ступени их развития они могли достигать властей или Духов Формы. Эти существа были им особенно близки; до некоторой степени они понимали их и на них был направлен преимущественно их интерес. Они – народы персидских областей - пробудились в развитии на более низкой ступени, чем индийцы, но все же на ступени, подняться на которую еще лишь предстояло народам, Запада. Поэтому их восприятию были доступны власти или Духи Формы, которых они охватывали общим понятием "амшаспанд". Это - излучения, которые нам известны как Духи Формы, или власти и которые - с их точки зрения особенно хорошо могли наблюдать как раз народы персидской культуры.



Затем мы приходим к халдейским народам. Они уже осознавали тех существ, которых мы называем Первосилами, ведущими Духами Времени, т. е. Духов Личности. Определенное сознание как раз об этих Первосилах или Духах Личности существовало уже - хотя и иным образом - опять-таки у народов греко-латинского периода времени. Но у них существовало еще и нечто другое это то, что сможет нас продвинуть в познании несколько дальше. Греки находились еще ближе к германским народам, но все же Я пробудилось там на более высокой ступени, чем у германо-северных народов. То, что еще переживалось северными народами как работа Ангелов и Архангелов, этого греко-латинские народы больше не переживали непосредственно. Но они обладали об этом отчетливым воспоминанием. Итак, различие между германскими и греко-латинскими народами состояло в том, что греко-латинские народы еще помнили то участие, которое Ангелы и Архангелы принимали в развитии их душевной жизни к дневной ясности, т. к. их сознание не освободилось от состояния приглушенности. В воспоминании же это выступало перед их душами особенно ярко.



Творение всего этого мира, весь род и образ действия в человеческой душе Ангелов и Архангелов - как отсталого, так и нормального развития - это знали греки. В мощной картине воспоминания несли они в своей душе их истекшие переживания. Воспоминание всегда просветленней, обрисованней, чем переживание. То, что сказывается как память, как воспоминание - не так свежо и не так юно, но зато оно обладает более резкими очертаниями, более резкими контурами. Влияние на душу человека мира Ангелов и Архангелов, их импульс - это вызывалось в воспоминании греков в резких контурах. Этим является греческая мифология. Кто не видит ее такой, а лишь сравнивает одни имена с выступающими где-то другими, кто, значит, не считается с особыми силами в обликах Аполлона, Минервы и т. д., тот занимается лишь внешним сравнением религий, тот сравнивает только униформы. Суть же дела состоит во всем образе воззрения того времени.



Итак, перед нами следующая картина: греки создавали свою мифологию по воспоминанию. Египетско-халдейский период времени обладал темным, затушеванным воспоминанием о деятельности мира Ангелов и Архангелов, он переживал его как бы погружающимся в забвение, но зато ему открывался вид в мир Первосил. И, наконец, совершенному забвению предается мир Ангелов и Архангелов в персидской мифологии или учении о Богах, но зато открывается вид в мир властей или Духов Формы. То, что находится в греческой мифологии, персидские народы, а тем более индийские, - забыли. Все эти свершения они опять находили в Акаша-хронике и создавали себе образы прошедшего из этого их познавания, которому уже дано было быть обожествленным познаванием при высоко развитых духовных силах.



Из этого вы сможете вывести, что как раз этим народам Востока необыкновенно трудно будет понимание западной духовной жизни. Отсюда эта замкнутость народов Востока по отношению к западной духовной жизни. Они, конечно, примут западную материалистическую культуру духовная же культура Запада, если они не подходят к ней путем духовной науки, остается для них более или менее закрытой. Они находились на высокой для человека ступени уже в те времена, когда на Земле еще не было Христа Иисуса. Он пришел лишь в четвертой послеатлантической эпохе. Это такое событие, которое уже не могло быть постижимо развившимися из индийского народа силами. Для этого еще нужны были такие силы, которые были родственны менее высокому состоянию Я, которые были ближе сущности Я в его зависимости от душевных сил.




См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 7-я лекция

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment