Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 14 июня 1910 г.

Врабатывание Ангелов и Архангелов в человеческую душу в германо-северных областях было не простым воспоминанием, а таково, что даже еще во время самого пребывания Христа Иисуса на Земле люди могли видеть это врабатывание, они были причастны ему, они сопереживали работу Ангелов и Архангелов над их душой. Подобные душевные переживания вызывали в греко-латинских народах воспоминание о том, что они пережили когда-то раньше. Германские же народы жили в них самих как в их собственных, непосредственных, их самих касающихся интересах. Их Я пробудилось на той ступени бытия, когда в их душу врабатывались народные Духи и те духовные существа, которые находились еще в подчинении у этих народных Духов. Поэтому эти народы находились ближе всех других к тем событиям, которые нам известны как события древней Атлантиды.



Обращая свой взор к духовным силам, люди древней Атлантиды говорили о своего рода едином божестве; те древнейшие состояния развития человечества открывались им в непосредственном восприятии. Им открывалось вершение Духов Мудрости и вершение Духов Движения, которые позднейшие индийцы наблюдали уже из Акаша-хроники. Народы Запада поднялись одной ступенью выше этого состояния развития, переживая вне посредственной современности переход из древнего созерцания в новое. Вершение и жизнь действительных духовных сил они видели в период времени, когда Я еще не пробудилось. Но одновременно они видели, как мало помалу пробуждалось Я и как в душу деятельно вступали Ангелы и Архангелы. Этот непосредственный переход они воспринимали. У них было воспоминание об истекшем вершении и жизни, когда созерцание было везде таково, что все было видимо словно в море тумана, и они видели, как из этого моря тумана подошли и вступили в их душу те божественно-духовные облики, которые нам известны как непосредственно стоящие над людьми.



Древних же Богов, вершивших еще до вступления в душу тех, которые были видимы и внутренне близки теперь, тех божественных существ далекого, далекого прошлого древней Атлантиды, - их называли " ваны". Затем люди выступили из времен древней Атлантиды и увидели вершение Ангелов и Архангелов; их называли " азы". Это были те существа, - Ангелы и Архангелы, - которые заботились о Я человека, пробудившегося теперь на низкой ступени. Они вели эти народы и управляли ими. То, что другие народы, народы Востока, - проспали, а именно, свое сознательное присутствие при всем прорабатывании душой различных сил, даруемых Ангелами и Архангелами нормального и отсталого развития, - народам Европы пришлось с самого начала идти через это сознательно, чтобы развить понемногу эти силы души.



Таким образом, Боги, которые представали перед душой северянина-германца, которые сами непосредственно работали над этой его душой, и само высвобождение его человеческо-душевного начала из космоса - было нечто, непосредственно им воспринимаемое; это было нечто, что он непосредственно переживал. Он не обращался к помощи воспоминания, чтобы проследить процесс врабатывания души в телесность, нет, он прослеживает совершающееся в его современности. Оно есть его собственное развитие и он присутствует при нем своим Я. Вплоть до восьмого, девятого, десятого столетий по Р. Х. он несет ему навстречу свое понимание. Он сохранил понимание того, как мало-помалу. Формируются, вкристаллизовываются в тело душевные силы. Он видит архангельских существ, работающих над его душой, давших ему то, чем надлежало стать его душевным силам, и находит выдающегося из этих Архангелов: Вотана или Одина, видит его работающим над его душой, врабатывающимся в его душу. Что же он здесь видит?



Каким он воспринимает Вотана или Одина? Каким узнает он его и за что любит, и, прежде всего, как понимает? Он научается узнавать в нем одного из тех Архангелов, которые пришли к решению отказаться от восхождения на, высшие ступени. Он научается видеть в Одине одного из Архангелов отсталого развития, одного из величайших, отрекшихся в предвременьи и сохранивших свое архангельство при принятии на себя важной миссии работать над душой человека. Одина в его деятельности германо-северянин переживает еще в те времена, когда он только начинает прививать душе речь. Чудесным образом удержало сказание, как Один сам работает над своими народами, чтобы даровать им речь. Это описывается как божественное посвящение. Каким образом Один пришел к такой власти, чтобы суметь одарить души германо-северных народов речью, это изложено в описании его предшествующих переживаний, представленных как посвящение силой божественного напитка, который некогда, в пра-отдаленном прошлом, хранился у великанов.



Этот напиток содержал не абстрактную мудрость, а представлял собой мудрость, изживавшуюся непосредственно в звуке. Над этой изживавшейся в звуке мудростью Один получает власть; он научается пользоваться ею, проходя свое длительное, длящееся шесть дней посвящение, из которого его выводит древний носитель мудрости Мимир. Так становится Один владыкой силы речи. Отсюда позднейшее сказание относит к Одину язык поэтов, язык скальдов. К Одину же относят и руны, которые в древние времена были гораздо ближе к языку, чем позднейшее письмо. Таким образом, в чудесных историях, повествующих об Одине, выражается усвоение новой речи, - усвоение при помощи соответствующего Архангела и в обход - через эфирное тело - ее вживание в тело физическое. Родственных архангельских существ встречаем мы в собратьях Одина: в Хенире, который одаряет силой представления, и в Ледуре, который снабжает тем, что еще особенно близко расе, а именно: цвет кожи и характер крови.



В этих двух Архангелах нам надлежит видеть существ, так сказать, более нормального начала. Относящихся к отсталому развитию мы встречаем в существах, выступающих как Вили и Вэ. Это существа, которые, как я это описал раньше, действуют более интимно, более во внутреннем существе души. Но как раз с таким Архангелом отсталого развития Я чувствует особенно близкую, родственную связь, такое Я, которое само находится на отставшей ступени развития, которое сопереживает процесс развития своих подначальных душевных сил. Такое Я чувствует свое родство с существом Архангела отсталого развития. Поэтому и Один ощущается не как Архангел отсталого развития, а скорее как тот, который в своем отставании родственен самому отставанию душ западных областей, более сознательным образом переживающих в их Я то, что свойственно этим областям и что не уловили определенные стадии душевной жизни тех народов, которые продвинулись на Восток и лишь тем пришли к их пробуждению. Поэтому в душе северянина-германца прежде всего живет все то, что связано с архангельскими силами Одина в их брожении и работе в элементарных глубинах этой его душевной жизни.



Мы говорили, что посредниками между деятельностью Архангелов и единичными людьми являются Ангелы. Я человека, пробудившееся на такой ранней элементарной ступени душевной жизни, прежде всего заинтересовано тем, чтобы деятельность Архангелов стала ему доступна. Поэтому северянин-германец интересуется существом такого мощного ангела, который в то же время близок и родственен единичному человеку и его индивидуальности. Это Тор. Тора можно понять только тогда, когда знаешь, что в нем надо видеть существо, которое - если бы оно развивалось нормально хотя и могло бы далеко продвинуться в развитии, но которое сравнительно рано отрешилось от него, оставшись на ступени Ангела, чтобы ко времени пробуждения в душевном развитии Я стать вождем в душевном мире германо-северной области.



Это и есть то, что непосредственно ощущалось в Торе, родственном единичному человеческому Я: что в каждое это единичное Я им - Тором - может быть внесено из духовного мира то, что в него должно быть внесено. Принявши это в соображение, мы лучше поймем и те частности, которые передаются преданием. Ведь это и является нашим заданием: соответствующим образом суметь понять эти индивидуальности Богов. Итак, северянин-германец ощущал, сопереживал это запечатлевание души в телесность. Он присутствовал при процессе вчленения Я в телесность и при овладевании им каждого единичного человека. Мы знаем, что Я пульсирует в крови физического тела и всякому внутреннему процессу соответствует внешний, всякому микрокосмическому - макрокосмический. Работе Одина, дарующего мудрость языков и рун и который действовал большим окружным путем через дыхание, - вовне, в макрокосмосе, соответствует движение ветра. Закономерному прониканию воздуха в наши дыхательные органы, которые способствуют его модуляции в слово, в речь, - этому во вне, в макрокосмосе, соответствуют движения, струения в ветре.



Как истинно вершение Одина в нас самих, - в преобразовании воздуха в слова, - также истинно его вершение, его деятельность вовне в ветре. И это действительно видел тот, кто еще владел старыми германо-северными способностями, к которым относилась определенная степень ясновидения. Повсюду в ветре он видел вершение Одина, видел его, как он формирует речь в его дыхании. Человек севера видел это как единство. Как то, что живет в нас и организует речь (т. е. речь, которая была присуща северному организму), проникает в Я и способствует пульсации крови, - так этому, врабатыванию речи соответствует вовне, в макрокосмосе, молния и гром. Речь возникла до рождения Я. Поэтому повсюду Я ощущается как дитя того существа, которое дарует речь. В этом запечатлении в единичное Я особенное участие принимает Тор, и то, что соответствует свершению в макрокосмосе, в микрокосмосе является пульсацией крови.



Итак, то, что вовне, в макрокосмосе, соответствует пульсации крови в человеке, это есть то, что как молния и гром прорезает веянье ветра и клубящиеся облака. Это опять в своем ясновидении северо-германец видит как единство; веянье ветра, сверкание молнии вовне он видит в тесной связи с деятельностью принятого им в себя через дыхание воздуха. Он видит, как последний переходит на кровь и переносит в нее пульсацию Я. В наши дни это рассматривается нам материальный процесс, но у северо-германца это еще был процесс астральный. Он видел близкое родство огня, молнии, с тем, что проходит через кровь. Он чувствовал биение пульса в своей крови и осознавал в этом повторяющемся биении биение Я; на внешний же материальный процесс он не обращал внимания. Все это было облачено в ясновидческое ощущение. То, что вызывает биение пульса и его все вновь возвращающееся повторение, он ощущал как деятельность Тора. Как все вновь возвращающийся в руку Тора его молот чувствовал он в своем Я силу Тора, силу одного из наиболее почитаемых когда-либо Ангелов, потому что он был мощным существом, отставшим на ступени ангельства.



Духовную силу, которая несет и держит физическое тело, германо-северная мифология относит к Я, которое сдерживает духовно-физическое существо человека. Внутренним переживает северо-германец движение телесно-душевного начала человека, и даже в более поздние времена в нем еще встречается понимание того, каким образом его внутреннее существо выделяется из астрального, каким образом, так сказать, внутреннее дает ответ внешнему. Когда посвященные говорили ему, что человек есть результат, метаморфоза вселенной, он еще понимал это. Он понимал прежние стадии, понимал то, что ему рассказывалось о свершениях и деятельности Ангелов и Архангелов, - прежние стадии, когда человек физически-духовным образом родился из макрокосмоса.



Он видел, как единичный человек строится из сил макрокосмоса, как он покоится в макрокосмосе. В этом макрокосмосе он выискивал явления, которые микрокосмически разыгрываются таким образом, что из "человеческого севера", из холодной духовной области, прядутся мысли человека и что оттуда его телесность снабжается двенадцатью мозговыми нервами головы. Это явление, которое микрокосмически стало двенадцатью мозговыми нервами, он видит. Он видит тканье духа в том, что он называет "царством тумана и холода"*; он видит двенадцать течений, которые стягиваются и материализуются в двенадцати мозговых нервах человека; он видит, как навстречу тому, что идет сверху вниз, действует то, что идет из сердца, из "человеческого юга"; он видит это вовне, в макрокосмосе, и понимает это, когда это ему называют "царством огня и света"**. Так еще в христианских веках нам встречается понимание микрокосмоса, исходя из макрокосмоса, и в нем можно идти еще дальше, объясняя ему постепенное возникновение из макрокосмоса человека, как экстракта всей вселенной.



Он в состоянии оглянуться на то время и может понять, что эти свершения обладают прошлым, которое он сам еще наблюдает как работу Ангелов и Архангелов в его душе. Ему не трудно согласиться с тем, что эти свершения обладали прошлым, и представления, которые он создает себе при этом, выступают нам навстречу как генезис древне-германского Севера, как описание возникновения человечества из всего макрокосмоса. Там, где начинается германо-северный хаос - "гиннунгагап", - там приблизительно мы застаем период времени, когда вновь образуется Земля после пройденных ею трех прежних состоянии - Сатурна, Солнца и Луны, - когда Земля, значит, вновь подымается из пралайи, когда царства природы еще не были разделены, когда люди являются еще совершенно духовными существами.



Человек Севера понимал здесь, как образуются позднейшие состояния. Интересно проследить, как в северо-германской мифологии в образах имагинативной формы изливаются разыгравшиеся в те времена свершения, для которых в духовнонаучном миросозерцании мы применяем вместо прежних образов лишь более зрелые выражения и понятия. Описываются свершения, происходящие во времена, когда Солнце и Луна еще не были разделены. Нам описывается выделение Луны и как затем развитие переходит в то, что позже становится "страной великанов". Нам описывается все то, что было в атлантический период времени как продолжение совершившегося раньше и что представляло собой собственный интерес германо-северного народа.



Сегодня я хотел лишь создать понятие того, как пробудилось северное Я, когда оно еще находилось на низкой ступени развития как человек Севера проникал взором в народную душу, в душу Тора и имеющегося непосредственного интереса также и для самой работы высших существ, которые подошли совершенно с иной стороны, чем существа, которых мы встречаем у восточных народностей. Завтра мы попытаемся найти подход к более отдаленным областям германской мифологии. Мы увидим, что эти более отдаленные области являются предвестниками того, что живет в народных душах, и увидим саму природу как раз этих наших западных народных душ.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments