Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 15 июня 1910 г.

Если среди вас находятся слушатели, которые пожелали бы философски анализировать вчерашнюю лекцию, то они могли бы натолкнуться на трудности, на кажущиеся трудности, и именно по той причине, что из других наших рассмотрений, которые уже затрагивали подобные темы, вы знаете, что весь наш послеатлантический период времени и даже уже последние времена самого атлантического периода были посвящены тому, чтобы мало-помалу развивать и все больше и больше приводить к сознанию человеческое Я как таковое. В связи с этим указывалось на то, что люди древней индийской культуры, выведенные из их старого ясновидения, в котором они пребывали в древней Атлантиде и благодаря которому им был открыт доступ в духовный мир, были первыми которые непосредственно соприкоснулись с физическим миром. Восприятие этого физического мира было таково, что весь первый послеатлантический культурный период был проникнут следующим настроением: "Истинная действительность – это то, что находится позади нас в духовном мире; мираж внешний - это майя или иллюзия".



Вчера мы говорили; и это соответствует фактам, - что люди этой древнейиндийской культуры прошли через богатое душевное развитие; мы указали, что они достигли его при более или менее сонном состоянии Я, т. е. что Я пробудилось лишь после достижения ими этой зрелости их душевного развития. Вы можете задать себе вопрос: в чем же, собственно, выразился для индийского народа этот промежуточный период времени? Все душевное развитие этот индийский народ прошел в нем совершенно иным образом, чем европейское, и именно - германское народонаселение, которое присутствовало своим Я при собственном постепенном развитии и наблюдало работу божественно-духовных сил над своей душой. Размышляя философски над вчерашней лекцией, вам, может быть, будет трудно сочетать с этим сказанное. Для тех, которые не просто непосредственно, а исходя более из философского мышления желают анализировать лекцию, для них, для пояснения, я должен сделать некоторое отступление.



Это кажущееся противоречие сразу же исчезнет, если вы примете во внимание следующее: по отношению к Я и его познаваемости человек находится в совершенно ином положении, чем по отношению к любому иному объекту. В акте познавания какого-нибудь другого объекта - предмета или существа, а не самого себя как Я, - вы, собственно, имеете дело с двояким: с познающим, с познающей силой и с тем, что познается. Является ли объектом познавания человек, животное, дерево или камень - для чисто формального акта познания это не имеет значения. Иначе обстоит дело по отношению к Я. В данном случае познающий и познаваемое является одним и тем же. В эволюции, в развитии человечества эти два положения расходятся, и это имеет большое значение. Те, на чью долю выпало развитие в послеатлантическом периоде времени древней индийской культуры, они субъективно развивали Я, как самопознающее начало.



Это субъективное возведение Я на определенную высоту в пределах сил человеческой души может существовать задолго до того, как человек достиг способности объективного созерцания самого существа Я как такового. Народы же Европы, напротив, развили сравнительно очень рано, еще живя в старом ясновидении, созерцание объективного Я, т. е. значит, в пределах всего, воспринимаемого ими ясновидчески, они созерцали как существо среди других существ и само это Я человека. Если вы никак не смешиваете оба эти положения, если вы правильно подходите к этому, то вы и философски - как и вообще со всеми духовно-научными показаниями - вполне справитесь с этим. И уж если имеешь склонность к философским формулам, то это положение можно было бы выразить следующим образом: индийская культура представляет собой такую душу, которая задолго до созерцания объективного Я достигает высокого расцвета Я субъективного, германо-европейские народы развивают созерцание Я задолго до осознания ими их собственной внутренней связи с Я. Они воспринимали ясновидчески зарю собственного Я, имагинативный образ Я.



В окружающем их астральном мире они уже давно объективно видели Я среди воспринимаемых ими ясновидчески, других существ. Чисто формально мы так и должны представлять себе противоположность: тогда мы поймем, что как раз европейская, почва была призвана к тому, чтобы так восстановить связь человеческого Я с другими существам - с Ангелами и Архангелами, - как я это отметил вчера в отношении мифологии. Приняв это во внимание, вы поймете и то, что почве Европы 6ыло предназначено вызвать самые различные возможности отношений этого Я также и к тому миру, который выступал навстречу человеку как мир чувственно-воспринимаемый; вы поймете, что это Я, т. е. сама сущность человека, способно вступать в самые различные сношения с внешним миром. Прежде, до созерцания, до восприятия человеком своего Я, характер этих отношений определялся высшими существами, и сам он ничего не мог сделать в этом направлении. Он был подчинен инстинктивной связи с внешним миром. Это существенно в развитии Я, что оно все больше и больше приходит к самостоятельности в своих отношениях к внешнему миру.



Различное оформление этого отношения Я ко всему миру являлось существенным заданием европейских наций, и у ведущей народной души было и осталось задание способствовать людям Европы в восстановлении контакта их Я с внешним миром и с другими людьми, и с миром божественно-духовных существ; таким образом, лишь в лоне европейской культуры возникает, в сущности говоря, речь об отношении человека, как носителя Яко всей вселенной. Поэтому так различна вся душевная настроенность в подходе к космологии в древнеиндийский культуре и в культуре европейско-мифологической. На Востоке все безлично, и там требуется прежде всего стать безличным и в своем познавании, подавить, так сказать, свое Я, что6ы раствориться в Браме и чтобы обрести в самом себе Атму. Это наивысшее требование там: безличность. Здесь же, в Европе, повсюду осуществляется заложенная с самого начала предрасположенность к Я; выкристаллизовываясь мало-помалу в эволюции, это Я человека становится средоточием его жизни. Поэтому как раз здесь, в Европе, особый интерес уделяется рассмотрению всего того, что связано с Я, ясновидческому уразумению всего того, что в земном бытии принимало участие в развитии этого Я.



Вы все знаете, что в развитие земного человека, призвание которого состояло в том, чтобы мало-помалу утвердиться в своем Я, вступили две различные силы. В лемурийские времена во внутреннее существо человека, в его астральное тело, вступили те силы, которые мы обозначаем как силы люциферические. Вы знаете, что путь в существо человека они избирают преимущественно, через его вожделения, влечения и страсти. Этим самым человек достигает двоякого: во-первых, он получает способность стать самостоятельным, свободным существом, загораться энтузиазмом по отношении к тому, что он мыслит, чувствует и волит, тогда как в ином случае его личные стремления остаются под руководством божественно-духовных существ. С другой стороны, как раз благодаря люциферическим силам во влечениях, вожделениях и страстях человека он принял в себя и возможность подпадения силам зла. В наше земное бытие Люцифер включен, значит, таким образом, что он атакует внутреннее существо человека там, где разыгрывается астральное начало последнего.



Отсюда и Я человека, связанное с этим астральным, пронизывается этой люциферической силой. Итак, говоря о Люцифере, мы говорим, в том влиянии, которое погрузило человека в материальное, физическое бытие глубже, чем это произошло бы без этого влияния. Таким образом, лучшему в человеке - свободе - и опасности в человеческой природе - возможности зла - мы обязаны люциферическим силам. Далее, вы знаете, что тем, что эти люциферические силы вмешались во все строение этой человеческой природы, позже в нее смогли вступить другие силы, которые не появились бы в ней, если бы Люцифер не утвердился в комплексе человека. Человек иначе воспринимал бы мир, если бы он не был подчинен влиянию Люцифера и связанных с ним других существ, если бы он не был вынужден - после того, как он дал возможность доступа люциферической силы - допустить к себе еще и другую силу. Ариман подступил извне, облекшись в окружающий человека физически-чувственный мир; таким образом, ариманическое влияние есть следствие влияния люциферического. Человек как бы атакуется изнутри Люцифером, а как следствие этого в том, что действует на него извне, - Ариманом.



Духовная наука всех времен, действительно охватывающая факты, говорит о люциферических и об ариманических силах. Вас удивит, что в воззрениях различных народов, когда эти воззрения сказываются в мифологии, не всегда налично одинаковое отчетливое осознавание Люцифера с одной стороны, и Аримана - с другой. Например, такого ясного осознавания не существует в религиозном воззрении Ветхого Завета, образовавшегося из всей семитском традиции. Здесь налично лишь определенное осознавание люциферического сияния. Это вы уже можете вывести из повествования Ветхого Завета о змее, которая является ничем иным, как образом Люцифера. отсюда вы можете заключить, что здесь существует ясное сознание того, что Люцифер принял участие в развитии. Это сознание сохранялось отчетливо во всех родственных с библией традициях. Аналогичного же сознания об ариманическом влиянии здесь не существует. Оно существует лишь там, где к этим фактам подходили духовно-научно. С этим считались те, которые писали Евангелия. И т. к. во времена евангелистов с греческого было перенято слово "дьявол", то поэтому в Евангелии от Марка там, где речь идет не об искушении Иисуса Ариманом, говорится о "дьяволе". Когда же имеется в виду Ариман, то употребляется слово "сатана". Но кто считается с важным различием этих обозначений в Евангелиях от Марка и от Матфея? В экзотерической жизни на эти тонкости совсем не обращают внимания; во внешних традициях этого различия не существует.



Это различие заметно проступает в противоположности индийства и персианства, достигая к определенному периоду времени особой отчетливости. Персидской культуре менее свойственно люциферическое влияние, в ней больше обращалось внимания на ариманическое начало. В ней особенно налична борьба против тех сил, которые подводят нас к внешнему, мнимому мировому облику, вводя нас в мрак, в тьму. В ней, таким образом, выражается отношение человека к внешнему миру. Ариман отмечается, преимущественно, как противник доброго и светлого начала. Почему это так? Потому что во втором послеатлантическом культурном периоде времени способности человека развивались в сторону восприятия внешнего мира. Подумайте лишь о том, что все стремление Зороастра направлено к познанию солнечного Духа, Духа Света. Поэтому он должен указать сначала, что в деятельность Духа Света вмешался Дух Тьмы, затемняющий познание этого внешнего мира. Главная цель перса - победить Аримана и обрести связь с теми Духами, которые мощны и полносветны в этой области. Он предрасположен к внешней деятельности; оттуда его агуры или азуры. И, напротив, проникание в тот мир, который достижим человеку погружением в собственное внутреннее существо, для последователя персидской религии является опасным предприятием; где скрываются люциферические силы, там он остерегается и добрых сил. Он там видел опасность. Он обращает взор ко внешнему миру н противопоставляет темным азурам азуров света.



Как раз обратное совершают в это время индийцы. Они находятся в периоде развития, когда погружением в собственное внутреннее существо они пытаются подняться к высшим областям. Найти связь с силами, которые вершат в области внутреннего видения, - в этом они видят спасение. Поэтому они считают опасным обращаться к внешнему миру, в котором их встречает борьба с Ариманом. Они боятся внешнего мира, они считают его опасным. И в то время, как дэвы - это некто, кого избегает перс, для индийцев они те, кого он ищет, те, в области которых он стремится быть деятельным. Перс уходит отсюда, избегает области, в которой прежде всего разыгрывается борьба с Люцифером. Вы можете рассмотреть самые различные мифологии и мировоззрения и вы нигде не встретите такого глубокого и ясного ощущения этой двойственности влияния на человека, как в германо-северной мифологии, потому что северянин-германец, владея еще ясновидческим созерцанием, действительно видел эти две силы и включал себя в них.



Он осознавал в своем развитии вступление в его внутреннее существо, в его астральное тело этих определенных сил. Они действовали из мира, но действовали на астральное тело, и, будучи призванным выработать свое Я, выработать самостоятельность человека, он чувствовал в них не просто возможность зла, но в этих подступивших к астральному телу силах, приводящих его к свободе и самостоятельности, он прежде всего чувствовал свободное начало; он чувствовал в этих силах своего рода откровение бунтующего человека. В той силе, которая еще и в германских северных областях принимала участие в возникновении рас, поскольку она определяла внешний облик и цвет человека и делала его самостоятельным, деятельным в мире существом, ощущался люциферический импульс. В своем ясновидческом созерцании северянин-германец прежде всего ощущал Люцифера как того, кто делает человека свободным человеком; человеком, который не стремится жить в простой самоотдаче каким-нибудь внешним силам, а который в самом себе несет прочное ядро своего существа и стремится к деятельности из собственного побуждения. Это влияние Люцифера северянин-германец испытывал как благотворное влияние.



Он не замечает, что это влияние вызывает еще и нечто другое: Люцифер скрывается за странным, переменчивым обликом Локи; и воспринимая действительность, констатировали, что, прослеживая мысль о свободе и самостоятельности человека, приходишь к ее источнику - Локи; но силой древнего ясновидения знали и тот факт, то в Локи находится причина того, что в вожделениях и поступках человека снижает его в его собственном существе с того уровня, на котором бы он находился, живя только в самоотдаче Одину и азам. И здесь прежде всего человеком чувствовалось жуткое величие этой мифологии германского севера; с непреложной необходимостью ощущалось то, что лишь благодаря духовной науке мало-помалу вновь будет осознано людьми. Каким же образом действует люциферическое влияние? Оно проникает в астральное тело, действуя этим самым на все три члена человеческого существа, - как на само астральное тело, так и на тела эфирное и физическое. Вне нашего духовнонаучного движения в наши дни об этом влиянии Люцифера можно говорить лишь намеками, но вам все больше будет становиться понятна эта тройственность влияния Люцифера в астральном, в эфирном и в физическом телах человека.

В эфирном теле вызывается то, что становится в человеке поводом к неправдивости, ко лжи. Ложь и неправдивость - это нечто, что преступает пределы внутреннего существа человека. В астральном теле, в собственном внутреннем существе человека, люциферическим влиянием проникается самосущность человека, и это сказывается в себялюбии. Эфирное тело проникается изнутри импульсом к неправдивости и этим предрасполагается к возможности лжи. В теле физическом вызывается болезнь и смерть. Тем, кто принимал участие в моем последнем курсе*, это понять не трудно. Но здесь я все же хочу еще раз указать на то, что все, что в физическом теле человека сказывается как болезнь и смерть, кармически связано с тем, что мы называем люциферическим влиянием. Итак, в астральном теле Люцифер вызывает себялюбие, в эфирном -ложь и неправду, в физическом - болезнь и смерть. Конечно, все материалистически мыслящие люди современности невероятно удивятся тому, что болезнь и смерть духовная наука выводит из люциферического импульса, но это тоже связано с кармой. Человек никогда не узнал бы болезни и смерти, если бы не это вмешательство Люцифера. Более глубокое погружение человека в материалистическое начало- это кармический результат люциферического влияния, и это уравновешивается с другой стороны болезнью и смертью.

Итак, мы можем сказать: результатом люциферического влияния в человеке - в его физическом, эфирном и астральном телах - являются болезнь и смерть, ложь и неправдивость, и себялюбие. Отметим, что современная материалистическая наука умиранию животного и растительного организма дает то же объяснение, что и смерти человека. Эти материалистически мыслящие люди не могут постичь того, что, одно внешнее явление может выглядеть точно так же, как и другое и, тем не менее, вытекать из совсем иных источников. Внешне проявленные факты могут исходить из совершенно различных начал. Так, смерть животного обоснована иначе, чем у человека, хотя внешняя видимость обеих одинакова. Теоретически-познавательное доказательство этих вещей потребовало бы слишком много времени.

В сущности, я хочу только сказать, что с тем, что наука называет причинностью, обстоит весьма неважно. Из царящей здесь неясности почти на каждом шагу совершаются ошибки. Представьте себе, например, следующий случай: человек влез на лестницу, упал с нее и со смертельной раной был подобран мертвым. Какое заключение может быть более естественным, чем следующее: падением человек нанес себе смертельную рану, которая и явилась причиной его смерти. Но положение вещей могло бы быть совершенно иным: этот человек мог умереть от разрыва сердца еще до падения и упасть уже мертвым; силой падения могла быть нанесена рана и, таким образом, внешне все положение предстало бы, как описано выше, смерть же наступила бы по совершенно иным причинам. Приведенный здесь случай выражен, конечно, в слишком сильных красках, но наука часто совершает подобного рода ошибки. Внешние обстоятельства могут быть часто совсем одинаковы, и все же внутренние причины совершенно различны.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist январь 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments