Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 2

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 15 июня 1910 г.

Итак, возьмем как данные духовно-научного исследования, что люциферическое влияние способствует возникновению в астральном теле себялюбия, в теле эфирном - лжи и неправдивости и в физическом теле - болезни и смерти. Что же должна была сказать северная германская мифология, желая указать, что от Локи, от Люцифера, может исходить это троякое действие? Она должна была сказать: у Локи есть три отпрыска. Первый способствует возникновению себялюбия; это змея Мидгард (Midgardschlange) выражающая собой влияние люциферического духа на астральное тело. Второе-это то, что искажает человеческое познавание как таковое. В человеке физического плана это проявляется как нечто, живущее в его духе и несогласующееся с действительностью внешнего мира.



Это то, что является неправдой в нем. То, что является у нас абстрактной ложью, у северян, еще живших более на астральном плане, на этом астральном плане изживалось в определенном астральном существе. Выражением всего, что является затмением, неправильным виденьем, есть какое-нибудь существо животного порядка, - здесь, на севере, это, главным образом, Фернис-волк (Ferniswolf). Это второе: влияние со стороны Локи на эфирное тело, результатом которого является внутренняя склонность человека к самообману, к мышлению о вещах не сообразно действительности, т. е. вещи внешнего мира предстают ему в неверном освещении. Это, в сущности, тем или иным образом северная германская мифология связывает с обликом волка. Это астральная фигура лжи и всякой неправды, идущей из внутреннего побуждения.



Но там, где человек походит к внешнему миру, там Люцифер встречается с Ариманом, так что всякое заблуждение, проскальзывающее в область познания, - также и познания ясновидческого, - всякая иллюзия, всякая майя является следствием этой лжи и неправдивости. Таким образом, в Фернис-волке нам надлежит видеть образование окутывающее...; где сумрак не пронизывается внешним светом, истиной, там древние северяне говорят о волке. Это проходит сквозь все северное сознание, и вы увидите, что этот образу потребляется в этом смысле повсюду, вплоть до внешних фактов.



Когда древний северянин высказывал свое впечатление от солнечного затмения - (во времена древнего ясновидения человек, конечно, еще видел иначе, чем теперь при помощи подзорной трубы), то он выбирал образ волка, преследующего Солнце, который, настигнув Солнце, этим самым и вызывает его затмение. Внутренне это вполне соответствует фактам. Такая терминология принадлежит к величественности, к жуткой величественности северной мифологии. Здесь я могу лишь слегка коснуться этого; но чем дольше мы могли бы говорить о северной мифологии, тем больше вы увидели бы, как все это всесторонне проведено в северном мифологическом представлении, и это по той причине, что мифология является результатом древнего ясновидения, но ясновидения, в которое повсюду вступает Я.



Современные материалисты скажут: ведь это суеверие, никакой волк не преследует Солнце, но древний северянин, человек имагинации, видит эти факты в образах, и я мог бы привести вам многие так называемые научные истины, в которых таится больше заблуждений и скрытого ариманизма, чем в соответствующем астральном явлении, которое описывается как волк, преследующий Солнце. Для оккультистов существует нечто, что является много большим суеверием, а именно, что причиной солнечного затмения является заслоняющая Солнце Луна. Для внешнего воззрения это вполне верно, так же верно, как для воззрения астрального верно явление с волком. Астральное воззрение даже вернее того, которое вы находите в современных книгах, потому что последнее еще больше подвержено заблуждению. Когда в будущем человек познает вместо теперешнего внешнего действительное положение вещей, то он найдет, что северный миф был прав. Я знаю, что по отношению к современным взглядам я говорю нечто невероятно абсурдное, но я знаю в то, что среди настроенных духовно-научно людей уже достаточно продвинутых для того, чтобы можно было указать, где именно наше физическое мировоззрение подвержено майе, заблуждению или иллюзии.



Теперь коснемся влияния Локи на физическое тело. В нем он способствует болезни и смерти. Итак, третий отпрыск - это то, что вызывает болезнь и смерть, это Хэль (Hel). Таким образом, действительно в обликах Хэль, Фернис-волка и змеи Мидгард вам замечательным образом представлено влияние Локи или Люцифера, как это воспринималось древним ясновидением, которое мы можем обозначить как своего рода сновидческое ясновидение. Если мы вникнем во все подробности описания Локи, повсюду в них мы найдем свет, проливающийся вплоть до частностей на вышеизложенное. При этом вам всегда должно быть ясно, что воспринимаемое ясновидящим является не чем-то аллегорически-символическим, а существами. Он видит существ. Северянин-германец знал не только о Локи, о влиянии Люцифера, он зналтакже и об идущем с другой стороны влиянии Аримана; и он знал больше, - а именно, что захваченность ариманическим влиянием является результатом влияния Локи.



Вы должны перенестись теперь в период времени, когда человек рассматривал мир еще не внешне-физически, а путем древнего ясновидения, и вы увидите, что это ясновидение приводит к созданию соответствующего мифа. Что же говорит миф? Влияние Локи распространилось на человечество, что сказывается в действии змеи Мидгард, Фернис-волка и Хэль. Человек менялся по мере усиливавшегося люциферического влияния, и его ясное, светлое созерцание духовного мира померкло. В те времена, когда еще процветало это созерцание, человек проходил в своей жизни - подобно чередованию в жизни сна и бодрствования - попеременно то через состояние созерцания духовного мира, то через жизнь на физическом плане. Когда он созерцал духовный мир, он видел мир, из которого он происходил. Это и есть существенное, что мир возник из ясновидческого сознания; человеческое же сознание постоянно колебалось от созерцающего проникновения в духовный мир до полной отвлеченности от него.



При наступлении сновидческого состояния сознания человек смотрел в духовный мир; при наступлении дневного бодрствующего состояния сознания он бывал слеп для него. Так, по отношению к духовному миру менялось состояние то слепоты, то видения. Менялось сознание, словно определенное мировое существо принимало облик то слепого Хедура (Hodur), то созерцающего духовный мир, ясновидящего Бальдура(Baldur). Человек был предрасположен к влиянию Бальдура, и не прими он в свое существо влияние Локи, он развился бы в смысле заложенной в нем предрасположенности. Влияние же Локи способствовало победе начала Хедура над началом Бальдура. Это выражено в том, что Локи снабжает омелой слепого Хедура, которой он убивает видящего Бальдура.



Итак, Локи - убивающая сила, Люцифер, приведший челове как Ариману. В самоотдаче человека слепому Хедуру гаснет древнее ясновидческое созерцание. Это убиение Бальдура. Человек Севера ощущал действительную потерю в себе этого бальдурова начала, способности созерцания духовного мира. Это исчезновение ясновидения он ощущал как убийство в нем Бальдура, т. е. ясновидения, силой Локи; то же, что ему осталось, - это бессилие по отношению к этому ясновидению. Так, в мифе Бальдура, Хедура иЛоки выражено великое историческое мировое событие: постепенное исчезновение древнего незамутненного познавания. С одной стороны, значит, перед нами Локи со своими отпрысками, тремя существами, с другой - трагическкй акт поражения Бальдура.



Таким образом, в северной мифологии перед нами отражение того, что мы извлекаем из духовной науки: двоякое влияние, - люциферическое и ариманическое. Это то, на что духовная наука всегда будет указывать как на ясновидческое познание древних времен, создающее из этого древнего постепенно исчезающего ясновидения соответствующий миф. Дальнейшее вдавание в эту область увело бы нас слишком далеко. Но уже из сказанного мною принципиально вы можете ощутить жуткую величественность этого мифа, который не имеет себе подобного, потому что никакая мифология не охватывала так точно древних ясновидческих фактов. Греческая мифология – это лишь выраженное пластически воспоминание о чем-то пережитом в предвременья, но такой непосредственной связи с фактами, как это присуще германо-северной мифологии, этого в ней не существует. Она, правда, просветленней, образы появляются в ней округленней, точнее, - поэтому в ярком, пластическом виде, - но зато в ней утеряна элементарность свежего первобытного впечатления.



Еще долго оставалось человеку Севера нечто от древнего ясновидения; но сохранившись еще надолго лишь на Севере, в остальной части Европы это древнее ясновидение уже давно исчезло. И лишь мало-помалу, медленно и постепенно поле зрения человека сузилось к восприятию только лишь физического облика мира. Поэтому, когда начало распространяться христианство, для большинства людей стало истиной то, что выражал миф о Бальдуре, о смерти Бальдура; и лишь единичные сохраняли еще способность непосредственного созерцания того, что переживали люди Севера. Итак, еще долго существовало непосредственное созерцание этого духовного мира; и именно благодаря тому, что все это было так элементарно, так непосредственно черпалось из ясновидческого опыта, именно поэтому - также, когда уже началось распространяться христианство - у людей древнего германского Севера осталось сознание, которое не могло быть так сильно у других народов.



Последние ощущали: все, что мы когда-то пережили в связи с нашей божественно-духовной изначальной родиной, - исчезает. Для Севера же это исчезло лишь ко времени, когда его германский обитатель получил утешение христианства. Но оно не содержало в себе для него непосредственного созерцания. Слишком уж глубоко чувствовал он судьбу Бальдура, чтобы быть в состоянии утешиться предлагаемым ему Богом, который сошел на физический план для того, чтобы люди, которые могут воспринимать только этот физический план, смогли бы также подняться до божественного сознания. В северных областях не могли так чувствовать слова "измените ваше душевное содержание, ибо приблизилось Царство небесное", как их могли чувствовать люди Малой Азии. Там, где появился Христос, можно было найти лишь старые воспоминания о факте, что некогда существовало древнее ясновидение.



3000 лет длилась уже на Востоке Кали-Юга, темный период времени, в течение которого люди не могли больше прозревать духовный мир; томление же по духовному миру у них не прекращалось, и они всегда говорили о таком мире, который человек мог созерцать духовно, но который теперь скрылся от взора. В гораздо более отдаленном прошлом, чем люди северной области, пережили они духовный мир и только еще по воспоминанию знали, что этот духовный мир был некогда доступен. Поэтому в области Малой Азии хорошо могли понять слова: "измените ваше душевное содержание, ибо приблизилось Царство небесное". Там поняли, когда было сказано: "Царства небес подошли к физическому плану, обратите взор к неповторимому Облику, который появится в области Палестины, взгляните на Мессию, несущего в себе Бога, силой которого вы обретете связь с божественным, даже если вы не сможете подняться над физическим планом. Поймите явление в Палестине, поймите Облик Христа". Это глубокие слова Иоанна Крестителя.



Северянин, который долго еще переживал больше, чем только соответствующую воспоминанию весть о прозревании в духовный мир, должен был ощущать это иначе. Поэтому в нем возникла грандиозная по своей значительности мысль: это вступление на физический план, это невиденье божественно-духовного мира - это может быть только временным. Человеку предстоит пройти через это, как через школу, и увидеть, что он сможет усвоить в физическом мире. Он нуждается в этом пути и должен, значит, выступить из духовного мира; переживания физического мира он должен пройти, как школу. И именно тем, что он пройдет через них, как через школу, он вновь вступит в мир, из которого он вышел. Он сможет быть вновь одушевлен созерцанием Бальдура. Иными словами: великая идея, возникающая в течение развития германского севера, что открытый, оттянутый от ясновидческого взора мир вновь станет видимым, способствует тому, что деятельность на физическом плане переживается как временная.



Этому северянину его посвященные объясняли, что в промежуток времени, пока ему не дано прозревать духовный мир, в последнем происходит нечто, что будущем даст этому духовному миру иной облик, отличный от того, который он привык видеть раньше. Они объясняли ему это, говоря приблизительно так: "Раньше ты проникал взором в божественно-духовный мир, видел в нем Архангела Речи, Архангела Рун, Архангела Дыхания - Одина, и Ангела, особенно близкого человеческому Я, - Тора. Ты находился в связи с ними; и тот, кто к этому подготовится, приобретет возможность вновь вступить в этот духовный мир. Но тогда он будет выглядеть иначе: в нем появятся еще и другие духовные могущества; подвластные области и соотношения сил древних духовных вождей человеческого рода изменятся. И хотя ты и будешь созерцать этот мир, но видеть в нем ты будешь иное, чем пережитое тобою до сих пор".



То, что тогда увидит человек, они описывали ему как провиденье будущего, как такое провиденье, которое некогда в будущем предстанет перед душой человека, когда он вновь обретет способность созерцать духовный мир и, через какую судьбу прошли древние божества, видеть в какие соотношения они вступали с другими духовными существами. Они, эти провидящие будущее посвященные, описывали ему, как действительно изживется в своего рода борьбе то, что идет от Люцифера., с тем, что идет от Богов. Это видение будущего посвященные описывали людям в картине Сумерек Богов. Сумерки Богов, Ragnarok, - это образ, который давали посвященные северянину-германцу, как образ будущего. И вновь мы найдем, что все события, представленные здесь как события будущего, вплоть до частностей, не могут быть представлены лучше, терминологически правильней и точней, чем они представлены в чудесном образе Сумерек Богов. Это оккультный фон картины Сумерек Богов.



Каким же тогда должен видеть человек самого себя? Он должен видеть себя усвоившим как импульс для дальнейшего развития все, что идет из истекших времен, он должен мыслительно усвоить то, что как дар он получил от Одина, самого же себя чувствовать прошедшим последовавшее затем развитие. Он должен принять в себя учения Одина (Один выступает ему навстречу как Архангел). Он должен сделать себя сыном Одина; он должен вступить в борьбу, причем скоро вступить в эту борьбу. Посвященный, руководитель эзотерической школы, особенно подчеркивает это человеку Севера, указывая ему на таинственное для нас божественно-духовное существо, которое, собственно, лишь при Сумерках Богов - благодаря преодолению им силы, которая сначала преодолела Одина - получает определенную роль. Отмститель Одина получает особую роль и играет ее в Сумерках Богов. Если мы поймем эту - роль, то нам откроется чудесная связь между задатками северянина-германца с тем, что мы себе можем представить как видение будущего. Все это выражено чудесным образом - и вплоть до частностей точно - в великом видении Сумерек Богов.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments