Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 10-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 16 июня 1910 г.

Прежде, чем углубиться в рассмотрение того, что мы извлекаем из значительного образа Сумерек Богов, будет хорошо, если для этого мы выработаем себе определенные предпосылки, чтобы из найденных результатов более точно описать существо германо-северной народной души. Мы должны отметить все общее, созвучное по-своему вершение духовной жизни Европы, отметить, каким образом деятельность различных народных духов способствует развитию человечества от древнейших времен через нашу современность: в будущее, В этой великой общей панораме каждый отдельный народ и все единичные маленькие народные осколки обладают их особым заданием, а из сказанного ранее вы можете заключить, что европейской культуре до и после Р. Х. в некотором отношении как раз выпало задание, миссия воспитания Я, прорабатывание его и его постепенного развития через различные ступени самого человеческого существа.



Как мы показали на примере северного германского народа, человеку седой древности это Я было в некотором отношении ясновидчески показано в самом духовном мире. Ангельское существо Донар или Тор, который сам находится непосредственно между человеком и народной душой, как бы осеняет этим Я людей. Мы видели, что единичным человек переживал себя как бы без Я, как бы безлично. Он смотрел на Я, как на дар, - дар, идущий из духовного мира. На востоке, конечно, это Я, когда оно вообще пробудилось, не так переживали. Там человек субъективно уже настолько развился до более высокой ступени совершенства, что Я он ощущал не чуждым, а собственным. При его пробуждении к осознанию Я культура Востока была уже настолько продвинута, что она была способна к постепенному развитию того тонкого умозрения, логики и знания, которые мы находим в восточной мудрости. Итак, Восток уже не сопережил весь процесс принятия Я из высшего, духовного мира при содействии такой божественно-духовной индивидуальности, как Тор.



Это сопережил европеец; поэтому этот европеец и ощущает это постепенное восхождение к индивидуальному Я как: высвобождение из своего рода групповой души. Северянин-германец чувствовал себя как бы осененным групповой душой, как бы принадлежавшим целой общине, как бы звеном в обширной со-принадлежности племени. Этим лишь объясняется то, что еще почти сто лет спустя после того, как Земле был дан импульс Христа в описании Тацита германцы центральной Европы все еще предстают в пламенных группах, являются как бы членами одного организма, образующими его единство. единичный человек действительно чувствовал себя в то время членом племенного Я. Он чувствовал постепенное высвобождение-рождение индивидуального Я из Я племенного, и в Боге Торе он ощущал самого дарителя, ниспосылателя этого Я, Бога, который, собственно, одарил его этим индивидуальным Я. Но этого Бога он ощущал еще связанным с общим духом племени, с тем, что живет в групповой душе.



Мы встречаем выражение Зиф, как обозначение этой групповой души. Это имя супруги Тора. Слово Зиф должно быть родственно в речи слову Sippe, что значит - родня, племенная со-принадлежность, и это действительно так и есть, хотя замаскировано и скрыто. Оккультно Зиф обозначает групповую душу отдельной общины, из которой вырастает единичный индивидуум. Зиф - это существо, которое связывает себя с Богом индивидуального Я, с Тором. Индивидуальный человек ощущал Зиф и Тора как существ, которые дали ему Я. Северянин ощущал их так еще и тогда, когда на пути воспитания человека к Я народам других областей Европы были уделены уже другие задания. Каждый отдельный народ имеет свое особое задание. Здесь прежде всего мы встречаем раскинутым тот народ, те народные со-принадлежности, которые вам известны под именем кельтов. Задаче народного духа кельтов, о котором из предшествовавших рассмотрений мы знаем, что позже он получил совершенно иные задания, было воспитание еще молодого Я европейского народонаселения. Для этого было еще необходимо воспитание, обучение самих кельтов, которое происходило непосредственно из высшего мира.



Поэтому совершенно верно то, что через своих посвященных, жрецов друид, кельты получили из высших миров обучение, которого они не смогли бы достичь собственной силой и которое затем им надлежало передать другим народам. Вся европейская культура есть дар мистерий Европы. Передовые народные души всегда являются вождями общей культуры развивающегося человечества. Ко времени, когда эти народные Духи Европы должны были приучать людей к самостоятельности, к деятельности по собственной воле, мистериям надлежало умолкнуть. Поэтому с отступлением кельтского элемента на второй план аналогичное происходит и с мистериями, которые отступают в более замкнутые и тайные области. Силой мистерий в эпоху древних кельтов существовала гораздо более прямая и непосредственная связь духовных существ с народом, потому что Я находилось еще на поводу группового начала; и, тем не менее, кельтскому элементу надлежало ссудить и остальное народонаселение сущностью Я.



Итак, мы можем сказать: в период времени перед германо-северным развитием как таковым мистериальное воспитание могло быть дано европейской культуре только благодаря древним кельтским мистериям. Это мистериальное воспитание принесло ровно столько, сколько было необходимо для основания общей культуры Европы. Благодаря смешению с различнейшими расовыми общинами, с расовыми отщеплениями и с отдельными народными группировками эта старая культура смогла оплодотворить самые различные народные души и народных Духов, которые для воспитания Я все вновь могли вводить это Я в новые взаимоотношения, Я, которое "крамольничало", высвобождаясь из подоснов человеческого существа.



После достижения древней греческой культурой определенной высоты ее развития - в смысле развития того, что как раз являлось особым заданием, - совсем иная сторона этого же самого задания проявилась в древнем римстве в его различных культурных этапах. Мы уже упоминали всю строгую последовательность в развитии отдельных послеатлантических культур. Охватывая взором ступени развития этих поатлантических культур, мы можем сказать: древняя индийская культура работала над эфирным телом человека; отсюда ясновидческий, удивительный, исполненный мудрости характер древней индийской культуры, ибо она - после выработки определенных способностей человека - является культурой, отразившейся в эфирном теле человека. Таким образом, индийскую культуру можно выразить следующим образом (см. схематичный набросок):



Индийский народный Дух прошел все развитие внутренних душевных сил – от атлантического и вплоть до позднего послеатлантического периода времени -всего своего бодрствующего Я. Затем он вернулся к работе над эфирным телом человека. Это и есть существенное древней индийской культуры, что уже после полного завершения работы над своими душевными силами, с душевными силами, утонченными в высочайшей степени, индус опять вступает, опять возвращается в эфирное тело и вырабатывает в нем те чудесные тонкие силы, позднее отражение которых мы встречаем в ведах, а в еще более утонченном состоянии – в философии Веданты. Все это возможно было только потому, что индийская народная душа достигала высокого развития еще до созерцания, до восприятия Я и к тому же в период времени, когда человек мог созерцать силами самого эфирного тела. Персидская народная душа не зашла так далеко. Она дошла только до возможности восприятия при помощи тела ощущений или астрального тела.



Еще иначе это обстояло в вавилоно-халдейско-египетской культуре. Там это было так, что воспринимать могла та часть, которую мы обозначаем душой ощущающей. В греко-латинском Духе народа положение обстояло так, что он был подвержен до души рассудочной или характера; он работал в этой душе рассудочной или характера. Работать же над душой рассудочной или характера он мог сам лишь благодаря тому, что эта душа рассудочная или характера опять-таки имела своего рода отпечаток ее существа в эфирном теле. Но это как бы менее реальная, менее созерцаемая и запечатлевающая действительность Форма, которая проявляется теперь в Греции; в то время, как в древней индийской культуре происходила непосредственная работа в эфирном теле, здесь проявляется стушеванный, затененный, тусклый отблик действительности, который я охарактеризовал как воспоминание о чем-то, что некогда пережили эти народны, как воспоминание в его обратном излучении на их эфирное тело. /см. схем. набросок.



У других народов, следовавших за греческим, работа происходит преимущественно, над физическим телом для постепенного развития души сознательной. Греческую культуру мы можем понять только в том случае, если мы в состоянии постичь ее внутреннюю сущность, если мы уясним себе, что ее существенным внешним опытом является только то, что пробивается из внутреннего существа грека. Напротив: задание народов, которые расположены более к западу и северу, - направить взор под руководством их народных душ во внешний мир и увидеть в нем то, что можно видеть на физическом плане, развить и проработать то, чему надлежит играть роль на физическом плане. Особая задача германо-северных народов заключалась еще и в том, что все это они должны были проработать таким образом, как это им было возможно сделать благодаря их благодатной одаренности, мировой исторической одаренности древне-ясновидческим прозреванием духовного мира, и ощущаемый ими словно живым их древнейший опыт внести в то, что должно было быть добыто на физическом плане.



Существовал народ, который в его позднейшей стадии развития этой одаренностью больше не обладал, народ, который не прошел через такое подготовительное развитие, который поэтому как бы непосредственно и помимо постепенности развития был включен в физический план перед рождением человеческого Я и поэтому только под водительством своей народной души, своего Архангела, мог заботиться о всем том, что требовало это Я на физическом плане. Это был римский народ. Все, что для общей миссии Европы под водительством его народного Духа надлежало выполнить римскому народу, было предназначено к тому, чтобы дать значение Я человека как таковому. Поэтому этот народ смог создать то, что обосновывает Я среди других Я: он смог создать целую сумму частных прав. Он стал творцом юриспруденции, которая построена только на основе Я. Каким образом Я противостоит другому Я - это являлось великим вопросом в миссии римского народа.



Заданием других народов, выросших из культуры римского народа, было как бы противопоставить миру Я, оплодотворенное, так сказать, больше душой ощущающей, душой рассудочной или характера и душой сознательной. Для этого всестороннего развития Я на физическом плане через оттенки души ощущающей, души рассудочной или характера и души сознательной были необходимы все перечисленные внешней историей расовые смешения, выступающие на Италийском и Пиренейском полуостровах, в современной Франции и в современной Великобритании. Это являлось великой миссией народов, мало-помалу и различнейшим образом возникших на западе Европы. В конечном итоге, все отдельные миссии и оттенки культуры на западе Европы находят свое объяснение в том, что в областях Италийского и Пиренейского полуостровов должно было быть выработано в Я благодаря импульсам души ощущающей.



Взгляните на светлые и теневые стороны характера отдельных народов, и вы найдете, что в народах Италийского и Пиренейского полуостровов произошла своеобразная смесь Я с душой ощущающей. Своеобразие же народов, обитавших до настоящего времени на почве Франции, вы поймете, обратив внимание на становление и смешение души рассудочной или характера с Я. А причина мировых исторических успехов, представительницей которых мы можем рассматривать Великобританию, заложена в том, что в Я человека вступает импульс души сознательной. С мировой исторической миссией британских стран связано и все то, что относится к внешней государственно-правовой форме. Внутренней связи души сознательной с Я еще не существовало. Но если вы уясните себе эту связь души сознательной с устремленным на внешний мир Я, то вы найдете, что великие мировые завоевания обитателей этого острова идут из этого импульса. Вы найдете также, что основание парламентарных форм правления сразу становится понятным, когда знаешь, что этим на план мировой истории должен быть выдвинут импульс души сознательной.



Итак, развитие нуждалось во многих оттенках, потому что отдельные народы должны быть проведены через всю многогранность существа Я. Если бы у нас было достаточно времени проследить эти вещи дальше, мы нашли бы истинно исторические примеры, которые показали бы нам вершащие здесь основные силы в их разветвлении и богатой деятельности. Так проявлялось все душевное строение у западных народов, которые не несли в своем существе непосредственного, элементарного воспоминания о ясновидчески пережитом раньше в духовном мире. Совсем иначе должно было развиться позже в германо-северной области то, что непосредственно исходило из уже воспринятого душой ощущающей и постепенно развитого дальше первобытного ясновидения. Отсюда эта черта душевности, которая является лишь следствием внутреннего, в предвременьи усвоенного ясновидческого опыта. Южно-германские народы имели свое задание сначала в области души сознательной.



Греко-латинскому времени надлежало развитие души рассудочной или характера. Ему надлежало не только дать импульс душой рассудочной или характера, ему надлежало действовать на нее силой чудесного развития, снабженного ясновидческим опытом предвременья. Все это излилось в души сознательные народов центрально-европейского Севера. Это продолжало действовать в них дальше как душевные задатки, более же южной части германского населения надлежало развить сначала то, что необходимо для внутренней подготовки души сознательной, для самоисполненности ее содержанием сознания (претворенного теперь силой физического плана) древнего ясновидения. По внешней видимости как будто очень далеко от всей мифологии, философия центральной Европы, - та философия, представителями которой еще в девятнадцатом веке являлись Фихте, Шеллинг и Гегель. И все же она есть ничто иное, как результат величественнейшего древнего ясновидения и завоеванного во внутреннем существе человека сотворчества с божественно-духовными силами.



Только поэтому мог видеть Гегель в своих идеях нечто реальное, только поэтому на вопрос: "Что такое абстрактность? "- он смог дать этот странный ответ: "Абстрактность, например, - это единичный человек, исполняющий свои обязанности; допустим - плотник". Итак, то, что для абстрактно-мыслящего является чем-то конкретным, для Гегели это было абстрактным. То, что для абстрактно-мыслящего является только мыслями, для него являлось великими, мощными ваятелями мира. Мир идей Гегеля - это последнее величественнейшее выражение души сознательной, и в чистых понятиях он содержит в себе то, что человек Севера созерцал в связи с Я еще как чувственно-сверхчувственные божественно-духовные силы. И когда у Фихте находило свое выражение Я, - это было ничто иное, как отблеск того, что Бог Тор дал душе человека, но охваченное у Фихте душой сознательной в по видимости незначительной мысли: "Я есмь", из которой исходит вся его философия.



От одаряемости древнего северного народа существом Я, лучащимся силой Бога Тора или Донара из духовного мира, и до этой философии тянется прямая линия развития. Все это должно было быть подготовлено этим Богом для души сознательной, чтобы она исполнилась надлежащим ей содержанием, потому что ей предстоит охватить взором внешний мир и действовать в нем. Эта философия не наталкивается на лишь внешний, грубый, чувственный материалистический опыт, но находит во внешнем мире содержание самой души сознательной и рассматривает естество как идею, но в ее ином бытии. Задержитесь на этом действующем все далее импульсе - и в нем вы найдете миссию германо-северных народов центральной Европы. Так как всякое развитие должно идти вперед, спросим себя: как же продвигается эта эволюция? Нечто странное встречаем мы, обращая взор к истекшим древним временам. Мы уже отметили, что в древней Индии, после развития соответствующих духовных сил, расцвету первой культуры послужило эфирное тело.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist january 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment