Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 11-я лекция, часть 1

Миссия единичных народных душ в связи с мифологией германского севера

Христиания, 16 июня 1910 г.

Начиная наше последнее рассмотрение, я должен поистине, отметить, что, собственно, еще о многом, многом надо было бы сказать и что, в сущности говоря, из того, что относится к этой богатой теме, лишь самое малое смогло быть действительно затронуто в течение этого цикла лекций. Однако, я все же могу надеяться, что на подобные темы мы говорим здесь не в последний раз. Пока же для начала, как раз для этой темы, дальнейшее рассмотрение которой в наши дни и без того представляет в определенном отношении некоторые затруднения, - должно быть достаточно уже данных сдержанных указаний.



В последних изложениях красной нитью проходит указание на нечто, что содержится в германо-северной мифологии или учении о Богах, и что в имагинативной форме удивительным образом связано со всем, что в форме познавательной мы в состоянии извлечь из современного духовного исследования. Это тоже одна из причин, позволяющих нам надеяться, что тот Дух народа, тот Архангел, который ведет эту страну и распростирает над ней свою воспитательную деятельность, проникнет развитыми им в течение столетий способностями то, что может быть названо современной философией, современным духовным исследованием, и что отсюда это современное духовное исследование получит определенное, свойственное народному характеру оплодотворение.



Чем дальше мы проникали бы в частности германо-северной мифологии, тем больше мы увидели бы, что в образах этой мифологии - как, действительно, ни в какой иной мифологии - удивительно выражаются оккультные истины. Быть может некоторые из вас, кто читал мое "Тайноведение" или слушал другие лекции которые мне дано было здесь прочесть, вспомнят, что некогда в течение земной эволюции совершилось возвращение тех душ людей, которые во времена седой древности, еще до древнего лемурийского периода, по совершенно особым причинам поднялись к различным планетам нашей планетной системы: к Сатурну, Юпитеру, Марсу, Венере, Меркурию и что эти души в течение последнего лемурийского и всегоатлантического времени стремились соединиться с тем, что благодаря отделению Луны от нашей Земли мало-помалу как способности и предрасположения смогло выработать физическое тело.



Они спускались тогда на Землю, эти души людей Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия. Это событие, которое еще и сегодня можно найти в хронике Акаши. То, что в течение атлантического времени воздух Атлантиды был проникнут туманно-водянистыми образованиями, это было состояние, которое в то время было связано именно с этим нисхождением душ, которое воспринималось тогда древним атлантическим ясновидением. Рождение каждого нового существа тогда еще в пластически-мягком, гибком, формующем теле, его, так сказать, нисхождение из духовных высот - все вновь рассматривалось как внешнее выражение того, что из духовного окружения, из атмосферы, из планетарного бытия нисходит душа, чтобы соединиться с возникающим на Земле телом.



Этот процесс, когда земные тела как бы открывались к оплодотворению тем, что лучилось из небесных высот, сохранился в воззрении, которое перешло в германо-северную мифологию. Сознание этого сохранилось так долго, что еще Тацит нашел его, наблюдая южных германцев, которые он описывает в своей "Германии". Никто не сможет понять рассказ Тацита о Богине Нертус, не зная о существовавшем в свое время указанном процессе. Колесница Богини Нертус реет над водами. Позже это перешло в ритуал, в обряд; в более же ранних временах это было восприятием. Эта Богиня представляла то, что могло быть дано в людских телах нисходящим из планетарных высот людским душам. Это таинственное свершение, лежащее в основа мифа о Нертус, сохранилось во всем том, что нам повествуют древние сказания и легенды, указывающие на становление физического человека. Ниордр, внутренне-родственный Богине Нертус, есть ее мужской противообраз.



Он является представителем древнейшего воспоминания в нисхождении духовно-душевного человека, о людях, которые некогда поднялись в планетарные выси и которые в течение атлантического времени вновь спустились, чтобы вновь соединиться с физическим телом. Из моей маленькой статьи "Кровь - совсем особый сок" вы можете заключить насколько значительную роль сыграли в свое время взаимоотношения народов и их смещение. Но большую роль сыграли не только взаимоотношения и смешение народов, выразившиеся в кровосмешении, но и способствующие развитию духовные и душевные влияния народных Духов. В своей наиболее чистой форме это созерцание нисхождения сохранилось в глубине того мира сказаний, который в далекие времена выработался в этих северных областях. В сказаниях о ванах вы находите старейшее воспоминание об этих вещах. Здесь, на севере, было особенно живо в финской традиции воспоминание об этом соединении нисходящего из планетарных высей душевно-духовного с тем, что произошло из самого тела Земли и что северная традиция именует страной великанов.



То, что развилось из земной телесности, это относится к стране великанов. Мы поймем поэтому, что человек германского севера чувствовал с этой стороны влияние определенного импульса; он чувствовал, как в его мало-помалу разлившейся душе работало это древнее богосозерцание, которое было присуще здесь, когда тумано-воды Атлантиды в далекой древности распростирались еще над этой областью. Человек германского севера чувствовал в своей душе нечто, берущее свое начало в божественном, идущее от того Бога, который непосредственно происходил от тех божественно-духовных архангельских существ, которые руководили сочетанием душевно-духовного с земно-физическим, Бог Фрейер и его сестра Фрейа, которые некогда были здесь, на севере, особенно любимыми божествами, мыслились и ощущались в их происхождении как те ангельские существа, которые излили в человеческую душу все необходимое ей для непосредственного дальнейшего развития на физическом плане старых, силой ясновидения усвоенных сил.



В пределах физически-чувственного мира, в мире, ограниченном восприятиями внешних органов чувств, Фрейер был продолжателем всего того, что ясновидчески было усвоено прежде. Он был живым продолжением ясновидчески вобранных в себя сил. Поэтому он должен был связать себя с тем, что как физическо-телесные органы существует для этих душевных сил в самом человеческом теле, сил, которые затем вносят в физический план то, что было воспринято древнейшим ясновидением. Это находит свое отражение в браке Фрейера с Герд, дочерью великанов. Она представляет физические силы самого земного становления, В этих представлениях еще отражается нисхождение божественно-духовного в физическое. Замечательно подчеркнуто в этом облике Фрейера, что он пользуется тем, что на физическом плане дает человеку возможность изживать способности, которые были заложены в нем его предшествующими ясновидческими восприятиями.



В распоряжении Фрейера находится ясень по имени Блютхуф, чем отмечается значение крови для развития Я*. В его распоряжении находится также странный, удивительный корабль, которыми может расширяться до беспредельностии стягиваться, укладывась в самый маленький ящичек. Что же это за чудо-корабль? Если Фрейер - есть то мощное начало, которое несетясновидческие силы в области, изживающиеся на физическом плане, то ему должна быть особенно свойственна переменность состояний между дневным бодрствованием и ночным сном. И как душа человека во время сна и до пробуждения расширяется в макрокосмосе, так расширяется и чудесный корабль и затемвновь укладывается в мозговых извилинах, получая в течение дня приют в маленьком ящичке - в черепе человека. Все это вы удивительно находите в этих образных характерах северо-германской мифологии.



Те из вас, кто ближе займется этими вещами, мало-помалу убедится, что это не фантастика и что то, что дается этими образами, что прививается ими народной душе, народной душевности, идет из школ посвященных. Итак, в ведущем Архангеле, в северном Духе народа очень, очень много сохранилось от того, чем являлось древнее воспитание через ясновидческое восприятие от того, что может взойти в душе, которая, так сказать, к ее развитию на физическом плане привнесет еще и ясновидческое развитие. Если в наши дни внешняя видимость этого и не показывает, - в Архангеле германского севера, тем не менее, заложена эта способность, и, благодаря этой способности, он особенно предрасположен к пониманию того, чем является современное духовное знание, и к такому преображению усвоенного, как оно и должно быть преображено в смысле сил народности.



Отсюда вы поймете, если будет сказано, что как раз в сущности германского севера заложены наилучшие предпосылки к пониманию того, на что я мог лишь намекнуть в прочитанной мною здесь открытой лекции о новом появлении Христа. Духовное исследование показывает нам в настоящее время, что по истечении Кали-юги, которая длилась пять тысяч лет (приблизительно от 3100 г. до Р. Х. и до 1899 г. ), в человеке назревают новые способности. Они появятся сначала у единичных, у немногих, подготовленных к этому. Так, например, наступит то, что люди, согласно естественной эволюции их способностей начнут воспринимать нечто из того, что сейчас может быть возвещено духовной наукой, только из духовного исследования.



Это духовное исследование говорит нам, что в будущем все в большем количестве будут появляться люди с развитыми органами эфирного тела и поэтому ясновидящие, что сейчас достигается только обучением. Почему это будет так? Что приобретет эфирное тело некоторых людей для подобного созерцания? Появятся люди, которые будут иметь переживания, одно из которых я хотел бы описать, примерно, следующим образом: человек совершит какой-нибудь поступок во внешнем мире; при этом он почувствует своего рода томление, которое притянет его внимание; перед его взором выступит как бы некоторый сновидческий образ, который он сначала не поймет; если же он уже что-то слышал о карме, о закономерности в мировом вершении, то мало-помалу он начнет усваивать понимание этого, потому что увиденное им есть выступающий в эфирном мире кармический противообраз его поступков.



Для людей, жизненно затронутых духоведением, понемногу(начиная с середины двадцатого столетия) наступит обновленное переживание того, что в эфирном ясновидении увидел апостол Павел как грядущую мистерию, как Мистерию живого Христа. Это будет новое проявление Христа, откровение, которое должно прийти, если способности человека естественным образом разовьются в сторону созерцания им Христа в том мире, в котором он всегда пребывал и в котором с момента Мистерии Голгофы он всегда был доступен для посвященных. В этот мир врастает человечество, чтобы быть в состоянии, будучи на физическом плане, воспринять то, что в иною случае могло быть видимо на более высоких планах и только в школах мистерий. Несмотря на это, мистериальное обучение не становится излишним.



Оно, все же, иначе вскрывает факты, чем они предстают необученной душе. То, что дает мистериальное обучение, покажет Мистерию живого Христа (благодаря своего рода преображению физического тела человека) в ином, новом виде, как в перспективе она может быть видима с физического плана, подобно тому, как в эфире она сможет быть увидена сначала единичными людьми, а затем - в течение ближайших трех тысячелетий - все большим и большим количеством людей. Живой Христос, которого увидел апостол Павел и который со времен Мистерии Голгофы находится в эфирном плане; сможет стать видим все большему количеству людей. Откровения Христа будут все выше и выше; это-мистерия его развития. Во времена свершения Мистерии Голгофы людям надлежало постижение всего с точки зрения физического плана. Отсюда была необходимость увидеть и Христа на физическом плане, получить от него весть и быть в состоянии свидетельствовать о его вершении на этом физическом плане.



Но человечество несет в себе задатки к продвижению, к развитию высших сил; и тот должен был бы ничего не знать об атом продвижении человечества, кто стал бы думать, что откровение Христа, как оно было необходимо1900 лет тому назад, повторится в том же виде. Тогда оно совершилось на физическом плане, потому что силы человека приспособлены и настроены на физическое. Но эти силы человека развиваются, и поэтому в течение ближайших трех тысяч лет Христос сможет все больше и больше обращаться к их повышенным способностям. Сказанное мною сейчас есть истина, которая из глубин эзотерических школ давно сообщалась отдельным, немногим людям, и это истина, которая в наши дни должна быть особенно обоснована в духовной науке, потому что, она должна быть предварительной школой для того, что наступит в будущем.



Человечество настроено теперь к свободе, к самостоятельному признанию того, что в нем формируется; и не исключена возможность того, что люди, которые выступят первыми пионерами Христова виденья, будут оклеймены как и их весть для человечества, сойдут за сумасбродов, и человечество еще глубже погрузится в материализм, чем это и без того уже произошло, поправ то, что могло бы быть для него чудодейственнейшим откровением. Все, что может произойти в будущем, до определенной степени подлежит воле человечества, так что люди могут пройти также мимо собственного блага. Чрезвычайно важно появление духовной науки, как подготовки для того, чем будет новое откровение Христа. Материализм здесь может ошибиться двояко. Первое, что, по традиции Запада, вероятно и произойдет, состоит в том, что то, что из сил собственного созерцания возвестится в двадцатом веке первыми пионерами нового Христова откровения, будет принято за дикую фантазию, за совершенную нелепость.



Материализм охватил сегодня все круги, он у себя дома не только на Западе, он захватил также и Восток; но только тем он проявляет себя в иной форме. Может случиться, что восточный материализм поведет к тому, что люди не признают новое, на более высокой ступени Христово откровение и что наступит то, о чем здесь так часто уже говорилось и о чем все вновь будет говориться: что материалистическое мышление обернет появление Христа в материалистическое воззрение, т. е. может случиться, что под влиянием духовно-научных истин к тому времени хотя и будет речь о наступающем появлении Христа, но в то же время будут думать, что Христос появится в материальном теле. Это было бы тогда другой окраской материализма. Здесь продолжилось бы лишь то, что уже существовало в истекших столетиях. Люди часто пользовались фальшью этого материализма, когда единичные из них выдавали себя за вновь пришедшего Христа.



Последний более значительный случай такого лже-христа произошел в семнадцатом веке, когда некто, по имени Саббатай Цеви, из Смирны, выступим как новоявленный Христос. Он произвел большой шум. К нему потянулись паломники не только из непосредственного окружения, но и из Венгрии, Польши, Германии, Франции, Италии и северной Африки. Повсюду в Саббатай Цеви видели физическую инкарнацию мессии. Мне не хочется говорить о трагедии человечества, связанной с личностью Саббатай Цеви, хотя в семнадцатом вене, конечно, эта трагедия не была особенно большой. В то время человеку еще не в такой степени была свойственна свобода воли; но силой своего познания, которое являлось спиритуальным ощущением, он мог опознать истину. В двадцатом же веке несчастье было бы велико, если под давлением материализма весть о появлении Христа истолковалась бы материалистически, т. е. в том смысле, что Христос опять появится в физическом теле.



Этим человечество доказало бы только, что оно не приобрело никакого уразумения и понятия по отношению к действительному продвижению собственного развития в сторону высших, духовных сил. Конечно, появятся - подобно Саббатай Цеви в семнадцатом веке - еще и дальнейшие ложные мессии, привлекая людей материалистического толка. Тем, кто подготовлен духовным знанием, предстоит испытание, суровое испытание - опознать истину, увидеть, действительно ли проникает в спиритуальные теории так же и исполненное жизни спиритуальное ощущение или же в них живет лишь скрытый материализм. Это будет испытанием на дальнейшее развитие духоведения: достаточно ли будут развиты люди силой этого духоведения, чтобы осознать, что Духа им надлежит видеть в духе, что им надлежит проникнуть взором в эфирный мир к восприятию нового откровения Христа - или же, что они остановились на физическом плане, желая в физическом теле увидеть проявление сил, ссылавшихся на Христа.



Это испытание предстоит еще преодолеть стремящимся к духопознанию. И мы можем сказать, что как раз для опознания истины в этой области нигде не подготовлена почва лучше, чем там, где взросла германо-северная мифология. В том, что нам несет предание о Сумерках Богов, содержится значительное провиденье будущего, и здесь я подходу к предмету, который был уже мною затронут. Я вам сказал, что народ, у которого так недалеко во времени лежит его ясновидческое прошлое, обладает также и в ведущем его духе развитым ясновидческим чувством для нового понимания того, что ожидает нас в ясновидении. Если какая-то часть человечества переживает новое время как раз на той почве, где расцветала германо-северная мифология, то она должна понять, что то, чем являлось старое ясновидение, должно - после прохождения человеком через развитие на физическом плане - получить новый облик.



То, что возвещало старое ясновидение, на некоторое время здесь умолкло; на некоторое время отошел от человека, скрылся от его взора мир Одина и Тора, Бальдура и Хедура, Фрейера и Фрейи. Но он опять забрезжит перед ним, после того как в этом промежутке времени над его душой работали другие силы. И когда в новом ясновидении, которое начнется с эфирного ясновидения, душа человека охватит новый мир, она увидит, что она не может больше придерживаться устарелых форм тех сил, которые ее воспитывали раньше и которые довели ее способности до определенной высоты развития. Дальнейшее придерживание этих устарелых сил вызвало бы к деятельности человека, но теперь перед его прошедшей новое развитие душой. Но перед душой человека в мощной панораме вновь выступит к видимости и все то, что развилось как противоборствующие силы Одина и Тора. Эта душа его не преуспеет в развитии, не сможет защитить себя от вреда, если она лишь покорится силам, воспринимаемым старым ясновидением.



Тор даровал некогда человеку Я. Это Я воспиталось на физическом плане, развиваясь и высвобождаясь из змеи Митгард, из того, что привила люциферическая сила - Локи - астральному телу. То, что некогда мог дать Тор и над чем в своем росте подымается человеческая душа, это находится в борьбе с тем, что идет от змеи Митгард. В этом противоборстве удерживается равновесие, т. е. они убивают друг друга. То же происходит и с Одином в его борьбе против Фернис-волка и она кончается обоюдным уничтожением. То же, что в течение некоторого времени формировало душевную силу человека - Фрейер, - это должно быть побеждено тем, что окрепшему за его время на физическом плане Я было дано из сил самой Земли; Фрейер побеждается огненным мечом происходящего от Земли Сартура.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... Предисловие к циклу и 1-я часть 1-й лекции
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 9-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 10-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Миссия единичных народных душ... 10-я лекция, часть 2


Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist january 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments