Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Андрей Хржановский: "Невежество, духовный мрак, апатия общества достигли предела"

Андрей Юрьевич Хржановский (род. 1939) — советский и российский художник-мультипликатор, сценарист, преподаватель. Народный артист Российской Федерации (2011), Заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат Государственной премии России. Ниже размещен фрагмент из его статьи "Проснуться в другой стране", опубликованной в "Новой газете" в феврале 2012 года.


Андрей Хржановский, mkrf.ru

Когда вижу по телевизору «триумф большинства», охватывает ощущение дежавю. Где я уже это видел? В нашей хронике не столь давних лет? В немецкой хронике 30-х годов? Где читал в газетных отчетах: «Бурные, долго не смолкающие аплодисменты. Все встают. Возгласы «Да здравствует товарищ такой-то…»? Эта картина тоже имеет непосредственное отношение к вопросам культуры. Истинная культура апеллирует к эстетическому чувству, которое по природе своей индивидуально. Погруженность в культурную среду – необходимое условие для развития личности, это ли не цель всякого цивилизованного общества?

Правда, сильная индивидуальность всегда противопоставлена большинству, не подвластна стадному чувству, а именно сие чувство - лучшая почва для организации электората, а также для процветания маскульта, подменяющего культуру истинную. И еще один пример на памяти у моих сверстников. Как организованное «большинство» травило Солженицына и Сахарова. И все газеты поливали помоями великих сынов России, делая это от имени «рабочих, колхозников и интеллигенции». Многие ли из нас могли предположить, что не только наши потомки, но и мы будем ходить по улице Солженицына и проспекту Сахарова? А ведь тысячи и тысячи нормальных людей среди шабаша, устроенного советскими мракобесами, в отличие от «агрессивно-послушного большинства» восхищались мужеством Сахарова и Солженицына, понимали их правоту и разделяли их мысли. <...>

Мы не уважаем друг друга, не уважаем работу, которую делаем за нищенскую зарплату, не уважаем землю, на которой живем. Покажите мне в России стену, забор, или бордюр, покрашенные так, чтобы краской не был заляпан ближайший асфальт. Прорабы нанимают за гроши худосочных мигрантов, обирая их и кладя прибыль себе в карман. Где найти поляну в лесу или на берегу реки, не загаженную пивными бутылками, консервными банками, пакетами и пищевыми отходами? Кто это делает? Татары? Евреи? Представители малых народов Севера? Это делаем мы, «патриоты», до хрипоты в глотке вопящие «Россия для русских», «Россия – вперед» или «Зенит – чемпион» (хотя правильней кричалка «Газпром –чемпион»).

Когда премьер наигрывает одним пальцем на белом рояле мотив «С чего начинается родина…», думает ли он обо всем этом? Догадывается ли, что ни один из восьми так называемых мейджеров, взявших на себя обязательства по патриотическому воспитанию кинозрителей за казенный счет, не сможет привить любовь к родине примерами Александра Невского или генерала Котова, ибо любовь эта вряд ли доступна людям, находящимся на грани утраты человеческого облика. Любовь к родине начинается с потребности убрать за собой мусор и, стоя рядом с урной, не бросать окурок на асфальт. А можно ли назвать патриотами людей, скупающих земли для застройки в охранных зонах Михайловского, Архангельского, Ясной поляны с ведома и при поощрении местных властей, поставленных на свои места верховной властью? Когда слышу, как стюардессы перед приземлением самолета на внутренних линиях буквально умоляют пассажиров не уносить с собой спасательные жилеты, то понимаю, что эта мольба обращена к потенциальным патриотам, для которых инстинкт тотального воровства сильнее инстинкта сохранения вида.

Невежество, духовный мрак, апатия общества достигли предела. Чего же можно ожидать от страны, где культура финансируется по остаточному принципу? Само слово «культура» выпало из речевой практики наших руководителей. Между тем, именно развитие культуры могло бы (и должно бы!) стать национальной задачей, не менее важной, чем развитие спорта. Необходимо пересмотреть отношение государства к национальному богатству. Я бы предложил произвести полную инвентаризацию памятников культуры, включая поддающиеся восстановлению памятники архитектуры, монастыри, усадьбы. Такую работу в лучшие времена могли бы взять на себя творческие союзы, в частности, Союз кинематографистов, создав соответствующий фото и видеоархив. Нынче же руководство Союза занято другим.

Отсюда

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Хржановский, интеллигенция, культура
Subscribe

Posts from This Journal “интеллигенция” Tag

promo philologist january 19, 03:00 1
Buy for 100 tokens
Текст приводится по изданию: Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 340 с. Давайте попытаемся не путать цели со средствами. Великие книги читают не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments