Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2

Берн, 3 сентября 1910 г.

Таким образом, Заратустра указывал ученикам на дух, скрывающийся в физических солнечных лучах, и он называл этого духа Ормуздом или Аура-Маздао, Великой Аурой Солнца. Отсюда легко понять, что слова "Аура-Маздао" можно также перевести как "великая мудрость" - в противоположность "малой мудрости", развиваемой в наши дни людьми. "Великая мудрость" - мудрость, воспринимаемая путем лицезрения духовной сущности Солнца, Великой Ауры Солнца. Так, великий поэт, обращаясь взором к далекому прошлому человечества, сумел выразить в стихах факт, представляющий реальность для ясновидящего:



В пространстве, хором сфер объятом,
Свой голос Солнце подает,
Свершая с громовым раскатом
Предписанный круговорот.
(И. В. Гете. Фауст. Пролог на небесах. Перевод Б. Пастернака.)



Солнце озвучивает по древнему способу
В брато-сферах соревнованья-песнь,
И свое предписанное путешествие
Полно-завершает оно с громо-ходом.
(Фауст I. Пролог в небесах. Дословный перевод)



Эстеты скажут, конечно, что эти стихи претенциозны или что только поэтическая фантазия Гете позволила ему сказать о Солнце, что оно звучит. Эти эстеты не в состоянии постичь, что представляет собой такой поэт как Гете и что он только описывает реальность, когда говорит буквально: "Солнце звучит неизменно", "Солнце звучит, как оно звучало в древности", - то есть, оно звучит; и это звучание воспринимали древние атлантические люди так же, как оно звучит и по сей день для посвященных. Вот что Заратустра преподавал своим ученикам и в особенности двум из них, которых мы можем считать наиболее продвинутыми и которые позднее перевоплотились в Гермеса и Моисея. Но двум этим ученикам учение Заратустры было преподано совершенно различными способами. Гермес остался под непосредственным воздействием солнечных сил; Моисей же получил такое посвящение, которое позволяло ему тайну солнечной мудрости хранить в форме воспоминания.



Представим себе, - в понимании духовной науки, - Землю после ее отделения от Солнца, потом выделение лунных сил и наконец - переход нашей планеты в состояние, доступное воздействию внешних солнечных сил. Между Солнцем и Землей находятся Меркурий и Венера; если разделить все это пространство на три отрезка, можно сказать, что Земля, отделившись от Солнца, выделила Луну, как бы выбросив ее в направлении Солнца. Потом, в свою очередь отделившись от Солнца к Земле приблизились Меркурий и Венера; следовательно, в этих планетах нужно видеть нечто, идущее от Солнца к Земле, тогда как Луна направлена от Земли к Солнцу.



Человеческая эволюция, как зеркало, всегда отражает события космического бытия. Для нас откровения Заратустры соответствуют солнечной мудрости, которой он, с одной стороны, наделил и одарил Гермеса, с другой - Моисея. Гермес благодаря тому, что он носил в себе астральное тело Заратустры, получил от него, так сказать, излучение солнечной мудрости, тогда как мудрость, полученная Моисеем, оставалась как бы изолированной, подобно планете, которой надлежало пройти какое-то развитие, чтобы открыться солнечным лучам. Как Земля открылась солнечному воздействию после выделения Луны, Моисеева мудрость открылась влиянию солнечной мудрости, излучающейся непосредственно от Заратустры. Оба учения - земная мудрость Моисея и солнечная мудрость Заратустры, прошедшая через Гермеса, - соединились в Египте. Мудрость Моисея, которую он развил из самого себя, которую он как бы на расстоянии получил от Заратустры и которую он пробудил в себе, чтобы передать ее своему народу, можно сравнить с сущностью Луны, которую Земля в известный момент выделила вовне. Эту мудрость можно также называть мудростью Ягве, или Иеговы, потому что, если правильно понимать это имя, оно как бы резюмирует в целом все учение Моисея.



Отсюда нам становится понятным, почему древние традиции называют Иегову лунным божеством; вы могли бы в этом убедиться из многочисленных документов, но причину этого вы поймете, лишь продумав глубочайшую связь явлений. Как Земля выделила из себя лунные вещества, содержавшиеся в ней, и выделила их в направлении Солнца, так земная мудрость Моисея встретила в Гермесе солнечную мудрость Заратустры, переданную ему астральным телом его учителя. Далее мудрости Моисея надлежало развиться самостоятельно, и мы видели выше, как после этой встречи с Гермесом учение Моисея эволюционировало вплоть до воцарения Давида. В этом царе-воине, в этом божественном псалмопевце еврейского народа была явлена новая мудрость Гермеса или Меркурия. Точно так же мы видели, как во время вавилонского пленения Моисеева мудрость снова сблизилась с солнечными силами благодаря тому, что сам Зороастр под именем Заратоса, или Назаратоса, стал учителем еврейских посвященных. Стало быть, путь, пройденный Моисеевой мудростью, отражает все бытие нашей планеты с момента ее отделения от Солнца.



Эти великие мировые параллели вызывали глубокое преклонение еврейских мудрецов и всех тех, кому было доступно их восприятие. Они видели в этих параллелях прямое воздействие, исходящее из пространств Вселенной, - некое излучение космического бытия. Такое существо как Моисей представлялось им посланником космических сил. И если мы хотим по-настоящему понять прошедшие времена, мы должны проникнуться теми же чувствами, потому что иначе все будет для нас лишь суетой сует и абстракцией. Но сияющая мудрость, излучаемая Зороастром и преподанная затем Гермесу и Моисею, должна была пройти еще некоторую эволюцию и снова явиться в еще более возвышенной форме.



В процессе изумительнейшего поступательного движения Зороастру - этой индивидуальности, уже пожертвовавшей собственными астральным и эфирным телами, - предстояло еще раз сойти на Землю в физическом теле, чтобы принести в жертву и это физическое тело. В очень отдаленные исторические времена Зороастр прожил свою собственную жизнь и через персидскую - древнюю иранскую культуру запечатлел своим импульсом всю послеатлантическую эволюцию. Затем он отдал свое астральное тело, чтобы дать Гермесу возможность основать другую культуру - египетскую. И наконец, он наделил своим эфирным телом Моисея. Он, следовательно, пожертвовал двумя своими оболочками. Теперь он должен был пожертвовать и своим физическим телом, ибо такова была воля водителей человеческой эволюции. Для этого нужны были совершенно особые условия. Нужно было, чтобы физическое тело Зороастра прошло совершенно особый путь подготовки. И вчера мы указали, как посредством жизненных сил крови, передававшейся через последовательные поколения еврейского народа, были созданы эти условия; при этом вырождавшиеся ясновидческие способности туранских народов превратились у евреев в некую внутреннюю активность.



В этом состоит великая тайна еврейского народа: тогда как у туранцев наследственные силы прошлого служили образованию внешних органов ясновидения, у евреев эти силы проникали внутрь организма, преображая его настолько, что этот народ был избран для того, чтобы воспринять и пережить в самом себе явления, которые во времена Атлантиды воспринимались вовне, в пространстве, за пределами чувственного мира. Ягве, или Иегова, как его совершенно сознательно именовал еврейский народ, этот Великий Дух, являвшийся древним людям за всем сущим и живущим, - теперь сконцентрировался в одной-единственной точке. Нам сказано также, что праотец этого еврейского народа был совершенно особым образом наделен этой внутренней организацией. Мифы и легенды, повествующие в образах о прошедших событиях, содержат больше истины, чем антропологические исследования, пытающиеся добраться до этих истин с помощью раскопок и обрывков документов. В большинстве случаев (я говорю "в большинстве", ибо не имел возможности рассмотреть их все) легенды подтверждаются так называемыми оккультными исследованиями.



Когда исследуешь, например, происхождение древнего еврейского народа, приходишь совсем не к выводам современной антропологии, а к некоему праотцу, о котором повествует Библия. Абрам, или Авраам, - совершенно реальная личность, и все, что нам говорит о нем талмудическая легенда - сущая истина. Согласно этой легенде, отец Авраам был вождем армии, на службе такой же легендарной личности, однако не менее реальной, которую Библия называет Немвродом. Однажды этому Немвроду приснился сон, расшифрованный ему людьми, которые знали знамения времени. Этот сон гласил: у вождя твоего войска родится сын, который свергнет с престола великое множество царей и самодержцев. - Объятый страхом Немврод отдал приказание убить ребенка. Вот что рассказывает легенда и что подтверждается оккультными исследованиями.



Тогда Авраам прибегнул к хитрости: он выдал Немвроду другого, чужого ребенка, а своего растил в гроте. Посредством поразительного факта легенда открывает, что Авраам был действительно первым существом, сумевшим преобразить, превратить во внутренний орган известные способности, которыми до той поры обладали внешние органы ясновидения. Он развил в самом себе эти способности, преобразив их во внутреннюю силу, которая, благодаря своего рода инверсии, своего рода возвратному процессу должна привести к осознанию Бога в нас самих. Итак, повествует легенда, Авраам оставался три года укрытым в гроте и питался молоком, которое по Божественному соизволению текло из его правой руки. Этот феномен питания самим собою иллюстрирует обращение вовнутрь древних ясновидческих сил у Авраама, праотца еврейского народа. Когда проникаешь в глубочайшую мудрость подобных легенд, они проливают в человека такую действенную силу, что понимаешь, почему люди, говорившие об известных вещах, могли выражаться только образно. Для понимания людей прошлых времен этого было достаточно.



Итак, Авраам был первым, кто преобразил внутренний отблеск Божественной мудрости, чтобы превратить этот отблеск в нечто поистине человеческое - в человеческую мысль о Боге. Абрам, или Авраам, - как он именовался впоследствии - действительно обладал физической организацией, в корне отличавшей его от всех окружавших людей. Его современники не были созданы для того, чтобы вырабатывать в себе мысль с помощью особого органа. Их мысли находились вне их физического тела - в теле эфирном: они еще не развили в себе физического органа мысли. Первым это осуществил Авраам. Его не без основания поэтому считают изобретателем арифметики - науки мышления по преимуществу, - и создателем мышления в физическом теле (хотя это надо понимать не буквально, но с оговоркой). Благодаря своей точности арифметика в отношении своей формы действительно приближается к познанию, приобретаемому ясновидением. Но арифметика нуждается в физическом органе. Итак, между способностью, пользовавшейся внешними силами ясновидения, и силой, пользующейся теперь внутренним органом для мышления, имеется тесная связь; и эта связь выражена в том факте, что Авраам считается изобретателем арифметики.



Таким образом, для нас Авраам - человек, впервые получивший внутренний орган, позволивший ему мыслить, благодаря которому он оказался способным с помощью внутренней в одновременно физической действенной силы подняться к представлению о едином Боге. В прежние времена человек мог узнать о Боге, о Божественном бытии только через ясновидение. На этом была основана вся древняя мудрость. Для того чтобы человек мог подняться к Божественному через мысль, он нуждался в инструменте, в орудии, в физическом органе. И первым из людей этим органом был наделен Авраам. И так как дело шло именно о физическом органе, связь между представлением о Боге, с одной стороны, и объективным миром и субъективным существом человека, с другой, - должна была также принять совершенно иной характер. Раньше в оккультных школах представление о Боге составляло часть Божественной мудрости, и это представление могло быть сообщено всякому, кто был способен к эфирному восприятию вне физического тела. Для того же, чтобы наделить кого бы то ни было физическим орудием восприятия, существует только один путь - путь наследственности. Поэтому данная способность (для Авраама существеннейшая, чтобы закрепиться на Земле) стала из поколения в поколение передаваться наследственным путем.



Нам становится теперь понятным все значение для еврейского народа наследственной, через кровь, передачи неких физических способностей. То, что у Авраама было лишь физической склонностью к кристаллизации, к образованию физического органа, предназначенного для понимания Божественного, стало передаваться и постепенно утверждаться. Переходя из поколения в поколение, эта способность действительно внедрялась в глубочайшее существо человека, и чем дальше протягивалась линия наследственности, тем больше эта способность укреплялась. Дар, полученный Авраамом ради исполнения миссии еврейского народа, передаваясь наследственным путем, все более совершенствовался, ибо физический орган может совершенствоваться только путем наследственности.



Итак, для того чтобы индивидуальность, с которой мы познакомились под именем Зороастра, получила возможно более совершенное тело с органами, приспособленными для восприятия идеи Бога, нужно было, чтобы орудие, полученное в дар Авраамом, было доведено до высшего совершенства. То, что было даровано Аврааму, должно было усиливаться, развиваться и передаваться по наследству с тем, чтобы Зороастру было уготовано тело, наделенное всеми способностями, которые могли ему пригодиться. Однако не одно только физическое тело подлежало совершенствованию. Физическому телу, действительно, невозможно стать полностью независимым от всего остального состава человеческого существа. Нужно было, чтобы все три оболочки человека тоже постепенно развивались путем физической наследственности. Свойства, которыми через физическую наследственность могли быть наделены эфирное и астральное тела, должны были действительно передаваться посредством целого ряда поколений.



В эволюции существует некий закон. Он известен нам на примере развития человеческой личности, и мы часто о нем говорили. Вот этот закон. В промежутке времени от рождения до 6- или 7-летнего возраста у человека развивается тело физическое. Развитие эфирного тела осуществляется между 7-ю и 14-ю годами, астрального - между 14-ю годами и 21-м годом. Таков закон, в котором господствует число 7 и который управляет человеческим развитием. Подобный же закон существует и применительно к развитию внешних оболочек души на протяжении поколений, и в дальнейшем мы увидим, на каких глубоких основаниях построен этот закон. В то время как отдельная личность, достигая 7-ми лет, завершает этим самым некий этап своего развития, в течение которого организуется ее физическое тело, - для тела физического в целом существует промежуток времени в семь поколений (колен), за который это физическое тело может быть доведено до известной степени совершенства.



Однако в этом случае наследственность осуществляется не путем передачи известных свойств непосредственно от отца к сыну или от матери к дочери: передача происходит от деда к внуку, то есть ко второму поколению, потом к четвертому. Таким образом, наследственность передается не непрерывным путем. И благодаря тому факту, что каждый раз делается прыжок через одну ступеньку, эволюция наследственности базируется уже не на числе 7, а на числе 14. Так, врожденные свойства физического тела Авраама могли быть развиты до кульминационной точки лишь в процессе жизни 14-ти поколений. С другой стороны, для того чтобы этим процессом эволюции были захвачены также и эфирное и астральное тела, нужно было, чтобы их развитие, подобное развитию отдельной личности между 7-ю годами и 21-м годом, - прошло снова через известный промежуток времени, для каждого из этих тел составляющий 14 поколений. Иными словами, физическое свойство, дарованное Аврааму, должно было передаваться через трижды 14 колен, чтобы полностью проникнуть и в физическое, и в эфирное, и в астральное тела. Трижды 14, то есть 42 поколения - вот что потребовалось человеку, чтобы физические способности, которыми был наделен Авраам, были развиты до полного совершенства.  Только такое совершенное тело могло послужить Зороастру для его воплощения. И именно об этом говорит Евангелие от Матфея.



В родословной, которую приводит евангелист Матфей, особо подчеркивается, что эта родословная насчитывает 14 колен от Авраама до Давида, 14 - от Давида до Вавилонского пленения и еще 14 - от Вавилонского пленения до пришествия Христа. В процессе жизни этих 42 поколений физическое свойство, дарованное Аврааму для осуществления миссии еврейского народа, полностью пронизало собой все три человеческие оболочки. И тело, которое нужно было Зороастру для его перевоплощения, оказалось готовым в час вступления человечества в новую эру. Так мы с самого начала убеждаемся в том, что Евангелие от Матфея черпает из очень глубоких источников. Это нужно понять, - нужно понять, что значит это число трижды 14 поколений: оно указывает, что в наследии, полученном Иисусом из Назарета от Иосифа, жило то, что впервые проявилось в Аврааме, - способность, усвоенная всем еврейским народом, которая затем была сконцентрирована в одном-единственном организме, предназначенном для Зороастра, - в теле, в которое мог низойти Христос.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments