Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1

Берн, 5 сентября 1910 г.

Мы, стало быть, установили, что Иисус бен Пандира не имел ничего общего и не состоял ни в каком родстве с Иисусом Евангелий; он жил за сто лет до нашей эры, то есть до событий, связанных с пришествием Христа; он был побит камнями и повешен на дереве. Его трудно спутать с человеком, о котором рассказывают Евангелия. Чтобы познакомиться с этим человеком, нет никакой нужды прибегать к оккультной науке или к ясновидению; для этого достаточно ознакомиться с иудейскими документами и талмудическими книгами. Эту личность очень часто принимали за истинного Иисуса начиная уже со II века нашей эры. Но помимо того, что никакого тождества между Иисусом бен Пандира и Иисусом евангельским устанавливать нельзя, следует сказать, что между ними имеется историческая связь, которую можно проследить лишь путем оккультных исследований. Мы сможем понять всю значительность этой связи, только вернувшись вкратце еще раз к проблеме человеческой эволюции и ее водителей.



Когда мы думаем о великих водителях человеческой эволюции, мы узнаем о целом ряде очень высоких индивидуальностей, которые, согласно индусской терминологии, называются Бодхисатвами. Бодхисатв довольно много; их миссия заключается в наставлении человечества и в распространении среди людей - от одной эпохи к другой - учений, имеющих своим источником мистерии и служащих провозвестием духовных миров; при этом каждый раз такие учения приспособляются к данному этапу человеческой эволюции. В продолжение различных эпох Бодхисатвы сменяют один другого, так что каждый из них в некотором роде наследует своему предшественнику. Среди Бодхисатв, представляющих для нас особенный интерес и на которых нам часто приходилось ссылаться при рассмотрении человеческой эволюции, фигурирует прежде всего Бодхисатва, ставший Буддой в период его воплощения в сыне царя Судхаданы, а затем - следующий за ним Бодхисатва. Эта индивидуальность и до сих под еще продолжает оставаться Бодхисатвой, потому что, согласно индусскому учению, совпадающему с данными оккультного исследования, деятельность каждого Бодхисатвы охватывает период в 2500 лет. По истечении такого периода этот Бодхисатва, так же как и его предшественник, поднимется до степени Будды. И тогда действующий сейчас Бодхисатва станет Буддой Майтрейя.



Итак, человеческой эволюцией руководят учителя, к которым относятся и различные Бодхисатвы. Их надо рассматривать именно как учителей и наставников и не смешивать с самим источником их учений, из которого они черпают свои наставления и который они должны внедрить в виде доктрин в человеческую эволюцию. Представим себе некую коллегию Бодхисатв, а в центре - живой источник их мудрости, из которого они черпают свои доктрины. Так вот, этот источник - не кто иной, как то Существо, Которое мы именуем Христом. Итак, все Бодхисатвы получают от Христа ту мудрость, которую они должны сообщить людям в процессе эволюции. В течение всего периода своей деятельности каждый Бодхисатва должен целиком посвящать себя этой миссии, потому что мы знаем, что достигнув степени Будды, он уже не вернется на Землю для воплощения в физическом теле. Опять-таки в согласии с восточной философией можно утверждать, что Гаутама Будда, бывший в своем последнем воплощении сыном царя Судхаданы, с того времени воплощался только в эфирном теле. А в докладах о Евангелии от Луки мы выяснили сущность миссии этого Бодхисатвы, ставшего Буддой.



В момент рождения Иисуса Евангелия от Луки (мальчика из рода Натана, а не мальчика Евангелия от Матфея) сущность Будды, воплощенная тогда в эфирном теле, проникла в астральное тело этого натановского Иисуса. После своего воплощения в личности Гаутамы Будды его миссия заключалась уже не в изучениях, а в непосредственном воздействии своего живого присутствия. Он стал реальной силой, исходящей из духовных миров и непосредственно воздействующей на наш физический мир. А влиять через поучения или же посредством животворной силы, - силы, стимулирующей развитие и рост, - две вещи совершенно разные. До того момента, когда какой-нибудь из Бодхисатв становится Буддой, он играет роль наставника; после же этого он действует как живая сила, тем или иным образом дарующая и организующая жизнь. Так Будда в соответствии со своим новым достоинством и вмешался в образование организма Иисуса из натановской линии.



Начиная с VI века до Р.Х. и вплоть до наших дней Будду заменял в ряду великих учителей человечества его наследник, который впоследствии станет Майтрейей Буддой. Поэтому следы поучений этого Бодхисатвы сохранились там, где протекала его деятельность, там, где он сообщал своим ученикам доктрины, в которых нуждалось человечество с эпохи, в которую на Земле жил Гаутама Будда. Я сказал вам вчера, что орудием этого Бодхисатвы были избраны терапевты и ессеи, и что Иисус бен Пандира был одной из самых высоких, самых благородных личностей ессейской общины. Стало быть, содержание учения этого Бодхисатвы служило просвещению земного человечества через посредство ессеев.
Ессейские общины в узком смысле сравнительно быстро исчезли после палестинских событий, о чем свидетельствует официальная история.



Поэтому нам не покажется неправдоподобным утверждение, что действительно эти ессейские и терапевтические общины были созданы, чтобы служить каналами учений, передаваемых с высоты духовных сфер Бодхисатвами и предназначенных помочь людям в понимании того величайшего события, каким было пришествие Христа. То основное, что было сообщено человечеству, чтобы наделить его способностью понимания явления Христа, вышло из недр этих сект. А Иисус бен Пандира был избран объектом инспираций Бодхисатвы, который станет впоследствии Буддой Майтрейей. Иисус бен Пандира должен был распространять доктрину, освещающую мистерию Палестины - Мистерию Христа. Точные данные о терапевтах и ессеях можно получить лишь посредством оккультных исследований, ибо официальной истории об этом мало что известно. А так как мы работаем в области антропософии, мы можем, не колеблясь, черпать из оккультных учений терапевтов и ессеев все, что нам будет нужно для лучшего понимания как Евангелия от Матфея, так и других Евангелий. Итак, мы рассмотрим доктрины этих сект с точки зрения духовной науки.



В этих сектах, которые имели целью за сто лет до пришествия Христа подготовить к этому событию людей, особенно интересен был применявшийся ими способ посвящения. Это посвящение было специально предназначено для того, чтобы научить понимать (путем ясновидения) роль еврейской культуры в подготовке Христова пришествия. Эта подготовка была одной из сторон мистерий терапевтов и ессеев, и приверженцы получали такое посвящение, которое позволяло им, благодаря ясновидению, понимать связь поколений. Ессей должен был прежде всего давать себе отчет в той определенной роли, которую выполнял Авраам в лоне иудейства, и понимать значение и важность этой роли. Он должен был посредством личного опыта познать, что Авраам, праотец еврейского народа, первым был наделен зародышем новой способности, которая должна была развиваться в крови через ряд поколений.



Чтобы понять, каким образом может осуществиться явление, имеющее величайшее значение для всей человеческой эволюции, благодаря такой личности как Авраам, нужно учитывать одну основную истину: всегда в качестве особого орудия судеб человечества избирается какой-нибудь человек, и в этом человеке непосредственно являет себя некая духовная, Божественная сущность. Те из вас, кто присутствовал в Мюнхене на представлении "Розенкройцерской мистерии" или кто смог ее прочитать, знают, что один из самых существенных драматических узлов пьесы заключается в следующем: иерофант напоминает Марии, что она выполнит свою миссию только при том условии, если получит воздействие некоего высшего существа, что вызовет в ней своего рода разделение высших и низших тел, причем низшими телами может завладеть менее высокий дух. Все, что содержится в этой розенкройцерской мистерии (если воспринять это содержание не поверхностно, а дать ему проникнуть в душу), может раскрыть и осветить величайшие тайны человеческой эволюции.



Так как Авраам был избран для выполнения величайшей исторической роли, нужно было, чтобы дух, пронизывавший его глубочайшее существо, был в точности тождественен тому духу, которого человечество времен Атлантиды воспринимало живущим и творящим во внешнем мире. Таким образом, Авраам был первенцем, в котором осуществилось превращение духовного восприятия. Но для этого было необходимо вмешательство духовной и божественной сущности. И вот эта сущность, так сказать, заложила в организме Авраама зародыш всех тех организмов, которые должны были произойти от него в ряду поколений. Итак, тогдашний ессей говорил: "То, что могло зародиться и образоваться в еврейском народе и что делало его носителем миссии Христа, было заложено в нем, в виде зародыша, таинственным существом, которое мы можем опознать, лишь восходя по генеалогической линии к Аврааму, в организм которого это существо проникло целиком, чтобы в дальнейшем действовать через кровь евреев в виде Духа народа.



Чтобы постичь эту еще совсем недавнюю тайну человеческой эволюции, нужно, стало быть, подняться к этому Духу и найти его там, где он находился до проникновения в организм Авраама. Человек, желающий подняться к этому инспирирующему Духу и узнать его во всей его чистоте, должен пройти известную школу (тренировку), чтобы очиститься от земных пороков внешнего мира, загрязнивших человеческую душу со времен Авраама. Ессей воспринимает в чистом виде лишь в духовных мирах то духовное существо, которое человек носит в себе, а также все духовные существа, содействующие развитию человечества. В нас самих душа загрязнена силами физического чувственного мира. Ессей считали (и совершенно справедливо по отношению к известной области познания), что всякий человек, живущий в ту эпоху, носил на себе печать загрязнений, которым подверглась человеческая душа и которые препятствовали ясному видению духовного существа, наделившего Авраама его особыми способностями.



И всякий ессей должен был работать, чтобы очистить свою душу от всего, что мешало его духовному восприятию этого духовного существа, что ограничивало его духовные способности. Все очистительные методы, все упражнения, практиковавшиеся ессеями, имели целью освободить душу от всех унаследованных влияний и свойств, которые затемняли видение духовного существа, инспирировавшего Авраама, потому что душевная и духовная сущность человека затемнена и опорочена наследственностью. Существует оккультный закон, который ессей, благодаря их познаниям и ясновидению, особенно точно соблюдали. Согласно этому закону, наследственность фактически перестает действовать лишь за пределами 42-го поколения. Только через 42 поколения предков можно очистить душу от всего, ею унаследованного. Это значит, что человек что-то наследует от отца с матерью, от деда и бабки и т. д.; но чем дальше мы восходим по ряду предков, тем меньше находим в себе пороков, обусловленных наследственностью, - и всякая наследственность исчезает, когда доходишь до 42-го поколения. Здесь влияние наследственности утрачивается.



Таким образом, упражнения ессеев имели целью путем тщательной тренировки освободить душу от всех загрязнений, проникших в нее за 42 поколения. Каждый ученик должен был выполнять мучительные упражнения, вступив на трудный мистический путь, который приводил его к порогу через 42 ступени очищения. В действительности он должен был проделать 42 определенных этапа, после чего чувствовал себя совершенно чистым и свободным от каких бы то ни было влияний чувственного мира и наследственных пороков, которые могли в нем угнездиться. И тогда он начинал воспринимать в глубинах самого себя, в самом центре своего существа свое родство с миром духовным и мог сказать себе: "Пройдя через эти 42 последовательные ступени, я восхожу к Богу, который один только и имеет для меня значение". Стало быть, ессей обладали совершенно правильным представлением о том, как подняться к Божественному Существу, Которое еще не воплотилось в материю. Благодаря собственному личному опыту они знали путь к постижению этого.



Из всех людей той эпохи одни только терапевты и ессеи были в курсе истинной миссии Авраама и знали, как эта миссия зависела от наследственности. Они знали, что для того чтобы подняться к Божественному Существу, Которое вступило в наследственный ряд поколений, и чтобы вернуться к тому моменту, когда это Существо еще не связало Себя с материей, нужно пройти через 42 этапа, соответствующих 42-м поколениям. Здесь-то и можно встретить этого Бога. Им было известно еще и другое, - а именно, то, что если человек должен подняться по 42-м ступеням, чтобы найти Бога, нужно также, чтобы этот Бог, ради проникновения в человека вплоть до его крови, спустился через 42 последовательные ступени, то есть чтобы он проделал тот же самый путь в другом направлении. Если человеку нужно пройти 42 ступени, чтобы подняться к Богу, то Богу, чтобы стать человеком среди людей, нужны те же 42 ступени.



Вот о чем учили ессеи и в особенности Иисус бен Пандира под влиянием инспирировавшего его Бодхисатвы. Стало быть, доктрина, утверждавшая, что духу-инспиратору Авраама нужны 42 поколения, чтобы спуститься до полного человеческого воплощения, была именно ессейской доктриной. Знать этот факт значит знать источник, из которого черпал автор Евангелия от Матфея; эта ессейская доктрина помогает также понять, зачем ему понадобились эти 42 поколения. Иисус бен Пандира особо направлял внимание ессеев на следующий факт (вспомните, что он жил за сто лет до того, как завершились 42 поколения). Он указывал на то, что ессеи могли лишь частично проделать этот путь через 42 поколения; продолжать свой мистический путь за гранями истории они могли лишь с помощью благодати.



Но он уверял их, что близок день, когда этот длинный наследственный ряд станет завершившимся земным фактом, после чего человек, родившийся в конце этого ряда поколений, благодаря собственной крови сможет вознестись так высоко, что в него снизойдет Божественная сила, являющая весь дух еврейского народа - дух Ягве - в крови этого народа. Вот почему Иисус бен Пандира учил, что Зороастр, носитель Аура-Маздао, может воплотиться в человеческом теле, только если это тело будет подготовлено Божественными силами, запечатлевшими свое воздействие в ряде 42-х поколений.



Таким образом, ессейские общины находятся у истоков этой доктрины наследственности, с которой начинается Евангелие от Матфея. Чтобы лучше понять эти факты, мы попытаемся рассмотреть их еще несколько глубже. Все, что относится к человеческой эволюции, является нам отчасти в двух различных аспектах, - просто потому, что сам человек - существо двойственное. Если мы наблюдаем его в бодрствующем состоянии, когда четыре его составных части связаны между собой, мы не можем сразу же заметить эту двойственность. Но ночью, когда перед нами встает человеческая сущность, мы ясно обнаруживаем четкое ее разделение на две части: с одной стороны, мы увидим группу физическую - эфирную, пребывающую ночью в мире физическом, с другой же стороны - группу астральную - "я", которая отрывается от первой группы.



В основном человек состоит из этих двух частей. Все, что относится к делам человеческим, все явления жизни материальной - все это связано лишь с телами физическим и эфирным, хотя оба других члена человеческого существа в периоды бодрствования тоже принимают участие во всех этих делах. В состоянии бодрствования человек своим "я" и своим астральным телом погружен в оба других тела; ночью же, во время сна, они предоставлены самим себе. Но в действительности в ту минуту, когда человек засыпает, на оставленные им физическое и эфирное тела начинают тотчас же воздействовать космические силы и существа, выступающие из глубин мировых пространств, так что тело физическое и тело эфирное находятся под непрерывным влиянием Космоса.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments