Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 2

Берн, 5 сентября 1910 г.

Итак, то, что распростерто на постели и что служит как бы внешним обличьем нашего существа, - это физическое - эфирное тело было целиком сформировано в течение 42-х поколений. Оно - плод наследственности. Исходя из первого поколения и рассматривая физическое существо, мы не найдем никаких следов основных предрасположений этого существа после 42-х поколений. В семижды шести поколениях в некотором роде заключены силы, влияния, составляющие физическое и эфирное тела человека. Все отличительные признаки этих двух тел наличествуют у предков, но только в течение 42-х поколений. Если мы выйдем за пределы 42-х поколений, мы уже ничего не найдем. Все, что принадлежало предшествующим поколениям, - исчезнет. Когда мы рассматриваем внешнее обличье человеческого существа, мы обнаруживаем, что одушевляющая его сила ограничивается 42-мя поколениями.



Таким образом, человеческая эволюция во времени основывается на численных соотношениях. Рассмотрим ближе соотношение, о котором была речь выше; рассмотрим его хотя бы настолько подробно, как этого требует понимание родословной, с которой начинается Евангелие от Матфея. Все, что касается физического тела, связано с числом 42-х поколений, потому что все, развивающееся во времени, связано с числом 7. Поэтому-то ессеи считали, что число 7 связано с наследственными физическими свойствами. Ессей говорил: "Я должен пройти через 42 - семижды шесть последовательных ступеней; после этого я дойду до следующих 7-ми ступеней, и тогда я завершу число семижды семь - 49 степеней. Но то, что выходит за пределы 42-х поколений, уже нельзя отнести за счет сил и существ, действующих в физическом и эфирном теле". Строго говоря, эволюция этих тел полностью завершается только по соблюдении закона числа 7, то есть по истечении семижды семи поколений. Но когда эволюция достигает 7-ми последних поколений, в них происходит глубочайшее преобразование и ничего от всех предшествующих поколений уже не остается.



Таким образом, то, что нас интересует, заключено в числе семижды шесть, и когда достигается число семижды семь, в силу входит уже новый принцип. В сфере, в которую проникают за пределами 42-х поколений, ясновидящий находится уже в присутствии не человеческого существования, но существования сверхчеловеческого. Поэтому надо различать шестью семь поколений, которые полностью связаны с Землей, а затем то, что следует за этими 42-мя поколениями - семижды семь поколений, выходящие за пределы земного: в них заключен плод, предназначенный для мира духовного. После "шестью семь" зарождается плод, который созреет для духовного мира в процессе "семью семь". Вот почему те, кто был причастен к возникновению Евангелия от Матфея, говорили: "Физическому телу, которым должен был воспользоваться Зороастр, подобает в должной мере созреть, стать совершенным, чтобы после 42-х поколений для него забрезжило утро одухотворения, обожествления, - утро того дня, той поры, когда ему выпадет Божественная участь".



Это обожествление могло, стало быть, произойти начиная с 43-го поколения, но оно не происходит. В этот момент физическое тело пронизывается другим существом, духом Зороастра, который воплощается в Иисуса из Назарета. Итак, в соответствии с законом чисел было выполнено все, чтобы душа Зороастра смогла найти в Иисусе из Назарета нужные ему тело и кровь. Все, чему надлежало совершиться ради человеческого развития, было должным образом подготовлено, во всяком случае, в отношении всего, что касается физического и эфирного тел. Но всякий человек, даже и предназначенный стать носителем сущности Христа, состоит не только из физического и эфирного тел, но и из тела астрального и "я". Поэтому подготовки физического и эфирного тел было еще недостаточно: астральное тело и "я" точно так же должны были подвергнуться соответствующей подготовке. И эта подготовка, для случая такого первостепенного значения, не могла осуществиться в одной личности: для этого нужны были два человека.



Таким образом, физическое и эфирное тела были подготовлены в человеке, о котором повествуется в Евангелии от Матфея; что же касается тела астрального и "я" - то их подготовка была осуществлена в лице, о котором говорит Евангелие от Луки, - в лице натановского Иисуса. И в первые годы мы видим двух разных людей. В то время как Иисус св. Матфея был наделен надлежащими физическим и эфирным телами, Иисус св. Луки получил соответствующие им астральное тело и носителя "я". Как же осуществилась эта вторая подготовка? Мы видели, что силы 42-х поколений должны были подвергнуться совершенно особой подготовке для того, чтобы создались физическое и эфирное тела, в которых нуждался Иисус св. Матфея. Позднее мы увидим, как оба эти тела соединились с телом астральным и "я". Подготовка же этих последних осуществилась в Иисусе Евангелия от Луки. А для того чтобы понять, как эта подготовка производилась, мы обратимся к рассмотрения природы сна.



Я уже говорил вам выше, что на основе данных низшего ясновидения была создана и распространилась басня, заключавшаяся в представлении, что в обычном образовании, реющем над спящим человеком, вблизи его физического и эфирного тел целиком содержится его астральное тело и "я". В действительности, когда человек, засыпая, покидает свое физическое и эфирное тела, он раздается, он расширяется до пределов всего Космоса. Такова тайна нашего сна. Именно во время сна мы извлекаем из звездного мира самые чистые космические силы, которыми мы овладеваем, пробуждаясь и возвращаясь в наши физические и эфирные тела (кстати, наименование астрального тела происходит от латинского слова "astra" - звезда). Мы просыпаемся, освеженные и укрепленные всеми теми силами, которые мы почерпнули в целом Космосе. Что происходит в действительности, когда человек в наше время становится ясновидящим (кстати, в эпоху Иисуса Христа имело место то же самое)?



В нормальном состоянии человек утрачивает сознание, когда его астральное тело и "я" покидают физическое и эфирное тела. Нужно, стало быть, чтобы ясновидящее сознание было в состоянии "видеть", пользуясь только астральным телом и "я", не прибегая к помощи тел физического и эфирного. Таким образом, через ясновидящее сознание человек становится причастным звездному бытию и воспринимает события звездного мира; при этом он не только воспринимает, но и реально проникает в этот звездный мир. Для восприятия космических пространств ясновидящее сознание должно пройти через все те ступени и тем же путем, который проделывали в своем сознании ессеи, восходя через последовательные этапы времени, основанные на числе 7.



Я уже часто рассказывал об опасностях, таящихся в различных методах оккультного обучения. Метод ессеев заключался в основном в погружении человека в тела физическое и эфирное для нахождения в них божеств. Ессеи уподоблялись человеку, который, пробуждаясь, не обращал бы внимание на все, что его окружает, а сосредоточивался на своем физическом и эфирном телах, чтобы изучить их силы, то есть чтобы изнутри воспринять свое внешнее существо. Обычный человек при пробуждении не совершает сознательно этого погружения в физическое тело, потому что в это время его сознание рассеивается всем, что его окружает, - оно не сосредотачивается на физических и эфирных силах. Для ессеев самое главное заключалось в познании сил, порожденных в них всеми предшествующими 42-мя поколениями; они учились отвращать взгляд от внешнего мира, чтобы проникать в собственные физическое и эфирное тела и учиться видеть в них те таинственные силы, которые связаны с числом шестью семь, с 42-мя поколениями.



Точно тем же путем должен следовать человек, желающий подняться в Космос для познания его тайн. А когда он снова погружается в самого себя, ему грозит опасность стать жертвой всех сил собственной души, всех ее желаний и страстей, всех чувств, живущих в нем, в которых он обычно не отдает себе отчета. Потому что внешние условности, налагаемые воспитанием, обычно мешают осознавать все эти силы; он ничем не рискует, отдаваясь этим силам, потому что как только он просыпается, его взгляд рассеивается в предстоящем ему внешнем мире. Погружаясь в глубину собственного существа, человек рискует подпасть влиянию эгоистических сил и самых низких инстинктов собственной природы; с другой же стороны, расширение своей сущности до бытия всего Космоса грозит ему еще одной опасностью. Человек, не теряющий сознания при засыпании, человек, который в момент засыпания отдает себе отчет в том, что его астральное тело и "я" могут служить ему орудиями восприятия духовного мира, подвергается опасности быть сильнейшим образом ослепленным как бы солнечными лучами. Его ослепляет величие, могущество Космоса и в особенности - полная неспособность разобраться в собственных восприятиях.



Мы видели с вами, что магическое число шестью семь соответствует тем ступеням, которые, по представлениям ессеев, надо преодолеть тем, кто хочет познать наследственные признаки, заложенные в физическом и эфирном телах. Существует такое же магическое число, на основе которого строится путь познания космических тайн. Чтобы это понять, лучше снова еще раз обратиться к движению и траекториям звезд, к звездным письменам. Так же как, проходя через шестью семь ступеней, можно придти к познанию глубочайшей внутренней сути человека, точно так же, восходя по 12 х 7 ступеням, то есть по 84-м ступеням, человек может подняться до той точки, в которой духовные космические силы уже не ослепляют, в которой человек приобретает спокойствие, позволяющее ему сориентироваться в лабиринте Космоса и проникнуть в его тайны. И это точно так же относилось к учению ессеев.



Когда человек получает ясновидение таким способом, его существо в минуту засыпания простирается в духовной сфере, где господствует таинственное число 12 x 7. Тут он вступает в духовный мир, потому что предшествующая ступень 11 х 7 - уже приводит его к порогу тайн. Для познания человеческой сущности проникновение в духовный мир вы ражается числом 7 х 7; для познания космоса - это число составляет 12 х 7. Если человек хочет пойти этим вторым путем, он должен преодолеть своим астральным телом и "я" 11 х 7 ступеней, чтобы достичь духовного мира. Все это, кстати, запечатлено в звездных письменах: число 7 соответ ствует числу планет, а переживания, протекающие в мировых пространствах, связаны с числом 12, числом знаков Зо диака. Итак, можно представить себе величественную картину духовного пространства, ограниченного 12-ю знаками Зодиака, с человеком в центре этой сферы.



Область духа настолько огромна, что если человек хочет в нее проникнуть, ему не следует начинать распространяться в ней, исходя из центра: нужно продвигаться в ней по спирали, состоящей из 7-ми оборотов. И каждый раз, как он будет проходить один из оборотов, его путь будет описывать все 12 знаков Зодиака, так что в конце концов он проделает этот путь 7 раз. Так он будет развертываться в Космосе, хотя все это описание следует понимать лишь как символ всего, что испытывает в Космосе человек. Когда, проходя через седьмой виток спирали, человек в седьмой раз обойдет все 12 знаков Зодиака, он достигнет Божества. И тогда его видение Космоса уже не направляется существом, сосредоточенным на самом себе: отныне, расширившись до огромной духовной сферы, человек может взирать на Вселенную с 12-ти зодиакальных точек. Таков путь, который надлежит проделать человеку, желающему научиться познанию Вселенной. Недостаточно встать на какую-либо одну точку зрения, нужно быть в состоянии примениться к 12-ти точкам зрения.



Так астральное тело и "я" должны пройти 12 х 7 или, вернее, 11 х 7 ступеней, чтобы подняться к Богу. Если же, с другой стороны, само Божество хочет сойти на землю и подготовить человеческое "я" для принятия этим "я" Божества, то Божеству надлежит пройти те же 11 х 7 ступеней. Следовательно, когда Евангелие от Луки характеризует духовные силы, подготовившие астральное тело и "я" для восприятия Христа, оно показывает, как эти силы нисходили по 11 х 7 ступеням. В этом Евангелии действительно рассказывается о детских годах человека, чье астральное тело и "Я" надлежало подготовить к воплощению Христа. Поэтому в этом Евангелии не говорится, как в Евангелии от Матфея, о 6 х 7 поколениях, но о ряде из 11 х 7 ступеней, по которым Сам Бог (в Евангелии от Луки это подчеркивается) низводит силы, долженствующие пронизать индивидуальность Иисуса. Сосчитайте человеческие ступени, через которые Евангелие от Луки проводит Божественную силу, - и вы получите число 77.



Так как в Евангелии от Матфея дело идет о тайне нисхождения Божественной силы, одушевляющей и образующей физическое и эфирное тела, то в этом Евангелии ряд этот подчинен числу б х 7. В Евангелии же от Луки появляется число 11 х 7, ибо Божественная сила, нисхождение которой описывает это Евангелие, должна формировать астральное тело и "я". Таким образом, мы видим, из каких глубин были почерпнуты эти сведения. Оба рассматриваемые Евангелия действительно описывают тайны посвящения; при этом Евангелие от Матфея характеризует сошествие Божественного в человеческую индивидуальность, а Евангелие от Луки - восхождение человеческого существа в Космос. В следующем докладе мы увидим, почему Евангелие от Луки точно так же приводит генеалогию Иисуса Христа и почему в эпоху, когда тайна Его пришествия могла быть возвещена лишь очень небольшому кругу людей, оно сообщало, что от Бога и Адама до Иисуса из Назарета насчитывается 77 поколений.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments