Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 1

Берн, 6 сентября 1910 г.

Всякий, кто откроет Евангелие от Луки и остановится на главе, повествующей о происхождении Иисуса и о предшествовавших ему поколениях, сможет тотчас же убедиться, что автор Евангелия исходит из положений, полностью совпадающих с той точкой зрения, которую мы изложили вчера. Подобно тому, как некая сущность, некая Божественная сила должна была запечатлеть собой физическое и эфирное тела Иисуса Соломоновской линии, точно так же некая Божественная сущность, некая божественная сила должна была пронизать астральное тело и "я" Натановского Иисуса. Об этом сказано совершенно точно; эта сила, эта Божественная сущность действительно такова именно потому, что через все поколения по наследственности она переходила по прямой линии, начиная с той стадии человеческой эволюции, когда человек еще только начинал вступать в земное существование, когда началось его физическое воплощение в чувственном мире.



И действительно, св. Лука возводит Иисуса через ряды поколений к Адаму и Богу. А это значит, что если мы хотим постигнуть это Божественное начало в астральном теле и в "я" Натановского Иисуса, нам нужно вернуться к тому времени, когда человек еще не выделился из Божественно-духовного бытия, когда он еще не вступил в физическое, чувственное воплощение, когда он еще пребывал в лоне духов сфер, когда его еще можно характеризовать как существо Божественное, как существо, причастное Божеству. С точки зрения антропософской концепции, нам надлежит поэтому вернуться в древнюю Лемурию, в эпоху, когда человек еще не был воплощен в элементах земного бытия, а жил в духовной сфере. В те времена человек обладал еще Божественной природой и не подвергся воздействию сил, которые мы называем люциферическими; к этим-то временам евангелист Лука и возводит родословную Иисуса.



Мистерии подготовляли своих учеников к посвящению, к познанию великих тайн космических пространств. Они хотели вывести их за пределы земного, или, вернее, за пределы того, чем стал человек под влиянием Земли. Они хотели показать ученикам, как надо видеть Вселенную, воспринимая ее не с помощью органов, полученных человеком со времени проявления люциферического влияния. Целью мистерий было раскрыть картину Вселенной, которая предстает ясновидящему, освободившемуся от физического и эфирного тел, освободившемуся от всяческого земного влияния. Именно таким было духовное состояние человека до его вступления в земные воплощения, до того как он стал "Адамом" в понимании Библии и Евангелия от Луки. Чтобы снова достичь того духовного и Божественного состояния, в котором находилось примитивное, первичное человеческое существо, прежде чем оно стало (в лемурийскую эпоху), по выражению Библии, "земным человеком" (потому что "Адам" означает "земной человек", человек, утративший духовную природу и погрузившийся в оболочку земных элементов), - чтобы достичь этого уровня, не было иных способов, кроме пути посвящения более высокого, чем путь мистерий.



Здесь надо, однако, спросить: почему евангелист Лука перечисляет всего лишь 77 поколений от Иисуса к Богу? Достаточно странно уже и то, что евангелист Матфей насчитывает 42 поколения от Авраама до Христа. Действительно, число лет, получаемое из расчета обычно принимаемой продолжительности жизни поколения, слишком мало для периода от Авраама до Христа. Однако в этом случае приходится иметь в виду, что для древних времен (времен патриархальных, предшествующих Соломону и Давиду) можно с полным правом допускать большую длительность жизни каждого поколения. Даже когда дело идет об исторических датах, как, например, о трех поколениях Авраама, Исаака и Иакова, их нужно исчислять, исходя не из современной средней продолжительности существования поколения, а принимая срок жизни каждого поколения примерно за 215 лет.



Это соответствует и данным оккультного исследования. Необходимость исчислять длительность существования поколения в те древние эпохи более долгим сроком, чем в наши дни, обнаруживается с еще большей ясностью и точностью, когда дело идет о поколениях, идущих от Адама к Аврааму. Очевидно, что в эпохи, предшествующие Аврааму, каждое поколение имеет более длительный срок жизни: у патриархов Авраама, Исаака и Иакова рождались сыновья и наследники, когда они были уже в преклонном возрасте. Если в наши дни мы отводим на каждое поколение 33 года, авторы Евангелий считали срок жизни одного поколения за 75-80 лет, а то и больше. С другой стороны, нужно сказать, что в Евангелии от Матфея, вплоть до Авраама, речь идет о личностях, в то время как Евангелие от Луки, восходя к эпохам до Авраама, уже не имеет в виду личности. Это заставляет нас вспомнить о факте, хотя и вполне точном, но малоправдоподобном для современного материалистического понимания.



То, что в наши дни мы называем памятью, нашим сознанием, те воспоминания, которые мы сохраняем о личности, содержащей наше внутреннее существо, простирается в нормальных случаях до первых лет детства. Если современный человек прослеживает в обратном порядке свою жизнь, он обнаруживает, что в известный момент его воспоминания обрываются, один человек лучше помнит свое детство, другой - хуже; но наша память так или иначе ограничена этой жизнью и даже не охватывает ее с самого начала, со дня рождения. Если же мы вернемся к сознанию древних времен, если мы поднимемся по ходу человеческой эволюции к эпохам, когда для человека было нормальным известное ясновидение, мы увидим, что в эпохи, относительно нам близкие, способность памяти была совсем иной, чем теперь. Во времена, описанные в Библии как до-Авраамовы эпохи, душевная структура человека была совсем иной, чем в наши дни, и с ходом эволюции в особенности изменилась память. Если же пойдем еще дальше, вплоть до атлантического периода и более ранних времен, мы с еще большим основанием сможем отметить совершенно иную природу человеческой памяти.



В те времена человек не помнил некоторых фактов личной жизни, как это имеет место теперь, но зато он хранил воспоминания о жизни до рождения, о жизни отца и деда. Память передавалась через кровь в ряде поколений. Когда в былые времена детям давали имена (для того чтобы рассказать, как создавались тогда имена, потребовалось бы целое исследование), выбор имени диктовался совсем иными мотивами, чем в наши дни. Все, что по этому поводу излагается современной филологией, - чистейший дилетантизм. В те времена даже и вообразить было бы невозможно, что имена существ и вещей могут определяться столь внешними факторами, как в наши дни. Имя было реальностью; оно имело реальную связь с существом или вещью, которые оно обозначало; его звук выражал глубочайший характер существа. Имя было как бы звуковым эхо существа.



Обо всем этом в наше время не имеют уже ни малейшего представления, ибо иначе не могли бы появляться такие книги, как "Критика языка" Ф. Маутнера. Эта книга, полностью отвечающая самым последним требованиям к науке о языке, полностью пренебрегает тем, что в былые времена составляло самую сущность языка. В былые времена имя давалось совсем не индивидуальности, ограниченной личной жизнью, а тому комплексу, который сохранялся памятью, так что имя продолжало сохраняться так же долго, как сохранялась память. Так, например, Ной - имя, обозначающее отнюдь не индивидуальность. Имя Ной обозначает то, что известная личность сначала помнила свою собственную жизнь, потом сохраняла память о жизни своего отца, предшествовавшей ее рождению, о жизни деда - и т. д., пока не погасала память.



И до тех пор, пока эта нить памяти не обрывалась, имя продолжало служить ряду людей. Точно так же и такие имена, как Адам, Сет (Сиф), Эпох, - суть наименования, объединявшие столько личностей, сколько человек был в состоянии объединять в своей памяти благодаря воспоминаниям. Сказать, что некогда кого-то звали Энохом, значило, что у личности, бывшей сыном другого человека, предварительно названного Энохом, зародилась новая цепь воспоминаний; это значило, что данный человек утратил память о предшествовавших ему личностях. Но эта новая цепь не обрывается со смертью первой личности, именуемой Энохом: она передается от отца к сыну, к внуку и т. д., пока в свою очередь не родится новая цепь воспоминаний. И пока данная цепь живет, она носит одно и то же имя. Таким образом, когда, например, говорят об Адаме, речь идет о разных личностях. И конечно, именно в таком понимании пользуется именами и евангелист Лука, потому что он хочет сказать: происхождение Божественных, духовных сущностей, нисшедших в "я" и в астральное тело Натановского Иисуса, следует искать там, где человек впервые спустился в земное тело.



В Евангелии от Луки мы имеем прежде всего имена, обозначающие отдельные личности; потом, по мере восхождения к до-Авраамовым временам, мы вступаем в эпоху, когда воспоминания длятся и дольше, когда все, что собрано памятью в одном "я", в котором группируется несколько личностей, объединено одним именем. Теперь вам будет легче понять, что 77 имен, перечисленных евангелистом Лукой, в действительности распространяются на гораздо более крупные периоды и фактически восходят к тому времени, когда существо, которое мы можем назвать Божественной и духовной сущностью человека, впервые воплотилось в физическом, чувственном теле. Нужно иметь в виду еще одну вещь: тот, кто в великих мистериях добивался в течение 77-ми ступеней очищения души от всего, что скопилось в человечестве в течение его земного бытия, - этот посвященный достигал состояния, которое в наше время возможно, только если человек, освободившись от своего физического тела, может жить в астральном теле и в "я".



Такой человек может распространиться в окружающем его Космосе, во всей нашей космической системе, из которой возникла сама наша Земля. И тогда он достигает той силы, того начала, которое воплотилось в астральное тело и в "я" Натановского Иисуса. В Натановском Иисусе жило то, что человек получает не из земной, а из небесной природы. Евангелист Лука описывает, стало быть, Божественную духовную сущность, которая оплодотворила, запечатлела астральное тело и "я" Иисуса. А евангелист Матфей характеризует духовную силу, Божественную сущность, воздействовавшую на Авраама с тем, чтобы его внутренний орган стал сознанием Ягве. И эта сущность, с другой стороны, - та же, которая проявляла свое воздействие через ряд 42-х поколений в физическом и эфирном телах, образуя таким образом наследственный поток, пронизывающий 42 поколения.



Я сказал вчера, что эти учения, - в особенности то учение, которое у евангелиста Матфея относится к происхождению крови Иисуса из Назарета, - хранились и распространялись в неких общинах, которые мы именуем терапевтами и ессеями, и что одним из великих учителей этих общин был тот самый Иисус бен Пандира, который должен был подготовить эру Иисуса Христа. Во всяком случае, он должен был подготовить хотя бы небольшое число учеников к пониманию того, что по прошествии известного времени, то есть по завершении 42-х поколений после Авраама, еврейский народ будет в достаточной степени подготовлен к тому, чтобы индивидуальность Зороастра могла воплотиться в одном из колен рода Авраамова, в колене Соломона из дома Давида. Вот суть пророчества Иисуса бен Пандира. Для этого в ту эпоху нужно было, конечно, пройти школу мистерий. В ессейских школах преподавались не только эти истины. В них ученики проходили совершенно реально 42 этапа, так что они получали способность ясновидчески воспринимать существо, которое, со своей стороны, нисходило на Землю через 42 ступени. И мир должен был узнать об этих вещах посредством соответствующих учений. На долю ессеев выпал долг пробудить хотя бы в нескольких людях понимание сущности Христа.



Мы уже видели, какой поразительный путь проделала человеческая индивидуальность, воплотившаяся в крови, подготовленной согласно повествованию евангелиста Матфея. Мы знаем, что Зороастр учил на Востоке, чтб подготовило его к этому воплощению; он создал египетскую культуру, пожертвовав для этого своим астральным телом, воспринятым Гермесом; он пожертвовал также и своим эфирным телом, которое было сохранено для Моисея в целях создания новой культуры. Что же касается самого Зороастра, то позднее он воплотился в другом астральном и в другом эфирном телах. Нас интересует в особенности его воплощение в XI веке до нашей эры в Халдее. Он носил тогда имя Заратоса или, Назаратоса, и его учениками были халдейские ученики и маги; там встретились с ним также и лучшие иудейские оккультисты (в эпоху Вавилонского пленения). Халдейские оккультные школы в течение последовавших шести веков носили глубокий отпечаток традиций, обрядов и культов, инспирированных Зороастром, воплощенным в личности Заратоса, или Назаратоса.



Все поколения халдейских, вавилонских и ассирийских оккультистов, живших в этих областях Азии, высоко чтили в этом новом аспекте своего великого наставника Зороастра. И они с тоской ждали ближайшего воплощения этого великого учителя, этого вождя, потому что им было известно, что он снова явится на Землю через 600 лет. Тайна этого его нового явления была им известна; она жила в них, жила, как луч света, светивший им из будущего. И когда времена приблизились, когда была готова кровь - носительница нового воплощения Зороастра, - три посланца, три великих мага пришли с Востока. Они знали, что боготворимое имя Зороастра как звезда приведет их к месту, где совершится его перевоплощение. Этой "звездой" трех волхвов была сама сущность великого наставника, приведшая их к месту рождения Иисуса евангелиста Матфея.



Кстати, можно доказать даже с помощью филологии, что слово "астр" употреблялось в былые времена для наименования человеческих личностей. Духовные изыскания подтверждают этот факт еще непреложнее: три волхва последовали за звездой, за "золотым светилом" (Зороастром), и она привела их туда, где пожелал воплотиться Зороастр. К тому же употребление слов с корнем "астр" для обозначения высоких индивидуальностей доказывает, что когда речь идет об этой звезде, дело касается самого Зороастра (факт, который может быть установлен с помощью филологии). За шесть веков до нашей эры восточные маги встретились с индивидуальностью, которая воплотилась в Иисусе евангелиста Матфея. И сам же Зороастр их и привел к нему: они шли по звезде, потому что вообще именно путем Зороастра, путем звезды ходили маги, следуя с Востока, из Халдеи в Палестину, где должен был вновь воплотиться Зороастр.



Об этой тайне будущего воплощения Зороастра, Заратоса, или Назаратоса, было известно также и в халдейских мистериях. Что же касается тайны еврейской крови, которая в положенное время должна была быть готова для новой телесности Зороастра, - о ней знали те, кто в ессейских мистериях прошли 42 ступени посвящения. Таким образом, существовали две школы, которым была ведома тайна Иисуса евангелиста Матфея. Со стороны Зороастра, среди халдейских посвященных, говорилось об индивидуальности, которая должна воплотиться в крови еврея; и в то же время ессеям было известно все, касающееся внешнего создания этого тела, этой крови.



Так примерно за 100 лет до Рождества (и даже более) в ессейских школах существовала доктрина о явлении Иисуса евангелиста Матфея, того Иисуса, в котором должны были объединиться все те свойства, о которых я уже говорил, и те, о которых еще будет речь в дальнейшем. После длительного очищения и многочисленных душевных упражнений ученик ессеев приводился через 42 ступени к видению тайн физического и эфирного тел. Что же касается того, кто должен родиться, кто должен был воплотиться в этой крови, то он спускался свыше и обладал свойствами, к достижению которых можно было придти лишь путем долгих и трудных испытаний, пройдя 42 ступени.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment