Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 2

Берн, 6 сентября 1910 г.

В основном упражнения и очищение души, практиковавшиеся в этих ессейских общинах, были продолжением своего рода оккультного обучения, которое с незапамятных времен хранилось в лоне иудаизма. В иудаизме всегда имелось так называемое "назарейское" течение. Оно заключалось в том, что некоторые личности (даже еще до терапевтов и ессеев) применяли в своей работе над собой совершенно особые методы развития души и тела. Между прочим, назареи применяли один метод, который не утратил своего значения и в наши дни, если человек хочет продвинуться по пути к духу быстрее, чем без применения этого метода.



Метод состоит в особой диете; эта диета заключается главным образом в воздержании от мяса и вина. Благодаря этому методу ессеи достигали известного просветления, потому что употребление мяса может замедлить развитие человека, стремящегося к духовному, - это бесспорный факт. И хотя я не собираюсь здесь никоим образом пропагандировать вегетарианство, факт остается фактом, - воздержание от мяса облегчает духовное развитие; душа приобретает большую сопротивляемость и силу для преодоления препятствий и помех, обусловленных физическим и эфирным телами. Само собой разумеется, однако, что если человек становится выносливее, то вовсе не потому, что он удовлетворяется тем, что не употребляет мяса, а главным образом потому, что он укрепляет душу. Если он ограничивается тем, что не ест мяса, он способствует лишь преображению тела, и если при этом отсутствует то, что должно запечатлеться в этом теле со стороны души, то воздержание от мяса не имеет никакого смысла.



Такова была назарейская школа. И ессеи переняли ее методы, введя, однако, еще более строгие искусы и дополнив ее еще многими другими вещами. Они добавили все, что я описывал вам вчера и позавчера, наряду с воздержанием от мясной пищи. Таким способом им удавалось довольно скоро расширить память и выходить памятью за пределы 42-х поколений, чтобы ясновидчески читать в Акаша-Хронике. Они составляли, так сказать, последний побег, последний бутон растения, которое вилось и разрасталось через многочисленные поколения. Они не были оторваны от человеческого древа; они ощущали связи, соединявшие их с человечеством; они не были подобны тем, кто отрывался от общего ствола и чья память ограничивалась изолированной личностью. Даже в самом лоне этих ессейских общин таких людей называли именем, которое обозначало "живой побег", а не срезанный побег. Эти люди ощущали, что они составляют часть ряда поколений, что они не отрезаны от древа человечества. И ученики ессеев, проявлявшие склонность именно к этому направлению, ученики, прошедшие 42 ступени, именовались "Нетцерами".



Именно к этой категории Нетцеров принадлежал прекрасный и верный ученик ессейского наставника, о котором я вам говорил вчера, - Иисус бен Пандира. Потому что этот Иисус бен Пандира, довольно хорошо известный в оккультизме, имел пять учеников, причем каждый из этих учеников избрал себе из целой доктрины учителя одну особую ветвь, отрасль, развитию которой он себя и посвятил. Эти пять учеников носили следующие имена: Натан, Накащ третий принадлежал как раз к классу Нетцеров и звался Нетцер; затем Бонии, Тона. Эти пять учеников Иисуса бен Пандира (который, как мы знаем, был замучен за 100 лет до нашей эры по осуждению в кощунстве и ереси) продолжили его обширное и высокое учение в пяти различных направлениях. Духовное исследование обнаруживает, в частности, что после смерти Иисуса бен Пандиры доктрина, объясняющая подготовку крови будущего Иисуса евангелиста Матфея, была передана ученику по имени Матаи; что же касается доктрины, относящейся к внутренней подготовке, доктрины, развивавшейся как старым, так и новым назарейством, то она была передана другому великому ученику Иисуса бен Пандиры - Нетцеру.



И Нетцер получил совершенно особую миссию создать небольшую колонию. В Палестине было множество таких ессейских колоний, и в каждой из них развивалась и культивировалась какая-либо ветвь ессейского учения. Доктрина, которая была поручена именно Нетцеру, культивировалась главным образом в небольшом местечке, называемом в Библии Назаретом. Здесь находилась колония ессев, созданная Нетцером. Она состояла из людей, живших в строгом уединении и исповедовавших древнее назарейское учение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после всех происшедших событий, о которых мы еще будем говорить, после бегства в Египет, младенец Иисус евангелиста Матфея был водворен в эту атмосферу назарейства. Именно на это и намекает Евангелие от Матфея, когда после рассказа о бегстве в Египет оно говорит, что Иисус вернулся в Назарет, "да сбудется предсказанное пророками: "И наречется он Назареем".



Эти слова переводились самым различным образом, потому что переводчики недостаточно понимали их смысл и ни один из них не знал толком, что они значат. В действительности же Иисуса стали так называть потому, что в Назарете существовала ессейская колония, в которой предстояло расти Иисусу. Но прежде чем вдаваться в дальнейшие подробности и устанавливать связи этого Иисуса с Иисусом евангелиста Луки, вернемся еще раз к некоторым моментам, касающимся Иисуса Евангелия от Матфея. Все, что описывается в этом Евангелии, отсылает нас к тайнам, которым наставлял ессеев Иисус бен Пандира, к тайнам, переданным затем его ученику Матаи. И с первых же страниц этого Евангелия мы имеем дело с этим учеником Матаи. Именно посредством того, что он описывает, и могли быть подготовлены физическое и эфирное тела Иисуса евангелиста Матфея, хотя в продолжение 42-х поколений имело место, конечно, и воздействие на его астральное тело.



Мы видели, что 14 первых поколений связаны с физическим телом, следующие 14 - с телом эфирным и, наконец, последние 14 - последовавшие за Вавилонским пленением - с телом астральным. Следует, однако, уточнить, что все, что подготовлялось так, как это было необходимо для воплощения Зороастра, могло быть использовано этой могущественной индивидуальностью лишь в той мере, в какой это относилось к телам физическому и эфирному. Вспомним теперь то, что я всегда вам говорил: в своем личном становлении человек со дня рождения и до 7-ми лет развивает по преимуществу свое физическое тело; в течение следующих 7-ми лет, с периода смены зубов и до половой зрелости, развивается эфирное тело человека, и лишь после этого начинается свободное развитие астрального тела. Таким образом, все, касающееся развития физического и эфирного тел, должно было осуществиться и для тех особых физического и эфирного тел, подготовленных рядом поколений, начиная с Авраама, - ради принятия Зороастра в его новом воплощении. Но когда завершилась подготовка этого эфирного тела, действовавший в нем импульс был уже не достаточен, чтобы перейти к подготовке тела астрального. Тогда-то и произошло то грандиозное и чудесное событие, понимание которого необходимо для всякого желающего постичь великую тайну Иисуса Христа.



Индивидуальность Зороастра развивалась в физическом и эфирном телах Иисуса евангелиста Матфея в продолжение его детства до 12-ти лет; ибо для этой индивидуальности и вследствие климатических условий период, соответствующий в наших широтах половой зрелости, наступил несколько ранее. Итак, в 12 лет осуществилось все, что подготавливалось в физическом и эфирном телах отпрыска Соломонова рода. И вот после этого индивидуальность Зороастра фактически выходит из физического и эфирного тел, о которых повествует Евангелие от Матфея, для того чтобы перейти в Иисуса Евангелия от Луки. Из докладов, посвященных этому последнему Евангелию, нам уже известно, что означает сцена "Иисус в храме в возрасте 12-ти лет", как нам о ней рассказывает евангелист Лука. В ту минуту, когда мальчик Иисус евангелиста Луки внезапно предстает перед своими родителями, которые едва его узнают, так он изменился, - в эту минуту индивидуальность Зороастра вошла в него, та самая индивидуальность, которая до этой минуты развивалась в физическом и эфирном телах Соломонова Иисуса.



Как бы ни было трудно современному материалистическому интеллекту принять этот факт, такой факт тем не менее иногда имеет место, и некая индивидуальность может перейти из одного тела в другое. Именно это и произошло, когда индивидуальность Зороастра, покинув принадлежавшее ей вначале тело, проникла в тело Иисуса евангелиста Луки, в котором астральное тело и "я" были соответствующим образом к этому подготовлены. Так Зороастр смог продолжать свое развитие в этом астральном теле и в этом "я". И именно это событие и передает так хорошо Евангелист Лука, когда он описывает двенадцатилетнего мальчика Иисуса, сидящего в храме, окруженного учеными и рассказывающего им о совершенно необычайных вещах. Как это могло случиться с мальчиком из рода Натана? Именно по той причине, что в эту минуту в него проник Зороастр. До 12-ти лет устами мальчика, приведенного родителями в Иерусалим, говорил не Зороастр; вот почему его преображение было настолько полным и мгновенным, что даже родители не смогли узнать его, разыскав в храме в окружении ученых.



Итак, мы имеем дело с двумя супружескими парами, причем оба мужа носили имя Иосифа и обе жены - имя Марии, и с двумя мальчиками Иисусами: родословная одного из них, принадлежавшего к роду Соломона из дома Давидова, приводится евангелистом Матфеем; другая родословная - Иисуса из рода Натана, сына совсем других родителей - дается евангелистом Лукой. Оба ребенка растут и развиваются параллельно вплоть до двенадцатилетнего возраста. Обо всем этом вы прочтете в Евангелиях, в которых всегда все истинно. Но поскольку было нежелательно, чтобы истина стала известной, и поскольку люди не захотели ее услышать, - они были лишены Евангелий. Нужно же всего лишь понимать Евангелия: они говорят правду. Иисус из рода Натана жил напряженной внутренней жизнью. Он не обладал большими способностями к усвоению мудрости и познаний, но его глубокая чуткость, его способность к любви были почти безграничны, ибо в его эфирном теле жила сила, начало которой восходило к тем временам, когда человек еще не спускался в земное воплощение, когда он еще жил в лоне Божества. И это Божество жило в мальчике Иисусе в форме способности к безграничной любви.



Но этот мальчик был мало способен к пониманию всего того, что приобретается благодаря физическому телу в процессе воплощений. Зато душа его, его внутренняя жизнь были запечатлены безграничной, чудодейственной способностью любить. Он стоял в этом отношении настолько высоко, что произошло событие, послужившее свидетельством совершенно исключительной силы его внутренней жизни для всех тех, кто понимал, с кем они имеют дело. Иисус Евангелия от Луки обладал от рождения некоей способностью, которая обычно пробуждается лишь при соприкосновении с внешним миром: как только он родился, он произнес слова, которые были непонятны для окружающих. Итак, он был велик во всем, что касается жизни внутренней, и мало способен ко всему тому, что человечество должно приобрести на Земле, проходя через ряды поколений.



Как же было не удивляться его родителям, когда в их наделенном такими специфическими свойствами ребенке вдруг проявился мальчик, обладающий мирскими познаниями, которые приобретаются лишь посредством физических органов? Это внезапное и чудесное превращение было возможно именно потому, что индивидуальность Зороастра перешла в этот момент из Иисуса Соломонова в Натановского Иисуса. Это Зороастр, это Заратос говорил устами ребенка в тот момент, когда, как нам рассказывается, его родители искали его в храме. Зороастр, само собой разумеется, обладал всеми способностями, которые можно приобрести благодаря пользованию физическим и эфирным телами. Он потому и избрал род Соломона и подготовленное в этом колене тело, что именно в нем жили определенные, доведенные до высокой степени развития силы. И он взял из этого тела все, что смог усвоить, и присоединил все эти силы к внутреннему содержанию Иисуса евангелиста Луки, чье происхождение восходило к тем временам, когда человек еще не воплощался на Земле. Оба эти течения слились.



И отныне перед нами была единая сущность. Кроме того, мы должны обратить внимание еще на одно особое обстоятельство. Перемену в Иисусе евангелиста Луки заметили не одни его родители: эта перемена проявлялась и чисто внешне. После того как мальчик Иисус был найден родителями в храме в окружении ученых, в Евангелии почему-то подчеркивается: "И он пошел с ними и пришел в Назарет... И Иисус возрастал в телесной красоте, в благородстве привычек и мудрости..."* (*В русском синодальном переводе это место гласит: "Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человека." - Прим. пер.). Почему перечисляются эти три качества? Потому что в особенности именно эти три свойства может приобрести Иисус теперь, когда в нем живет индивидуальность Зороастра.



Я прошу вас заметить, что эти слова в обычных изданиях Библии переведены следующим образом: "И Иисус преуспевал в мудрости, в возрасте и благодати перед Богом и людьми". Стоит ли, однако, прибегать к Евангелию для того, чтобы утверждать, что двенадцатилетний мальчик преуспевал "в возрасте"? Но Евангелие-то хотело сказать совсем другое: оно хотело сообщить, что теперь в Натановском мальчике Иисусе начала жить индивидуальность, которая не только проявляется во внутренних свойствах души, как раньше, но даже преуспевает и во внешней, физической красоте, - именно потому, что она жила до этого в специально предуготованном, совершенном, законченном физическом теле.



В Натановском Иисусе точно так же не было всего того, что приобретается преимущественно благодаря эфирному телу, что связано с привычками, к которым вынуждает жизнь. В нем жило сильнейшее предрасположение к любви; эта способность могла развиваться и в дальнейшем, но он обладал ею с рождения, и она не могла переродиться в привычку. Когда в Иисуса вступила другая индивидуальность, она принесла с собой силы, обусловленные развитием физического и эфирного тел, и с этой поры ребенок смог усвоить и сконцентрировать в себе внешние привычки, изливающиеся в эфирное тело. В этом заключалось второе приобретение мальчика Иисуса. Третье же - "мудрость" - понять легче. Иисус евангелиста Луки не был "мудрецом", он был прежде всего существом, наделенным любовью. И его преуспеяние в мудрости объясняется тем, что в него сошла индивидуальность Зороастра.



Комментируя Евангелие от Луки, я уже говорил, что человек, покинутый своей индивидуальностью и обладающий лишь тремя телами - физическим, эфирным и астральным, - еще может некоторое время продолжать жить. Однако существо, остававшееся от Соломоновского Иисуса, очень быстро угасало и скончалось вскоре после выхода из него его "я". Это значит, иными словами, что мальчик Иисус первой главы Евангелия от Матфея умер после достижения им двенадцатилетнего возраста. Итак, вначале мы имеем не одного, а двух мальчиков Иисусов, а потом эти двое снова образуют одного. В преданиях древности часто говорится о необычайных вещах; нужно уметь их понимать, а понимать их можно, только зная соответствующие факты. В дальнейшем мы основательнее остановимся на способе слияния обоих мальчиков, сейчас же я хотел бы отметить еще кое-что.



В Евангелии, называемом "Египетским", есть замечательное место, которое считалось еретическим даже в первые века христианства, потому что в христианских кругах не желали слышать о связанных с этим местом истинах, - или же не хотели, чтобы они стали известны людям. В этом апокрифическом Евангелии говорится: "Спасение миру придет, когда двое станут одним и когда внешнее станет подобно внутреннему". Эта фраза служит точным выражением того, что мы только что описали в соответствии с оккультными данными. Спасение зависит от того, чтобы двое стали одним. И они, действительно, стали одним, когда индивидуальность Зороастра перешла в двенадцатилетнего Натановского Иисуса, и тогда внутреннее смогло проявиться внешне. Душевная сила Иисуса евангелиста Луки была могущественнейшей внутренней силой, но эта сила проявилась вовне благодаря тому, что индивидуальность Зороастра передала ей способности, приобретенные ею в физическом и эфирном телах Соломоновского Иисуса.



Таким образом, идущая изнутри сила запечатлела физическое и эфирное тела Натановского Иисуса; внешнее же стало служить выражением того, что было внутренним до тех пор, пока мальчик Иисус евангелиста Луки не был охвачен индивидуальностью Зороастра. Так двое стали одним. Итак, мы проследили путь Зороастра со дня его рождения в Иисусе евангелиста Матфея и вплоть до его двенадцатилетнего возраста, когда он вышел из принадлежащего ему вначале тела и перешел в тело Натановского Иисуса, продолжая развивать уже это тело. И он довел его до такого совершенства, что позднее смог принести его в жертву и отдать свои три тела для приятия Существа, Которого мы называем с тех пор Христом.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments