Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 7-я лекция, часть 1

Берн, 7 сентября 1910 г.

Если мы хотим постичь все значение пришествия Христа для эволюции человечества, мы должны еще раз вернуться к фактам, уже известным тем из вас, кто в прошлом году в Базеле прослушал цикл докладов, посвященных Евангелию от Луки. Но для того чтобы эти факты стали нам понятнее, придется вспомнить об одном из основных законов человеческого развития. В процессе эволюции люди непрерывно приобретают новые свойства и постоянно совершенствуются. Это вещь, очевидная даже для тех, кто удовлетворился бы рассмотрением периода, охватывающего нашу внешнюю историю с ее начальной поры. Мы видим, что человек не обладал с самого начала теми способностями, которые со временем в нем появляются.



Мы видим, как со временем, постепенно рождаются и развиваются свойства, которые мало-помалу сделали возможным образование нашей современной культуры. Однако если в человеческой природе должна пробудиться какая-либо способность, которая станет затем достоянием всего человечества, станет такой способностью, которую каждый сможет унаследовать, - нужно, чтобы эта способность на первых порах проявилась совершенно особым способом. Говоря в прошлом году о Евангелии от Луки, я обращал ваше внимание на "восьмичленный путь", которым может пойти человечество, если оно воспользуется тем, что проникло в его эволюцию через посредство Гаутамы Будды. Этот путь, состоящий из восьми ответвлений, сводится к следующим принципам: правильное представление, правильное суждение, истинное слово, правильный способ действия, правильное положение (в жизни), правильные привычки, правильная память и правильное видение. Таковы некоторые свойства человеческой души.



Со времен Будды человеческая природа поднялась до того уровня, на котором человек уже может мало-помалу развивать в себе в качестве внутренних способностей собственной природы различные свойства этого восьмичленного пути. Однако до того, как Гаутама Будда жил на Земле в воплощении Будды, человеческая природа еще не обладала способностью наследовать эти свойства. Итак, мы утверждаем: для того чтобы в человеческой природе смогли развиться эти качества, нужно было, чтобы первый импульс к этому был дан человеческой природе благодаря бытию того высшего существа, каким был Гаутама Будда. И тогда этот импульс в дальнейшем, в течение веков и тысячелетий, позволил человеку самостоятельно развивать в себе все эти качества. Эти качества будут самостоятельно развиваться огромным числом людей, и когда это число достигнет нужной величины, Земля будет готова к принятию будущего Будды, Майтрейи Будды, который сейчас находится на ступени Бодхисатвы.



Итак, между этими двумя событиями заключена целая эволюция, в течение которой большое число людей должны приобрести высшие интеллектуальные, моральные и душевные способности, которые составляют плод восьмичленного пути. Но для того чтобы это могло осуществиться, нужно было, чтобы в первый раз импульс к этому шагу вперед на пути человеческой эволюции был дан очень высокой индивидуальностью разительным образом, силою совершенно исключительного события. Однажды все свойства, определяемые восьмичленным путем, оказались одновременно соединенными в одном-единственном существе - в личности Гаутамы Будды. И с тех пор приобретение этих свойств стало доступно каждому человеку. Действительно, таков закон человеческого развития: нужно, чтобы однажды, каким-то небывалым способом, у одного существа проявилось то или иное свойство для того, чтобы потом это свойство могло внедряться в человечество иногда на протяжении тысячелетий. После этого данный импульс воспринимают все люди, оказывающиеся в состоянии его развивать дальше.



То же, что вошло в человечество благодаря пришествию Христа, потребует для своего распространения не каких-нибудь пяти тысяч лет, как импульс Гаутамы Будды. То, что вошло в человечество благодаря Христовой сущности, будет развиваться и проникать дальше в человеческую природу как совершенно особая способность в течение всего остатка земной эволюции. В чем же, однако, в точности заключается импульс Христа - подобный импульсу Будды, но неизмеримо более сильный? Чтобы представить себе сущность этого импульса, мы заметим, что со времени пришествия Христа становится все более доступным для человеческой природы то, что в древние дохристианские времена приобретали лишь единичные люди в школах мистерий. Поэтому нам важно познакомиться с тем, что представляли собой мистерии, чем было посвящение в дохристианскую эру.



Способы посвящения варьировались для различных народов Земли; они изменялись также в продолжение после-атлантической эпохи. Содержание пути посвящения разделялось между народами: каждый народ проходил свой отрезок этого пути. Почему же каждый народ древности не мог проходить всего пути посвящения целиком? На этот вопрос служит ответом закон перевоплощения. А именно - в этом не было необходимости, ибо душа, рождающаяся в данном народе и проходившая в этом народе известную часть пути посвящения, не обрекалась на постоянную связь с этим единственным народом: она последовательно перевоплощалась в разных народах и получала возможность пройти дополнительно другие этапы посвящения. Посвящение позволяет человеку приобрести видение духовного мира, - видение, не доступное ни чувственному восприятию, ни постижению, обусловленному органами физического тела.



Обычно в нормальной жизни человек по крайней мере один раз в сутки получает доступ в тот мир, в который проникает и посвященный; но посвященный делает это иным способом, чем нормальный человек. В действительности же в этом мире человек пребывает всегда - неведомо для самого себя, тогда как посвященный об этом знает. Жизнь человека распадается на состояния сна и бодрствования. Мы достаточно долго останавливались на этом вопросе, и вам должно быть ясно, как в минуту засыпания "я" и астральное тело человека отделяются от физического и эфирного тел, чтобы распространиться во всем окружающем нас Космосе, чтобы почерпнуть там силы для повседневного бодрствования. Фактически человек распространен во всем Космосе с минуты засыпания и вплоть до пробуждения. Но он об этом ничего не знает. Его сознание тухнет в ту самую минуту, когда он засыпает и из него выходят "я" и астральное тело; поэтому в своей нормальной земной жизни ему ничего не известно об этой его жизни в Космосе.



Так вот, посвящение в том и заключается, что человек приобретает способность жить во всем Космосе сознательно, сознательно включаться в бытие других планет, связанных во Вселенной с нашей Землей. Если бы человек, засыпая, мог без надлежащей подготовки воспринимать мир, в котором он живет во время сна, его впечатления были бы настолько сильны, настолько потрясающи, что их можно было бы сравнить с ослепляющим солнечным светом, поражающим незащищенный глаз. Все посвящение заключается в том, чтобы человек не проникал в духовный мир без подготовки, чтобы в нем были подготовлены достаточно сильные органы и способности, которые позволили бы ему выдержать потрясение. Вот что, иными словами, мы можем сказать для первой характеристики посвящения: это переживание, это просветление; это восприятие мира, в котором человек находится ночью в состоянии сна и о котором ему ничего не известно.



Это пребывание в Космосе тем более ослепительно, тем более потрясающе, что человек в чувственном мире привык к совершенно иным условиям, чем те, которые он находит в Космосе. В этом мире он привык все воспринимать и рассматривать с одной-единственной точки зрения; и когда он сталкивается с вещами, которые не согласуются в точности с представлениями, составленными им с этой единственной точки зрения, он отрицает правильность своего восприятия, потому что оно не совпадает со всем, что он об этом явлении знает. Если бы мы хотели проникнуть в макрокосм, будучи убеждены в том, что всякое наше восприятие должно совпасть с заранее составленным нами представлением (что удобно и полезно на физическом плане), - жизнь Космоса осталась бы нам не доступной.



Так как, живя в чувственном мире, человек концентрируется в каком-то смысле в одной точке, то он судит обо всех вещах только из этой точки, из этой скорлупы улитки; и все, что совпадает со сложившимися у него представлениями, оказывается верным, что не совпадает - ложным. Если же человек хочет стать на путь посвящения, он должен выйти из этой скорлупы в целый Космос. А проникнуть в макрокосм только в одном направлении он не может; он должен вступить в него во всех возможных направлениях. И такое вступление и есть расширение, распространение собственного "я" до пределов всего Космоса. И тогда всякое явление уже перестает обладать только одним аспектом. Обычно для восприятия мира человек принимает себя самого за исходный пункт, тогда как надо уметь воспринимать явления и со второй, и с третьей точки зрения. Это значит, что надо развить в себе некоторую гибкость восприятия; нужно приобрести некоторую универсальность.



Естественно, конечно, что нет надобности усваивать какое-то бесконечное количество точек зрения; можно занять некую среднюю позицию. Фактически усвоение бесконечного числа точек зрения возможно только в теории. Для всех действительно возможных положений достаточно 12-ти точек зрения, символизируемых на звездном языке, принятом в мистериях, знаками Зодиака. Человеку, вступающему в Космос, не следует, например, идти только в направлении Рака, чтобы действительно воспринять Вселенную с 12-ти различных сторон. Стремиться к "гармонии" абстрактным и рассудочным путем бесполезно; гармония будет найдена впоследствии из взаимодействия различных концепций, к которым придет человек. Прежде всего нужно воспринять Вселенную под разными углами зрения. Здесь я хотел бы в скобках заметить, что всякое сообщение, основанное на оккультных истинах, непременно наталкивается на некоторую косность, ибо мы легко подчиняем наши восприятия привычкам, имеющим значение лишь в повседневной жизни.



Так что когда мы вынуждены говорить об истинах, полученных путем сверхчувственных исследований, хотя бы и экзотерически, важно, чтобы мы могли исходить из различных точек зрения. Кстати сказать, именно поэтому некоторые лица, стремящиеся обо всем судить способом, привычным в плане физическом, то и дело находят у нас какие-нибудь противоречия; но любая вещь действительно предстает в разных аспектах в зависимости от той или иной точки зрения. И найти при этом противоречия - дело нетрудное. Первое правило всякого духовнонаучного сообщения должно заключаться в следующем: если мы слышим о чем-нибудь, что по видимости кажется нам противоречащим словам, сказанным в ином месте, нужно учесть, что в данных обстоятельствах описание было сделано под одним определенным углом зрения. Так, слушатели цикла, прочитанного в прошлом году в Мюнхене ("Восток в свете Запада") запоминают, например, что тайны Вселенной характеризовались тогда с точки зрения восточной философии.



Человеку, стремящемуся проникнуть в Космос описанным нами путем, необходимо обладать подвижностью и гибкостью восприятия, иначе он попадает в лабиринт. Ибо совершенно верно то, что человек может приспособиться ко Вселенной, но не менее верно и то, что Вселенная-то не прилаживается к существу человека. Если человек задержится на какой-то одной точке зрения, он отстанет от Вселенной, которая тем временем успеет уже куда-то сместиться. Предположим, например, что, говоря на звездном языке, человек хочет продвигаться в направлении Овна и предполагает задержаться в этом созвездии; но так как, благодаря своему поступательному движению, Вселенная уже раскрывает ему картину того, что находится в созвездии Рыб, человек начинает приписывать Овну то, что относится к Рыбам. Это вызывает полную путаницу в его восприятиях, и он попадает в непроходимый лабиринт. Поэтому очень важно считаться с тем, что человек должен уметь воспринимать вещи с 12-ти точек зрения, с 12-ти пунктов наблюдения, чтобы суметь сориентироваться в лабиринте Космоса.



Но человек живет в духовном мире в течение остальной части суток еще и другим образом - точно так же ничего об этом не зная. Просыпаясь, он погружается в физическое и эфирное тела, но он этого не воспринимает, ибо в ту же самую минуту его восприятия отвлекаются внешним миром. Он постиг бы совсем иные вещи, если бы это погружение происходило для него сознательным образом. Итак, сном человек защищен от сознательного проникновения в макрокосм, если к этому он не подготовлен; а от сознательного нисхождения в физическое и эфирное тела он защищен тем, что его восприятия направлены на внешний мир. Опасность, которой бы он подвергся, если бы без подготовки погрузился сознательно в физическое и эфирное тела, несколько иного рода, чем ослепление и путаница в восприятии Космоса, которые угрожают ему при проникновении без должной подготовки в макрокосм.



Если человек без подготовки погружается в физическое и эфирное тела и идентифицирует самого себя с их природой, в нем с особой силой начинает развиваться некая активность, ради которой он как раз и был наделен физическим и эфирным телами на Земле. Действительно, для чего они были ему даны? Для того чтобы он смог жить в "я", чтобы он смог развить сознание "я". Но вот это "я", не будучи подготовленным, не будучи очищенным, проникает в мир физического и эфирного бытия. Вследствие этого "я" испытывает такое потрясение, что им овладевают мистические восприятия, изгоняющие внутреннюю реальность; глазам человека предстают ложные признаки. Узрев собственную внутреннюю природу, человек объединяет себя со всем тем, что в нем живет как желания, низменные и эгоистические инстинкты. Обычно он не подчинен этим вещам, потому что днем его взор привязан к явлениям внешнего мира; однако все эти явления ничто по сравнению с тем, что встает перед ним из его собственной природы.



Однажды я уже приводил свидетельства христианских мучеников и святых, касающиеся их переживаний при погружении в глубины собственного существа. Эти святые описывают искушения, извращения, соблазны, которым они подвергались, когда стремились отбросить все, что шло к ним из внешнего мира, чтобы целиком погрузиться в самих себя. И эти описания полностью соответствуют истине. С этой точки зрения весьма поучительно познакомиться с жизнеописаниями святых, чтобы понять на деле весь тот мир страстей, эмоций и инстинктов, все то, от чего нас отвлекает повседневная жизнь, направляя наш взгляд на мир внешних явлений. Можно сказать, что, погружаясь в самого себя, человек сосредотачивается на своей самости, замыкается в единственном центре, в котором он хочет быть только "самим" собой, стремясь только к удовлетворению своих вожделений, своих желаний, когда все, что ни есть дурного в человеке, стремится завладеть этой самостью.



Итак, с одной стороны, человеку грозит опасность быть ослепленным, когда он пытается без подготовки проникнуть в Космос; с другой же стороны, он оказывается сжатым, стесненным, полностью замкнутым в собственном "я", когда, не будучи подготовлен к этому, он погружается в собственные физическое и эфирное тела. Итак, путь посвящения состоит из различных разделов. И если расширение в Космосе практиковалось главным образом арийскими и нордическими народами, другой путь посвящения, вплоть до самых глубоких ступеней, применялся у египтян. На этом последнем пути человек приближается к Божеству, обращая взор внутрь себя, углубляя собственную природу, чтобы в ней познать деятельность Божественных сил.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment