Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 9-я лекция, часть 2

Берн, 9 сентября 1910 г.

Продолжим, однако, наше рассмотрение. Христос положил начало новой фазе эволюции, основывающейся на "я". Он положил начало посвящению через "я". И мы можем из этого заключить, что "я" есть самое существенное, есть центр человеческого существа, что в целом все, что представляет в наши дни человеческую природу, сливается, концентрируется в "я"; и все то, что пришествие Христа принесло для "я", захватит и остальные части человеческого состава. Но это должно быть осуществлено, конечно, совершенно определенным путем и в соответствии с эволюцией человечества.



Познавать физический мир не только чувственным восприятием, но и интеллектом, связанным с мозгом, стало возможным лишь незадолго до пришествия Христа. Раньше для восприятия всего того, что в наши дни человек постигает посредством интеллекта, связанного с мозгом, люди были наделены ясновидением. Что это было именно так, вы уже знаете благодаря нашим исследованиям первых послеатлантических эпох. Но то, что еще существовало непосредственно после Атлантиды в форме общераспространенного ясновидения, постепенно затухало. Вплоть до пришествия Христа еще существовало много людей, которые в состоянии, промежуточном между сном и бдением, могли созерцать духовные миры, были причастны к духовным мирам.



И в состоянии этого элементарного ясновидения человек не только говорил себе: "Я знаю, что за всем физическим в мире скрыто духовное", - но имелось еще и нечто другое. Природа человека тех времен позволяла ему участвовать в духовном бытии. В наше время достаточно трудно достигнуть того, что в хорошем смысле этого слова можно назвать ясновидением. В наши дни существуют некоторые пережитки древнего ясновидения - в таких, например, формах, как сомнамбулизм. Но это уже отклонение от нормы. А в былые времена такого рода состояния были нормальными, их стремились усилить применением известных процедур. И если удавалось возвысить человеческую природу до того состояния, когда она обретала способность жить в духовном мире, то желаемая цель была достигнута.



Как бы маловероятно это не выглядело в наши дни, когда история пишется лишь на основе внешних событий, но во времена Христа, действительно, можно было исцелить больного, приведя его в состояние ясновидения. В нашу эпоху, когда люди значительно глубже спустились на физический план, это было бы невозможно. Но в те времена душа еще была легко доступна, ею можно было овладеть и привести известными способами к ясновидению, благодаря чему она могла жить в духовном мире. А духовный мир - это оздоровляющее начало: он посылает свои целительные силы вплоть до физического мира, на чем и основывается возможность некоторых исцелений. Представим себе больного, которого наделили способностью видения в духовном мире.



Вместе с духовными потоками в него там входили здоровые силы. В древности терапия очень часто пользовалась подобными методами. Что же касается современных описаний пресловутых исцелений в храмах, то это сплошной дилетантизм. Все развивается, и с тех давних времен человеческая душа эволюционировала от ясновидения к отсутствию такового. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Евангелия утверждают: с пришествием Христа наступили времена, когда в духовный мир могут подняться не только те, кто обладает древним ясновидением, но и люди, утратившие это ясновидение в связи с эволюцией человечества.



Вот, что можно было бы сказать: "В прежние времена люди видели духовный мир; теперь они стали бедны, нищи духом. Но с Христом в мир сошла тайна, заключающаяся в том, что в "я", - даже в "я", пребывающем в физическом, чувственном мире, - могут снизойти силы Царства Небесного, и благодаря этому даже те, кто утратил древнее ясновидение, могут найти дух в самих себе и удостоиться "благодати" или "блаженства". Таким-то образом и могли прозвучать великие слова: "Отныне блаженны не только богатые духом благодаря древнему ясновидения, но и бедные, нищие духом, ибо Царство Небесное сходит в их "я", раз путь к нему открыт Христом".



В древние времена физический организм человека был таким, что даже в нормальном состоянии душа могла частично выходить из него, а когда человек находился вне физического тела, он приобретал ясновидение, становился богатым духом. Но уплотнение физического тела, - что недоступно для анатомии, - привело к тому, что человек уже не мог становиться богатым духом. И чтобы охарактеризовать его тогдашнее положение, следует сказать: вот он стал беден, превратился в нищего духом: но благодаря тому, что принес для него Христос, он сможет найти Царство Небесное в себе самом. Это то, что касалось физического тела.



Для того же, чтобы со всем знанием дела описать то, что происходило со всем существом человека, нужно проследить за тем, как отныне совсем по-новому могла придти к "блаженству" каждая составная часть человеческой природы. В стихе же "Блаженны нищие духом, ибо в себе самих они обрящут Царство Небесное" (Мф. 5,3), эта новая истина была возвещена для физического тела. В отношении эфирного тела нужно вспомнить, что в этом теле заключено начало страдания. Страдать может только живое существо; оно страдает, когда травмируется его эфирное тело. Чтобы испытать страдание, необходимо, конечно, и обладание астральным телом, но средоточие страдания нужно искать именно в эфирном теле.



Таким образом, если бы, имея в виду целительные силы, которые могли быть призваны в былые времена из духовного мира для врачевания эфирного тела, мы хотели охарактеризовать новое положение, наступившее с пришествием Христа, мы сказали бы: те, что страждут, не могут получить утешения, только выйдя из самих себя и придя в соприкосновение с духовным миром. Они смогут найти утешение только в самих себе, встав в ясное отношение к духовному миру благодаря новой силе, введенной Христом в эфирное тело. Поэтому в отношении эфирного тела новую истину можно выразить следующим образом: "Страдающие отныне не могут стать счастливыми, проникнув в духовный мир, токи которого в былые времена пронизывали их в состоянии ясновидения; только соединив свою жизнь с Христовой, только исполнившись новой истиной, они получат утешение в своих горестях".



Что же сказать о теле астральном? Когда в былые времена человек стремился овладеть своими эмоциями, страстями, эгоизмом своего астрального тела, он поднимал глаза к высшим мирам и испрашивал у Царства Небесного ниспослания ему сил; тогда в нем происходили известные процессы, разрушавшие пагубные инстинкты астрального тела. Теперь же наступил час, когда, благодаря Христу, собственное "я" человека должно получить силу обуздывать и укрощать страсти и вожделения астрального тела. Поэтому в отношении астрального тела новая истина может быть выражена в следующих словах: "Блаженны кроткие - кроткие благодаря самим себе, силе своего "я", ибо они наследуют Землю".



Глубокий смысл содержится в этом третьем стихе Блаженств. Проанализируйте его с точки зрения всего того, что вам известно из духовной науки. Астральное тело человеческая сущность получила во времена древней Луны. И некоторые существа, приобретшие влияние на человека, существа люциферические, заняли в его астральном теле преимущественное положение. По этой причине с самого же начала своего земного бытия человек не смог достигнуть самой высокой цели: люцефирические существа остались, как мы знаем, на стадии древней Луны и препятствуют нормальному развитию челоэека на Земле. Но теперь, когда на Землю сошел Христос, когда "я" может быть пронизано Его импульсом, человек может поистине исполнить свое назначение и оправдать смысл земного бытия, найдя в себе самом силу для того, чтобы овладеть астральным телом и изгнать из него люциферические воздействия. И теперь можно сказать: "Тот, кто владеет своим астральным телом, тот, кто приобрел достаточную силу, чтобы сдерживать свой гнев, тот, чье душевное состояние всегда ровное и кто достаточно силен, чтобы держать в узде астральное тело, - тот действительно сможет осуществить самый принцип земной эволюции". Стало быть, в третьем Блаженстве мы имеем формулу духовной науки, доступную нашему пониманию.



Каким же образом человек через Христа, живущего в нем, возвысит, поднимет к блаженству другие составные части своей природы? - Пронизывая так же, как и тело, свою душу силою "я", мы подходим к душе ощущающей. Человеку, стремящемуся пережить в себе Христа, необходимо пережить в своей душе ощущающей такую же неутолимую потребность, как телесные жажда и голод. Как физическое тело стремится утолить жажду и голод, так человек должен стремиться утолить душевный голод. Таким образом силой Христовой, действующей в нем, человек достигает того, что соответствует "жажде правды", как это называлось раньше; если человек наполнит душу силой Христовой, он сможет найти в себе самом способность утолить эту жажду правды.



Пятое Блаженство совсем особенное; и мы должны были быть к этому готовы, ибо оно относится к душе рассудочной или к душе характера. Те, кто изучил наши капитальные труды, знают, что три части человеческой души - душа ощущающая, душа рассудочная и душа сознательная - объединяются через "я". Каждому из вас известно, что в душе ощущающей "я" присутствует еще в весьма нестойком состоянии; оно раскрывается, расцветает в душе рассудочной, благодаря которой человек только и становится настоящим человеком. Тогда как во всем, что касается его низших членов, им руководят божественные и духовные силы, в душе рассудочной он становится существом самостоятельным, и тут-то полным светом загорается его "я".



Таким образом, о душе рассудочной или характера, проникнутой Христовой силой, нужно говорить совсем по-другому, чем это делалось в отношении низших членов человека. Благодаря телам физическому, эфирному, астральному, а также душе ощущающей человек входит в связь с известными божественными сущностями, действующими в этих частях человеческой природы; развиваемые им в этих элементах добродетели следует отнести на счет этих божественных существ. То же, что развивается в душе рассудочной, если эта душа пронизывается импульсом Христа, становится человеческим достоянием. Когда человек начинает сам раскрывать душу рассудочную, он тем самым все меньше и меньше идет на поводу окружающих его божественных и духовных сил.



Здесь дело идет о самом человеке. И поэтому, принимая в себя силу Христову, он может развить в своей душе рассудочной качества, которые не вымаливаются у Неба как награда, но возвращаются к человеку от подобных ему существ. Благодаря своим свойствам душа рассудочная излучает нечто такое, что в эквивалентном виде возвращается к нам же самим. Удивительная вещь: пятое Блаженство говорит действительно именно об этой особенности. Эта заповедь отличается от всех остальных, и хотя переводы ее и далеки от совершенства, они все-таки не могут затушевать эту особенность: "Блаженны милостивые, потому что они могут рассчитывать на помилование". То, что было отдано, возвращается к своему истоку, - вот как это понимает духовная наука.



Переходя же к следующей заповеди, мы имеем дело с той частью человеческого существа, в которой уже полностью и всецело господствует и проявляется "я"; человек поднимается на новую ступень. Мы знаем, что душа рассудочная или характера начала развиваться в человеке в точности во времена пришествия Христа. В нашу эпоху должна найти свое выражение душа сознательная, и человек должен начать восхождение в духовный мир. Осознав сначала самого себя, просветив себя в душе рассудочной, человек теперь должен придти к полному развитию "я" - к "я", возносящемуся к духу, - к душе сознательной. Человек, принявший в себя Христов импульс, опустится своим "я" в душу сознательную, в которой он впервые познает это "я" во всей его чистоте; и через это он достигнет видения своего Бога. Найдя Христа в "я", приняв его в себя вплоть до души сознательной, он придет к Богу.



А мы видели, что выражение Я в физическом теле - это кровь, центр деятельности которой - сердце. И тогда в шестой заповеди должен, стало быть, найти выражение тот факт, что благодаря свойству, которым человек наделяет кровь и сердце, его "я" может стать причастным Божеству. И эта заповедь гласит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Как бы ни был слаб такой перевод, он вполне удовлетворяет нашей цели. Вот как духовная наука толкует текст изумительных заповедей, данных Христом Своим самым близким ученикам, после того как Он вышел победителем из искушения.



Следующие заповеди относятся к вознесению человека к высшим элементам его сущности - Самодуху, Жизнедуху и Духочеловеку. В них содержатся лишь намеки на то, что человек познает в будущем и что могут пережить сейчас лишь немногие избранные. Седьмая заповедь относится к Самодуху: "Блаженны те, кто привлекает к себе Самодух, этот первый духовный член, ибо они нарекутся сынами Божьими". В них уже спустилась первая часть высшей Троицы. Они обрели Бога, стали внешним выражением Божества. Но здесь ясно говорится, что этого могут достигнуть лишь избранные - те, кому хорошо понятно, что должно принести будущее для всех.



То, что для людей будущего будет значить "всецелое принятие в самих себя Христа", для некоторых избранников имеет место уже сейчас. Другие люди не могут понять этих избранников и преследуют их за их избранничество. И именно к тем, кого преследуют теперь, к этим одиноким представителям грядущего и относятся слова: "Блаженны те, кого гонят за правду, ибо в самих себе они откроют Царство Небесное". И, наконец, последнее блаженство совершенно особо адресовано наиболее близким ученикам; оно относится к десятому члену человека, к Духочеловеку: "Блаженны и вы, если люди будут поносить и преследовать вас ради Меня".



Так в этих изумительных словах, соответствующих девяти членам человеческой природы, мы видим, как человеческое "я" становится "я" Христа для каждого из девяти членов, когда оно их просвещает. В этих стихах Евангелия от Матфея, следующих за описанием искушения, мы находим величественное, возвышенное повествование о том, как Христова сила преобразит девятичленный состав человека: сначала в настоящее время, потом в ближайшем будущем, когда тех, в ком уже загорится духовное "я", будут называть сынами Божьими; эти избранные, эти "Божьи сыны" будут представлены небольшим числом личностей, удостоенных благодати. Поразительно, что в заповедях, относящихся к первым членам человека, текст очень точен, тогда как в последних заповедях, относящихся к далекому будущему, он более неопределенный.



А теперь обратимся к поверхностной точке зрения: предположим, что кто-нибудь примется выискивать, не содержатся ли аналогичные фразы еще в каких-нибудь текстах, кроме евангельских, и не воспользовались ли ими евангелисты для компиляций, заплат и перелицовок; предположим, что этот человек не имеет ни малейшего представления о том о чем идет речь, то есть о природе "я", преображенного Христом, что он пребывает в полном неведении о том поразительном прогрессивном развитии, которое мы только что изучили, и позволяет себе утверждения вроде тех, которые я выше цитировал из упоминавшегося труда. Полистайте эту книгу, и вы найдете в главе, посвященной заповедям Блаженства, упоминание некоего Эноха, но не того, о котором говорится обычно.



Автор чрезвычайно горд тем, что может с уверенностью относить этот документ к первым временам христианства; автор считает, что тот глубочайший текст, который мы только что обсуждали, мог быть заимствован из девяти "Блаженств" Эноха славянина:

1.Блажен тот, кто страшится имени Господня и кто неизменно ходит пред Его лицом.
2.Блажен тот, кто не выносит несправедливого при говора не только потому, что ему за это платят, но потому, что он служит справедливости, не ожидая за это никакой награды; он будет воз награжден в будущем.
3.Блажен одевающий нагих и дающий хлеб голодным.
4.Блажен покровительствующий сироте и вдове и заступающийся за всех, угнетенных судьбой.
5.Блажен тот, кто отвращается от неверных путей суетного мира сего и идет правым путем, веду щим в жизнь вечную.
6.Блажен сеющий семена справедливости: он со берет семикратный урожай.
7.Блажен, в ком живет правда и кто говорит прав ду ближнему своему.
8.Блажен имеющий любовь на устах и доброту в сердце.
9.Блажен понимающий слова Господни и вознося щий Ему благодарения.



Конечно же, и эти слова прекрасны. Но если мы рассмотрим их в целом и сведем к тому, что в них содержится действительно существенного, то мы поймем, что они представляют собой перечисление некоторых благих правил, могли быть составлены в любую эпоху и никак не относятся к тому времени, когда произошел переворот, характеризующийся вступлением в человеческое развитие силы "я". Пытаться сравнивать этот текст с заповедями Блаженства Нагорной проповеди значит становиться на совершенно поверхностную точку зрения людей, которые, сравнивая между собой различные религии и находя в них общность, расценивают их одинаково, совершенно не считаясь с их духовным содержанием.



Если же действительно вникнуть в смысл этих религий, то можно установить непрерывное, поступательное движение в человеческой эволюции, установить, что человечество развивается от ступени к ступени и что человек в некий определенный момент снова воплощается в новом физическом теле. И это происходит вовсе не для того, чтобы человек пережил в точности все то, что им уже было пережито, но чтобы он воспользовался тем, что между его воплощениями человечество перешагнуло в своем развитии через какую-то ступень. Таков смысл истории. Таков смысл человеческой эволюции. И именно об этом смысле истории и человеческой эволюции и говорится на каждой странице Евангелия от Матфея.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 9-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments