Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 10-я лекция, часть 1

Берн, 10 сентября 1910 г.

В последнем докладе мы уточнили, что пришествие Христа означало в человеческой эволюции постепенное приобретение человеческим "я" способности, достигавшейся в древних мистериях ценою затемнения сознания. Чтобы еще более прояснить вопрос, можно сказать следующее: в старых школах посвящения у человека была возможность подняться в духовный мир, в Царство Небесное, как мы его называем. Но вследствие особенностей любой древней эволюции, дохристианской эволюции, человек не мог войти в Царство Небесное так, чтобы истинная сущность человеческого "я" осталась в том же состоянии, в каком она пребывает в физическом, чувственном мире.



Давайте строго различать эти два состояния человеческой души. Первое состояние привычно для нормального человека с минуты его пробуждения и вплоть до засыпания; в этом состоянии его "я" воспринимает вещи физического мира. Второе состояние души характеризуется ограниченной деятельностью "я" и утратой ясного сознания. В этом-то втором состоянии и находилась душа ученика древних мистерий, когда он возносился в Царство Небесное. В согласии же с духом пророчества Иоанна Предтечи и самого Иисуса Христа, это Царство Небесное должно было спуститься на Землю для того, чтобы человечество могло познать духовные миры, не утрачивая нормального сознания "я". Поэтому нет ничего удивительного в том, что рассказы о Христе воспроизводят обряды, применявшиеся в древних мистериях, и все процедуры, которым подвергался будущий посвященный; но при этом нам каждый раз указывается на какую-то новую, доселе отсутствовавшую деталь; и это именно потому, что все касается уже не первого состояния души, о котором мы говорили выше, но того сознания, в котором присутствует "я".



Именно с этой точки зрения мы и охарактеризовали заповеди Блаженства, которыми открывается Нагорная проповедь; в этом же духе мы продолжим изучение Евангелия от Матфея, хотя греческий перевод арамейского текста и грешит большими неточностями. И все-таки, даже несмотря на неувязки в греческом тексте, непрестанно чувствуется намек на все то, что человек когда-то мог переживать в состоянии полусна. Но если раньше он воспринимал ту или иную значительную реальность, лишь устраняя свое "я", чтобы проникнуть в духовный мир, - то теперь он должен был познавать все эти вещи в сознании своего "я".



Поистине, нельзя понять того, о чем здесь идет речь, если не свыкнуться с известными представлениями, о которых я уже упоминал; таково, например, применение древних имен, древних обозначений. В древние времена имя, обозначение не выбиралось, как в наши дни, произвольно: это делалось с полным пониманием дела. Из слов Нагорной проповеди с совершенной очевидностью вытекает то, что Сам Христос воспринимал Себя как носителя "я" на уровне более высоком, чем существовавшее до Него сознание "я", на том уровне, на котором "я" может в самом себе воспринимать Царство Небесное. Именно поэтому Он и пробуждал в душе Своих учеников эти противопоставления: "Раньше вам говорилось: то или иное откровение сходит к вам из Царства Небесного. Теперь же такое откровение вы сами сможете найти в том, что вы услышите в своем "я". Отсюда - постоянно повторяющееся утверждение: "Я же говорю вам...", "Я семь в полном сознании Моего "Я"".



Надо со всей серьезностью отнестись к этому выражению, которое непрестанно повторяется в Нагорной проповеди: "Истинно Я говорю вам..." Так все время происходит напоминание о новом импульсе, данном Иисусом Христом человеческой эволюции. Прочитайте с этой мыслью все продолжение Нагорной проповеди, и вы почувствуете, что Христос хотел в ней сказать: "До сих пор вам не нужно было прибегать к помощи вашего "я"; теперь же, благодаря тому, что Я принес вам, благодаря вашей внутренней силе, вы сможете постепенно овладеть Царством Небесным". Дух Нагорной проповеди целиком проникнут этим новым импульсом человеческого "я". То же самое относится и ко всему последующему, к так называемым чудесным исцелениям.



Эти исцеления, как вам известно, служат предметом бесконечных споров. В этих спорах ставится проблема чуда. И исцеления всегда приписываются чуду. Изучим этот вопрос ближе. Вчера я уже обращал ваше внимание на один факт. Я сказал, что наше время полностью игнорирует преобразования, метаморфозы, происшедшие с человеком в процессе эволюции. Если бы можно было сравнить, - и притом не в грубых основных чертах, но в тонких оттенках, - физическое тело человека эпохи Иисуса Христа, или даже еще более раннего времени, с физическим телом современного человека, мы обнаружили бы разительное отличие; само собой разумеется, что это отличие трудно установить с помощью анатомии, но оно обнаруживается путем оккультного исследования. Мы бы увидели, что физическое тело стало более плотным, что оно сжалось, - тогда как во время жизни Христа на Земле оно было более гибким, более эластичным.



И интеллектуальная организация также была тогда совсем иной: людям было ведомо существование сил, строящих тело; и мускулы были тогда выражены гораздо более четко и резко, чем в наши дни. Иногда в "Историях искусств" самым ребячливым образом объясняется, что резкое, грубое выполнение контуров мускулатуры в античных рисунках - ни что иное, как плод преувеличения и недостаточной одаренности художника; людям неведомо, что такое изображение тела основано на фактах, что оно - плод совершенно точных наблюдений, отвечавших реальным фактам в античности, утратившим истинность в наши дни. Не будем, однако, на этом останавливаться и подчеркнем только обстоятельство, вытекающее из такой метаморфозы человеческого тела.



Сила души, сила духа оказывала в древние времена на человеческое тело гораздо более сильное (хотя и мгновенное) влияние, чем впоследствии, когда тело стало более плотным. Поэтому тогда было легче врачевать тело душой. Душа была много сильнее; она могла пронизывать тело целительными силами, извлеченными из духовного мира, и когда в теле нарушалась гармония, она могла собственными силами навести в нем порядок. Эта власть души над телом со временем все уменьшалась. Это было предопределено ходом эволюции. Именно поэтому и средства врачевания, применяющиеся в старину, были по природе более духовными, чем в наше время.



Люди, которых тогда считали врачами, не были врачами в нашем современном смысле этого слова, но воздействовали на тело через душу. Они очищали душу и наполняли ее здоровыми чувствами, импульсами, желаниями с помощью тех духовных и душевных воздействий, которые им были доступны, - либо в нормальном состоянии человека, способного к восприятию физического мира, либо в состоянии, называвшемся "сном в храме" и представлявшем в то время ничто иное, как некий способ доведения человека до состояния ясновидения. Поэтому, считаясь с существовавшими тогда условиями, можно сказать, что люди, обладавшие сильным духом, умевшие сконцентрировать свои внутренние силы, могли оказывать сильное воздействие на души, а тем самым и на тела людей. И этих людей, в некотором роде проникнутых духом, о которых было известно, что они могли излучать благотворные силы, - называли "целителями".



Этот термин применялся не только по отношению к терапевтам, но и ессеям. Можно пойти еще и дальше и сказать, что на языках Малой Азии, которыми пользовалось большинство людей, стоявших у истоков христианства, слово "Иисус" значило в основном "духовный врач". Это довольно точный перевод, если стремиться передать эмоциональное содержание имени. Перенесемся, однако, в условия тогдашней культуры. Человек, пользовавшийся тогдашним способом выражения, сказал бы: есть люди, получившие доступ в мистерии; эти люди, жертвуя сознанием "я", могут найти контакт с известными духовными силами; эти силы излучаются через них на окружающих и оказывают врачующее действие. Представим себе, что одна из таких личностей стала учеником Иисуса Христа.



Такой человек сказал бы: "Мы были свидетелями необычайного явления: тогда как раньше целителями были только люди, получившие духовные силы ценой приглушения сознания "я", мы встретили человека, ставшего целителем, не проходя через мистерии, человека, сумевшего сохранить целостность своего "я". Необычайность заключалась не в том, что исцеления совершались силою духа. Рассказ евангелиста Матфея о явившемся духовном целителе никого не поразил бы в ту эпоху. Всякий сказал бы: "Что же необычного в том, что человек исцеляет силою духа? Это естественно." Сообщение о такого рода исцелениях никому в те времена не показалось бы чудесным. Важно было то, что евангелист Матфей писал: "Вот человек, прививший человечеству новую существенную способность, человек, осуществивший исцеление силою импульса своего "Я", чего раньше никто не мог делать; Он пользуется силами, которыми до сих пор болезни не исцелялись".



Таким образом, смысл евангельского рассказа совершенно отличен от придаваемого ему обычно значения (в особенности в наше время). Можно было бы воспользоваться многочисленными историческими фактами для доказательства справедливости утверждений, почерпнутых из оккультных источников. Но мы ограничимся только одним примером. Если сказанное нами верно, следует допустить, что в древности, в известных условиях, слепые могли быть исцелены воздействием духовной силы. Поэтому с полным правом ссылаются на античные картины, посвященные этой теме. Дж. М. Робертсон, которого я поминал в прошлом докладе, также рассказывает, что в Риме находится картина, изображающая Эскулапа перед слепцами; естественно, он заключает, что картина изображает исцеление, что эта сцена вдохновила авторов Евангелий и побудила их включить рассказ об исцелении в свое повествование.



Однако существенно не то, что в те времена осуществлялись исцеления силою духа; существенно то, что художник, написавший данную картину, хотел показать, что Эскулап был посвященным, которому удалось приобрести в мистериях, ценою уничтожения личного сознания, известные духовные целительные силы. Автор же Евангелия от Матфея хотел сказать, что исцеления, осуществлявшиеся Христом, происходили совсем по-иному. "Я" своею собственной силой должно было мало-помалу реализовать то, что было в форме единственного, неповторимого импульса заключено в Христе и что должно было стать достоянием всего человечества.



Людям это еще недоступно. Но то, что было осуществлено Христом в начале нашей эры, должно с течением времени действительно стать собственностью всех людей, и люди окажутся способными проявлять эту новую силу. Именно это и хотело сказать Евангелие от Матфея, повествуя о чудесных исцелениях. Поэтому, пользуясь инспирацией оккультной науки, я могу утверждать, что евангелист Матфей никоим образом не стремился описывать "чудеса": он стремился рассказать о фактах естественных, о фактах, само собою разумеющихся; и он только хотел показать, что они происходили совершенно по-новому. Вот в каком виде предстают факты, когда их исследуешь самым придирчивым образом, стремясь установить реальность. И так возникло самое серьезное недоразумение в понимании Евангелий.



А как же теперь должно было продолжаться повествование, чтобы сохранять верность реальности? Мы видели, что то, что называется искушением, состояло для Христа в переживании всех испытаний, через которые проходит человек, проникая в физическое и эфирное тела; сила, излучаемая этими телами, проявляется в Христе, когда Он произносит Нагорную проповедь и творит последующие исцеления. Затем он должен сделать еще один шаг. Когда Христос действовал, используя те же силы, которые применялись посвященными мистерий, Он привлекал к Себе учеников. Но и тут Он должен был применить совершенно особый способ привлечения учеников.



Для понимания глав Евангелия от Матфея, следующих за Нагорной проповедью и рассказом об исцелении, нужно вернуться к некоторым оккультным познаниям, приобретенным нами в течение прошлых лет. Между прочим, мы узнали о том, что человек, вступающий на путь познания высших миров, достигает некоего имагинативного видения, принимающего форму идей-образов. Те, кто окружал Христа, должны были приобрести не только способность слышать Нагорную проповедь, содержание этого благовестия; они должны были не только участвовать в исцелениях, творимых Самим Христом: нужно было также, чтобы чудодейственная сила, жившая в Христе Иисусе, постепенно изливалась и в Его ближайших друзей и учеников. И об этом нам также сообщается.



Евангелие прежде всего показывает, как после искушения Христос оказывается в состоянии ввести новый оттенок в древние учения и совершить исцеления, аналогичные древним, но посредством нового импульса. Дальше Евангелие показывает, как Христос по-новому воздействует на Своих учеников, - как воплощенная в Нем сила на бесконечно высоком уровне воздействует на группу Его учеников. Как же это показано в Евангелии? Для невосприимчивой души все, что говорит Христос, остается словами и только; но для восприимчивых душ, которых Он Сам избрал и направляет, Его слова оказывают совершенно иное действие. Его слова пробуждают в них идеи-образы и поднимают их на ступень более высокого познания.



Таким образом, сила, излучавшаяся из Христа, могла действовать двояким образом: люди внешние слышали Его слова и выводили из них некую теорию; в людях же, причастных к Его силе, в тех, которых Он избрал в основном из-за их кармы, потому что Он мог сообщить им Свою силу, эта сила порождала идеи-образы, поднимавшие их на высшую ступень в духовных мирах. Это именно и означают слова: "Те, что стоят вовне, не слышат ничего, кроме слов", - то есть не могут воспринимать образно выражения того, что происходит в духовном мире, - "вы же, вы понимаете, что значат эти притчи; вы понимаете язык, который поднимает вас в высшие миры". Эти слова не надо толковать банально, ибо они значат, что ученики таким образом вводились в высшие миры.



Посмотрим теперь, как же происходило это введение учеников в высшие миры. Для того чтобы вы поняли, что я вам сейчас сказал, недостаточно, чтобы вы меня слушали: ваш слух должен быть пронизан всеми духовными познаниями, которые вы до сих пор приобрели; мне нужно ваше доброе желание. Я бы хотел дать вам понять с наибольшей точностью все, что в некоторых эпизодах действительно открыл евангелист Матфей. Напомним еще раз, что способы посвящения соответствуют двум разным путям. Один состоит в нисхождении человека в физическое и эфирное тела; человек учится познавать собственную природу; он встречается с силами, работающими над ним самим.



Другой путь посвящения ведет человека в духовный мир, и на этом пути человек распространяется в макрокосме. А вы знаете, что, с точки зрения не сознания, а реальности, этот процесс происходит каждый раз, как человек засыпает: он отрывает свое астральное тело и "я" от физического и эфирного тел и распространяет их в звездном мире (отсюда и название астрального - звездного тела, - от лат. "астра" - звезда), силы которого он поглощает. Когда, благодаря посвящению, человек выходит из своих физического и эфирного тел и "я", ему не только становится доступным объективное видение всего сущего на Земле, но он может расшириться до пределов Космоса, познать звездный мир и овладеть силами, притекающими из этого мира к нам.



Однако все то, чего таким способом достигает человек, было доступно Христу с минуты Крещения, благодаря Его особой природе. Но это присутствие в Космосе для Христа не сопровождалось в виде необходимого условия приглушением сознания: даже когда Он не спал, когда Он находился в физическом и эфирном телах, Он был способен соединяться с силами звездного мира и низводить эти силы в мир физический. О деятельности Христа можно сказать, что благодаря притягательной силе подготовленных для Него физического и эфирного тел, благодаря всей Своей сущности Он поглощал силы Солнца, Луны и всего звездного мира, то есть всего Космоса, связанного с нашей Землей; и когда Он действовал, в Нем действовала животворная и целительная сила, нисходящая из Космоса в человека, когда тот находится во сне вне своих физического и эфирного тел.



Силы, с помощью которых действовал Иисус Христос, исходили из Космоса благодаря тому, что Его тело притягивало их; и проходя через это тело, они излучались на Его учеников. А ученики, вследствие их восприимчивости, были в состоянии понимать, что через Существо, которое они видели, чрез Христа, к ним, подобно духовной пище, шли силы Космоса. Эти силы изливались в них. Но сами ученики жили в двух различных состояниях сознания, ибо они еще не достигли высших ступеней сознания: находясь рядом с Христом, они только устремлялись к высшему состоянию. Итак, они жили поочередно в двух состояниях сознания, которые можно сравнить с состоянием сна и бодрствования у нормального человека.



И в обоих этих состояниях они могли воспринимать магическую силу Христа; эта сила действовала на них днем, когда они встречались с Христом, и она действовала также и ночью, когда они находились вне физических и эфирных тел. Если обычно человек распространяется в Космосе неведомо для самого себя, не сознавая этого, то ученики, находясь в звездных мирах, могли видеть Христа. Он был рядом с ними. И они понимали, что это именно сила Христова несет им пищу звездных миров. Это двойное состояние сознания имело для учеников и еще одно последствие. Во всяком человеке - даже в ученике Иисуса - следует всегда видеть то, что он представляет собой в данную минуту, и распознавать в нем зародыш свойств, которые заложены в нем, но созреют лишь в будущих воплощениях.



Так, в вас уже имеется зародыш того, что проявится и станет зримым всем лишь в вашей следующей инкарнации. И если бы вы могли осознать в себе этот зародыш, вы смогли бы в качестве некоего первого предвосхищения ясновидения прозреть ближайшее будущее. Первые опыты, первые шаги в ясновидении, при условии, что намерения человека чисты, правдивы и искренни, всегда раскрывают самое близкое будущее. Такова была совершенно особая ситуация и с учениками. В состоянии бодрствования к ним притекали силы Христа, и они это сознавали. А что происходило, когда они спали? Благодаря тому, что они были учениками Иисуса и что они подвергались воздействию силы Христа, во сне они иногда обретали ясновидение; тогда они видели не столько то, что происходило в данный момент, сколько будущее, которому становился причастен человек.



Они в некотором роде погружались в море астральных видений и предугадывали непосредственное будущее. Итак, для учеников существовало два состояния сознания. В одном состоянии они могли говорить себе следующее: днем Христос несет нам из глубин космических пространств силы Вселенной и наделяет нас ими как духовной пищей. Потому что Он - солнечная сила, мы получаем через Христа все, что идет от Зороастра. Он передает нам силы, которые Солнце посылает через 7 дневных созвездий. От них исходит дневная пища. А ночью ученики могли сказать: мы видим через силу Христову ночное Солнце; Солнце, невидимое ночью, проходя через остальные 5 созвездий, посылает небесную пищу в наши души.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Евангелие от Матфея. 9-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments