Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2

Берлин, 17 октября 1910 г.

Другую ценность по отношению к успехам развития человечества на земле представляет собой то значение, какое духовные сокровища мудрости имеют для отдельной индивидуальности после смерти. Для того, чтобы составить правильное представление об этом, мы должны поставить вопрос: что имеет ясновидящий человек в результате своих духовных исследований, приведенных к форме здорового чувства человеческой правды, здоровой человеческой логики? Получает ли он, в силу своей способности видения в духовном мире, больше плодов после смерти, нежели тот, кто благодаря своей карме не имел еще возможности в данном воплощении самому созерцать духовный мир и поэтому был вынужден только внимать сообщениям о результатах духовных исследований?



Чем отличаются духовные истины у посвященного — и у человека, который только слушал о них и не мог сам созерцать духовный мир? Есть ли в этом отношении у посвященного какое-нибудь преимущество перед тем, кто только воспринимал эти вещи? Конечно, для всего человечества в целом видение в духовных мирах имеет более высокую ценность, чем невидение. Ибо видящий вступает в общение с духовным миром; он может поучать и способствовать развитию не только людей, но и других духовных существ. Так что ясновидческое сознание имеет особую ценность. Но для отдельной личности имеет значение только знание, и в этом отношении ясновидящий человек не отличается от того, кто только воспринимал сообщения и в данном воплощении не мог сам созерцать духовный мир. Плодотворно после смерти только то, что мы восприняли как духовную мудрость, безразлично, видели ли мы ее сами или нет.



Этим мы поставили перед своей душой один из великих, достойных почитания этически-моральных законов духовного мира. Без сомнения, наша современная мораль недостаточно тонка, чтобы вполне понять эту этику. Лично — т.е. в высшем смысле удовлетворяя свой эгоизм — никто не получает преимущества из-за того, что его карма дает ему возможность созерцания в духовном мире. Все, что мы хотим приобрести для своей личной жизни, мы должны приобретать на физическом плане и приводить в формы, соответствующие физическому плану. И если Будда и Бодисаттва стоят выше других человеческих индивидуальностей в иерархиях духовного мира, то это лишь благодаря тому, что они достигли этой высоты в ряде воплощений на физическом плане.



То, что я разумел под высшей этикой, под учением высшей морали, вытекающей из духовной жизни, заключается в следующем: никто не должен полагать, что благодаря ясновидческому развитию он получает преимущество перед другими людьми. Этого никогда не бывает. Он не получает никакого эгоистически оправдываемого преуспевания. Он достигает чего-либо лишь в том смысле, что он может стать чем-то большим, нежели другие. Аморальное служение эгоизму совершенно исключено в духовной области. Для себя человек не может ничего достигнуть путем просветления. То, чего он достигает, он достигает лишь как слуга мира в целом, а для себя — лишь поскольку он достигает этого для всех.



Таково положение духовного исследователя среди его ближних: если они хотят слушать и воспринимать то, что он исследовал, они продвигаются вперед вместе с ним, идут в своем личном так же далеко, как и он. Это значит: духовное может быть употреблено только в общем человеческом, а не эгоистическом духе. Есть область, где становишься моральным не благодаря принятому решению быть таковым, а потому что неморальность, эгоистичность здесь ничему не поможет. И тогда легко понять еще нечто другое: опасно вступать неготовым в духовный мир, в духовную область. Для жизни после смерти ничего эгоистического нельзя достигнуть путем духовного развития. Но для жизни на физическом плане человек может хотеть эгоистически достигнуть чего-либо путем духовного развития. И если для духовного мира эгоистически нельзя ничего достигнуть, то для этого мира можно хотеть достигнуть чего-либо в духе эгоизма.



Большинство людей, стремящихся к духовному развитию, без сомнения, скажут: «Вполне естественно, что я стремлюсь быть не эгоистичным, желая получить доступ к высшим мирам». Но поверьте, нет такой области, где столь же легко впасть в обман, как при этих словах: «Мое стремление не эгоистично». Сказать это легко, но легко ли это исполнить, легко ли это осуществить — совсем другой вопрос. Это другой вопрос прежде всего потому, что начиная производить в душе работу, могущую повести в духовный мир, человек впервые выступает перед собой в своем истинном образе. Во внешнем мире человек редко переживает себя в своем истинном образе. Он живет, опутанный сетью представлений, волевых импульсов, моральных ощущений, навыков к действию, предоставляемых ему окружающим миром; и редко человек задает себе вопрос: «как бы я поступил, что подумал бы я о таком предмете, если бы воспитание не понуждало меня думать или действовать так-то?»



Если бы человек ответил на этот вопрос, то увидел бы, что обычно он бывает гораздо, гораздо хуже того, чем он себе кажется. Деятельность, направленная на то, чтобы человек научился подниматься в духовный мир, имеет своим последствием, что он вырастает за пределы действительности, в которую был вплетен благодаря привычкам, воспитанию, благодаря всему тому, что нас окружает. Довольно скоро человек перерастает все это. Духовно-душевное в ощущении становится все более и более обнаженным. Оболочки, которые мы сами на себя налагаем, за которые мы держимся в обычных ощущениях и поступках, отпадают. Отсюда-то проистекает довольно обыкновенное явление, которое мы не раз обсуждали: до начала своего духовного развития человек может быть вполне порядочным, разумным, не совершающим никаких особенных проступков в жизни. Но вот он начинает свое духовное развитие.



Если прежде он был вполне скромным и, может быть, даже говорил себе: «Я — человек скромный», — теперь, под влиянием духовного развития, он начинает проявлять большое высокомерие, начинает делать всевозможные глупости и нелепости. Вступая в духовное развитие, он как бы теряет свое равновесие. Почему так происходит, лучше всего может понять человек, хорошо знающий духовный мир. Ибо для сохранения равновесия, для умения справиться с тем, что приближается к человеческой душе из духовного мира, необходимы две вещи. Нужно не испытать головокружения от того, что приближается к нам из духовного мира. В физической жизни нас защищает от головокружения наш организм — благодаря «чувству равновесия», «статическому чувству», о котором мы говорили в лекциях об антропософии.



И если в человеческом теле есть нечто, поддерживающее его в прямом положении (ибо когда организм функционирует неправильно, человек испытывает головокружение и падает), то и в духовной жизни также есть нечто, помогающее человеку определить свое положение в мире. Он должен уметь это сделать. «Духовный обморок» заключается в том, что у него нет уже прежней опоры, нет привитых воспитанием ощущений, нет того, что образует ткань внешнего мира; таким образом он предоставлен себе. Опоры падают, и возникает опасность головокружения. Теряя внешние критерии, мы легко становимся высокомерными. Высокомерие в нас, разумеется, сидит, но прежде оно не проявлялось.



Как же можно достигнуть духовного равновесия, чтобы не испытывать головокружения? Этого можно достигнуть путем отрешенного, усердного и длительного усвоения результатов духовного опыта, облеченных в логические, отвечающие простому чувству правды формулы. Не из произвола мы постоянно подчеркиваем, что необходимо прежде всего изучать духовную науку или теософию. Мы утверждали это не для того, чтобы я мог здесь говорить: мы делали это достаточно часто потому, что нет другого способа получить твердые точки опоры для духовного развития. Прилежное восприятие духовнонаучных сообщений есть противоядие против духовного головокружения, против духовной растерянности. И если из-за неправильно проводимого развития человек потеряет духовную уверенность, — хотя ему может казаться, что он был достаточно усерден, — то он должен знать, что наверное пренебрег теми сведениями, которые проистекают из источника духовного знания.



Вот что нам необходимо: всестороннее изучение фактов духовной науки. И потому-то в течение этой зимы — желая, собственно, понять значение явления Христа для человечества — мы постоянно возвращались здесь к указанию основных условий духовного развития. Для своего успешного развития человек нуждается в душевных точках опоры. Но кроме того он нуждается еще и в другом. Если через изучение духовной науки достигается уверенность для человеческой души, то благодаря второму условию достигается нечто столь же необходимое. Речь идет об известной духовной силе, об известном мужестве в духовной жизни. В обыкновенной жизни нам не нужно того мужества, какое необходимо для духовного развития, — не нужно потому, что наше внутреннее существо, наше духовно-душевное человеческое существо в обыкновенной дневной жизни от пробуждения до засыпания погружено в физическое и эфирное тело; ночью же мы ничего не делаем и не можем ничего испортить.



Если бы неразвитый человек мог действовать в состоянии сна, то он совершил бы много дурного. В физическом и эфирном теле есть не только те силы, которые действуют в нас, поскольку мы являемся сознательными или же просто мыслящими и чувствующими людьми, но в них есть силы, над которыми работали духовные существа в эпоху Сатурна, Солнца и Луны вплоть до нашей земной эпохи. В них непрерывно действуют силы из высших областей. И на эти силы мы опираемся. Просыпаясь и входя в физическое тело и эфирное тело, мы как бы вручаем себя божественно-духовным силам, пребывающим ради нашего блага в нашем физическом и эфирном теле и ведущим нас сквозь дневную жизнь. Да, это так. В нас действует целый божественно-духовный мир, и мы, в сущности, многое можем в нем испортить и очень малое — исправить.



Представьте же себе, что всякое духовное развитие связано с тем, что мы освобождаем в себе своего внутреннего человека, — свое астральное тело и Я, — и начинаем видеть, ясновидчески воспринимать то, что живет бессознательно от засыпания до пробуждения и, будучи бессознательным, не причиняет вреда. В нас должно стать сознательным то, что действует бессознательно в тех членах, в которых пребывают божественно-духовные силы. С началом независимого от физического и эфирного тела ясновидческого восприятия отпадает вся крепость, вся сила, которая нам дается, когда при пробуждении мы попадаем во власть того, что коренится в нашем физическом и эфирном теле. Вся сила и могущество мира остаются вне нас. Мы извлекли себя из тех сил, которые делают нас крепкими и помогают противостоять воздействиям внешнего мира.



Мы извлекли себя из поддерживающих нас сил. Мир же остался таким, каков есть, и мы стоим теперь перед всей мощью, перед напором всего мира. Всю силу, приходящую к нам обычно из физического тела и из эфирного тела, мы должны теперь иметь в самих себе, чтобы выдержать напор мира и оказать ему противодействие. Все это мы должны развить в своем астральном теле и Я. Мы развиваем это благодаря тем правилам, которые нам даются и которые вы найдете в моей книге «Как достигнуть познания высших миров». Там все направлено на то, чтобы придать нашему внутреннему существу ту силу, которой прежде нас наделяли высшие существа и которая отпадает, когда рушатся внешние опоры, — силу, которая делает нас способными противостоять натиску мира и после того, как мы отбросим от себя ту поддержку, какую предоставляют наше физическое и эфирное тела.



Люди, которые не укрепят себя внутренне настолько, чтобы компенсировать силы, отброшенные вместе с физическим и эфирным телом, с помощью упражнений и, прежде всего, избавлением от того свойства, которое во внешнем мире мы называем «аморальностью», — эти люди могут, конечно, приобрести известные способности для видения в духовных мирах. Но что случится тогда? Эти люди становятся, так сказать, сверхчувствительными, сверхвпечатлительными; они получают со всех сторон как бы духовные уколы, они не могут устоять перед тем, что надвигается на них со всех сторон. Это один из тех значительных фактов, которые необходимо знать, стремясь к успешному духовному развитию: нужно укреплять себя внутренно, развивая наилучшие, наиблагороднейшие свойства души. Каковы же эти свойства, если принять во внимание то, о чем мы говорили как раз сегодня?



Если в духовном мире нельзя жить под знаком эгоизма, если там эгоизм нам нисколько не помогает, то вполне естественно, что истребление эгоизма, истребление всего того, что подчинено произвольному желанию духовного, будет подготовкой к духовной жизни. Чем глубже и серьезнее мы примем данное правило, тем это будет лучше для нашего духовного развития. Его невозможно принять в должной мере глубоко и серьезно. — Кто имеет дело с такими вещами, тот может часто слышать, как кто-нибудь говорит ему: «Я сделал это не из эгоизма». Но когда такие слова срываются с губ, человеку надо остановиться и удержать их на губах; он должен сказать себе: ты делаешь это без всякого следа эгоизма. — Это гораздо умнее — потому что это гораздо правдивее. А дело идет именно о правдивости в отношении самопознания.



Ни в одной области неправдивость не мстит за себя так сильно, как в области духовной жизни. Здесь человек должен потребовать от себя быть скорее правдивым, чем окутывать себя туманом слов: «Ты не эгоистичен». Лучше быть правдивым и сказать себе: «Если я сознаюсь в своем эгоизме, у меня по крайней мере есть импульс от него избавиться». О том, что связано с этим духовным понятием правды, я хотел бы сказать следующее. Довольно легко рассуждать так: «Есть люди, которые утверждают, что они многое знают и видели в духовных мирах; они распространяют эти знания и предлагают другим. Но если кто-нибудь понял, что это неправда, не должен ли он приложить все силы и средства, чтобы с этим бороться?» Конечно, возможна такая точка зрения, с которой эта борьба необходима.



Но для духовного человека, который заботится о правде, существует еще следующая мысль; все, что есть правда, произрастает из духовного мира и приносит плоды в жизни; а все, что неправда, не приносит плодов. — На простом языке это означает, что бы мы ни навыдумывали о духовных вещах, у всего этого коротки руки. И воздвигающий всю эту ложь должен был бы сказать себе, что она бесплодна. Плодотворна в духовной жизни только правда. Это обнаруживается уже тогда, когда мы только начинаем свое духовное развитие и должны правдиво признаться себе, какими мы являемся в действительности. Это должно жить как импульс во всех духовных, во всех оккультных движениях: только истинное может быть плодотворным и действенным. Истина есть то, что оправдывает себя в мире как нечто плодотворное, нечто благотворное для человечества. А ложь, неправда — это нечто бесплодное и бездейственное.



Ложь имеет лишь одно действие, на которое я сегодня только укажу и не стану разбирать его подробно: она наносит сильнейший обратный удар самому распространителю неправды. Когда-нибудь в другой раз мы займемся тем, что заключено в этих глубоких словах. Сегодня я хотел представить вам нечто вроде обзора того, чем мы занимались в прошлом году на собраниях нашей ветви, и еще раз затронуть те настроения и чувства, которые могли пронизать душу и наполнить наше помещение. Если мы коснемся работы последнего года вне нашей ветви, я могу, пожалуй, указать на свое участие в нашей мюнхенской постановке розенкрейцеровской мистерии «У врат посвящения». В этой мистерии мы стремились к тому, о чем будем говорить на ближайших собраниях нашей ветви. Теперь скажем лишь, что там было возможно в более художественной форме показать индивидуальный образ того, о чем обычно говорится в общих чертах.



Когда здесь или в других местах мы говорим об условиях духовной жизни, то мы выражаемся так, чтобы это было справедливо для каждой души. Но при этом нужно всегда помнить, что каждый человек есть особое, отдельное существо и что путь каждой души индивидуален. Поэтому явилась потребность показать одну душу у врат посвящения. Рассматривайте эту розенкрейцеровскую мистерию не как учебник, а как художественное изображение подготовки к посвящению одного человека. Речь идет не о том, как подготовляется тот или другой человек, но о том, как подготовляется именно тот, кто изображен в этой мистерии, — «Иоганнес Томазиус», — т.е. дело идет о неповторимой особенности подготовки к посвящению конкретного челове¬ка. Итак, в поисках истины мы установили две важные точки зрения: одна — это обзор успешного развития, а другая — погружение в глубину отдельной души.



Нас всегда будет воодушевлять то, что мы приближаемся к истине с разных сторон, а потом должны терпеливо ждать, пока различные образы истины сольются в одно общее ощущение. Мы всегда будем соблюдать эту скромность познания. Мы ведь не говорим, что человек не может пережить истины: он может ее пережить! Но он никогда не может познать всей истины сразу, а познает только одну ее сторону. От этого человек становится скром¬ным. Истинная скромность должна быть тем чувством, которое рождается в работе наших групп, а затем выносится отсюда в культуру современности, чтобы действовать вовне. Ибо наше время сильно нуждается в такой познавательной скромности. В духе этих побуждений будем продолжать свою работу, будем излагать проблему Христа так, чтобы и в связи с ней пережить необходимую скромность познания и через это продвигаться все дальше и дальше в переживании истины.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 14, 13:42
Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment