Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Новгородский фольклор последней трети 20 века о нечистой силе

Из книги: Фольклор Новгородской области: история и современность / Составитель О.С. Бердяева. – Издательский дом «Стратегия», 2005. – 352 с. – (Золотая коллекция). ISBN 5-9234-0055-3.

Записи проводились в Новгородской области преподавателями и студентами университета с середины 60-х годов ХХ века до настоящего времени.



НЕЧИСТАЯ СИЛА

1.
Мой двоюрдный брат дружил с одной девушкой с другой деревни. Шел с Полы он и дошел за Борки, там маленько на горку поднимешься, там лесочек. Ему вышла эта девушка. Стала его куда-то звать:
– Давай посидим на печь.
Вот он ка-ак ухнул прям в воду, а садился – всё хорошо, а упал в воду. А девушка потерялась.
Шел он поздно, водочку часто ходил пить…

2.
Мой дядя был в ребятах, ходил в чужую деревню. Ну вот, ехал с чужой деревни в свою, и шли два мужика сзади, попросили подвезть. Он взял на запятки. Сажал в сани, но они не сели. Потом лощадь остановилась. Он начал ее понукать и матюгом! Сглянул назад, а тех двоих-то уж и нету, а лошадь стоит у пролуби. Нечистая сила то была. Шишки те двое были, нечистый дух. Раньше шишки путали людей.

3.
Мой дядя ходил в чужую деревню гулять с девушкой. И шел в полночь оттудова. Ну вот. И там сидела на лавине: волоса длинная. Наверное, русалка. Он спугалсе и кашлянул. Она прыгнула в воду. Она уж была, русалка. Кому ж еще? Он спугался, и уж потом ночью бросил туда ходить.

4.
Вот море. У этого моря дорога большая проходит. У этого моря косили.
С этого моря выскакивал неизвестно кто:
– Ой, долго суженого нет.
Где не бывши идет мужчина и говорит, что дальше не могу идтить, я здесь искупаюсь. А ему и говорят:
– Ой, миленький, тут нельзя купаться, тут выскакивал как человек и кричал, что суженого нет.
– Как хотите, я не могу идтить.
Они решили на руках его нести, тут у них на руках он и умер.

5.
Было в байне как чудилось, когда после мужиков ходили в третий пар. Раньше-то всё чудилось.
Одна женщина пошла в третий пар мыться и не помылась. Пришла в байны, а там крик, визг. Открыла дверь, а там дерутся. Нечистая сила. Убежала домой голая, бельё оставила.

6.
Дом один сгорел. В которую ночь сгорел, в ту ночь домовой вышел из этого дома в одиннадцать часов. Всё оглядывался и ревел: «У-у!..».
А соседка видела его в белом халате и побоялась сказать, предупредить хозяев, что гореть будете. И ночью сгорел двухэтажный дом. Всё сгорело. Сами в окошко выскочили и не знают, как и от чего загорелось.

7.
Жила такая бабка, она водилась с нечистой силой. Это черти и есть. Она заживо говорила детям, что в этом доме не живите, пока не умру. Им чудилось в этом доме. Она не рассказывала, как чудилось.
Ну вот, я, говорит, умру, так вы с этого дома уходите вон. И вскоре время она повесилась: её затянула нечистая сила. И они этот дом продали, перешли в новый.

8.
Один дедка ходил по миру. Староверы говорили:
– Вот к этой бабке идти, она пустит.
Ну вот, он пришел, просится. Она и говорит:
– С радостью бы тебя пустила, да у меня напротив родиха, мне нужно бабничать.
Он сказал, что пойдешь, перво посмотри в окошко, увидишь чудо, но не говори ничего родихе.
Она пришла, поглядела в окошко – там висит парень удавленный. Потом зашла в избу, приняла она роды и этой тетке ничего не сказала. Этакой дед-то и говорит:
– Это судьба евона в петли висела.
И вот народился у ней мальчик. Красивый, здоровый рос. Исполнилось ему восемнадцать годов, он и повесился.
Вот и говорят, что судьба, верно, его такая.

9.
Приехала знакомая на Украину. Просила переночевать. Пустили. У хозяйки на причине корова была. При хозяйке домового не было в доме, как уйдет на двор, так он являся: волоса черные, длинные, сам в сером кафтане. И все гнал женщину вон:
– Уходи ты с этого дому, тебе здесь не место.
Это давно было. Я была еще молоденькая. Мне 12 было, а теперь уж 70. И ей пришлось уйтить на другую квартиру. И там жила все время. Ей хорошо было.

10.
Были сын и дочка уехавши на каникулы домой. В Боровичах они училися. Ну и муж звал жену, что пойдем к поезду встречать. Она боялась дом оставить: денег много было. Ну, он только успел выйтить, как ходила такая страшная, длинная, руки черные, волоса черные, длинные. И взяла ее под запазухи. И три раза в потолок подняла. И у ней на голове образовалась шишка. И говорит, что, мол, не видала, когда она от меня удалилась. Когда является хозяин с детям, она лежала на полу без сознания. Когда она взошла в сознание, он спрашивает:
– Лиза, что с тобой?
Она сказала:
– Нечистая сила была пришедцы.
Он сказал:
– Да полно те, воры приходили.
Сделал обыск и никого не нашел, везде двери как заперты были, так и оставши заперты.

Черт и крестьянин

Стриг как-то крестьянин овец. Проходил мимо черт, удивился.
– Что ты делаешь? – спрашивает.
– Да вот шерсть стригу, – отвечает хозяин.
– А я не смог бы шерсть стричь?
– Отчего же нет?
Пришел черт домой, и очень ему захотелось шерсть стричь. Но овец у него не было, только свиньи были. Поймал черт свинью, связал ей ноги и принялся ее стричь. Визжит свинья, будто ее режут, да и шерсти никакой на ней нет. Надоело это черту, отпустил он свинью, плюнул и сказал в сердцах:
– Вот уж вправду: много шуму, а толку никакого.

Черт и портной

Однажды черт говорит портному:
– Ты, когда шьешь, время у хозяина крадешь.
– Не краду я время у хозяина, – отвечает портной, – я по честному работаю.
– Нет, крадешь время, – стоит на своем черт.
– Да как же я краду? – удивляется портной.
– А вот так и крадешь, – отвечает черт, – потому что короткими нитками шьешь.
И пошел черт к хозяину:
– Твой портной, – говорит, – у тебя время крадет и шьет медленно. А вот я бы в два раза быстрее пошил.
Стал хозяин портного ругать. Не понравилось это портному, позвал он черта:
– Покажи, как это ты вдвое быстрее шить будешь.
– Ну и покажу, – отвечает черт, – только ты должен скроить из одинаковой материи два одинаковых кафтана.
Пошли они к хозяину и договорились, что он даст материал на два кафтана. Портной скроил кафтаны. Условились они начать шить в одно время. Вдел черт в иголку нитку длинную-предлинную, а портной вдел короткую. Вот портной сидит и шьет, только нитку за нитку в иголку вдевает, а черт все одной шьет. Как проколет материю иглой, так из избы на улицу выбегает, чтобы нитку протянуть. А нитка путается, никак черт с ней не справится.
Сшил портной кафтан и спрашивает черта:
– Ну, кончил ты уже шить своей длинной ниткой?
Черт головой качает:
– Нет, не трать ты время, когда короткими нитками шьешь.
С тех пор черт никогда не говорил, что портной от работы бегает.

Черт и охотник

Отправился однажды охотник на охоту и вдруг встретил черта. Увидел черт у охотника ружье и спрашивает:
– Ты зачем эту штуковину с собой таскаешь?
– А это трубка моего деда, – ответил охотник.
Пристал черт к охотнику: дай и дай ему из такой трубки затянуться.
Согласился охотник. Насыпал он пороху и дроби и говорит черту:
– Ну, готовься, сейчас покуришь, только рот открывай пошире.
Сунул черт дуло в рот, а охотник спустил курок. Черт еле на ногах удержался.
– Ну и трубка! – говорит. – Только мне курить расхотелось.
И пошли они каждый своей дорогой. А черт с тех пор больше не просил покурить ни у кого, все про дедову трубку вспоминал.

Умные артисты

У одного крестьянина в амбаре завелись черти, и никак не могли их оттуда выгнать. Как-то ненастным вечером постучали к нему в дом два бродячих артиста и просятся переночевать.
– В дом я вас пустить не могу, – говорит хозяин. – Если хотите, ночуйте в амбаре, только там по ночам черти собираются.
Взяли они у крестьянина мешок и пошли в амбар. Там распороли мешок снизу и оба в него влезли, да так, что с концов из мешка головы торчали. Легли и заснули. А около полуночи – вдруг шум, возня. Целый амбар чертей набился. Вдруг один из чертей увидел мешок и позвал остальных чертей.
Собрались черти, удивляются: что это за зверь с двумя головами? Никак понять не могут. Послали трех чертенят в пекло к самому старому черту за советом. Привезли они его. А он такой старый, что труха с него сыплется, а глаза ничего не видят почти. Поглядел черт на мешок и говорит:
– Много в жизни я повидал, много где побывал, но такого чудного зверя не видел. Погубит он наше племя, бежать надо отсюда!
Бросились вон черти, только звон пошел. И с тех пор больше их в амбаре не было, да и во всей деревне их не видели с того времени.

Глупый черт

Пас как-то паренек у озера свиней. Сидит на берегу и веревку вьет. Вдруг видит: черт из озера вылезает. Спрашивает его черт:
– На что тебе эта веревка?
– А я ею черту рыло стяну! – отвечает паренек.
Испугался черт:
– Неужели ты такой сильный?
Прикинулся паренек, будто рассердил его черт:
– Вот я тебе покажу, какой я сильный! Ишь, выспрашивать вздумал! Сейчас озеро затяну и глотку тебе перевяжу!
Испугался черт, молит не делать этого. Расхрабрился паренек, стал черта гонять, плясать заставил: пусть силу свою покажет.
– Да я лошадь подниму, – расхвастался черт.
– Вот невидаль – поднять лошадь! – смеется паренек. – А я вот что сделаю: зажму лошадь меж ног и обегу вокруг озера – вот это сила!
Слушал черт, но не верит. Тут паренек вскочил на лошадь, стукнул ее в бока пятками и объехал вокруг озера. Опешил черт: надо же, есть, значит, на свете и посильнее его.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Новгородская область, демонология, фольклор
Subscribe

Posts from This Journal “демонология” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments