Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста, ок. 1500 г.

В своей книге "Сокровища Италии. Ренессанс" искусствовед Витторио Згарби писал о Луке Синьорелли: "Самым выдающимся последователем Синьорелли стал Микеланджело: он, несомненно, вспоминал эти телесное напряжение и динамизм, как и другие зрелищные образы, когда создавал собственный "Страшный суд". В новом веке Синьорелли так и не смог сравниться с новыми мастерами, оставшись приверженцем отживших, шаблонных форм. Но уже в XIX столетии широкую популярность приобрела визионерская фантазия Синьорелли - Уильяма Блейка итальянского Ренессанса, как воспринимали его прерафаэлиты. Для английских литераторов XIX в. посещение Орвьето и вдумчивое созерцание фресок собора стали обязательным этапом становления личности".

Оригинал взят у av_seliverstov в Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста

Лука Синьорелли (ок. 1445/1450–1523), итальянский художник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Родился в Кортоне. Кроме занятий искусством, принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции. Его произведения, главным образом фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др. В последние годы жизни он возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эскизам было создано несколько алтарей. Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523.





SIGNORELLI, Luca. Frescoes in the Chapel of San Brizio. 1499-1502
Frescoes. Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto




На первом изображении общий вид росписей в капелле ди Сан Брицио (капелла Нуова) собора в Орвието. На стенах капеллы 7 больших сцен, написанных Лукой Синьорелли:

Проповедь и дела антихриста
Гибель мира
Воскресение плоти
Проклятые
Избранные
Рай
Ад


Фрески на потолке, изображающие Апостолов, ангелов, патриархов, учителей Церкви и мучеников, были написаны Фра Анджелико. У стен капеллы установлены бюсты философов и поэтов.

SIGNORELLI, Luca. Sermon and Deeds of the Antichrist. 1499-1502. Fresco. Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto



Существует мнение, что под антихристом на фреске Проповедь и дела антихриста следует понимать Савонаролу, доминиканского монаха, повешенного и сожжённого во Флоренции 23 мая 1498 года. Сравнение Савонаролы с лжехристом это не новость, оно встречается, например, в «Апологии» Марсилио Фисино, которая была опубликована в том же 1498 году. Сам Синьорелли был любимцем Медичи, считал себя жертвой преследований флорентийского республиканского правительства (об этом писал Микеланджело), поэтому то, что под изображённым на фреске лжехристом им понимался именно этот монах, действительно допустимо.

На заднем плане этой фрески изображены творящиеся беззакония, а также чудеса, которые сопровождают явление лжемессии. Видна группа священников, сгрудившихся вместе и сопротивляющихся соблазнам последних времён с помощью молитвы. Наконец, на заднем плане слева показано неизбежное завершение времени лжепророка; ангел свергает его оземь; его последователи также поражены гневом Божьим.





На переднем плане мы видим антихриста, распространяющего свою ложь; он имеет черты Христа; сатана нашёптывает ему, что нужно говорить; у подножия его трона поднесённые дары; люди, окружившие его, уже развращены и обмануты его проповедью.



Эта сцена считается одной из самых любопытных во всём цикле фресок в капелле ди Сан Брицио. Человек, который смотрит на нас с фрески, это сам Синьорелли, а другой монах, стоящий рядом с ним, традиционно определяется как Фра Анджелико. Вазари примерно таким и описывает Синьорелли в эти годы.



А в этой сцене мы видим молодую женщину, которая продаёт себя старому торговцу.

Интересно отметить вот ещё какую деталь. На другой своей фреске в этой же капелле, фреске, которая носит название Проклятые, мы снова видим самого мастера. Теперь он изобразил себя в виде однорогого демона, обхватывающего молодую женщину, которая пытается вырваться из его объятий.



Более того, женщина, в которую вцепился Синьорелли-демон – та же, которую мы видим и в образе грешницы, уносимой крылатым бесом на этой же фреске:



и даже в образе вышеизображённой блудницы, торгующей своим телом.

Некоторые исследователи полагают, что все эти детали указывают на неизвестный нам теперь, но совершенно понятный жителям Орвието и Кортоны того времени эпизод из личной жизни художника. Возможно, уточняют они, это история женщины, которая была неверна художнику.


Осужденные грешники


Лука Синьорелли. Воскрешение плоти.




Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: XVI век, Италия, Лука Синьорелли, Ренессанс, Савонарола, антихрист, демонология, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “Ренессанс” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments