Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 1

Берлин, 16 января 1911 г.

Когда вы будете читать дальше Евангелие от Марка, то после тех мест, которые мы пытались объяснить при обсуждении этого Евангелия в последний раз, вы придете к одному значительному месту, похожему, правда, на сообщения других Евангелий, но полное значение которого лучше всего можно усмотреть именно в Евангелии от Марка. Это место говорит о том, что Христос Иисус, после Крещения на Иордане и переживаний в пустыне, пришел в синагогу и учил там.



Обычно это место переводится так: «И они ужаснулись Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как ученые книжники». Чем является эта фраза для современного человека, даже если он хорошо знает Евангелия? Не более чем абстрактными словами: «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как ученые книжники». Если мы возьмем греческий текст, то найдем слова, которые на современном языке переведены таким образом: «Он учил как власть имеющий — а не как ученые книжники».



Если мы захотим теперь проникнуть в смысл этого значительного места, то это введет нас в то, что можно назвать тайным благовестием Христа Иисуса. — Я уже обращал ваше внимание на то, что Евангелия, так же как и другие писания, имеющие начало в области инспирации, не могут быть так просто поняты: для понимания их нужно собрать все представления и идеи относительно духовных миров, приобретаемые нами в течение многих лет. И только такие представления могут ввести в то, что подразумевается под словами Евангелия: ибо он учил тех, которые собрались в синагоге, как «Exusiai», как некая власть, как откровение, а не так, как те, которые здесь названы учеными книжниками.



Если мы хотим понять такое место, то должны вспомнить все, что усвоили о высших, сверхчувственных мирах в течение последнего времени. Мы знаем, что человек, каким он живет в нашем мире, является, так сказать, низшим членом иерархического порядка, то есть мы должны поставить человека на низшую ступень иерархической лестницы. А над ним начинается сверхчувственный мир. В нем мы находим прежде всего тех, кто именуется в христианской эзотерике Ангелами (Angeloi), — первых сверхчувственных существ, стоящих над человеком и имеющих на него влияние; затем идут Archangeloi или Архангелы, затем Archai, или Духи Личности; за ними следуют Exusiai, Dynamis, Kyriotetes, а далее мы имеем Престолов, Херувимов и Серафимов. Таким образом, мы имеем иерархический порядок из девяти последовательно восходящих над человеком духовных существ.



И если мы хотим уяснить себе, как воздействуют на нашу жизнь эти различные духовные, сверхчувственные существа, то мы должны понять, что Ангелы — это те существа, которые ближе всего стоят к человеку, живущему на Земле, как вестники из сверхчувственных миров; это те существа, которые оказывают влияние на то, что мы можем назвать судьбой каждого отдельного человека на физическом плане. Но как только пе¬реходим к Архангелам, мы говорим о духовных существах, охватывающих, так сказать, более широкий круг деятельности. Здесь речь идет уже о существах, которых можно назвать Духами народов, так как они управляют все тем, что относится к целым народам.



Когда современный человек говорит о Духе народа, то он подразумевает, — на что я часто обращал ваше внимание, — столько-то тысяч людей — просто население известной территории. Если же мы говорим о Духе народа в смысле духовной науки, то мы подразумеваем народную инди¬видуальность и ясно представляем себе, что мы имеем в виду не число людей, но подлинную индивидуальность, так же как мы подразумеваем ее в случае каждого отдельного человека. И когда мы говорим о духовном водительстве целокупной народной индивидуальности, то называем духовного руководителя данной народной индивидуальности Архангелом (Archangeloi). Следовательно, если мы говорим об этих высших существах, то мы говорим о них как об истинных сверх¬чувственных созданиях, обладающих своей сферой действия.



Касаясь Archai, Духов личности или Начал, мы говорим о тех духовных существах, которые отличны от Духов народов. Если мы, например, говорим о Духе французского, немецкого, английского и т. д. народов, то говорим о чем-то связанном с различными областями Земли. Но имеется нечто общее всем людям, по крайней мере всем современным западным народам, — то, в чем эти народы понимают друг друга. И тогда мы можем, в отличие от Духов отдельных народов, говорить о Духе времени; мы должны будем говорить об одном Духе времени в эпоху Реформации и о другом Духе времени в нашу эпоху. Следовательно, над отдельными Духами народов стоят те духовные существа, которых мы обозначаем как Духов времени; и эти водители друг за другом следующих эпох суть Архаи.



Они являются в то же время Духами времени. Если мы поднимемся еще выше до Exusiai, то будем иметь дело с совершенно иными сверхчувственными силами. Чтобы составить себе представление о том, как отличаются сущности высших иерархий от трех вышеупомянутых, от Ангелов, Архангелов и Архаев, подумаем о том, что представитель какого-либо народа в отношении внешней физической конституции, например, в необходимости пить и есть, — в основном очень похож на представителей других народов. Нельзя сказать, что то, что выходит за пределы душевного и духовного, отличает народы друг от друга. Друг за другом следующие эпохи тако¬вы, что мы можем сказать: руководящие духовные существа имеют отношение только к духовно-душевному. Но человек зависит не только от духовно-душевного.



Духовно-душевное, по существу, имеет влияние на человеческое астральное тело. В человеке имеются и более плотные члены его существа: эфирное и физическое тело. И они не очень сильно отличаются в отношении того, что могут совершить с ними Ангелы, Архангелы и Архаи. Но на эти более плотные члены человеческого существа имеют творческое влияние те сущности, которые идут дальше вверх, начиная с Exusiai. Язык, идеи эпохи — этим мы обязаны Духам времени, Духам народов — Архаям и Архангелам. Но на человеческое существо имеет влияние также и то, что живет в свете и воздухе, в климате определен¬ной области. Иное человечество созревает на экваторе, — иное — в местностях, ближе к северному полюсу.



Мы не можем, правда, вполне согласиться с высказываниями одного немецкого профессора философии в его очень распространенной книге: «Самые существенные культуры должны были развиться в умеренной зоне, так как существа, которые создали эти основные культуры, замерзли бы на северном полюсе, а на южном — сгорели бы». Но мы можем сказать: в различных климатах мы видим, как различно действуют на человека питание т. п. И для характера народа вовсе не безразличны внешние природные условия, — например, живет ли человек в горных долинах или же на широких равнинах. Силы природы воздействуют на всю человеческую конституцию; и так как мы благодаря духовной науке знаем, что должны видеть в силах природы проявление тех существ, которые обладают духовной, сверхчувственной природой, то должны сказать: в силах природы действуют духовные, сверхчувственные существа, которые через эти силы воздействуют на человека.



Поэтому мы можем усматривать между Архаями и Exusiai следующую разницу: Ангелы, Архангелы и Архаи действуют на человека, не нуждаясь для этого в силах природы. Они пользуются только тем, что воздействует на человека духовнодушевно, как язык, идеи эпохи и т. д. Их действия не захватывают низшие члены его существа — ни эфирного тела, ни физического. Напротив, начиная с Exusiai мы имеем существ, действующих на человека через силы природы; они — руководители и направляющая сила в свете, воздухе и в переработке питательных веществ в царствах природы. Они как бы стоят позади этих царств природы. То, что мы имеем в молнии и громе, в дожде и солнечном свете, произрастании различных съедобных растений в той или иной местности, — короче говоря, все упорядочение земных условий мы приписываем духовным существам, которых находим в высших иерархиях.



Поднимая взор к Exusiai мы находим результаты их деятельности не только в невидимых воздействиях, как, например, в случае откровений Духа времени, — но мы видим в Exusiai то, что как свет действует на нас и на растения. Рассмотрим теперь то, что дается людям как культура, как то, чему они должны научиться, чтобы идти дальше. Каждому человеку в его эпоху дается то, что рождает сама эта эпоха, и то, что дали предыдущие эпохи. И вот только это может сохраниться исторически и стать предметом исторического преподавания и изучения — то, что идет от низших иерархий, вплоть до Духа времени. А то, что вытекает из царств самой природы, не может сохраниться в традициях и преданиях. Но те, кто может проникнуть в духовные миры, проникают благодаря Духам времени, к более высоким откровениям.



Такие откровения превышают то, что существует благодаря собственным сверхчувственным познаниям выше Духов времени к более высоким откровениям. Такие откровения превышают то, что существует благодаря Духам времени; они значительнее того, что происходит от них; они действуют на людей совершенно особым образом. Каждый разумный человек должен однажды серьезно задуматься и спросить себя: что действует на мою душу больше — то, что я могу узнать из преданий отдельных народов и от Духов времени, из исторических сообщений с начала исторических времен, — или же чудесный восход Солнца, т. е. манифестация самой природы, откровение сверхчувственных миров?



Человек может осознать, что восход Солнца во всем его величии и мощи может вызвать в душе бесконечно больше, чем любая наука, чем вся ученость и искусство всех времен. То, что открывает нам природа, сможет почувствовать именно тот, кто объездил все галереи Италии и видел все то, что сохранилось в них от Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи и т. д., — тот, кто дал всему этому в полной мере воздействовать на себя и кто затем поднялся на одну из швейцарских гор и любовался жизнью — картинами природы. И тогда этот человек спросит себя: кто же больший художник — Рафаэль и Леонардо да Винчи или те силы, которые рисуют восход Солнца, который можно наблюдать с Риги? И придется сказать себе: как бы мы ни восхищались тем, что создали люди, все же то, что открывается нам как духовно-божественное откровение, — неизмеримо прекраснее.



Когда перед нами являются те духовные водители человечества, которых мы называем посвященными и которые говорят, исходя не из преданий, а из первоисточников, то их откровения — это откровения самой природы. Но то, что говорят другие о восходе Солнца, никогда не может действовать так, как самый восход Солнца. Природа действует сильнее того, что мы получили из предания о Моисее, о Заратустре, т. к. это является передачей и сообщается так, как оно сохранено во внешней культуре Духами времени и Духами народов. В самих же откровениях Моисея и Заратустры это действовало тогда с такой же природной силой потому, что эти откровения изливались непосредственно из переживаний сверхчувственных миров. Мощь изначальных человеческих откровений зак¬лючается в том, что они притекают как откровения самой природы. Но это начинается лишь тогда, когда мы предчувствуем Exusiai как высшую иерархию в силах природы.



Что же переживали те, кто находились в синагоге, когда Христос Иисус появился среди них? До сих пор они слышали то, чему учили «грамматики», — те, которые изучили то, что им сообщали Духи времени и Духи народов. К этому все привыкли. И вот пришел Тот, Кто учил не как они, но так, что Его слова являлись непосредственным откровением сверхчувственных сил в самой природе, как бы в молнии и громе. Зная о восходящем порядке иерархий, мы понимаем эти слова Евангелия и всю глубину их значения. Так мы должны чувствовать эти слова в Евангелии от Марка.



Правда, в произведениях Рафаэля, Леонардо да Винчи и т. д. человек, обладающий восприятием сверхчувственных миров, может ощутить то, что скрыто за этими произведениями, — то, что сохранилось в них впоследствии и что было вложено в них первоначально. И поистине, произведения искусства таких великих людей, как Микеланджело, могут действовать подобным образом. Если нам удастся увидеть то, что, например, Рафаэль сумел вложить в свои произведения, чтобы вновь оживить дело Заратустры, то мы сможем тогда услышать нечто из того, что проникает к нам через Exusiai.



Но в том, что сообщали ученые книжники в синагогах и что было ими принято от Духов народа и Духов времени, нельзя было услышать ничего такого, что звучало бы как откровения самой природы. Поэтому мы можем сказать: в подобных евангельских словах указывалось на то, что люди в те дни начали чувствовать и ощущать нечто совершенно новое, что говорилось им; что через этого пришедшего к ним Человека открывалось нечто новое, как истинная сила самой природы, как сверхчувственные силы, стоящие за ее явлениями. Люди стали смутно предчувствовать, чту собственно вошло в Иисуса из Назарета и чту символизируется в Крещении от Иоанна.



И они были не далеки от истины, — эти люди в синагоге, говорившие: «Он говорит так, что ощущаешь: в нем говорят Exusiai, а не только Духи времени и Духи народов». И только тогда, когда удастся вновь оживить ставшие абстрактными и потерявшие силу современные переводы Евангелий, — когда удастся сделать их содержательными благодаря тому, что мы приняли в себя через духовную науку, — только тогда мы поймем, что нужно многое, чтобы действительно проникнуть в то, что дано в Евангелиях. Понадобятся целые поколения, чтобы хоть приблизительно исследовать ту глубину, которую уже можно предчувствовать в наш ввек. Многое же в Евангелиях может быть исследовано только в будущем.



То, что особенно хотелось изобразить автору Евангелия от Марка, является, в сущности, дальнейшим разъяснением того, чему учил тот, кто одним из первых, благодаря непосредственному сверхчувственному познанию понял сущность и природу Христа, — речь идет об апостоле Павле. Нужно понять, чему собственно учил Павел и что он воспринял в себя через откровение в Дамаске. Это событие описывается в Библии как внезапное просветление, и всякий, кому известна суть события просветления, знает также, что оно может совершиться в любое время с тем, кто хочет подняться в духовный мир; и тогда он становится благодаря всему пережитому совершенно дру¬гим человеком. У Павла подробно описывается, как он стал совершенно иным человеком благодаря откровению на пути в Дамаск.



И вы уже знаете даже из не особенно глубокого исследования Евангелий и посланий Павла, что Павел видит в событии Христа и Голгофы центр всего развития человечества и связывает это событие непосредственно с тем событием, которое выражено в Библии как первое становление человека под именем Адам. Павел хочет сказать: «То, что мы можем назвать духовным человеком, подлинным человеком, от которого в Майе имеется только Майя и который существует для иллюзии в том облике, который он должен был принять в ряде последо¬вательных земных инкарнаций, — это духовное существо спустилось некогда в Древнелемурийскую эпоху на Землю и стало человеком на лемурийские, атлантические и послеатлантические времена, вплоть до События Христа. Затем пришло событие Голгофы».



Это все было очевидно для Павла после его видения у Дамаска. В событии Голгофы было дано нечто такое, что было связано с нисхождением человека во плоть. Ибо при этом событии человеку был дан импульс для постепенного преодоления тех форм земного бытия, какие человек принял через Адама. Поэтому Павел называет человека, появившегося во Христе, «Новым Адамом», в которого каждый человек может облечься через связь со Христом. Таким образом, мы видим постепенное нисхождение человека в материю (называем ли мы его Адамом или как-нибудь иначе), начиная с лемурийского человека и вплоть до человека дохристианского времени, — а затем мы видим силу и импульс, ведущие снова вверх, так что человек со всем земным опытом и со всем тем, что с ним происходит на Земле, сможет вернуться к первоначальному духовному состоянию, в котором он находился до своего нисхождения на Землю.



Но нельзя спрашивать, если не хочешь неправильно понимать настоящий смысл развития: «Разве нельзя было избавить человека от этого нисхождения? Зачем нужно было человеку воплощаться, проходить через различные инкарнации, чтобы затем вновь подняться к тому же, чем он обладал раньше?» Такой вопрос мог бы возникнуть только при полном непонимании истинного смысла развития. Человек берет с собой все плоды и опыты из» земного развития и обогащается содержанием инкарнаций, так как этого содержания он не имел раньше. Представьте себе гипотетически человека, спускающегося в первую инкарнацию: он учится, учится он и во второй инкарнации, и во всех следующих инкарнациях. Они протекают сперва как нисходящие: человек связывается все сильнее и сильнее с физическим миром. Затем он начинает вновь подниматься, — и он может идти все дальше вверх, вплоть до принятия импульса Христа. Он опять поднимется в духовный мир, но он уже возьмет с собой то, что смог получить на Земле.



Итак, Павел во Христе видит подлинный центр всего земного развития человека, — то, что дает ему импульс подняться в сверхчувственный мир со всем его земным опытом. Как же смотрит Павел с той точки зрения на Жертву на Голгофе, на самое распятие? Довольно трудно выразить этот факт Жертвы на Голгофе, — этот существеннейший факт развития человечества, — и представить в современных понятиях в каком смысле его понимал Павел. Ибо этот смысл является и смыслом автора Евангелия от Марка. Для этого мы должны хорошо освоиться с той мыслью, что в человеке, как он стоит и теперь перед нами, заключен малый мир — микрокосм, и что мы должны изучать все, что с этим связано.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 14, 13:42
Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment