Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 1

Берлин, 28 февраля 1911 г.

Если мы в течение этой зимы будем продолжать наши рассмотрения сообразно с нашей целью, связывая их с Евангелием от Марка, то мы должны понимать эту цель более широко, и тогда, через некоторое время, может быть, обнаружится, почему то или иное рассмотрение, проведенное нами, имеет к ней отношение. Поэтому сегодня мы рассмотрим вопросы, которые как будто довольно далеко отстоят от нашей обычной темы, но очень помогут нам в дальнейшем. Прежде всего я хотел бы обратить ваше внимание на то, что внешне стоящие люди не могут понять — пока они не ознакомятся более интимно со всей сущностью теософического духовного направления, — именно того, какое значение и какую ценность имеет для людей, не обладающих еще способностью ясновидения, исследование, корни и источники которого лежат в том, что мы можем назвать «ясновидческии исследованием».



Можно, конечно, возразить: «Как может возникнуть доверие к духовным истинам у тех, кто еще не может проникать сам в духовные миры?» В таком случае надо все снова обращать внимание на то, что хотя мы не можем видеть в духовных мирах, пока не открылось наше ясновидящее око, но из этих духовных миров все время притекают воздействия и откровения того, что содержится в них. Следовательно, если ясновидческие исследования говорят о том, что человек состоит из четырех членов — из физического, эфирного и астрального тела и «я» — то далеко стоящий от ясновидческого опыта человек может сказать: «Я вижу только физическое тело; как же я могу, прежде чем мне будет дана кармой возможность видеть, например, астральное или эфирное тела, убедиться в том, что говорится об этих высших членах человеческой природы?» (Конечно, при желании можно отрицать все что угодно.)



Но последствия процессов, совершающихся в астральном и эфирном телах, человек не может отрицать, они проявляются в человеческой жизни. И я хотел бы вам сегодня показать, для того чтобы вы постепенно поняли строение человеческого существа (об этом говорится по сути в ряде выражений в Евангелиях), как последствия процессов, например, в астральном или эфирном телах обнаруживаются в самой обыкновенной жизни на физическом плане. Прежде всего обратим внимание на разницу между человеком, исполненным идеализма, ставящим себе высокие идеалы, — и тем, кто действует только по внешним жизненным побуждениям, то есть ест, когда он голоден, спит, когда ему хочется спать, делает то или иное, когда его толкают на это те или иные страсти или инстинкты. Имеются, конечно, всевозможные промежуточные ступени между этими двумя видами людей.



Идеалисты вообще находятся в своеобразном положении по отношению к жизни. Они постоянно убеждаются в том, что в жизни на физическом плане никогда невозможно совершить того, что равноценно нашему высшему идеалу в соответствующей области. В этом идеалисты должны постоянно признаваться: «Я всегда вынужден в своих поступках отставать от моих идеалов». Можно сказать и точнее: идеалисты постоянно думают о своих идеалах, связывают с ними свои ощущения, но все это больше и выше их поступков. Это и отличает идеалиста в духовнонаучном смысле — то, что его мысли больше, шире, чем его поступки. Скажем вполне точно: идеалистом, следовательно, является тот, чьи намерения и мысли больше, чем его возможные поступки на физическом плане.



О том же, кто живет в другом охарактеризованном направлении, мы можем сказать противоположное: его мысли не простираются так далеко, как его поступки. Тот, кто действует, исходя только из инстинктов, страстей, побуждений и желаний, не обладает ни одной мыслью, которая схватила бы все то, что он делает в данный момент, но он совершает такие поступки на физическом плане, которые охватывают вещи и события, о которых он не думает. Таким образом, его намерения, мысли даже меньше его действий и дел на физическом плане. Ясновидящий скажет вам об этих двух типах людей приблизительно следующее: если мы в жизни совершаем какое-либо действие или работу, которые больше и шире, чем наши мысли, то это действие или эта работа всегда производит отражение в нашем астральном теле. Но вообще все, что мы делаем в жизни, отражается в нашем астральном теле.



И мы не можем ничего совершить в жизни, что не оставило бы отражения, — после совершенного действия, — в нашем астральном теле. Это отображение сообщается позже и эфирному телу, и то, как оно сообщается эфирному телу, так оно и запечатлевается в Акаша-Хронике, где ясновидящий может видеть отражение поступков, которые человек совершил в течение своей жизни. И от действий, совершенных из идеализма, тоже остаются отражения в астральном теле, дающие затем отпечаток и в эфирном теле. Но между отражениями действий, совершенных под влиянием инстинктов, грязных страстей и т. п. и отображениями действий, совершенных из идеальных побуждений, есть большая разница: все отражения первого рода вносят в нашу жизнь нечто разрушающее: эти образы и уплотнения нашего астрального тела постепенно действуют на все наше человеческое существо так, что они его, так сказать, медленно съедают.



И эти отражения зависят, в сущности, также и от того способа, каким человек медленно поедает сам себя в течение своей жизни, вплоть до своей смерти, — поедает свое существо на физическом плане; тогда как отражения, происходящие из наших мыслей, которые выше и больше наших действий, — имеют нечто оживляющее. Они необычайно благотворны для эфирного тела и вносят постоянно новые животворные силы во все наше человеческое существо. Итак, по свидетельству ясновидящих, мы носим в нашем человеческом существе на физическом плане разрушающие силы, но и носим в себе также постоянно оживляющие силы. Их действие можно наблюдать в жизни. Так, например, встречаются люди, которые являются ипохондриками, обладающие мрачным темпераментом, не справляющиеся с жизнью собственной души, а эта жизнь души действует в свою очередь на их физический организм.



Они становятся боязливыми натурами, и можно наблюдать, как страх, вечно сопровождающий их жизнь, подрывает здоровье их организма вплоть до физического тела. Короче — существуют люди, которые в зрелом возрасте отличаются меланхолическим, мрачным темпераментом и не справляются сами с собой, то есть неуравновешенные люди. Если бы мы проследили причины такого явления, то нашли бы, что эти люди имели мало возможности в более ранние периоды своей физической жизни пережить то, что можно назвать идеалистическим преобладанием мыслей над поступками, то есть когда мысли оказываются больше и выше, чем поступки. Эти вещи не наблюдаются в обыкновенной жизни, но их последствия выступают очень ярко. Последствия налицо, и многие чувствуют их очень сильно — как свое настроение в жизни, как настроение души и как физическое недомогание.



Итак, можно отрицать астральное тело, но его воздействия отрицать нельзя, так как последствия этих воздействий отчетливо переживаются. И когда в жизни обнаруживается подобное, то людям следует понять, что не так уж глупо говорить об этих вещах в подтверждение того, что хотя наблюдения сверхчувственных событий доступны только для ясновидящих, но проявления ясновидчески наблюдаемых фактов всегда можно показать в жизни, вплоть до проявлений в глубине физического организма. Но эти зависимости замечаются только тогда, когда наблюдают за жизнью в течение долгого времени, а не берут во внимание лишь короткие отрезки жизни. Ошибка многих научных рассмотрений заключается в том, что часто определяют действие чего-либо, принимая во внимание только последние пять лет, тогда как действия многих вещей нередко обнаруживаются только спустя десятилетия.



Подумайте о том, что существуют не только люди с чисто идеалистической натурой, которые своими мыслями уходят далеко за пределы отдельных переживаний, и не только те, чьи мысли остаются далеко позади их поступков и переживаний. Мы все имеем множество переживаний, которые с большим трудом можно охватить мыслями. Например, еда и питье — это то, что совершается ежедневно из побуждения, из инстинкта; и пройдет много времени, пока проходящий духовное развитие приобщит и эти вещи к духовной жизни. Именно самые обычные, повседневные вещи труднее всего втягиваются в духовную жизнь; ибо пищу и питье мы только тогда включим в духовную жизнь, когда будем в состоянии проследить, почему для служения общему ходу жизни мы должны ритмично принимать в себя физические вещества, в каком отношении к духовной жизни стоят эти вещества и каким образом обмен веществ является не только чем-то физическим, но и благодаря своему ритму чем-то духовным.



Безусловно, имеется путь постепенного одухотворения вещей, вызванных только внешней, материальной необходимостью, ибо у нас есть возможность рассматривать эти вещи так, чтобы можно было сказать: мы едим тот или иной плод, и благодаря духовным познаниям всегда можно составить представление о том, как, например, яблоко или какой-нибудь другой плод связаны со всем миром. Но это приходит не скоро. Затем мы приучаем себя видеть в еде не просто материальный факт, но привыкаем обращать внимание, например, на то, какое отношение имеет дух к созреванию плода под лучами Солнца. Таким образом мы одухотворяем также и материальные процессы и получаем возможность проникать нашими мыслями даже в них. Я могу здесь лишь указать на тот способ, каким мысли и идеи могут быть внесены в эти процессы. Но это долгий путь, и мало людей могут в нашу эпоху придти к правильному воззрению на еду.



Итак, мы должны утверждать не только то, что одни люди совершают идеалистические, а другие — инстинктивные поступки: у каждого человека жизнь делится так, что он совершает часть своих действий таким образом, что его мысли не поспевают за действиями, а в другой части жизни мысли и идеалы имеют больший объем, чем его действия. Поэтому мы носим в себе некие силы, которые понижают нашу жизнь и работают над тем, чтобы наш физический организм постепенно, благодаря внутренним причинам, созревал, так сказать, навстречу смерти, — тогда как другие силы оживляют наши астральное и эфирное тела. Эти силы постоянно вспыхивают и светят в астральном и эфирном телах, как новый свет. Они таковы, что действительно остаются в эфирном теле как оживляющие импульсы. Когда после смерти наша духовная сущность покидает свои оболочки, то мы еще сохраняем в первые дни после смерти эфирное тело и благодаря этому получаем обзор всей своей жизни.



И лучшее, что остается нам как нечто внутренне созидающее, это оживляющие силы, которые возникают благодаря тому, что наши мыс¬ли превышают возможности наших действий. Это нечто такое, что действует и после смерти: эти оживляющие силы сохраняются даже для следующей инкарнации. Поэтому мы можем сказать: те оживляющие силы, которые мы сами себе прививаем, остаются в эфирном теле. Как пребывающая сила юности. И если мы не можем благодаря ей продлить нашу жизнь, то все же мы можем так построить нашу жизнь, чтобы она оставалась дольше юношески свежей, совершая поступки, в которых наши мысли выходили бы за пределы действий. Получить идеалы, превосходящие поступки возможно, если обратиться к духовной науке, которая введет нас в сверхчувственные миры. Когда, например, мы узнаем из духовной науки о развитии человека, то такие сведения возбуждают силы в высших членах нашего существа и сообщают нам самый конкретный и нужный в наше время идеализм.



Если речь идет о вопросе: «Для чего — наряду со всем прочим — особенно нужна духовная наука?» — мы можем сказать: она вливает юные, плодотворные силы в наши астральные и эфирные тела. Люди по-разному относятся к тому, что мы называем духовной наукой не потому, что они лишены ясновидения, но потому, что они не хотят быть наблюдательными во внешней жизни; иначе они увидели бы, насколько многообразно — даже в самом организме — выявляется то, что мы называем духовно-душевным человеком. В этого душевно-духовного человека современные материалисты не хотят верить; они верят только в физического человека — и становятся благодаря этому особенно материалистическими по отношению к физическому человеку. Под «материалистами» понимают часто только теоретических материалистов, верящих только в материю. Но я час¬то отмечал: эти теоретические материалисты еще не самые худшие.



Ибо таким материалистом может быть и тот, кто черпает свои понятия только из рассудка, а эти понятия — самые близорукие. Поэтому материализм, основывающийся только на разуме, не может быть особенно вредным. Но там, где он подкрепляется чем-то другим, он может принести большой вред для всей жизни, и особенно когда человек всем своим внутрен¬ним духовным, сущностным ядром привязан к своей плоти, к своему материальному существу. И как сильно привязано человечество в нашу эпоху к материи! Существование теоретических материалистов является соблазном в области мысли и чем-то фатальным по отношению к тому, что должно формировать наши души; но особенно сильно влияют многочисленные материалисты на жизненную практику. Чем является материалист для жизненной практики?



Это — человек, настолько зависящий от своей физической материи, что он может провести зиму — несколько месяцев — в своей конторе, а летом он непременно должен быть на Ривьере, если он хочет поддерживать свою жизнь. Он целиком зависит от материального воздействия, от материальных комбинаций. Таковы материалисты в жизненной практике. Материалистом становятся из-за того, что целиком зависят от материального и считают нужным в своей душе гнаться за всеми потребностями, диктуемыми жизнью. Но это совсем иной материалист, чем тот, который живет в материализме только своими мыслями и идеями. Теоретический идеализм может привести к убеждению, что теоретический материализм есть нечто неправильное; но вылечить от практического материализма, исцелить нас от нашей зависимости от материи физического тела может только настоящее углубление в духовную науку.



Если бы люди только захотели мыслить, — т. е. брать мыс¬ли не только из рассудка, но также извлекать их из действительности, из самых будничных фактов, они могли бы заметить, например, что имеется большая разница между отдельными членами человеческого существа. Я хочу указать вам, во-первых, на разницу между руками и какой-либо другой частью человеческого тела, например, плечами. Если мы исследуем физического человека только внешне, то мы получим физичес¬кое различие, например, в нервных процессах и т. п. Но ведь следует подумать о том, что мы можем оказывать известное влияние на эти нервные процессы. Если бы один только нервный процесс имел решающее значение для души, то мы зависели бы только от материальных воздействий, так как нервный процесс оказывает только материальное действие.



Но это вовсе не так: мы можем оказывать влияние на нервный процесс, и притом самое различное, — благодаря тому, что способы действия нашего астрального и эфирного тела, — то есть духовно-душевных частей человека, — бесконечно разнообразны. Мы не можем просто сказать: «Твое физическое тело пронизано астральным и эфирным телами», но надо уточнить, имеем ли мы в виду, например, ту их часть, которая заполняет руки, или ту, которая заполняет плечи и т. п. Эти различные духовные части действуют по-разному, и в этом легко убедиться. Только надо понимать, что все совершающееся в жизни соответствует необходимости и что нельзя проследить это свершение при отсутствии мыслей. Если какое-то движение воздуха происходит не так, как нужно, то физик с помощью своих законов может выяснить, почему воздух движется именно в данном направлении.



Но почему люди не задумываются над тем, какое огромное значение имеет в жизни тот факт (это обстоятельство может показаться странным, но именно в наших повседневных явлениях оправдываются сообщения ясновидцев), что человек в жизни чаще всего моет руки, а не какую-либо другую часть своего тела. И это — факт. И фактом является также то, что одни люди часто и охотно моют руки, а другие делают это менее охотно. Такой факт, кажущийся довольно тривиальным, в действительности связан с высшими познаниями. Когда ясновидящий рассматривает руки людей, то он видит, насколько они отличаются от всех других членов тела, даже от лица. Из пальцев исходят и распространяются далеко в окружающем пространстве лучистые образования эфирного тела, которые то неясно, слабо светятся, то ярко простираются в пространстве. И смотря по тому, радостен или печален человек, — его пальцы излучают сияние по-разному; причем верхняя часть кисти иначе излучает сияние, чем внутренняя часть — ладонь.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 13:42, monday
Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments