Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 2

Берлин, 7 марта 1911 г.

Внешний образ жизни людей, а также и многое из того, что станет господствовать как искусство, и прежде всего то, что в широком масштабе предстанет как наука, — все это приведет к тому, что о тех, кто начнет возвещать о духе в смысле Христа, будут в ближайшем будущем говорить: «Они из тех людей, при виде которых кажется, что они сошли с ума». Ибо нужно еще и еще раз сказать, что самые важные факты духовной жизни, сообщаемые духовной наукой, будут рассматриваться большинством людей в будущем как фантазия и безумие. И в Евангелии от Марка мы должны черпать силу и крепость, в которых мы будем нуждаться, чтобы противостоять сопротивлению, которое подымится по отношению к истине, найти которую станет возможно только в спиритуальности.



Если почувствовать тонкие стилистические различия между Евангелием от Марка по сравнению с другими Евангелиями, то можно также заметить, что с точки зрения духовной науки в Евангелии от Марка имеется много такого, чего нет в остальных Евангелиях. Замечаешь, что благодаря построению фраз и пропуску некоторых предложений, содержащихся в других Евангелиях, многое, что легко принять за абстракцию, получает особый оттенок. И если это почувствуют, то заметят также и то, что в Евангелии от Марка дано глубочайшее учение о «я», открывающее все значение человеческого «я». Чтобы понять это, следует обратить внимание на одно исключительное место этого Евангелия со всеми его особенностями, возникающими благодаря тому, что в нем выпущено то, что в других Евангелиях находится в этом эпизоде. Вглядимся же в это место.



И Иисус вышел оттуда, и Его последователи провожали Его в селения в окрестностях Кесарии Филипповой. И дорогою Он спрашивал окружавших Его: «Что говорят люди о том, что есть «я»? Что признают они за это «я»? И отвечали окружавшие Его: «Люди говорят, что для того, чтобы «я» было праведным, в нем должен жить Иоанн Креститель. Другие же говорят: оно должно быть пронизано Илией, и Илья должен жить в нем; а иные говорят: нужно обратиться к кому-либо из других пророков, чтобы «я» могло сказать: «Не я, но этот пророк действует во мне»». Но Он сказал, обращаясь к окружавшим его: «А что вы говорите о том, что есть «я»? — И отвечал ему Петр: «»Я» — понятое так, чтобы мы признали его в его духовности, как Ты — это Христос ».



И тогда отвечал Он тем, которые окружали Его: «Остерегайтесь говорить об этом обыкновенным людям. Ибо они еще не могут понять эту тайну». И Он начал учить стоящих вокруг Него и взволновавшихся от этих слов, говоря, что то в человеке, что выражает его «я» внешне, физически, должно много пострадать, чтобы это «я» ожило в человеке полностью. И оно должно согласиться будучи в прежнем своем состоянии, с теми, что говорили о нем старейшие учителя человечества и те, которые знают, о чем говорит святая мудрость: «В своем теперешнем образе оно не годится для жизни; оно должно быть умерщвлено в этом образе — и вновь воскреснуть в ином, высшем образе, — воскреснуть через 3 дня, согласно отношениям мирового ритма». И все были поражены тем, что Он сказал эти слова свободно и открыто.



Здесь я должен сделать одно замечание. Такие слова могли произноситься до тех пор только в мистериях. Это была тайна, о которой говорили до сих пор только в храмах во время мистерий. Тайна эта состояла в том, что человек в посвящении должен был пройти через «умри и стань» и проснуться через три дня. Этим объясняется то, что Петр, потрясенный этими словами, отвел Христа в сторону и сказал Ему, что об этом нельзя говорить открыто и свободно. Христос, обернувшись отвечал ему: «Если ты так говоришь, Петр, то тебе внушил это сам сатана; ибо то, что ты так говоришь об этой истине, принадлежит уже не нашему времени, а прошлому, когда она должна была скрываться в храмах. В будущем же, в свете величайшей Мистерии Голгофы, она будет постепенно становиться достоянием всего человечества.



Так предопределено Божественным водительством для развития человечества. И кто говорит иначе, тот говорит не из Божественной мудрости, искажает ее, возвращая ее в тот временный образ мудрости, который она имела в прошлом человечества. Приблизительно так должны мы понимать это место, которое выступает перед нами в Евангелии от Марка во всем своем величии. Мы должны уяснить себе, что импульс Христа, — именно в смысле Евангелия от Марка, — состоит в том, чтобы мы приняли Христа в наше «я», а слова Павла «не я, но Христос во мне!» все более и более осуществлялись бы в нашей душе, — причем не абстрактно, а как сила и истина. Христос послал нам Духа Святого, конкретного Духа, который действует в человеческой душе с той закономерностью, которая была сегодня описана, инспирируя душу согласно ее внутреннему календарю.



В дохристианское время люди приходили к этой истине благодаря посвящению в мистерии, когда они три дня находились в состоянии, подобном смерти, после того, как прошли через трагедию страданий человека, необходимых на физическом плане, если человек хочет развиваться на пути к духовным высотам. Люди должны были понять, что такой человек должен быть уничтожен, чтобы в нем мог воскреснуть высший человек, т. е. они должны были пройти через «умри и стань!» То, что раньше узнавали только в мистериях, стало историческим событием (я отсылаю вас к моей книге «Христианство как мистический факт») благодаря Мистерии Голгофы, и люди получили возможность стать учениками этой великой мудрости, чувствуя себя связанными с Мистерией Голгофы. Итак, самое значительное в понимании импульса Христа, что человек может приобрести для себя, для своего земного естества, есть понимание того, что именно после импульса Христа все больше и больше должно пробуждаться в человеческом «я».



Мы можем инспирироваться известным образом через Евангелия. Так, для того времени, когда совершалось событие Христа, Евангелие от Матфея было лучшей книгой для инспирации. Для нашего времени такой книгой является главным образом Евангелие от Марка. Мы знаем, что наша эпоха должна выработать главным образом душу сознательную, которая должна отделиться и изолироваться от своей среды. Мы знаем, что теперь мы призваны обращать внимание не столько на то, что дают нам отдельные народы, сколько на то, что должно жить в нас согласно изречению Павла: «Не я, но Христос во мне». И наша пятая послеатлантическая эпоха будет инспирирована Евангелием от Марка. А задача шестой послеатлантической культурной эпохи будет заключаться в том, чтобы по¬степенно заполнить всего человека сущностью Христа.



В то время как пятый культурный период является временем изучения мудрости Христа, углубления и внутреннего погружения в нее, шестой период явится временем принятия сущности Христа всем существом человека. Для этого люди должны будут принять то особое содержание, с которым мы познакомились как со внутренней сущностью Евангелия от Луки, показавшего нам происхождение Иисуса из Назарета. Также они примут и того Иисуса, которого описывает Евангелие от Матфея, приводя нас к Заратустре подобно тому, как Евангелие от Луки, повествуя об Иисусе, приводит нас к Будде и буддизму. Мы ведь рассмотрели Евангелие от Луки так, что все долгое развитие Иисуса из Назарета стало понятным для нас благодаря тому, что мы действительно дошли до Божественно-духовного происхождения человека.



И человек будет все больше и больше чувствовать себя Божественно-духовным существом, проникнутым импульсом Христа. Христос может, правда, и теперь светить ему на пути, но реальным Он станет только тогда, когда человек поднимется, с помощью Евангелия от Луки, до понимания физически-чувственного человека в его Божественном происхождении, в качестве духовного существа. Для седьмого послеатлантического культурного периода, вплоть до следующей великой катастрофы, Евангелие от Иоанна будет инспирирующей книгой, тогда как теперь оно может быть направляющей нитью для духовной жизни человека. Конечно, людям тогда будет необходимо еще многое из того, что они должны будут хорошо понять всей своей духовной сущностью в течение шестого периода. Но многое из того, чему они сегодня верят, люди должны будут забыть, основательно забыть. Это будет, правда, не трудно, так как научные факты докажут, что многое должно быть преодолено.



Тогда на многих людей станут смотреть, как на сумасшедших, если они будут, например, говорить, что применяемые теперь подразделения нервов на «моторные» и «сенсорные» являются, собственно, бессмыслицей. «Моторные» нервы — это тоже ощущающие нервы; но они существуют для того, чтобы доводить до ощущения соответствующие движения мышц. И понадобится не так уж много времени, чтобы люди поняли, что мышцы приводятся в движение не нервами, а это совершается благодаря нашему астральному телу, — и именно благодаря тому в нем, что непосредственно не воспринимается нами таким, каково оно есть. И это является законом: то волевое, которое должно действовать в нас, не воспринимается непосредственно.



То, что приводит мышцу в движение, что вызывает какое-либо движение мышцы, — это связано с астральным телом, связано так, что в астральном теле для того, чтобы совершилось движение в мышце, развивается некое звучание, некое развитие звука. Нечто музыкальное пронизывает наше астральное тело, и выражением этого звукового развития является движение мышцы. Поистине, это то же самое, что совершается в известных хладниевых звуковых фигурах, когда мы насыпаем легкую подвижную пыль на металлическую пластинку и затем проводим по ней смычком: тогда мы получаем некую фигуру. И вот подобными фигурами, — не только звучащими фигурами, — пронизано и наше астральное тело; они вызывают то, что наше астральное тело принимает определенное положение. Это впечатлено в астральном теле.



Люди могут убедиться в этом совсем просто, если они сильно напрягут мускул верхней части руки — бицепс, и затем приникнут к нему ухом. Когда они усвоят соответствующее упражнение, сильно напрягая мускул и прикладывая к нему большой палец, то они смогут услышать звук. Это не «доказательство», а лишь простая иллюстрация к тому, что здесь подразумевается. Итак, мы проникаемся этим музыкальным и изживаем его в наших мышечных движениях. И для того, чтобы мы хоть что-нибудь знали о наших мышечных движениях, у нас существуют нервы, неправильно называемые моторными. Многое в современной физиологии, в принятых в ней положениях, противоречит этому только кажущимся образом.
Такова одна из тех истин, которые будут все больше и больше убеждать людей в том, что человек является духовным существом, включенным в мировую гармонию сфер, — вплоть до своих мышц.



И именно духовная наука, которая призвана подготовить шестой период в отношении духовного восприятия мира, будет иметь дело во всех подробностях с такими истинами о человеке как о духовном существе. Подобно тому, как звук в известном отношении поднимается в высшую сферу, когда он становится из музыкального звука словом, произнесенным человеком, так и в мировых соотношениях гармония сфер становится чем-то высшим, когда она претворяется в Мировое Слово — в Логос. В физической организации человека физиологически более высоким является кровь. Подобно тому, как мышцы включены в гармонию сфер, кровь включена в Логос и будет становиться все более и более сознательным выражением Логоса, бессознательным выражением которого она является с самого начала сотворения человека.



Иными словами, на физическом плане имеется тенденция, чтобы в своей крови, которая является выражением его «я», человек сознательно ощущал присутствие Логоса. И когда люди в шестом культурном периоде осознают себя духовными существами, они не станут больше придерживаться фантазии, что мускулы приводятся в движение моторными нервами, но они поймут, что мышцы приводятся в движение силами (в их астральном теле) ставшей личной гармонии сфер. А в седьмом культурном периоде люди смогут ощущать себя вплоть до самой крови пронизанными Логосом, — и тогда только смогут они воспринять то, что собственно, выражено в Евангелии от Иоанна. Ибо только в этом культурном периоде будет постигнуто Евангелие от Иоанна во всем его познавательном значении.



И усвоив это, люди постепенно почувствуют, что в каждой книге по физиологии должны были бы стоять первые слова Евангелия от Иоанна и что все в науке должно быть направлено в сторону этих слов. Лучше всего сказать: «Теперь можно понять из этого Евангелия совсем мало. Настоящее понимание — только идеал, который мы должны поставить перед своей душой.» Из всего сказанного сегодня мы видим, что для четвертого послеатлантического периода следует считать Евангелие от Матфея основным инспирирующим Евангелием, а для нашего культурного периода мы должны считать таковым Евангелие от Марка. Для шестого периода важно будет Евангелие от Луки, и мы должны подготовиться к этому, потому что все долженствующее наступить в будущем имеет свой зародыш в прошлом, — все, что должно произойти в развитии человечества в седьмом периоде, перед наступлением катастрофы будет изживаться через Евангелие от Иоанна, если мы его поймем.



Поэтому особенно важно, чтобы мы восприняли Евангелие от Марка как книгу, указывающую нам на то, в чем мы должны упражняться и от чего должны оберегаться. Именно фразы Евангелия от Марка, в стилистическом отношении короткие и значительные, дают нам почувствовать роль импульса Христа в развитии человеческого «я» и показывают вживание этого импульса в «я» человека. Нам важно понять, что нашей задачей является постижение Христа в духе, а также то, как в будущем в различные моменты времени будет открываться Христос. Для нашего времени мы попытались указать на эту задачу в розенкрейцеровской мистерии «Врата посвящения», — в тех словах, которые там вкладываются в уста ясновидящей Теодоры. Здесь мы имеем как бы возобновление события, пережитого Павлом в Дамаске.



И было бы лишь выражением материализма нашего времени, если бы мы захотели думать, что импульс Христа должен еще раз изжить себя материально в физическом теле человека. Мы должны остерегаться подобного материализма, этому учит нас Евангелие от Марка, об этом оно нас особенно предупреждает. И хотя многое из того, что содержится в Евангелии от Марка, сыграло уже свою роль в прошлом, все же многие его фразы имеют для нашего ближайшего будущего огромное моральное значение. Мы увидим тогда в духовной области необходимость духовного влияния, исходящего из духовной науки.



И если мы правильно — в духовном смысле — поймем следующие слова, то мы сможем отнести их к нашему времени и к ближайшему будущему: «Ибо те дни принесут с собой бедствия, никогда до сих пор не бывшие с начала творения Богом существ и каковых никогда больше не будет». К пониманию разумности человека должны мы отнести эти слова: все эти бедствия предвидятся в будущем, которое найдет духовный образ выражения истины. «И если Господь не сократит эти дни, то ничто не спасется для принятия того, что будет духовной пищей; но для избранных своих сократит Он эти дни.» И затем говорится: «Если кто-нибудь скажет вам в это время: смотри — вот здесь Христос, вот Он! — то не верьте этому».



Здесь Евангелие от Марка указывает на обычное материалистическое понимание Христа. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь; вот Я наперед сказал вам все» (Мр. 13, 19-23). Так силен будет натиск материализма, что будет необходимо душам человеческим приобрести всю крепость, чтобы они могли выдержать его: «Восстанут лжехристы и лжепророки». И когда скажут: «Вот здесь Христос!», тогда тот, кто отдался правильному влиянию духовной науки, сможет последовать напоминанию: «И когда скажут вам: «Вот здесь Христос» — не верьте этому!»



См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist 13:42, Понедельник
Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments