Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 9-я лекция, часть 1

Берлин, 13 марта 1911 г.

Сегодня мы должны снабдить наши рассмотрения Евангелия от Марка, сделанные довольно беспорядочным образом в течение зимы, хотя бы предварительным заключением. И это имеет связь с тем, чему мы в течение этой зимы давали возможность в ряде вечеров возникать в наших душах, с теми словами, которые были произнесены здесь в предыдущей лекции. Они указывали известным образом на то, что мы находимся в наше время в некой переходной эпохе. Даже тот, кто рассматривает духовную жизнь внешне, сможет заметить, что повсюду медленно и постепенно совершается образование новых понятий и идей, хотя люди, окруженные этими новообразованиями, сами не знают об этом почти ничего. И мы хорошо сделаем, взяв с собой на ближайшие недели этот новый мыслительный материал, который поможет нам сориентироваться, когда мы будем прорабатывать дальше в себе его содержание. Поэтому в сегодняшний вечер будут представлены сведения, которые могут прорабатываться дальше на основе ранее данного духовнонаучного материала.



Полезно поговорить об этой переходной эпохе, напомнив одновременно о той великой «переходной эпохе», которую мы пережили в развитии человечества и о которой мы неоднократно говорили, — напомнить о решающем моменте палестинских событий. Что именно означает данный момент, — об этом мы многое знаем уже из сказанного здесь. И если мы хотим составить себе представление о том, как выросла эта величайшая идея — назовем ее идеей Христа — из мыслей и ощущений непосредственно предшествующей эпохи, то полезно вспомнить о том, что такое же значение, какое имела идея Христа для Его исследователей, имела для древнееврейского народа идея Ягве, или Иеговы.



Мы знаем из других лекций, что Ягве, или Иегова для того, кто глубже проникает в существо христианства, собственно мало чем отличается от Самого Христа. Мы должны еще лучше уяснить себе, что имеется внутренняя связь между идеей Ягве и идеей Христа. Очень трудно выразить здесь в нескольких словах эту великую связь идеи Христа и идеи Ягве, которая неоднократно обсуждалась в прошедшие годы в различных лекциях и циклах; но это можно сделать всё же с помощью одного образа, который покажет, как нужно мыслить отношение между идеей Христа и идеей Ягве. Нужно только напомнить об одном образе, на который мы часто обращали внимание: это образ солнечного света, излучающегося непосредственно от самого Солнца, и образ того же света, отбрасываемого полной Луной в лунные ночи.



Тот же самый солнечный свет сияет нам и от полной Луны; но это — отраженный свет, и он есть все же нечто иное, чем свет, идущий непосредственно от самого Солнца. И если мы хотим получить сравнение и символизируем Христа непосредственным солнечным светом, то мы должны символизировать Ягве солнечным светом, отражаемым Луной; этим мы точно указываем на смысл развития человечества. И поэтому кто хотя бы немного знает об этих вещах, тот ощущает этот переход от временного отражения Христа в Ягве, или Иегове к Самому Христу так же, как человек переживает лунный свет и солнечный свет: косвенное откровение некой сущности есть Ягве, или Иегова, а ее непосредственное откровение есть Христос. Но мы должны, думая о развитии, представлять себе то, что является в пространстве рядом, следующим друг за другом во времени.



И те, кто говорят об этих вещах с оккультной точки зрения, должны сказать: если мы называем религию Христа религией Солнца, (вспомнив все сказанное о Заратустре, мы можем употреблять это выражение), тогда мы должны назвать религию Ягве — временное отражение религии Христа — религией Луны. Таким образом, религия Христа была подготовлена во времена, предшествующие христианству, религией Луны. Кто умеет воздавать должное, сможет правильно сделать это по отношению к тому, что будет теперь сказано, ибо символы избираются не произвольно, их значение глубоко обосновано. И поэтому когда какая-нибудь мировая религия или мировоззрение выступают под некоторым символом, то для тех, кто употребляет его правильно, он означает нечто такое, что существенно связано с данным мировоззрением.



Правда, современные люди многое потеряли в символе лунного света для древней религии Ягве, а также до известной степени и в обозначении религии Христа символом Солнца; но там, где выступают мировоззрения, пронизанные своими символами и их значением, мы должны сознательно ощущать их связь с этими символами. Теперь вспомните, как я охарактеризовал общий ход развития человечества. Мы имеем сперва нисходящее развитие — начиная с того времени, когда люди были как бы вытолкнуты из духовного мира и погружались все глубже и глубже в материю. Это — нисходящий путь. И представляя себе общий путь развития человечества, мы должны мыслить, что самая глубокая точка, до которой опустилось человечество, это эпоха появления импульса Христа, призванного нисходящий путь постепенно превратить в восходящий.



Таким образом, развитие человечества протекает в нисходящем и восходящем направлении. В глубочайшей точке нисхождения возник импульс Христа, который начинает действовать с этого момента и будет продолжать свое действие до тех пор, пока Земля не выполнит своей миссии. Но это развитие происходит очень сложным путем из-за того, что известные процессы развития являются продолжением ранее данных импульсов. Однако главный процесс в развитии возник благодаря импульсу Христа. Импульс Христа открылся в начале нашего летосчисления и будет действовать дальше — как бы по прямой линии, вживаясь в человеческие души и становясь все более и более актуальным, - вплоть до достижения Землей цели ее развития, когда он схватит всю земную жизнь человечества.



Это есть импульс однажды данный, с которым мы должны идти, следуя все точнее линии его развития и зная, что все, что последует позже, будет являть нам развитие и влияние этого импульса на более высокой и совершенной ступени. Но в мире действует не один этот импульс. Имеются импульсы и факторы развития, которые действуют иначе и которые нельзя проследить по прямой линии. Мы уже называли эти иные импульсы. Мы различаем в послеатлантическом развитии древнеиндийский период культуры, после него древнеперсидский, затем египетско-халдейский и греко-латинский, а затем — наш; дальше последуют еще два культурных периода; следовательно, есть семь культурных периодов, и греко-латинский период, в котором совершилось событие Христа, занимает в их последовательности центральное место.



И теперь, в нашем пятом послеатлантическом периоде, в котором мы живем, известные процессы, происходившие в третьем, египетско-халдейском периоде, повторяются вновь, но несколько иным образом. Так что импульс Христа находится посредине, а третий период содержится в известном отношении в пятом. Точно так же в шестом периоде будет содержаться второй, древнеперсидский, а в седьмом — первый, древнеиндийский период. Здесь мы имеем дело с переходящими факторами развития, которые проявляются так, что мы можем применить к ним библейские слова: «Первые будут последними». Древнеиндийский период вновь оживет в седьмом, правда, иным образом, но все же так, что мы сможем его узнать.



Здесь мы имеем другой способ, каким нечто более раннее переходит в более позднее. Но мы указали на это, когда отметили в развитии человечества более мелкие эпохи. Известным образом опять выступает то, что существовало в дохристианскую эпоху во время древнееврейской культуры, как бы пересекая импульс Христа в послехристианское время; нечто подготовлявшееся в мировоззрении Ягве, или Иеговы вновь выступает известным образом, несмотря на существование других факторов, и оказывает воздействие на более поздние факторы. Если мы обозначим символом то, что не можем развить соответствующим образом из-за недостатка времени, то мы можем сказать: если мы ощутим религию Ягве в символе Луны в противоположность символу Солнца, то мы можем ожидать, что подобная религия после импульса Христа появится в более позднее время как некий вид религии Луны. Это действительно произошло.



И кто может воспринимать эти вещи не только внешне, тот не станет смеяться над этим, так как нельзя смеяться над тем, что фактически связано с символикой данной религии и данного мировоззрения. Таким образом, древняя лунная религия Ягве вновь заметно проявляется в религии полумесяца, которая выступает в эпоху после явления Христа и вплетает предшествующие импульсы в последующую христианскую эпоху. Здесь мы имеем повторение прежнего периода в более позднем, — в последней трети греко-латинского периода, который по оккультным вычислениям приходится на XII —XIII века. То есть мы имеем спустя шесть столетий после явления Христа, начиная с VI столетия, в религии, которая переходит в следующий период времени и мощно воздействует на все факторы развития, религию, которую арабы перенесли из Африки в Испанию и которая является разновидностью вновь возникшей лун¬ной религии Ягве, однако в другой форме, не считающейся, собственно, с импульсом Христа.



Невозможно разъяснить все свое¬образие того, что возникло таким образом. Но очень важно душевно усвоить то, что мировоззрение Магомета не считается с импульсом Христа и религия Магомета действительно была неким воскрешением того, что присутствует в едином Боге ре¬лигии Моисея. Только этот Бог был внесен в нечто такое, что было взято, так сказать, из другого источника, — а именно, из египетско-халдейского мировоззрения, содержащего подробное учение о связи событий звездного неба с мировыми свершения¬ми. Поэтому мы видим, что все те мысли и понятия, которые имелись у египтян, а также и у халдеев, вавилонян и ассирийцев, вновь выступают в религии Магомета, замечательным образом просветленные и пронизанные тем, что мы можем назвать единым Богом, Ягве, или Иеговой. То, что нас встречает в арабизме, — это своего рода соединение или говоря научным языком, синтез всего того, чему учила египетско-халдейская жреческая мудрость того, что преподавалось в Халдее, с тем, чему учила древнееврейская религия Ягве.



Но при такого рода соединении происходит не просто какое-то взаимопроникновение, но всегда что-то отделяется и отрывается. В данном случае должно быть отдельно все, что вело к ясновидческому наблюдению. То, что остается, — это чисто интеллектуалистическое исследование, так что понятия из египетской медицины, из халдейской астрологии, которые у египтян равно как и у халдеев, происходили из древнего ясновидения, встречают нас в интеллектуализированной и индивидуализированной формы в арабизме Магомета. Как бы окольным путем через арабов нам в Европу было привнесено нечто просеянное — просеянное так, что старые представления, которые господствовали у египтян и халдеев, лишенные их ясновидческой образности и перелитые в абстрактные формы, снова всплыли для нас в поразительной науке арабов, которые проникли в Европу из Африки через Испанию.



И если христианство принесло импульс в основном для воспитания человеческой души, то величайший импульс для головы человека, для человеческого интеллекта пришел окольным путем через арабов. И те, которые недостаточно знакомы с ходом развития человечества, даже не знают, что же все-таки принесло всему человечеству это мировоззрение, которое заново выступило под символом Луны. Кеплер и Коперник были бы невозможны без импульса, пришедшего в Европу благодаря арабизму. Ибо весь род и способ мышления и мировоззренческих комбинаций, — лишенных древнего ясновидения — мы видим вновь выступающими в те времена, когда третий культурный период словно воскресает в нашей пятой эпохе с современной астрономией и современной наукой вообще. Итак, с одной стороны, ход развития человечества протекает таким образом, что импульс Христа проникает в европейские народы через Грецию и Италию, а с другой — протекает южнее, обходя стороной Грецию и Италию и связываясь с тем, что пришло к нам окольным путем через арабский импульс.



Только из слияния религии Христа и религии Магомета могло произойти в те времена, которые мы можем обозначить как важный этап, то, чем собственно является культура нового времени. По причинам, которых нам не нужно касаться, мы должны помыслить об эпохах протяженностью 600 — 650 лет, когда речь идет о такого рода импульсах, какие мы сейчас обсуждаем. Так что на деле через шесть столетий после события Христа восходит обновленный лунный культ, арабский культ Луны, который распространяется и проникает в Европу и вплоть до тринадцатого столетия включительно оплодотворяет культуру Христа, которая свои непосредственные импульсы удерживала другими путями. Здесь происходит постоянный обмен. Кто знает хотя бы только внешний ход событий, кто знает, что в монастыри западной Европы, если даже они и боролись с арабской наукой, притекали арабские мысли и там распространялись, тот знает также, что до определенного момента в середине тринадцатого века, имеющего опять-таки особое значение, происходило слияние обоих импульсов — арабского и непосредственного импульса Христа.



Из этого вы сможете понять, что импульс Христа шел иными путями чем импульсы, которые притекали как боковые течения, чтобы соединиться с импульсом Христа. Через шесть столетий после появления импульса Христа на Востоке, благодаря событиям, которые нелегко описать, хотя они хорошо известны каждому оккультисту, поднимается новая культурная волна, которая затем из Африки через Испанию проникает в духовную жизнь Европы и соединяется с импульсом Христа, пришедшим иными путями. Итак, мы можем сказать, что символ Солнца и символ Луны сливались начиная с VI — VII века и вплоть до XII —XIII века, охватывая период, продолжавшийся приблизительно шесть столетий. После того, как непосредственное оплодотворение достигло некоторым образом своей цели, появилось нечто новое. Это новое подготовлялось постепенно, начиная с XII — XIII века.



Интересно, что даже внешняя наука теперь признает, что тогда через души европейского человечества прошло нечто необъяснимое. Внешняя наука говорит «нечто необъяснимое», но оккультизм утверждает, что тогда как бы вслед за непосредственным импульсом Христа, в души снова духовно изливается то, что выявилось в четвертый период послеатлантической культуры. Греческая культура посылает как бы вслед идущую волну, — это и есть то, что мы называем эпохой Возрождения — культурой Ренессанса, которая оплодотворяет в течение следующих столетий все существовавшее прежде. И мы опять видим некое вмешательство после шестивековой эпохи арабского влияния: видим, как после внедрения ему было предоставлено время постепенно прекратиться.



Это происходит благодаря греческой культурной эпохе, которая занимает срединное место в ряду послеатлантических культурных эпох и продолжается в культуре Ренессанса. И должен опять пройти период из шести столетий, вплоть до нашего времени, чтобы эта греческая волна, так сказать, изжила себя. Наше время еще живет в ней. Мы живем теперь известным образом в переходное время, поскольку находимся перед началом новой шестивековой культурной волны, когда опять внедряется нечто новое и импульс Христа оплодотворится чем-то новым. После того, как возобновленный лунный культ имел возможность в эпоху полумесяца изжить себя, и после эпохи Ренессанса, теперь пришло время, когда импульс Христа как таковой должен принять в себя новый приток, новое побочное течение. Благодаря этому побочному течению наше время имеет особые черты. Мы должны точно понять вступление этого побочного течения в нашу культуру. Все эти вещи вполне соответствуют правильному ходу оккультной систематики.



Если мы представим себе в старом, а не в новом понимании следующие друг за другом Луну, Меркурия, Венеру, Солнце, то после обновленного влияния Луны и после изживания лунной волны в эпоху Ренессанса мы можем ожидать теперь воздействия, которое правомерно обозначить символом Меркурия. Следовательно, теоретически мы можем сказать, что если символика окажется правильной, мы стоим перед перспективой излияния в нашу культуру воздействий Меркурия. Влияние этой волны можно обозначить символом «влияние Меркурия» подобно тому, как арабское влияние может быть охарактеризовано как «влияние Луны». Если мы понимаем ход развития времени, то последним великим духом, объединившим в своей душе полноту науки, христианства и культуры Ренессанса, мы можем назвать Гёте; и мы можем ожидать, что Гёте в своей душе явит прекрасное слияние культуры Ренессанса и науки, — то есть интеллектуализма, оплодотворенного арабской наукой, и христианства.



Если мы будем рассматривать Гёте так, как мы это делаем в течение ряда лет, то можно легко убедиться, что эти элементы действительно слились в душе Гёте. Но мы можем также ожидать на основании сделанных указаний относительно периодов, длящихся по шесть столетий, что в душе Гёте еще не могло сказаться влияние Меркурия, так как оно должно было выступить как нечто новое уже после Гёте. И интересно отметить (вы ведь это знаете), что ученик Гёте Шопенгауэр уже обнаруживает это влияние Меркурия. Вы знаете из моих сообщений, что в философию Шопенгауэра проникла восточная мудрость в форме буддизма. Но так как символом буддизма считается Меркурий, то вы наблюдаете после времени Гёте влияние буддизма, причем Будда соответствует Меркурию, а Меркурий — Будде, подобно тому, как влияние Луны характеризовало арабское влияние.



И мы можем теперь определить, каково это побочное течение, которое вливается в прямой путь импульса Христа как новое течение в начале новой шестивековой эпохи: мы должны усматривать в этом жизненном потоке некое обновление, новую форму буддизма, — только с теми ограничениями, которые изложены в моей открытой лекции о Будде. Теперь спросим себя: каково же основное направление культуры в будущем? Это — течение Христа. Оно движется вперед по прямой линии. Какие же побочные течения должны мы отметить? Арабское течение, вливающееся в главный поток и затем как бы спокойно отстаивающееся на протяжении некоторого времени в культуре Ренессанса. Затем мы имеем обновленное течение Будды. Кто может видеть эти факты в правильном свете, тот скажет себе: мы должны принять те элементы из течения Будды, которые до сих пор не присутствовали внутри нашей западной культуры.



И мы видим, как известные элементы течения Будды уже вливаются в западное духовное развитие, — например, идеи реинкарнации и кармы. Да, это так! Но одно мы должны строго записать в наших душах: эти побочные течения никогда не смогут дать нам объяснения центрального течения нашего мировоззрения, нашей духовной науки. Спрашивать о Существе Христа буддизм или какое-нибудь дохристианское восточное течение, появившееся в наше время как обновленное мировоззрение, было бы так же умно, как если бы европейские христиане стали спрашивать о Христе арабов, пришедших в Испанию. Люди в Европе знали тогда, что идея Христа не может придти к ним от арабов, которым нечего было сказать об этом. Если они и говорили что-нибудь о Христе, то это были идеи, не соответствующие действительной идее Христа. Различные пророки, выступавшие как лжемессии, не имея, в сущности, понимания импульса Христа, вышли из сферы арабского влияния, — как, например, Саббатай Цеви. Следовательно, нам должно быть ясно, что побочное течение арабской мудрости должно было действовать оплодотворяющим образом через совсем иные элементы, а никоим образом не через разъяснения центральной тайны Христа.



И таким же образом мы должны относиться к тому течению, которое должно влиться как побочная волна, как древняя, но обновленная волна, и принести понимание реинкарнации и кармы, но не понимание импульса Христа. Это было бы абсурдно, как если бы арабы захотели дать европейцам истинную идею Христа. Но арабы принесли европейцам много лжеидей через лжемессий, вплоть до Саббатая Цеви. Такие явления будут возобновляться, но развитие человечества может идти вперед, только если люди научатся предвидеть и понимать их. И мы должны настойчиво учиться понимать их все глубже, яснее и сознательнее. Благодаря этому духовная наука с центральной идеей Христа, основанная европейским розенкрейцерством, пробьется несмотря на все внешние сопротивления и войдет в души людей вопреки всем покушениям извне. Каким образом центральная идея Христа должна влиться в души людей и Христос овладеет не только общей эволюцией человечества, но и эволюцией всего мира, это вы можете увидеть и понять из моего «Тайноведения». Там описывается, каков прямой путь идущего вперед развития.



И прислушиваться к этому прямому развитию духовной науки смогут все, кто поймет недавно упомянутые здесь слова Евангелия от Марка: «Появятся лжехристы и лжепророки... Если кто вам скажет тогда: «Вот здесь Христос, смотрите, вот Он!» — то не верьте им». Но рядом с этим течением возникнет другое, более внешнее, которое будет думать, что оно лучше осведомлено о природе Христа, чем розенкрейцеровская западная духовная наука. И тогда в мир вступят всевозможные идеи и учения, естественно возникшие как побочные течения на почве восточного буддизма. Но было бы свидетельством величайшей слабости европейских душ, если бы эти души не постигли мысли: на непосредственное исследование идеи Христа течение Меркурия или Будды может пролить так же мало света, как и учение арабов. И надо уяснить себе, что это взято не из каких-либо фантазий и догм, но из объективного изучения хода мирового развития. Можно доказать вам это цифрами и рассмотрением культурных течений, и при желании вы можете убедиться, что вещи таковы, как учит оккультная наука.



Но с тем, что наступит дальше, будет связана необходимость различать ортодоксальный, древневосточный буддизм, который хочет, так сказать, пересадить в Европу застывший на месте буддизм. И из него понять «идею Христа», и действительно идущий вперед в своем развитии буддизм. То есть будут существовать люди, которые станут говорить о Будде следующим образом: «Взгляните на Будду, жившего приблизительно за пять-шесть веков до нашего летосчисления! Вот его учение!» — Высказывания этих людей можно сравнить с тем, что об этом говорит духовная наука в розенкрейцеровском ключе: «Дело не в Будде, а в вас, — в том, что вы сегодня говорите так, как будто Будда остановился на той точке зрения, на которой он стоял за пять-шесть веков до нашей эры! Вы думаете, что Будда не пошел вперед? Если вы говорите так, то вы говорите об учении, которое было правильным в то время. Но мы взираем на того Буду, который шел вперед и способствовал продвижению вперед человеческой культуры с этих духовных высот. Мы видим того Будду, которого мы смогли описать в Евангелии от Луки и который имел влияние на Иисуса из Натановской линии дома Давида, — того Будду, который развивался дальше в царстве духа и смог дать нам столь важные сегодня направляющие истины.»



См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist октябрь 14, 13:42
Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment