Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 10-я лекция, часть 2

Берлин, 10 июня 1911 г.

И во многие души проникали тогда истории, подобные этой. Души внимали им и воспринимали их, но не для того, чтобы толковать их по способу современных странных теософов, ибо эти вещи непригодны для символического и аллегорического истолкования. Поскольку теряют тогда свою ценность. Нет, люди воспринимали их, потому что они чувствовали, как теплая жизнь входит при этом в их души. И ничего другого они и не хотели. Она пронизывала их, когда им рассказывали о королевском сыне, о его подвигах, его колокольчике и о поисках дочери королевы цветов. И много теперь живет тех душ, которые слышали тогда нечто подобное и воспринимали это с радостью и охотой. А если это воспринималось душой с восторгом и служило к ее умиротворению, то оно продолжает жить и дальше в душе; такие души вбирают эти мысленные образы в свои чувства и ощущения и становятся иными, чем были до того.



Это приносит плоды, дает душам силы, и эти силы преобразуются и становятся иными. Чем же стали они? Они стали тем, что теперь живет в душе как тоска по более высокому пониманию этих тайн, как тоска по теософии. Тогда рапсоды не говорили: «Имеются люди, стремящиеся к высшему «я», которые должны для этого преодолеть то, что хочет их принизить, — преодолеть низшую самость». Но они рассказывали: «Был королевский сын, он поехал странствовать и встретил по дороге ров, откуда неслись стоны, и сделал доброе дело». Теперь мы говорим: человек должен совершать то, что является поступком доброты, любви, жертвы.



Тогда давали в рассказе образ такого деяния. Теперь мы говорим: человек должен обрести в своей душе голос духа, благодаря чему он получает предчувствие духовного мира, связь с ним и возможность так развить свои силы, чтобы войти в соприкосновение с духовным миром. Тогда говорили об этом образно: старая женщина дала королевскому сыну колокольчик, чтобы он звонил в него. Теперь говорится: человек принял в себя все царства природы; все, что простирается вокруг нас, человек гармонично соединил в себе. Но он должен понимать, как это все живет в нем, и он может победить свою низшую природу только тем, что он должен поставить то, что действует в царствах природы, в правильное отношение к себе, чтобы оно могло придти к нему на помощь.



Мы часто говорили о восходящем развитии человека через эпохи Сатурна, Солнца и Луны, — о том, как он оставил эти царства, взял у них самое лучшее, чтобы подняться на известную высоту. До чего же развился он? Уже Платон, указывая на то, что живет в душе человека, пользовался образом лошади, на которой он едет из одной инкарнации в другую. Тогда применяли образ колокольчика, который звонит, чтобы царства природы явились в лице своих представителей — короля орлов, короля лисиц и короля рыб — и создали правильные условия тому, кто должен стать повелителем трех царств природы.



Душа человека дика; и только благодаря тому, что любовь и мудрость охватывают ее и многое сглаживают, человек может занять свое настоящее место. Тогда все это восставало в человеке в образах; душа направлялась так, чтобы она могла понимать то, что мы теперь рассказываем, совсем иначе. Тогда рассказывали: если он звонил в колокольчик один раз, то являлся король орлов; если звонил два раза — король лисиц, а три раза — король рыб; и они приводили лошадь обратно. Это значит: бури дико стремящейся человеческой души должны быть охвачены познанием; и когда мы познаем их, то душа может освободиться от всего низшего и будет приведена в гармонию.



Мы говорим: человек должен познать, как его собственные страсти, гнев и т. д., связаны с его семилетним циклическим развитием; то есть мы должны изучить в человеческой жизни природу трех его оболочек. А тогда раскрывали грандиозный образ: каждый раз, когда королевский сын звонил в колокольчик, то есть подчинял себе одно из царств природы, он получал плащ. Теперь мы говорим: мы познаем природу физического тела. Тогда пользовались образом: мать дракона дала ему медный плащ. Мы говорим: мы познаем природу нашего эфирного тела. Тогда давали образ: мать дракона дала ему на второй день серебряный плащ. Мы говорим: мы познаем наше астральное тело со всеми бушующими в нем страстями.



Тогда говорили образно: мать дракона дала ему на третий день золотой плащ. То, что мы теперь узнаем в понятиях о трехчленной природе оболочек человека, тогда пробуждалось в нас образами медного, серебряного и золотого плаща. И тем душам, которые восприняли тогда мыслеформы о медном, серебряном и золотом плаще, мы говорим теперь то, что может пробудить в них понимание физического тела, относящегося к другим оболочкам человека, как медная руда к серебряной и золотой. Мы говорим теперь: на Луне отстали люциферические существа семи видов, и они действуют на астральное тело человека.



Тогда рапсод говорил: когда королевский сын пришел к горе, где он должен был соединиться с дочерью королевы цветов, он встретил там семь драконов; они хотели его сожрать, если он не выполнит заданную ему работу. Мы знаем, что если наше развитие идет неправильным образом, то из-за сил люциферических сущностей семи видов оно будет неудачным. Мы говорим теперь: проходя духовное развитие, мы обретаем наше высшее «я», Тогда об этом говорили образно: королевский сын соединился с дочерью королевы цветов. И мы говорим: душа человека должна войти в определенный ритм.



Несколько недель тому назад я сказал: если в душе человека рождается какая-нибудь идея, то ей нужно дать время со¬зреть и душа должна соблюдать при этом известный ритм: через семь дней эта идея проникает вглубь души, через четырнадцать дней созревшая идея может охватить внешнюю астральную субстанцию и принять крещение от Мирового духа. Через двадцать один день она созреет еще больше, и только через двадцать восемь дней она настолько созреет, что мы можем ее передать миру как свое личное достояние.



Таков внутренний ритм души. И только тот может творить в благоприятном смысле, кто не спешит навязать миру свои идеи, ибо он знает, что закономерность во внешнем мире повторяется в его собственной душе и что мы должны жить так, чтобы макрокосм повторялся бы в нас микрокосмически. — Рапсод говорил: человек должен привести в гармонию свои силы, он должен найти дочь королевы цветов и вступить в брак с ней, но жить с ней одну половину года, а на вторую половину отдавать ее матери, которая живет в глубинах Земли. Это значит: человек вступает в ритм, и ритм его жизни протекает как ритм макро¬косма.



Эти образы, — а мы могли бы привести сотни таких образов, которые повсюду фигурировали в рассказах, — пробуждали своими мыслеформами силы души так, что некоторые души ныне стали достаточно зрелыми, чтобы услышать о духе в иной форме, — той форме, которую мы предлагаем в духовной науке. Но должно было случиться, что по причине, так сказать, ощущения нехватки духа, духовное стремление становилось все больше; только все, что жило в душе как тоска по духу, как бы исчезало в физическом мире. В первой половине XIX столетия действительно исчезло очень многое. Во второй половине пришла материалистическая культура, и духовная жизнь опустела. Но тем больше росла тоска и тем значительнее становился духовный идеал. В первой половине XIX века лишь немногие как бы свидетельствовали об идеях, которые вначале были зримы, о которых затем рассказывали и которые продолжали еще жить, но находились в полном упадке.



В 1803 году родился один человек. В его душе еще жили отзвуки древней мудрости старых времен. В нем жило нечто родственной нашей теософической идее. Его душа была полна тем, что мы называем теперь духовнонаучным разрешением мировых загадок: это был Юлиус Мозен. Его душа могла жить только благодаря тому, что его тело большую часть жизни было приковано болезнью к постели. Душа больше не согласовывалась с телом, ибо из-за того, что, восприняв эти вещи, но не имея возможности пронизать их духовно, он извлек свое эфирное тело из физического, и из-за этого физическое тело было парализовано. Душа же поднялась в духовные высоты. В 1831 году он написал замечательное произведение «Рыцарь-Мечта». Он узнал, что в Италии жило чудесное сказание, древнее народное предание о Рыцаре-Мечте. Рассматривая это сказание, он сказал себе: здесь живет дыхание Мирового духа, это народное сказание возникло так, эти образы сложились благодаря тому, что те, кто их создавал, были пронизаны живым духом мирового водительства. И что сделал он из этого? В 1831 году он пишет драматическое произведение, захватывающее и чудесно высокое. Конечно, оно было забыто, как многие вещи, возникшие из духовно-великого.



Рыцарь-Мечта пускается в странствование, чтобы преодолеть смерть. На своем пути он встречает трех старцев. Юлиусу Мозену удалось перевести имя одного из старцев «il mondo» немецким словом «Ird», — так как он знал, что в этом имени есть нечто своеобразное, требующее особого перевода на немецкий язык. Ird, Время и Пространство — вот те три старца, которых Рыцарь-Мечта встречает на пути, на который он вступил, чтобы победить смерть. Но ему эти три старца не нужны, так как они подчинены смерти. Ird — это все то, что подчинено законам физического тела, а следовательно, смерти; Время — эфирное тело — подчиняется преходящему; а третье — низшее астральное тело, дающее нам возможность созерцания пространства — тоже подчинено смерти. Наша индивидуаль¬ность переходит от инкарнации к инкарнации, но то, в чем мы заключены, наши три оболочки, живут, по итальянскому народ¬ному преданию, в Ird, во Времени и Пространстве.



Что же такое Рыцарь-Мечта? Мы часто говорили о том, что Майя входит в нас. Мы, люди, переходящие от инкарнации к инкарнации и взирающие на мир, подвержены великому заблуждению. Каждый из нас — такой Рыцарь-Заблуждение-Мечта. И каждый вступает на путь странствования тогда, когда, стремясь к духу, хочет победить смерть. И тогда мы встречаем «трех старцев», наши оболочки. Они очень стары. Физическое тело существует с эпохи Сатурна, эфирное — с эпохи Солнца, а астральное — с эпохи Луны. А то, что живет в человеке как «я», вошло в него на Земле. Юлиус Мозен изображает Рыцаря-Мечту, который хочет победить душой смерть, в платоновс¬ком образе Всадника, пытающегося промчаться как буря. Этот образ был распространен по всей средней Европе и даже вне ее.



Так устремляется Рыцарь-Мечта и хочет покорить небо материалистическим мышлением подобно людям, привязанным к чувственной видимости, ибо они находятся в сетях заблуждения и Майи. И когда они после смерти вступают в духовный мир, то с ними происходит то, что так хорошо описал Юлиус Мозен: не изжив своей жизни, они вновь стремятся к Земле, чтобы продолжить развитие души. И Рыцарь-Мечта вновь спускается вниз. Он видит прекрасную Моргану — душу, которая должна быть разбужена в своем развитии с помощью всего земного; подобно дочери королевы цветов, она представ¬ляет собой соединение со всем, что может быть дано нам только в связи с земной школой. И вот, когда он соединился с прекрасной Морганой, когда он снова соединился с Землей, он попал под ее власть, то есть он опять проходит через смерть, чтобы свою душу, выступающую в образе Морганы, вести выше и выше в ряде инкарнаций.



Из этих образов, несущих на себе печать тысячелетий, изливаются идеи, живущие в таких художниках, как Юлиус Мозен, и выступающие из души, слишком великой, чтобы жить в здо¬ровом теле в эпоху приближающегося материализма. Поэтому он должен был принять на себя тихое мученичество ради жиз¬ни своей великой пылающей души. Это было в 1831 году, это все жило в человеке первой половины XIX столетия. И это должно теперь так воскреснуть, чтобы зажечь в людях мощ¬ные силы. И оно вновь воскреснет! Это дает нам понимание значительности того, что мы признаем в качестве духа теософии и что должно войти в людей как дух розенкрейцерства.



Теперь мы предчувствуем то, что всегда существовало в нас самих. Мы впали бы в заблуждение Рыцаря-Мечты, если бы допустили, что в мире может нечто произрасти без духа, который вливается во все артерии человека и действует в них. Откуда же приходили рапсоды, которые в VII, VIII или XII столетии странствовали по свету ради того, чтобы пробуждать мыслеобразы, благодаря которым души могли бы теперь воспринять нечто иное? Где был жизненный центр этих рапсодов? Где учились они преподавать людям такие образы? Они обучались этому в тех храмах, которые мы должны рассматривать как школы розенкрейцеров.



Они были учениками розенкрейцеров, и им говорили их учителя: теперь вы не можете еще обращаться к людям с идеями, как это будет позже; сегодня вы должны им повествовать о королевском сыне, о дочери королевы и о трех плащах для того, чтобы образовались мыслеформы, которые должны жить в душах; когда эти души при¬дут опять, они поймут, в чем они нуждаются для дальнейшего продвижения вперед. И все снова посылают духовные центры в мир своих посланцев, чтобы в каждую эпоху внедрять в души людей то, что живет в глубинах духа.



Тривиально то мнение, что люди могут создавать сказки из своей фантазии. Старые сказки, выражающие древние тайны мира, возникали таким образом, что их создатели прислушивались к тем, кто мог им рассказать о духовных тайнах так, чтобы композиция и содержание таких сказок соответствовали бы этим тайнам. Поэтому мы можем сказать: в сказках этих живет дух всего человечества, микрокосма и макрокосма. Рапсоды посылались из храмов, чтобы рассказывать сказки, богатые содержанием. — Из тех же храмов происходят учения и познания нашего времени, входящие в души и сердца людей, чтобы сделать возможной культуру, в которой нуждается человечество.



Так шествует от эпохи к эпохе дух, составляющий основу человечества. И те существа, индивидуальности, которые жили в дохристианское время в святых храмах и обучали тому, что они сами принесли из прежних планетарных состояний, подчинялись водительству Христа — этой единственной в своем роде индивидуальности, — чтобы действовать дальше в том же духе. И Христос стал великим учителем и водителем людей. И если бы я мог сегодня показать вам, что сказки, живущие уже сотни лет, произошли тем же путем и вызвали внутри всей западной культуры мыслеформы, выражающие — только в образах — то же самое, что мы говорим теперь миру о Христе, то вы увидели бы, что после Мистерии Голгофы духовное водительство человечества в своих главных центрах действительно подчиняется водительству Христа.



Так все в духовном водительстве находится в связи с Христом. Если мы осознаем это, то обратимся к свету, который мы должны иметь и который особенно необходим в связи с тем, о чем тоскуют души, инкарнировавшиеся в XIX веке. И если мы дадим воздействовать на нас тем образам, которые знакомят нас с устремлениями прежних времен, то мы почувствуем всю ответственность, лежащую на наших душах: ведь другие ожидают, что мы сможем совершить то, о чем они тосковали! И такие умы, как Юлиус Мозен, создавший «Рыцаря-Мечту», Агасфера», эти последние пророки Запада, — как они этого ждали! Потому что в них оживало то, о чем посланцы святых храмов рассказывали в образах, в сотнях и сотнях образов, чтобы подготовить души для грядущей эпохи.



То, чего ждали эти умы, показано в словах, написанных Ротэ из Гейдельберга в 1847 г.: «Когда это станет наукой и даст ясные, определенные результаты, то эти результаты постепенно перейдут по наследству как общеизвестные истины к тем, кто сам не мог овладеть путями, на которых они были открыты, но на которых это только и могло быть сделано!» И тогда человек, охваченный такой тоской, должен был не только для себя, но и для своих современников найти полные разочарования слова: «Но это покоится в лоне будущего, которое мы не должны предупреждать!» В 1847 году те, кто знал тайны розенкрейцер¬ства, не использовали слов, воспринимавшихся внешним образом. Но то, что покоится в лоне будущего, может стать живым, если найдется достаточно душ, знающих, что познание есть долг, что мы не должны возвращать наши души обратно Мировому духу, не дав им нужного развития, так как тем самым мы отняли бы у Мрового духа часть тех сил, которые он вложил в нас.



Если найдутся такие души, которые знают, что они должны Мировому духу, если они стремятся к познанию мировых загадок, то исполнятся надежды лучших людей старых времен. Да, они смотрели на нас как на своих, после них рожденных последователей и говорили: «Если это познание станет наукой, то оно должно стать популярным и охватить сердца людей!» Эти сердца должны существовать, должны появиться. От тех, кто с правильным пониманием находится в нашем сообществе, стремящемся к духу, зависит, чтобы человек мог сказать себе: «Я должен осветить светом духа загадку бытия!» От каждой отдельной души, находящейся в нашем сообществе, зависит, чтобы указанные выше стремления не оказались лишь пустыми мечтами тех, кто возлагал на нас свои лучшие надежды, но чтобы это были ценные мечты, которые мы должны для них выполнить.



Когда мы видим в наше время пустоту в науке, в искусстве, в социальной жизни и вообще повсюду, то нам следует сказать себе: «Мы не должны раствориться в этой пустоте; мы можем выбраться из нее». Настало время когда вновь заговорили священные храмы, — но теперь уже не только в образах и сказках, а в таких истинах, которые хотя и воспринимаются многими как теории, но все более и более будут становиться жизненными соками, кровью душ. Они должны ими стать! Каждый может решиться принять эту кровь жизни тем лучшим, что он имеет в душе. Такова та мысль, которая возникает в результате рассмотрения разных эпох. И эту мысль мы погружаем теперь в нашу душу; она является синтезом подлинного смысла и духа водительства всего человечества.



Если мы дадим действенно повлиять этой мысли на нашу душу, то мы получим мощное побуждение для души. Мы сможем перерабатывать его в душе в течение месяцев, так как увидим, что в этой мысли заключается многое, что она может стать целым зданием — и не потому, что ее можно выразить теми или иными словами. Мои слова могут быть очень несовершенными; дело не в словах, выражающих эту мысль, а в реальности ее, — и в этом все дело. То, чем она является в действительности, может жить в каждой душе. Ведь вся полнота истины живет в каждой отдельной душе как зародыш и может в ней расцвести, если душа отдастся этому всецело.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 9-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 10-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, Юлиус Мозен, сказки, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments