Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Николай Подосокорский о дневниках Джона Ди

Дневники Джона Ди. Т. 1. Книги тайн / Пер. с англ. И.В. Харуна. – Н.Новгород: А.Г. Москвичев, 2016. – 344 с. Купить: http://magic-kniga.ru/items/28000
Дневники Джона Ди. Т. 2. Колдовские дневники / Пер. с англ. И.В. Харуна. – Н.Новгород: А.Г. Москвичев, 2016. – 376 с. Купить: http://magic-kniga.ru/items/28800

Выдающийся английский ученый-географ, маг, астролог и алхимик Джон Ди (1527-1609) - личность почти столь же легендарная, как и немецкий Фауст. Почти спустя два века после завершения его земного пути, другой английский оккультист Фрэнсис Барретт в своей книге "Маг" (1801) посвятил Джону Ди и его напарнику по магическим операциям, медиуму Эдварду Келли (Талботу) несколько страниц, на которых, в частности, упомянул о знаменитом дневнике Ди, содержащем записи его бесед с различными духами (как добрыми, так и злыми). "Некоторые очень любопытные рукописи вместе с кристаллом, который он использовал, чтобы вызывать в него духов, тщательно хранятся в настоящее время в Британском музее", - писал Баррет. В 2016 году эти дневники были впервые опубликованы на русском языке издательством "А.Г. Москвичев" в переводе И.В. Харуна.


Джон Ди и Эдвард Келли вызывают Призрака

Трехтомник «Дневники Джона Ди» будет интересен как исследователям ренессансной магии и спиритуализма, так и, к примеру, почитателям творчества австрийского писателя Густава Майринка (1968-1932), который в своем последнем эзотерическом романе «Ангел западного окна» (1927) искусно связал наследие Ди с современностью. Тем, кто хочет кратко ознакомиться с биографией «английского Фауста», я бы рекомендовал прочесть краткий очерк о нем Б. Беренса (в книге: Энциклопедия мудрецов, мистиков и магов: От Адама до Юнга. — М.: Издательский дом «София», «Миф», 2003). В нем Беренс, в частности, упоминает о том, что есть сведения, согласно которым известный своими путешествиями по Европе Джон Ди «побывал в России при дворе Ивана Грозного в качестве медика и вызвал к себе такое расположение, что даже после отъезда из России продолжал получать денежное вспомоществование (его сын, Артур Ди, также талантливый врач и известный оккультист, был в 1621-1634 г. лейб-медиком при царе Михаиле Федоровиче)».

Общий вывод, который делает Беренс, состоит в следующем: «личность и судьба Ди в целом настолько типичны для ренессансного мага, что на самом деле возникает искушение воспринимать их в качестве некоего универсального архетипа, вобравшего в себя и «натуральную магию», и алхимию, и астрологию, и спиритизм, и мистическую математику, и, быть может, еще многое такое, о чем мы даже и не подозреваем».

Вместе с тем, эта «типичность», конечно, не должна нас вводить в заблуждение, ибо Джон Ди во многом являлся фигурой, проявившей себя на сломе большой исторической эпохи. Согласно классификации аббата Тритемия (1462-1516), в 1525 году, то есть за два года до рождения Ди, закончилась 354-летняя эпоха Марса и наступила новая трехвековая эпоха Луны (См. Тритемий И. «О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством / пер. с лат. В.Каспарова. Приложения Ш. Еремяна. - М.: Энигма, 2015). Согласно более распространенной периодизации, Новое время началось в начале 17 века (когда Ди умер), но во всяком случае он, безусловно, в своих ученых занятиях стал не просто ярчайшим выразителем Ренессанса, но и провозвестником Нового времени.

Недаром Евгений Головин в своей работе «Джон Ди и конец магического мира» сравнил английского мага с Дон Кихотом Сервантеса. «Почему я упомянул Сервантеса и "Дон-Кихота"? – писал Головин. - Потому что Джон Ди, в известном смысле, весьма напоминает Дон-Кихота, и не только он, а многие маги и алхимики того времени, в том числе такие люди, как Джордано Бруно, например. Потому что он пытался в мире, уже настроенном материалистически и современно, отстаивать чисто магические принципы, как Дон-Кихот отстаивал принципы странствующего рыцарства, после того уже как три века это странствующее рыцарство умерло. И роман Сервантеса можно считать абсолютно эпохальным для конца магической эры и начала эры рационально-материалистической».

В этом смысле «типичность» Джона Ди весьма условна, – несомненно, он опирался на опыт своих предшественников, но от них его отделяет слишком многое. Кстати тогда же, на исходе земного пути Джона Ди, шекспировский Гамлет произнес знаменитое: «Распалась связь времен».



Если погрузиться в мир английской магии 16 века, то мы увидим, что новатор Джон Ди со своим напарниками-медиумами, конечно, не были совсем уж одинокими в вызываниях демонов и ангелов при помощи волшебных кристаллов. Франк Клаассен в статье «Ритуальное вызывание духов и наука эпохи раннего Нового времени: эксперименты Хемфри Гилберта с магическим кристаллом» (русский перевод опубликован в книге: В мире духов и демонов. Антология / Пер. с англ. Анны Блейз. - М.: Издательский Дом "Ганга", 2014) довольно подробно пишет об оккультных занятиях современника Ди – видного английского военного Хемфри Гилберта (1537-1583), единоутробного брата сэра Уолтера Рэйли. Гилберт был лично знаком с Джоном Ди и занимался со своим протеже Джоном Дейвисом примерно теми же магическими операциями, так же методично записывая результаты своих опытов по вызыванию духов в дневник.

Ведение ими подобных записей свидетельствует о принципиально новом взгляде на занятия магией, ведь речь в них идет не о «готовых» рецептах и инструкциях, которые, как правило, содержались в средневековых гримуарах и магических сочинениях вроде «Оккультной философии» Агриппы, а о чрезвычайно личном и противоречивом поиске запретного знания через многочисленные ошибки, просчеты, неудачи и заблуждения. Как замечает Клаассен: «Тот факт, что Гилберты и Джон Ди вели подробные записи о своей работе, стремились сохранить эти записи для потомства и прилагали все усилия, чтобы передать свой опыт достаточно точно и непосредственно, свидетельствует о принципиально новом отношении к черновым материалам, касающимся визионерского опыта».



Но вернемся к трехтомнику «Дневников Джона Ди», из которого я пока ознакомился с первыми двумя томами. В первый том вошли пять дневников 1581-1583 гг., озаглавленные как «Книги тайн». Второй том составили записи 1583-1607 гг. В предисловиях переводчика к ним кратко рассказывается о структуре и истории рукописей, но в целом, это издание, конечно, нельзя назвать научным и академическим. Оно скорее подойдет для предварительного ознакомления с первоисточниками по т.н. енохианской или ангельской магии, получившей применение в знаменитом герметическом Ордене Золотой Зари в конце 19 – начале 20 вв.

Свою цель общения с духами Джон Ди, как и многие другие маги, объясняет желанием обрести мудрость, которая должна послужить приумножению славы Господней. В своей молитве о мудрости он просит христианского Бога послать ему такого благочестивого мудреца или опытного философа, который бы смог открыть и объяснить ему секреты мироздания. Но если, замечает он, на земле сейчас нет такого человека, то пусть ему будут посланы ангелы, которые наставят его в истинном и точном познании сокровенных тайн. Однако, как показывают записи Ди, в раскрытую им с Келли дверь в потусторонний мир смогли войти не только ангелы света, но и злые демоны, желающие их погубить и запутать. Это были и дух под именем Лундрумгуффа, поначалу выдававший себя за Уриила, и демон Мамон, изгнанным Саламианом, и еще целый легион духов-обманщиков.

Вообще чтение «Дневников» Джона Ди требует определенной культурной подготовки и известной доли скептицизма, позволяющих сохранять необходимую отстраненность от неизбежно искаженного на русском языке переложения оккультных опытов более чем четырехвековой давности, тем более что и сами рукописи Ди дошли до нас с серьезными лакунами, а что-то и он сам не стал записывать по различным причинам. Тексты подобного рода, содержащие ряд мистических видений английских протестантов 16 столетия и отсылок к Библии и другим священным текстам, могут захватывать и стимулировать воображение, пробуждая потаенные желания, страхи, страсти и надежды читателя. Поэтому слишком наивные и экзальтированные натуры способны понять написанное слишком буквально и даже ощутить себя самих в роли новых избранных, забывая о том, что любой искатель истины всегда вынужден всё строить заново, опираясь лишь на личный опыт и собирая знания в копилку своего ума по мельчайшим крупицам.



К тому же в наш 21-й век, когда явление спиритизма уже более-менее изучено, заниматься подобными опытами вне хорошей школы и без мудрого наставника крайне вредно для психического здоровья. Но, как было сказано выше, если такой наставник есть, то и сами эти опыты бесполезны. Поэтому «Дневники» Джона Ди следует рассматривать не как практическое руководство к действию, но скорее как любопытный памятник эпохи.

Чтобы не быть голословным, приведу небольшой фрагмент из «Дневника» 1583 года, наглядно демонстрирующий всю сбивчивость и непрочность такого рода обретения мудрости. В русской литературе подобные хаотические духовные метания попытался в меру своего таланта передать Валерий Брюсов в романе «Огненный ангел», герои которого также испытывали диссонанс между своим религиозным рвением, тягой к сокровенному знанию, демонологическими штудиями и мистическими видениями.

«Стол, кресло и все трое исчезли, и тотчас же после этого в Камне появился прекрасный дворец; и из дворца вышел высокий, статный человек, очень богато одетый, с нарядной шляпой и пером на голове, а за ним следовала большая толпа, все похожие на придворных. И этот нарядный человек сказал:
- Как жалко, когда мудрый обманут?
- Я чую дым, продолжайте сэр, как вы задумали, - сказал я.
- Я пришел сюда с желанием сделать добро.
- Вы пришли, или вас послали? Говори истину, я требую от тебя, во имя и силою вечной Истины, - потребовал я от него.
После того как я точно понял, что это был лукавый искуситель, который имел силу, позволенную ему в этот момент, я начал с определенным рвением и пылом бранить его и требовать. Но он упрямо и твердо игнорировал меня некоторое время, насмехался надо мною и наконец стал угрожать уничтожить меня, мою жену и детей и т.д.
После чего я вознес самые искренние молитвы Богу против этого духовного врага, но он, посреди моих молитв, сказал так:
- Как истинно жив Господь, так истинно то, что всё сделанное ложь!
- Что же, твое предложение я запишу против тебя, чтобы оно было добавлено к твоему обвинению в страшный день, - сказал я.
После того, как эта большая сумятица прошла, последовал голос, услышанный Эдвардом Келли:
- Да погибнет тьма с князем тьмы!
Внезапно всё пропало из поля зрения, князь и дворец, всё. И снова появились кресло, стол и Уриил, и он сказал:
- Вооружайтесь, ибо грядет великое искушение. Вам будут чинить препятствия во всем, в чем только возможно. Но ничто не сможет воспрепятствовать Богу в осуществлении его решений». (Кн. 1, с. 327).




Описаний таких сцен в дневниках немало, и они напоминают весьма распространенные искушения набожных христиан, борющихся со своими страхами/внутренними демонами, то кратковременно побеждая их, то, напротив, вновь поддаваясь им. Записи Ди пронизаны мотивом греха и его преодоления, и являющиеся духи спекулируют на осознании магами своих греховности и несовершенства, рисуя перед ними разные апокалиптические картины, внушающие ужас и усиливающие религиозный экстаз.

Вместе с тем, видения Келли и Ди интересны ничуть не менее розенкрейцеровских манифестов начала 17 века, но в отличие от последних они не столь отточены и не так четко структурированы. Впрочем, по всей видимости, первые стали питательным материалом для последних. Во всяком случае, английский историк культуры Возрождения Фрэнсис Йейтс (1899-1981) в своей книге "Розенкрейцерское просвещение" писала: "Сомнений не остается: движение, заявившее о себе тремя розенкрейцерскими публикациями, уходит корнями в творчество Джона Ди. В Германию идеи Ди могли проникать непосредственно из Англии, с которой курфюрст Пфальцский поддерживал тесную связь. Источником их распространения могла быть и Богемия, страна, где уже задолго до описываемых событий узнали и самого Джона Ди, и пропагандируемые им философские взгляды. Но почему для обнародования философии Ди был выбран столь необычный способ, как публикация розенкрейцерских текстов? Кажется, можно нащупать ответ на этот вопрос... Розенкрейцерские публикации следует рассматривать в контексте той духовной атмосферы, что окружала курфюрста Пфальцского и в конечном счете подвигла его на богемскую авантюру. Главным же распространителем новых веяний или, если угодно, их душой приходится считать Кристиана Анхальтского, имевшего связи в тех самых кругах богемского общества, где идеи Ди были известны и встречали сочувствие".

К тому же, как отмечает исследовательница: "Иоганн Валентин Андреэ, издавший в 1616 г. "Химическую Свадьбу" – романтическую аллегорию, разъясняющую и развивающую основные идеи обоих манифестов, на титульном листе своей публикации поместил знак "монады" Джона Ди. Более того, тот же символ мы встречаем еще раз, уже внутри книги – на полях рядом со стихотворением, с которого, собственно, и начинается аллегория".

Все таблицы, сигилы и аллегории, содержащиеся в дневниках Джона Ди, требуют отдельной интерпретации и подробного комментария от историков магии, хорошо знающих древние языки, каббалу, знакомых с оригиналами рукописей и способных грамотно вписать их в контекст христианской мистики и ренессансной эзотерики. Но это издание можно считать первым важным введением дневников в круг чтения русскоязычного читателя.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Джон Ди, Подосокорский, магия, рецензии, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Джон Ди” Tag

promo philologist декабрь 1, 15:14 5
Buy for 100 tokens
Беседа публициста Николая Подосокорского с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным. Андрей Сергеевич Никитин родился в 1979 году в Москве. Он - кандидат экономических наук. В 2011-2017 гг. - генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments