Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 12-я лекция, часть 2

Ганновер, 18 декабря 1910 г.

Названия зодиакальных созвездий, происходившие от фактов духовной жизни на Земле, были затем перенесены на небо. Наши ученые, эти странные чудаки, ныне ради объяснения этих вещей представляют дело так, что названия созвездий были якобы спущены с небес и сделались на Земле именами неких известных лиц. В действительности все происходило наоборот. Ведь сегодня люди говорит, что Иоанн Креститель был назван Водолеем, потому что на него перенесли название созвездия Водолея. Мудрые ученые сегодня поступают так, как если бы, запрягая в телегу осла, поставили его позади нее. Известна ироническая попытка некоего ученого освоить личность Наполеона как бы помимо истории. Он действительно показал, насколько просто возвести имя Наполеона к Аполлону: начальная буква N означала бы лишь сравнительную степень имени — что-то вроде Сверх-Аполлона. У них совпадает количество братьев и сестер (у обоих их было шестеро), а звезда Аполлон относится к семи Плеядам. Двенадцать маршалов Наполеона суть двенадцать созвездий Зодиака. Мать Аполлона — Лето, мать Наполеона — Летиция и так далее.



Если мы изобразим ту дугу, которую описывает на небе Солнце, то мы откроем следующее: в то время когда физическое Солнце заходит, его духовный противообраз восходит. Если мы изображаем дневную или летнюю дугу Солнца, то Солнце идет от Тельца к Овну и так далее; а с помощью зимней или ночной дуги Солнца мы можем представить тайны инициации Водолея и Рыб. На физическом плане движение совершается от Девы ко Льву, Раку, Близнецам, Тельцу, Овну; на духовном — от Девы к Весам, Скорпиону, Стрельцу, Козерогу, Водолею и Рыбам. Духовный противообраз физического хода Солнца — это его ход от Водолея к Рыбам.



И Иоанн мог сказать следующее: «Он должен расти, я должен умаляться. Моя миссия такова, что вы имеете ее образ в движении Солнца из созвездия Водолея к созвездию Рыб. Я — посвященный Водолея, и я не достоин того, чтобы передать вам тайну солнечных Рыб. Я не достоин развязать ремень обуви Того, о Ком я вам должен возвестить.» В этих словах Иоанна мы находим, так сказать, убедительное свидетельство того, как он характеризует себя образно в качестве посвященного Водолея. В образах древнего народного календаря выражено то, что означают слова Иоанна: «Я не достоин развязать ремень Его обуви.» Если вы взглянете на старинные картинки Зодиака, то там Водолей коленопреклонен. В это жесте он выражает благоговение перед Тем, Кто, наподобие Солнца, восходящего по Зодиаку к Рыбам, указывает на грядущее. Таков образ для Иоанна Крестителя. Солнце движется дальше, он не может его удержать, он может лишь возвестить о нем.



Пророк Исайя знал: если Солнце смещается к Рыбам, то что-то должно произойти. Должны прийти человек или Существо, связанные с посвящением Рыб: вот что такое — перемещение Солнца по направлению к Рыбам. Именно отсюда происходит древний знак Иисуса Христа, принадлежащий первохристианской эпохе, — Рыбы. Еще сегодня находят множество таких знаков — изображения рыбы или двух рыб — в римских катакомбах. Почему Иисус сказал ученикам: «Я хочу сделать вас ловцами человеков»? Иоанн подготавливает инициацию Рыб, которой должен обладать Назоhей, чтобы он смог принять в себя Христа. То величайшее во всем мировом развитии событие, которое произошло в Палестине, с помощью чудесных знаков было вписано в Зодиак. То, что действительно мало-помалу наступало в Палестине, глубинное объяснение находило с помощью небесного, а не человеческого письма; именно с этим письмом надо советоваться, если мы хотим в действительности познать то, что настолько возвышенно, что непосредственно связано с макрокосмом.



Все ли было доступно физическому зрению в Иисусе из Назарета, который во плоти странствовал по Палестине? Я объяснил, что если все это собрать вместе, то получится иллюзия, Майя. В действительности в этом образе Иисуса из Назарета, который блуждал по Палестине, жила цельная духовная сила центра средоточия Солнца. Именно она блуждала по Палестине, а внешнее физическое обличие Иисуса было Майей. Поэтому все, что он делал, было связано с великими событиями макрокосма. Обратим внимание на следующее. Всюду в Евангелии от Марка упоминается тот факт, что Христос исцелял, когда Солнце заходило или же перед восходом Солнца. Вот что, к примеру, сказано в Евангелии от Марка (1, 32): «При наступлении вечера, когда заходило Солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.» Почему они приносили больных и бесноватых именно тогда? Потому что Солнце заходило, потому что солнечная сила больше не действовала физически, потому что сила Солнца в Нем действовала духовно и потому что то, что Он делал, не связано с физической солнечной силой.



Физически действующее Солнце заходило, но духовная солнечная сила действовала через Его сердце, через Его тело. И когда Он хотел проявить Свои самые великие и могущественные силы, Он искал для этого импульс именно в то время, когда Солнца физически не было на небе. И когда в тексте стоят слова: «до того как Солнце взошло,» — то это также имеет особое значение. Каждое слово в Евангелии от Марка изображает великие космические отношения между процессами во Вселенной и каждым шагом, каждым поступком Христа в теле Иисуса из Назарета здесь, на Земле. Если нарисовать карту (наподобие географической) его путей и поступков, а затем изучить небесные процессы, то получится одна и та же картина. Небесные процессы предстанут, словно в земной проекции.



Откуда Кеплер взял то, что он смог дать в своей астрономии? Силы для того, чтобы заложить основы этой астрономии в виде трех великих астрономических законов, Кеплер взял не у того Кеплера, каким он был поначалу. Эти три закона отражают движение планет вокруг их неподвижных звезд. Они могли быть открыты только благодаря известному энтузиазму Кеплера, вместе с которым в нем всплыли определенные воспоминания. В своей прошлой инкарнации он был учеником древнеегипетских мистерий. В качестве смутных инстинктов это вновь всплыло в нем и в некоторых других людях. Такие люди хранили в своей душевной жизни как бы отзвук самой гармонии сфер. Всю свою жизнь Кеплер искал на небе чудесные констелляции светил. Созерцая соединение Сатурна, Юпи¬тера и Луны, он пытался объяснить с его помощью ту звезду, которая светила трем мудрецам с Востока. В то время люди еще не выдумали таких ужасных абстракций, как теория Канта-Лапласа.



В Евангелии от Марка мы находим удивительную гармонию между тем, что произошло однажды на Земле благодаря деяниям Иисуса Христа и Мистерии Голгофы — и великим Космосом вовне. И только тогда, когда мы сумеем расшифровать звездные письмена, мы поймем Евангелие от Марка. Для этого нам придется проникнуть в тайны небесного языка. И если в Евангелии от Марка сказано: «Солнце зашло»? — то тем самым не только сообщается о том, что Солнце больше не светит, но при этом выражен и следующий факт: все духовные существа солнечной иерархии отправились в некий мир более высокого духовного уровня, поскольку им надлежит проникать своим действием сквозь Землю, сквозь ее физическую субстанцию. Все великое, что здесь выражено, люди ощущали тогда, когда они говорили: нечто совершалось через Иисуса Христа, когда солнце зашло или же во время солнечного захода. В подобных словах заключался целый мир. Эти немногие указания призваны помочь нам по мере хода времени все глубже проникать в тайны Евангелий. И с помощью именно Евангелия от Марка человеческой душе могут открыться дивные мистерии космических событий. Каждое слово в Евангелии от Марка имеет великое значение.



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

по поводу лекции от 18 декабря 1910 г.

Что означает искушение Иисуса сатаной? Идентичны ли сатана и Люцифер? И как может высшее Существо искушаться тем существом, которое Ему подчинено?

Сатана — это Ариман. У Луки и Матфея упомянут Люцифер, у Марка — Ариман. Только Марк говорит о сатане. У Марка в грандиозной картине представлено то, как благодаря появлению безобразных фигур зверей человек нормальным образом вступает в духовный мир. Есть такие люди, которые верят, что можно войти в духовный мир с помощью определенной диеты и прочих материальных уловок. Однако все, что эти люди там видят, будь то самые возвышенные световые образы, обнаруживающиеся к тому же весьма помпезно, в действительности лишь отражение их собственного «я», ариманический обман. Конечно, как Люцифер, так и Ариман являются искусителями именно для человека, а Христос в человеческом теле продемонстрировал сопротивление, возникающее тогда, когда хотят войти в духовный мир.



Встретим ли мы в высших мирах наших родных?

Видение в духе надо понимать иначе, чем физическое видение. В духовном смысле некая встреча, несомненно, произойдет. То, что Мария Магдалина не сразу признала Иисуса, указывает на то, что не всякий сможет узнать воскресшего Христа: для этого нужно развить определенные силы. Этот особый дар Мария получает только через призыв Христа. В учениях духовной науки многое считается еретическим, — причем именно то, что можно доказать с помощью Евангелий. Воскресшего может узнать только взор ясновидящего.



Правда ли, что содержание вавилонской плиты почти в точности то же самое, что содержание десяти заповедей?

Люди, говорящие о таком сходстве, не знают о чем идет речь. В лучшем случае сходство обнаруживается, если взять Нагорную проповедь. Например, в Библии не говорится: «Ибо их есть Царство Небесное», — но говорится так: «Ибо они найдут в себе Царство Небесное». В этом отношении также и десять заповедей в корне отличны от всего того, что было ранее. К тому, что наличествовало уже в древнейших религиозных системах, благодаря иудаизму и христианству добавил¬ся импульс Я Есмь. Если принять такие вещи, то они оказыва¬ются чрезвычайно поучительными.



Как согласуется с Библией учение о перевоплощении?

Сегодня еще невозможно полностью понять Библию. Каждая эпоха переводила ее в соответствии с собственными представлениями. Учения о перевоплощении Библии нечего бояться. Всякий раз, когда и в прошлом открывали какую-нибудь новую научную истину, думали, что это причинит вред Библии.



Как обстоит дело с отношениями между Христом и Люцифером?

Об этом нелегко говорить вкратце. Мы часто рассуждали о том, что человек шел от одной инкарнации к другой; что сравнительно рано в его астральном теле укрепилась власть Люцифера, а позднее в эфирном теле — власть Аримана. С приходим Иисуса Христа все эти вещи получили другой смысл. Мы находимся лишь в начале христианского развития. Христос должен иметь дело с Люцифером и Ариманом; это обнаруживается при действительном понимании Евангелий. Но кто сегодня видит, что история искушения Христа у Матфея, Марка и Луки представлена по-разному? Оккультист знает, что существует искушение страстями не только со стороны Люцифера, но также и со стороны Аримана, — а именно, тогда, когда свои собственные страсти люди переносят в макрокосм и при этом созерцают всевозможные образы. Евангелие от Матфея описывает люциферическое искушение. В Евангелии от Марка Иисус пребывает со зверями, присущими человеческой природе. Во всех оккультных сочинениях Люцифер изображается в качестве змеи, Ариман — в образе собаки.

Эти истории искушения указывают на глубокие тайны. Такие силы должны приблизиться к человеку для того, чтобы сделать его самостоятельным, — и он должен в своей собственной душе с помощью Христа снова вырваться от них. Вновь и вновь Люцифер и Ариман превращаются в свою противоположность. Когда человек воспримет в себя импульс Христа, тогда Ариман окажется снаружи него; раньше и теперь в этом отношении дело обстоит как раз наоборот. Подобные вещи были проштудированы в драме «Врата посвящения». Обращайте внимание на одинаковое звучание гласных. В та¬ких вещах есть внутренняя необходимость. Стихи в первой части превращаются в свою противоположность во второй части; это было сделано намеренно.



(Вопрос не был записан.)

Это факт — то, что Иисус ничего не написал. Один богослов обсуждал вопрос, умел ли Он вообще писать. Через четыре столетия станут говорить о мифологии Нового времени, — принимая во внимание то, как сегодня рассуждают о Копернике и Галилее. Для теософа это дурной тон — рассуждать о «птолемеевском ребячестве».



(Вопрос о подлинности сочинений Дионисия).

Сегодня вошло в обыкновение придавать большую важность тому, кто писал текст, чем его духовному зачинателю. [Рудольф Штейнер ссылается здесь на свой опыт исследователя Гете в связи с гимном в прозе «О природе»: его авторство филологи ставили под вопрос] Апостольский ученик Дионисий ничего не записывал, поскольку в то время это считалось легкомысленным. Но его последователи, которые по тогдашнему обыкновению также носили имя Дионисия, записали его учение, следуя надежной традиции; возникли так называемые сочинения Псевдо-Дионисия. Не нужно быть правоверным, но следует быть убежденным в истине. Сегодня отсутствует какое-либо понятие о том, что возможно, а что невозможно. Трагичным становится положение с исследованием Библии, когда ее так расчленяют. Часто ученость и бессмыслица прекрасно сосуществуют друг с другом.



Может ли Иисус Христос являться на Земле людям?

Таким способом, каким Он явился Павлу, это возможно. Ведь это — некое посвящение, которое иногда может происхо¬дить и без предварительной подготовки. С середины нашего двадцатого столетия этот опыт станет обычным для многих людей.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 9-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 10-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 10-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 11-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 11-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Экскурсы в Область Евангелия От Марка. 12-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo epi_zog 16:49, yesterday 1
Buy for 110 tokens
Идея дробного питания: питаться маленькими порциями 5-6 раз в течение дня, набирает популярность в современной медиасреде. Наверняка каждый, кто интересовался темой “как похудеть” сталкивался с этой концепцией, неужели это та самая “волшебная пилюля”, которая решает проблему лишнего веса? Итак,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments