Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Автомагистраль Москва - Санкт-Петербург (трасса М11): впечатления от блог-тура

20-21 июля я по приглашению госкомпании "Автодор" совершил вместе с другом персональный блог-тур по строящейся скоростной трассе М11, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург. За два дня мы осмотрели как уже работающие, так и еще строящиеся участки трассы в Московской, Тверской и Новгородской областях. Полностью трассу обещают сдать в эксплуатацию в 2018 году, и, судя по тому, что я видел собственными глазами (первый-шестой этапы), это вполне реальный срок окончания строительства. Работа вовсю кипит, строители трудятся круглосуточно в несколько смен, сбоев с поставками необходимых материалов нет, контроль за подрядчиками высокий – так нам сказали наши собеседники. Больше всего меня удивило, что, по словам представителей «Автодора», смета на строительство дороги осталась той же, что была заложена изначально (для такого рода масштабных объектов в российских условиях это нечто фантастическое). Ожидается, что максимальная разрешенная скорость прохождения по трассе будет составлять 130 км/ч (хотя в Сети можно встретить информацию и про 150 км/ч), то есть весь путь составит от 5 до 6 часов. Сколько будет стоить полный проезд по всей трассе пока неясно, но, очевидно, что рынок сам сбалансирует спрос и предложение: пустовать трасса точно не будет, поскольку востребованность ее сегодня очевидна, но и слишком большого потока машин на ней также не будет, так как это лишит ее конкурентного преимущества перед М10.

Ниже на фото – пункт приема оплаты на выезде с М11 в сторону Москвы.



Мы начали свой путь по автомагистрали с т.н. «нулевого этапа» - участка трассы с 15-го по 58-й км. В настоящее время его обслуживают примерно 300 сотрудников различного профиля, и по нему ежедневно проезжают в среднем порядка 40-50 тысяч машин. В первый день блог-тура, в 9 утра, состоялась наша встреча с Олегом Завьяловым (на фото ниже), PR-менеджером Северо-Западной концессионной компании (СЗКК).

По его словам, уникальность этого участка М11 состоит в том, что при его строительстве использовались как российские технологии, проверенные временем, так и новейшие европейские разработки. Не секрет, что, помимо «Мостотреста», вторым акционером СЗКК является французская компания VINCI Highways (подразделение VINCI Consessions, мирового лидера в области строительства и эксплуатации объектов общественной инфраструктуры международного уровня), специалисты которой принимали участие в создании этого участка.



Сэкономить на поездке можно, оформив транспондер – электронное устройство для проезда через пункты взимания платы, позволяющее оплачивать проезд без использования наличных денег и банковских карт. Это удобно для тех, кто пользуется дорогой регулярно. С транспондером, в зависимости от частоты поездок, скидка составляет от 20 до 70%, и, кроме того, он экономит время, которое водитель без него тратит на оплату проезда при выезде с трассы. Для тех, кто часто ездит по платнику, есть месячные абонементы на 10, 20 или 30 поездок. Они действуют в течение 30 дней, по истечении – «неиспользованные» поездки сгорают. Транспондер выдается бесплатно, нужен только паспорт. На счет нужно положить 1000 рублей, с этой суммы начнут списываться расходы на поездки и абонентская плата. Это 50 рублей в месяц, но они окупаются уже с первой поездки. При этом абонентская плата взимается по принципу «пользуешься - платишь». Установить транспондер легко, важно – правильно его закрепить. Если намудрить с установкой или водитель пытается проехать пункт оплаты, держа его в руках, то устройство может не считаться. Но таких случаев, по словам Олега Завьялова, не много. Постепенно доля пользователей с транспондером увеличивается, и сейчас она составляет около 30%.

У участка 15-58 есть свой сайт, где размещена вся необходимая информация по тарифам и скидкам, а также страницы в фейсбуке и вконтакте, куда можно обращаться с возникшими вопросами. Те, кто активно не пользуются соцсетями, могут позвонить в сервисный центр на «горячую линию» и рассказать о возникшей у них проблеме.



Пока что участком 15-58 в основном пользуются местные жители, которым надо добраться на работу или по другим делам в Москву, люди, вылетающие из аэропорта Шереметьево, и дачники, но, когда будут достроены другие участки М11, а также дорога соединится со строящейся северо-восточной хордой в Москве, - он начнет выполнять свое основное предназначение, так как в целом вся трасса все-таки строится ради прямого и быстрого сообщения между двумя столицами, а не ради коротких отрезков. Еще одна особенность М11 заключается в том, что она обходит стороной населенные пункты, чтобы не создавать дополнительных проблем жителям. В общем, новый Радищев из меня не получился…

На 117-м километре нас ждал заместитель начальника Тверского территориального управления – начальник отдела строительства Василий Спиров (на фото ниже). С ним мы посмотрели на то, как строится второй этап М11 с 97 по 149 км (его начали строить лишь в 2016 году), и проехались вплоть до пятого этапа. Всего наездили туда-сюда более 400 км.



Ниже идет ряд фотографий со второго этапа строительства. На данном участке возводят мост через реку Шошу – он соединит на М11 Подмосковье и Тверскую область. На фото видно, что уже начато сооружение опор моста.



Сама переправа возводится с применением атмосферостойкой стали. Подобная технология увеличивает срок службы объекта до 75 лет.



Мост через Шошу на телеканале «Царьград» уже успели назвать «Крымским мостом в миниатюре». Нам про Крым ничего не говорили, но масштаб Шошинского моста тоже впечатляет. Этот проект подразумевает строительство моста длиной около 330 метров и высотой порядка 12 метров. Мост будет состоять из пяти опор и четырех пролетов, длина самого большого из которых составит 90 метров.



Вид сверху – как в каких-нибудь голливудских боевиках или российских криминальных сериалах, где герои сперва долго-долго бьются друг с другом до полного изнеможения, а затем главный злодей, побежденный воином света и добра, с воплем падает вниз, и его тело протыкает арматура. Впрочем, наш провожатый Василий Спиров утверждает, что несчастных случаев на стройке не было.



В основном трасса М11 прошла по землям т.н. Лесного фонда, но, тем не менее, единичные случаи судебных исков от владельцев земельных участков к госкомпании были. В некоторых делах выяснилось много странностей, – например, порой было неясно - как человек вообще смог приобрести участок земли в этом месте? Но мы живем в России, поэтому таким странностям удивляться не приходится. Удивительно скорее другое, - то, что, по словам наших проводников, чиновники не только не вредили строительству, но даже помогали. К счастью, хоть какие-то объекты у нас могут строить без парализующего бюрократического пресса.



Прораб Юрий Захаров любезно согласился ответить на несколько моих вопросов. По его словам, бытовые условия для рабочих, задействованных на этом участке строительства, созданы «достойные» - это касается и питания, и проживания в городке, и возможности нормально помыться, и своевременной выплаты зарплаты, и т.п. Он признался, что задержек зарплаты нет. С дисциплиной тоже все довольно строго: если у кого-то из рабочих замечены признаки алкогольного опьянения, то его тут же отстраняют от работы и затем отправляют домой. «Но в целом дисциплина нормальная - все мужики достойные, все мужики с опытом работы…», - пояснил с улыбкой Захаров.



С простыми рабочими нам, к сожалению, пообщаться не удалось – у них как раз началось время обеда, а отнимать у кого-то время от обеда было бы жестоко. Изначально мы планировали поговорить с рабочими-сербами (их на М11 была целая бригада), но, похоже, они выполнили то, на что подряжались, и вернулись домой.



Несколько раз спрашивал у разных представителей госкомпании – не останутся ли после завершения строительства М11 многие рабочие без куска хлеба, - но меня заверили, что работы по стране много, и их просто перекинут на другие объекты.



Рабочий городок. Сделан из разборных конструкций. После завершения строительства М11 его разберут и перевезут в другое место. Рабочие, которые обедали внутри, попросили их не фотографировать – что ж, это их право.



Небольшой завод – такие на пути встречаются примерно через каждые 60 км.



Некоторые водители спецтехники настолько прониклись государственным значением трассы М11, что поднимают российские флаги на свои машины. Невольно вспомнились строки из песни Игоря Растеряева «Комбайнеры», про героев которой «не снимают сериалов» и «не пишет интернет». На фото, конечно, не комбайнёр, но выглядит он не менее патриотично.



Техника на М11 задействована в основном импортная, но все строительные материалы – отечественные. Западные санкции никак не повлияли на этот проект. Вообще второй этап трассы строится таким образом, что в случае необходимости к нему можно будет «прирастить» еще по одной полосе с каждой стороны, хотя в обозримой перспективе это скорее всего не понадобится. Ниже можно увидеть толщину трассы.



А так М11 выглядит в «готовом» виде. Вообще такая масштабная дорога, построенная по новейшим технологиям, – совершенно уникальный для постсоветской России объект. После завершения строительства автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, трассу столь же высокого качества, видимо, будут строить в направлении Казани. Пока же относительно полноценно работают лишь нулевой (15-58 км) и пятый этапы (258-334 км) М11, которые целиком достроены и сданы в эксплуатацию.





Пока из сопутствующей инфраструктуры уже построены несколько кафе – они одинаковые и стоят одно напротив другого. Еду там мы не пробовали, но написано, что можно за 185 рублей купить сэндвич и кофе – для платной трассы это не то, чтобы очень дорого. Вот это конкретное кафе находится на пятом этапе трассы (262-й километр).



Каждое кафе оборудовано пандусом для инвалидов. На парковке также выделено несколько специальных мест для инвалидов. Хорошо, что какая-то социальная ответственность у госкомпании есть, хотя никаких социальных скидок на проезд по трассе для наименее защищенных категорий граждан не предусмотрено.



Кроме того, рядом есть небольшое «летнее кафе» под открытым небом. Надолго здесь не задержишься – столики стоят уж слишком близко друг к другу, да и шумно, но быстро перекусить в жару вполне можно.



Рядом с кафе создана спортивная площадка, на которой можно немного поразмяться после нескольких часов езды на машине. Дети могут провести здесь время с пользой.



Утром 21 июля на развязке после обхода Вышнего Волочка (330-й км) нас встречал начальник отдела контроля и учета исполнения договорных обязательств по строительству Санкт-Петербургского территориального управления Государственной компании «Автодор» Олег Цепух (на фото ниже) – настоящий профессионал, любящий и знающий свое дело. С ним сразу же создалось ощущение доверительной беседы и разговора по существу. Олег Цепух и водитель Андрей показали нам шестой этап строительства (334-543 км). Напомню, что в конце марта 2017 года по нему проехался новгородский фотограф и главред интернет-издания Новгород.ру Михаил Кривый, сделавший по итогам путешествия замечательный репортаж.



В силу географических особенностей шестой этап М11 оказался наиболее трудным для строительства (болотистая местность, много рек), к тому же он и самый протяженный из всех – 217 километров! Ниже на фото – строящийся пункт оплаты.



Небольшое видео, чтобы передать атмосферу труда рабочих.



А ниже, пожалуй, самое инфернальное фото из всех. Работа в прямом смысле этого слова адовая.



Еще один рабочий городок.



Входы во все рабочие городки тщательно охраняются. У нас был с собой пропуск (даже два пропуска), но нас все равно в одном из городков на втором этапе попросили открыть багажник при въезде и выезде, опасаясь, что мы что-нибудь такое запретное вывезем или ввезем. Это городок шестого этапа – сюда мы не заходили.



На многих искусственных сооружениях оборудованы лестничные сходы с перилами из композитного материала, который не подвержен коррозии, поэтому даже при царапинах на покрытии появление ржавчины на перилах исключено. Также на трассе предусмотрены т.н. зверопроходы, чтобы радикально не нарушать естественную среду обитания животных. Вдоль всей трассы лес будет огражден двухметровым защитным забором, так что никакой лось внезапно на дорогу не выскочит.



А это мне немного напомнило легендарный курган воинов Тамерлана. Если бы все, кто были хоть как-то задействованы при строительстве М11, положили в эту горку каждый по одному камню, то она, скорее всего, была бы в несколько раз больше. Видимо, те, кто уже закончил работу, забрали свои камни с собой.



Самое эффектное из объектов трассы – это мосты, а поскольку разных рек и речушек в Тверской и Новгородской областях немало, то и мостов тоже хватает.



Красота!



Еще один мини-завод по производству бетона. Тоже мобильный.



Наша финальная остановка в блог-туре – мост через Волхов. Это самый большой мост на всей трассе М11. Его длина составляет 742 м (13 опор, 12 пролетов, 5 тысяч тонн металлоконструкций). Сейчас сам мост уже практически готов, на нем ведутся завершающие работы. На другой стороне реки, недалеко от трассы располагается усадьба композитора Сергея Рахманинова «Онег». Никаких зданий усадьбы не сохранилось, зато сохранился уникальный ландшафт и рахманиновские липы. Усадьбу планируют восстановить. Туристы смогут оставить после моста машину в многофункциональной зоне (ее концепция еще находится в стадии разработки) и пешком прогуляться до усадьбы и обратно.



Изнанка моста через Волхов. Кстати, как известно, некоторые участки трассы М11 проходят через места боевых действий времен Великой Отечественной войны. По данным, которые мне предоставил Олег Цепух, на 7-м этапе строительства, идущем от развязки у Мясного бора в сторону Санкт-Петербурга (до него мы, правда, не доехали), было обнаружено 1800 взрывоопасных предметов в Новгородской области и 201 – в Ленинградской. Всего на 6-м и 7-м этапах были найдены останки 251 воина. Установлены 14 имен без вести пропавших.



В целом впечатление от блог-тура позитивное – узнал много нового о новейшем дорожном строительстве, впервые побывал в Твери (мы там заночевали после первого дня). Вообще же, когда общаешься с людьми, кто что-то строит и создает в нынешних непростых условиях, то понимаешь, что есть и такая Россия, которая как-то развивается, несмотря на негативные политико-экономические процессы. Через год, когда трасса заработает на полную мощность, можно будет прокатиться по ней с ветерком и составить более цельное впечатление от того, что получится в итоге. Заодно надо будет и в «Онег» заглянуть, тем более я в 2014 году также выступал за его возрождение.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Московская область, Новгородская область, Подосокорский, Тверская область, блог-тур, дороги
Subscribe

Posts from This Journal “дороги” Tag

Buy for 200 tokens
Деньги и литература, творчество и бухгалтерия, критерии художественного произведения и оплата за него – эти, казалось бы, взаимоисключающие, а на самом деле неразрывные понятия стали предметом разговора «Инвест-Форсайта» с писателем, доктором филологических наук, заслуженным…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →