Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Почему логика "Если берешь деньги у государства, то нельзя его критиковать" является ложной?

Театральный критик Павел Руднев на своей странице в фейсбуке ответил на вопрос: "Почему логика "Если берешь деньги у государства, то нельзя его критиковать" является ложной?

1. Точно так же поступали все наши великие - Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Всеволод Мейерхольд и другие. Теперь государство ставит им памятники и чтит их память, так как они смели говорить правду, когда правда была в дефиците.

2. В России фактически госмонополия на театральную деятельность. Отказ от государственного финансирования приводит к отказу от профессии. Государство не разработало систему поддержки негосударственного театрального сектора. Уходить художнику из гостеатра сегодня фактически некуда, а право на труд закреплено конституцией.


Серебренников заходит в зал заседаний Басманного суда. Татьяна Макеева / Reuters / Scanpix / LETA

3. Искусство - одно из важнейших форм саморегуляции общества. Одна из функций культуры - бичевать пороки общества, рассказывать о зонах неблагополучия в стране. И этот кодекс культуры был хорошо усвоен классиками российской словесности, живописи, публицистики: от Гоголя до Репина, от Пушкина до Маяковского, от Платонова до Некрасова, от Островского до Серова, от Горького до Блока. Все эти люди считали, что подлинный патриотизм - это быть критичным для себе и своему обществу, не замалчивать проблемы, а исправлять их в том числе через инструмент искусства. Остро-критическое социальное направление искусства - в крови отечественной культуры. Это неотъемлемая часть русского культурного кодекса. С лица искусства, выражающего действительность в художественных образах, проще всего сличать черты времени, видеть, куда движется общественная мысль, что переживает частный человек, какие у него страхи, что им движет.

Искусство дает почву для рефлексии на общественные темы. Театр является точкой соприкосновения художника и общества здесь и сейчас, смысл в театре высекается из сопричастности людей по две стороны рампы. В этом процессе выявляются не только сознательные установки художника, но и бессознательные переживания и потоки информации. Искусство возбуждает зрителя на эмоциональное высказывание, будит его гражданское самосознание, его активность в деле преобразования вселенной. Поэтому обществу, государству необходим общественный институт искусства - и чем свободнее он будет, тем яснее будет картина общественного сознания, движения общественной мысли. Если исключить эту возможность эмоционального обмена в официальном искусстве, эти эмоции никуда не исчезнут. Они уйдут в контркультуру и будут скрытыми, небезопасными, словно пары бензина в пустой бочке, которая когда-нибудь взорвется.

4. Представление о том, что государство - это патрон, а искусство - это его безропотный обслуживающий персонал, является пережитком феодализма и тоталитаризма. Искусство и государство уже давным давно не существуют в отношениях вассала и сюзерена. Россия по конституции демократическое государство, а это значит, что государство является нанятым менеджером для общества, а не его "пастухом". Государство, чиновники распределяют не свой собственный бюджет, а деньги, собранные из налогов. И если какая-то часть общества, платящая налоги, желает смотреть остро-критическое социальное искусство, то у этой части общества есть право на это. Государство имеет право не поддерживать только невосстребованное искусство - то, на которое не продаются билеты, то, которое длительное время не нашло своего почитателя.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Павел Руднев, государство, искусство, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Павел Руднев” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →