Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Шартрская школа: Гильом Коншский, Теодорих Шартрский, Бернард Сильвестр, Алан Лильский (2017)

Шартрская школа: Гильом Коншский. Философия; Теодорих Шартрский. Трактат о шести днях творения; Бернард Сильвестр. Космография; Комментарий на первые шесть книг «Энеиды»; Астролог; Алан Лильский. Плач Природы. / Изд. подг. О.С. Воскобойников, пер. и комм.: О.С. Воскобойников, Р.Л. Шмараков, П.В. Соколов, Отв. ред. М.Ю. Реутин. — М.: Наука, 2017.



«Шартрская школа» – словосочетание, хорошо известное в истории философии и литературы, фактически синоним «Ренессанса XII века». Связанные с ней авторы, выбранные для настоящего издания, принадлежат к числу лучших латинистов, классиков литературы своего времени и одновременно новаторов в области философии. Тем не менее, понимание и описание стоящего за хрестоматийным словосочетанием явления наталкивается на целый ряд трудностей. Нам относительно мало известно о функционировании школы при знаменитом соборе. Шартрская школа – не институт, а скорее несколько поколений интеллектуалов, объединенных общими литературно-философскими интересами, литературное братство, «textual comunity», если воспользоваться непереводимым, но удачным выражением Брайана Стока. Благодаря тому, что эти магистры преподавали – в Шартре и не только, – благодаря смелости их литературно-философских опытов, благодаря, наконец, латинскому гуманизму XII столетия их личные интересы и личная чуткость к философским новинкам и мудрости древних стали достоянием широкого круга интеллектуалов от Толедо и Палермо до Лондона и Кёльна. Как показывают исследования последних десятилетий, даже довольно различные по жанру и задачам шартрские сочинения, от «комментария» до «плача», представляют собой литературно-философское явление, объединенное общим стилем.



Именно единство стиля мышления, основанное во многом на общих литературных интересах и общей поэтике, подсказывает нам, что важнейшие тексты Шартра следует представить вместе, под принятым в истории культуры наименованием «Шартрская школа», даже если формально каждый текст представляет собой отдельный памятник. Жанровая разнородность налицо: «Философия» Гильома Коншского – философский трактат, основанный на лекциях молодого нормандского грамматика, призванных совместить космогонию «Тимея» с христианской картиной мира, «Трактат о шести днях творения» Теодориха – по форме традиционный «Шестоднев», т.е. комментарий на Книгу Бытия, но глубоко новаторский по содержанию. Комментарий Бернарда Сильвестра на «Энеиду» – один из многочисленных, гуманистических по своей природе комментариев на античных классиков, созданных в XII веке, зато в нем во всей полноте раскрывается литературное кредо шартрцев и их современников. Наконец «Космография» и «Плач Природы», относящиеся к величайшим литературным достижениям этого столетия, представляют собой своеобразные эпические поэмы на тему космологии, прозиметры, воплотившие в сложной, смешанной форме искания всей школы. Таким образом, сама жанровая разнородность вошедших в издание литературно-философских памятников служит созданию в уме читателя единого литературного образа: «Плач» непонятен без «Космографии», «Космография» – без «Шестоднева», «Шестоднев» – без «Комментария на Энеиду», этот последний – без «Философии». Без понимания поэтики «Шартрской школы» немыслимы ни «Роман о Розе», ни «Божественная комедия», точно так же, как немыслимы без нее ни высокая схоластика, ни, много поколений спустя, физика Нового времени.

Все тексты в нашем издании переводятся с латыни по последним критическим изданиям. Некоторые шартрские тексты переводились на современные европейские языки более или менее удачно, иногда отрывочно. Все эти опыты учтены и критически осмыслены переводчиками. Однако ни один поэтический текст не переводился размером оригинала, а лишь прозой. В мире не существует ни одного издания, которое было бы сопоставимо с предлагаемым по полноте. В том и состоит сложность наследия Шартрской школы, что многие ее тексты как бы слишком «литературны» для иных историков философии и слишком «философичны» для многих литературоведов. Поэтому издание оснащено довольно объемным литературно-философским комментарием, учитывающим современное состояние знаний о Шартрской школе, философии и литературе XII века в целом. На русском языке некоторые представленные здесь тексты выходили фрагментарно, за исключением «Трактата о шести днях творения», исправленного для нового издания. В дополнении публикуются небольшой полемический трактат Гильома из Сен-Тьерри «Заблуждения Гильома Коншского» и анонимная «Эпитафия Теодориха Шартрского».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: XII век, Вергилий, Литературные памятники, Олег Воскобойников, Средние века, Франция, астрология, книги, литература, философия
Subscribe

Posts from This Journal “XII век” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments