Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Шартрская школа: Гильом Коншский, Теодорих Шартрский, Бернард Сильвестр, Алан Лильский (2017)

Шартрская школа: Гильом Коншский. Философия; Теодорих Шартрский. Трактат о шести днях творения; Бернард Сильвестр. Космография; Комментарий на первые шесть книг «Энеиды»; Астролог; Алан Лильский. Плач Природы. / Изд. подг. О.С. Воскобойников, пер. и комм.: О.С. Воскобойников, Р.Л. Шмараков, П.В. Соколов, Отв. ред. М.Ю. Реутин. — М.: Наука, 2017.



«Шартрская школа» – словосочетание, хорошо известное в истории философии и литературы, фактически синоним «Ренессанса XII века». Связанные с ней авторы, выбранные для настоящего издания, принадлежат к числу лучших латинистов, классиков литературы своего времени и одновременно новаторов в области философии. Тем не менее, понимание и описание стоящего за хрестоматийным словосочетанием явления наталкивается на целый ряд трудностей. Нам относительно мало известно о функционировании школы при знаменитом соборе. Шартрская школа – не институт, а скорее несколько поколений интеллектуалов, объединенных общими литературно-философскими интересами, литературное братство, «textual comunity», если воспользоваться непереводимым, но удачным выражением Брайана Стока. Благодаря тому, что эти магистры преподавали – в Шартре и не только, – благодаря смелости их литературно-философских опытов, благодаря, наконец, латинскому гуманизму XII столетия их личные интересы и личная чуткость к философским новинкам и мудрости древних стали достоянием широкого круга интеллектуалов от Толедо и Палермо до Лондона и Кёльна. Как показывают исследования последних десятилетий, даже довольно различные по жанру и задачам шартрские сочинения, от «комментария» до «плача», представляют собой литературно-философское явление, объединенное общим стилем.



Именно единство стиля мышления, основанное во многом на общих литературных интересах и общей поэтике, подсказывает нам, что важнейшие тексты Шартра следует представить вместе, под принятым в истории культуры наименованием «Шартрская школа», даже если формально каждый текст представляет собой отдельный памятник. Жанровая разнородность налицо: «Философия» Гильома Коншского – философский трактат, основанный на лекциях молодого нормандского грамматика, призванных совместить космогонию «Тимея» с христианской картиной мира, «Трактат о шести днях творения» Теодориха – по форме традиционный «Шестоднев», т.е. комментарий на Книгу Бытия, но глубоко новаторский по содержанию. Комментарий Бернарда Сильвестра на «Энеиду» – один из многочисленных, гуманистических по своей природе комментариев на античных классиков, созданных в XII веке, зато в нем во всей полноте раскрывается литературное кредо шартрцев и их современников. Наконец «Космография» и «Плач Природы», относящиеся к величайшим литературным достижениям этого столетия, представляют собой своеобразные эпические поэмы на тему космологии, прозиметры, воплотившие в сложной, смешанной форме искания всей школы. Таким образом, сама жанровая разнородность вошедших в издание литературно-философских памятников служит созданию в уме читателя единого литературного образа: «Плач» непонятен без «Космографии», «Космография» – без «Шестоднева», «Шестоднев» – без «Комментария на Энеиду», этот последний – без «Философии». Без понимания поэтики «Шартрской школы» немыслимы ни «Роман о Розе», ни «Божественная комедия», точно так же, как немыслимы без нее ни высокая схоластика, ни, много поколений спустя, физика Нового времени.

Все тексты в нашем издании переводятся с латыни по последним критическим изданиям. Некоторые шартрские тексты переводились на современные европейские языки более или менее удачно, иногда отрывочно. Все эти опыты учтены и критически осмыслены переводчиками. Однако ни один поэтический текст не переводился размером оригинала, а лишь прозой. В мире не существует ни одного издания, которое было бы сопоставимо с предлагаемым по полноте. В том и состоит сложность наследия Шартрской школы, что многие ее тексты как бы слишком «литературны» для иных историков философии и слишком «философичны» для многих литературоведов. Поэтому издание оснащено довольно объемным литературно-философским комментарием, учитывающим современное состояние знаний о Шартрской школе, философии и литературе XII века в целом. На русском языке некоторые представленные здесь тексты выходили фрагментарно, за исключением «Трактата о шести днях творения», исправленного для нового издания. В дополнении публикуются небольшой полемический трактат Гильома из Сен-Тьерри «Заблуждения Гильома Коншского» и анонимная «Эпитафия Теодориха Шартрского».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: XII век, Вергилий, Литературные памятники, Олег Воскобойников, Средние века, Франция, астрология, книги, литература, философия
Subscribe

Posts from This Journal “XII век” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments