?

Log in

No account? Create an account

Блог Николая Подосокорского

Культура, наука, образование

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Михаил Лемхин. "Инопланетянин Лимонов" (1987)
9 vrata
philologist
Эдуард Вениаминович Лимонов (Савенко) (род. 1943) — русский писатель, поэт, публицист, политический деятель, бывший председатель запрещённой в России Национал-большевистской партии (НБП), председатель партии «Другая Россия». Автор популярных оппозиционных проектов 2000-х годов: «Другая Россия», Марш Несогласных, Национальная Ассамблея, «Стратегия-31». Ниже размещена рецензия Михаила Лемхина на книгу: Э. Лимонов. Палач. Иерусалим, «Хамелион», 1986. Текст приводится по изданию: "Континент", 1987. №52.


www.limonow.de

ИНОПЛАНЕТЯНИН ЛИМОНОВ

Есть люди, которые проглядывают рецензии на новые книги, чтобы понять - интересная ли книжка, стоит ли ее читать. Для них, чтобы они не теряли время, бегая глазами по строчкам, я сразу же и однозначно отвечаю: нет, не интересная. Читать новую книгу Лимонова скучно, и я с трудом побарывал искушение пролистнуть десяток-другой (третий) страниц. И только профессиональные соображения подталкивали меня дочитать роман до конца. Я переворачивал страницу за страницей, а происходило все то же самое. Герой с кем-нибудь совокуплялся. Или думал об этом. Или, например, отправлялся в магазин, чтобы купить целлулоидный член. Или какой там - резиновый? Знаете, как в анекдоте. Фурманов признается Чапаеву, что, вот, написал про вас, Василий Иванович, книжку. Чапаев берет рукопись и читает: «Василий Иванович Чапаев сел на коня и поскакал в штаб». Чапаев заглядывает в конец: «Василий Иванович Чапаев слез с коня и вошел в штаб». Что же там в середине-то, думает Чапаев, открывает страницу наобум и видит: «Цок-цок-цок-цок-цок-цок-цок-цок-цок...»

Бродит по Нью-Йорку, мается от безвестности, от тоски по красивой жизни некто Оскар - поляк, впрочем, родину свою ненавидящий и ею не интересующийся. Лимонов уверяет нас, что Оскар этот закончил философский факультет, однако на облике героя, на уровне его сознания, на его культуре - учеба в университете никак не отразилась. Похоже, Оскар даже и книжек никаких не читал, кроме разве что Ницше по хрестоматии типа «Буржуазная философия XIX-XX вв.».

Однажды, сидя в «Макдональдс», Оскар оказался свидетелем убийства. Размышляя впоследствии о взаимоотношениях убийцы и убитого (гомосексуалистов, как Оскар узнал из газет), герой-философ решает круто изменить свою жизнь. Нехитрые умозаключения приводят его к мысли стать любовником-профессионалом. При этом, сообразив, что даже его замечательных мужских качеств (а философ ими очень гордится) будет недостаточно, чтобы втереться в самое наивысшее общество, Оскар придумывает себе роль любовника-садиста или, как сам он приподнято называет свою будущую специальность, палача.

Если по примеру Василия Ивановича Чапаева заглянуть в конец книги, мы увидим философа Оскара зарезанным в роскошной нью-йоркской квартире в собственной его постели. Ну, а в середине - 255 страниц - цок-цок-цок-цок-цок... Или, другими словами, наш философ работает над пожилыми дамами из высшего общества при помощи гуттаперчевого члена, многохвостой плеточки, которой он охаживает своих клиенток по мягким и нежным местам, и еще - цепи. Цепью он приковывает старушек к стене, а потом, сбегав в кафе за каким-нибудь безработным, просит его совокупиться с посаженной на цепь бабушкой. Сам же - Палач! - сидит и смотрит. Клиенткам, утверждает Лимонов, все это доставляет чрезвычайное удовольствие.

Но жизнь не стоит на месте. Не уставая нахваливать собственную богатую фантазию, Оскар и арсенал свой совершенствует. То есть в смысле технического оснащения. Что-то докупает постоянно: либо новые цепи, либо телескопические члены. И еще какие-то страшные маски. При этом он живет полной жизнью: обливается с утра и до ночи духами «Экипаж», курит «джойнты» из самой лучшей в мире марихуаны, нюхает кокаин, одевается в «токсидо» (иногда - в белое пальто), обедает в «Плазе», ездит в лимузине, живет в «лофте».

Кстати, о «лофтах». Словечки такого типа Лимонов обожает. Складывается даже впечатление, что именно они дают Лимонову творческий заряд. Во всяком случае, когда таковых не хватает в описываемой натуре, Лимонов обращает свой взор на обыденные низкие реалии - томимый духовной жаждой, он нарекает их звучными именами. Из лифта делает «элевейтор», из простого вульгарного фена - загадочный «фэн». Но не подумайте, что жизнь Палача-сплошной праздник. У него есть проблемы, которые я бы назвал профессиональными. Приходится иметь дело с теми партнершами, которые готовы платить, - с другой стороны, как раз особи, возбуждающие его интерес, в платных услугах не нуждаются. Эта ситуация вносит некоторое напряжение и даже дискомфорт в жизнь Палача.

Проблема, однако, почти разрешается к концу повествования: Оскар встречает существо противоположного пола, не только богатое, но и вполне, с его точки зрения, подходящее для постели. Ее он даже не стегает плеткой. Но тут-то философа и убивают. Эх, нет в жизни счастья! Вот, по-моему, и все содержание этой книги. Правда, читать написанную галантерейным слогом историю Оскара-палача тоскливо не только потому, что все это заунывная безжалостная банальщина. История юноши, который связывает свои жизненные планы с сердобольностью или похотливостью пожилых дам - сюжет как сюжет. Как и все сюжеты в мире, не новый, но - работающий. То, что мы читали петрониевский «Сатирикон», например, никак не вредит, скажем, фильму Шлесенгера «Полуночный ковбой». Роман Лимонова скучен потому, что он этим сюжетом и исчерпывается.

Герою хочется вскарабкаться на вершину - и он старается. Но что у него внутри? Только потроха? Что побуждает его двигаться? «Джойнты»? Запах духов «Экипаж»? По существу, лимоновский герой взаимоотносится с миром исключительно на уровне физиологии. Он не живет и даже - не существует, он совершает эволюции, связанные с физиологической деятельностью. Жадное и завистливое сознание его лишь на одном сосредоточено - не упустить наслаждение. Сознание, подчиненное физиологии: получить как можно больше, забыться как можно глубже. Эта жажда - неутолима. Хищная физиология требует от сознания лишь новых и новых способов - отключения сознания. Но проблема, однако, в том, что автора этого романа очень трудно отделить от героя. А если Эдуард Лимонов - инопланетянин? Пожалуй, это было бы самое удобное объяснение. Но здесь не всё сходится.

В последнее время Лимонов опубликовал несколько текстов, основное содержание которых - злоба. Герои этих текстов, напечатанных в «Мулете» и в «Вечернем звоне», - Бродский, Солженицын, Тарковский, Шемякин. Его чернильница, как гейзер, извергает из себя потоки желчи, и эту субстанцию он равномерно направляет на всех, кто знаменит, известен, кто на виду, - ибо, так вероятно он считает, они заняли его, Лимонова, место. Трудно вообразить инопланетянина, культивирующего в себе столь земное чувство. Лучше всего характеризует это липкое чувство его амбивалентность.

Пусть Лимонов полагает, что Бродский на поэтическом Олимпе уселся именно на лимоновскую табуретку. Ладно - мания величия болезнь вполне понятная. Но чем обидели Лимонова - Солженицын, Шемякин (на деньги которого, насколько я знаю, Лимонов впервые напечатался), Тарковский (который, вероятно, даже имени Лимонова никогда не слыхал)? Чем? Именно тем, что они - Солженицын! Шемякин! Тарковский! Как и его герой, философ-палач, Лимонов не желает прозябать в безвестности - не важно как, важно сделаться знаменитым. Чтобы услышали о тебе, чтобы о тебе заговорили - вот что важно.

Завоевать Нью-Йорк - мечта философа-палача. Мечта Лимонова - отвоевать местечко наверху. Лимонов похож на своего героя не только в мелочах, привычках, пристрастиях. Сходство между автором и персонажем книги в другом - в абсолютной и откровенной безнравственности. То что наводит на мысль об «инопланетянском» их происхождении, можно назвать и вполне земными словами - воинствующая бездуховность.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Записи из этого журнала по тегу «Лимонов»


promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

а мне его Эдичка понравился ))) хотя больше ничего из его творений не читал ) возможно, и хорошо, если там опять всё про члены )

Русский писатель, который любил больших негров

На любой товар есть свой купец. Не читал даже рецензию, поэтому не могу объективно оценить сей труд. Но к личности Лимонова отношусь неоднозначно.

  • 1