Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Александр Жуковский: "Хватит уже Великому Новгороду «концертов» и зрелищ, надо начинать жить"

Беседа публициста и блогера Николая Подосокорского с новгородским социологом и политологом Александром Жуковским. О том, чем сейчас живет Новгородская область, какие успехи и просчеты можно выделить в деятельности врио главы региона Андрея Никитина, насколько эффективен проект "Вечевой колокол", как проходит избирательная кампания в регионе, какой будет явка на губернаторских выборах 10 сентября, почему смертность в Новгородской области выше, чем в других субъектах, что ждет Великий Новгород при первом назначаемом мэре города, кто вскоре станет новым сенатором от региона и о др.


Политолог и социолог Александр Жуковский и журналист, историк Николай Сванидзе. Фото: Михаил Шимановский, со страницы А. Жуковского в фейсбуке

- Александр Иванович, прошлая наша беседа состоялась 3 июля. Тогда Вы говорили, что врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин «пока остается "темной лошадкой"». За эти два месяца, на Ваш взгляд, что-то изменилось в его работе со СМИ, местными элитами, общественниками, населением? Стал ли он лично Вам понятнее как руководитель и человек?

- Виртуальные изменения произошли решительные. Главное общественное «настроение», которое накапливалось все последние годы и не только в регионе, но и в стране в целом, произошло. Виртуальная возможность изменений к лучшему появилась и даже материлизовалась приходом в региональную реальность новых веяний в лице врио Андрея Никитина. Однако «темной лошадкой» остаются схемы внедрения этих новых настроений и их материализация в практику. Вместо ожидаемых сбалансированных, рациональных действий в регионе развернулись сразу два противоречивых процесса. С одной стороны, реальные попытки разобраться в происходящем и как-то на них реагировать. С другой стороны, исполнение «стандартов» вызывающих общественную аллергию избирательных кампаний, участие в которых уже многие годы не создает для основного населения каких-либо реальных улучшений. Зато предыдущие политические циклы сформировали у граждан устойчивые стереотипы и веру в «героев», которые просто обязаны привнести в регион новые средства, смыслы, счастье. В результате происходит смешение «жанров» (ожиданий): «Светит, но не греет». Граждане, СМИ, общественность ждут комплексного решения своих проблем, а по факту… только свет (надежда).

- Что Вы думаете о проекте «Вечевой колокол», начавшем работу 10 июля? Напомню, что в его описании говорится следующее: «Сегодня для жителей Новгородской области предоставлена возможность быстро и удобно решить проблемный вопрос, выдвинуть инициативу и высказать свое мнение с целью улучшения качества жизни и облика региона». Насколько этот портал эффективен в качестве инструмента решения проблем граждан и области? Или это такой эквивалент блога в Живом журнале бывшего губернатора Новгородской области Сергея Митина?

- Уже давно понятно, что система обратной связи населения с властью работает очень плохо. Яркой демонстрацией могут служить ежегодные «встречи» Президента в прямом эфире с населением. В течении каждой акции на Президента сваливаются миллионы мелкомасштабных проблем граждан, которые первое лицо демонстративно решает в прямом эфире. О чем это говорит? О том, что первичные текущие проблемы граждан в стране хронически не решаются, не работают (не эффективны) институты, уровни власти и управления, не готово (не умеет) само население решать свои проблемы. В Новгородской области эти же проблемы демонстрируют встречи врио, на которых граждане и организации подают сигналы SOS, показывая свою неспособность (концептуальную, организационную, материальную) в решении даже простых бытовых проблем.

Попытки «сотрудничества» власти и населения предпринимались и в прежних политических циклах, отсюда естественная реакция на новую инициативу «Вечевой колокол» лишь как на очередную демонстрацию. В России вообще с демонстрациями всегда хорошо было, а вот с реально работающими социальными технологиями и инструментами решения проблем всегда было напряженно. Что касается заявленной миссии о возможности гражданам заявить о своих проблемах и предложениях, то в регионе и без «Вечевого колокола» таких «инструментов» более чем достаточно: региональный мониторинг качества государственных муниципальных услуг, многочисленные приемные (электронные, личные), чиновников, депутатов, сенаторов, партий, прокуратура, СК и даже есть целый народный фронт (ОНФ). СМИ и соцсети также достаточно охотно откликаются на проблемы и инициативы граждан. Из всего этого многообразия вывод делается автоматически: свои проблемы граждане не прячут и не скрывают, но у них нет средств и умений решать свои проблемы самим, а это значит, что не срабатывает инфраструктура управления и согласования проблем с региональной и муниципальной деловой активностью.

- На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным Андрей Никитин подчеркнул, что «Новгородская область сегодня, к сожалению, находится на 84-м месте по смертности в стране». По его словам, это происходит в основном из-за того, что люди своевременно не обращаются за медицинской помощью и не проходят диагностику. А как Вы думаете, почему новгородцы вымирают быстрее остальных россиян? Неужели, действительно, в абсолютном большинстве других субъектах федерации люди гораздо внимательнее относятся к своему здоровью, врачи лечат на порядок лучше, а сфера здравоохранения развита куда серьезнее, чем у нас?

- Демографический провал в Новгородской области обозначился еще во времена СССР, как реакция на тогдашнюю территориально-пространственную политику. Все области страны делились на три уровня: территории-генераторы (производители идей), территории-трансляторы (тиражирование идей), территории-адаптеры (адаптирование, копирование). В соответствии со своим положением в иерархии территория получала и уровень социального обеспечения. Вместе с Новгородской областью в неблагоприятной демографической ситуации оказались Псковская и Калининская (Тверская) области – типичные территории-адаптеры. В те времена разность потенциалов регионов в СССР по статистике достигала 20 раз, а экспертами считается, что именно эта диспропорция (территориально-пространственная политика) стала объективной причиной распада СССР (для сравнения - в США уже разница в 4 раза считалась национальным кризисом). В настоящее время разница по отдельным регионам России достигает 30 и более раз и отсутствует даже плохая внутренняя политика. Падающая «динамика» (ухудшающаяся среда обитания) не может не отразиться на состоянии здоровья и демографии территории.

Неспроста на сегодняшний день в риторике власти появился термин «городская среда» и попытки ее обсуждения. При этом, почему-то во внимание берутся внешние по отношению к человеку условия, как то: улицы, дворы, подъезды, экология и т.п. Но недооцениваются условия, обеспечивающие внутренний, психологический комфорт человека. Низкие зарплаты, рост цен, угрозы потерять работу, стрессирование через СМИ – все это, также не располагающие к долгожитию феномены. Понятно, что многие факторы зависят не только от местного регионального уровня, но и от федеральных инициатив, однако, если усилия уровней власти не будут скоординированы, то и без того скудные ресурсы региона потратят не эффективно - проиграет от этого население.

- В интервью корреспонденту ТАСС Андрею Ванденко от 1 сентября глава региона Никитин заявил о своей крайней нетерпимости к коррупции и некомпетентности среди чиновников: «Все случаи, где у меня появляются малейшие вопросы по правильности расходования бюджетных средств, автоматически передаем в прокуратуру. Я никогда никого не прикрывал, не прикрываю и прикрывать не буду. А дальше ─ пусть следственные органы решают». Как Вы полагаете, кому адресован этот сигнал? И можно ли вообще в нынешних условиях руководителям разного ранга расходовать бюджетные средства настолько «правильно», чтобы у силовиков не возникло даже малейших вопросов и каких-либо оснований завести уголовное дело?

- Термин «коррупция» в стране появился с 2004 года. До этого периода в документах и СМИ России употреблялся термин «неэффективность управления». Понятие коррупция, решительно ворвалось в информационное пространство, сконцентрировало внимание общественности и экспертов на индивидуальные частные преступные деяния отдельных персон, отвлекло от системных проблем инфраструктуры управления в регионах, муниципалитетах, в стране в целом. Дело в том, что феномены неэффективности управления и коррупция - это последовательность события. Там где управление не справляется со своими задачами, там появляется коррупция.

Интересно, что такой перекос, перенос центра тяжести проблемы с объективного уровня на субъективный в официальной и публичной риторике отвлек внимание от провалов в государственном управлении, но создал угрозы на политическом уровне. Нерешаемая проблема на объективном уровне «заразила» и перегрузила массовое общественное сознание, создала условия для массовых протестов и роста фона агрессии в обществе и только усилила нагрузку на и без того неэффективное управление. Если до 2004 года была одна проблема – неэффективность инфраструктуры управления, то к 2017 году в стране объективизировалась плюсом еще одна проблема – неадекватное общественное мнение с выходами на политические и законодательные риски. Кроме того, потерян невосполняемый ресурс – время.

Обращение к силовикам в данной теме не имеет решения, пока не будут разделены понятийные ряды и не будет создан «второй фронт» борьбы с неэффективностью управления. В данном случае, и стране, и Новгородской области лучше всего вернуться к концепции Административной реформы в РФ 2002 года, Посланию Президента РФ этого же периода, результатам реформы, которая более-менее реально осуществлялась и продвигалась в стране до 2006 года, но затем по неизвестным причинам исчезла из практики. Кстати, Новгородская область по состоянию на 2006 год была одним из самых продвинутых и готовых регионов в стране по реализации целей и задач реформы, однако, неадекватная замена губернатора в 2007 году буквально «похоронила» всю технологическую подготовку к рациональным изменения инфраструктуры управления в Новгородской области. В данной связи, без реформы инфраструктуры регионального управления все заявления о нетерпимости к коррупции и ее признакам останутся декларациями. При этом все нижестоящие распорядители бюджетных средств будут оставаться потенциально «виноватыми» в любом случае, прикрывая вышестоящих. Роль силовиков - удерживать эту шатающуюся «пирамиду» в вертикальном положении.

- Как бы Вы оценили нынешнюю избирательную кампанию? Было ли в ней что-то для Вас значимое или неожиданное? Запомнился ли Вам кто-то из кандидатов в губернаторы сколько-нибудь интересными инициативами или действиями?

- В текущей избирательной кампании явно присутствуют инерции и стереотипы предыдущих этапов. И это совсем не интересно большинству (видели - знаем - проходили). Тема по инерции цепляет «увлеченных» участников, привлеченных специалистов и многочисленных якобы за кампанию отвечающих (в том числе избиркомы), некоторое количество «зрителей», поклонников того или иного «клуба» или «форварда». В общей сложности что-то около 20% населения (зато активных). Уже давно заметно, что не выбор населения решает проблемы, а что-то другое, все дальше и дальше отдаляющееся от большинства, - это уже стало понятно даже в далеких деревнях, но еще продолжает «будоражить» некоторых городских «энтузиастов». В связи с тем, что я не отношу себя ни к одной из указанных категорий участников избирательного процесса и к тем 20% населения, которых выборы интересуют, я и не ждал чего-то значимого или неожиданного. Некоторую интригу обещало противостояние кандидатов КПРФ и ЛДПР, но в связи с общим объективным снижением фона внимания к выборам со стороны населения и достаточно бесцеремонным проведением кампании со стороны участвующих команд врио, в настоящую борьбу столкновение так и не вылилось.

- Один из наиболее больных вопросов для новгородцев – это отмена прямых выборов мэра Великого Новгорода. Андрей Никитин уже дал понять, что не станет их возвращать в обозримой перспективе. Очевидно, что ему как главе региона так удобнее управлять городом. Как Вы считаете, какие политические последствия будет иметь появление назначаемого градоначальника в Великом Новгороде? Это, действительно, повысит доверие новгородцев к власти и уменьшит элитные конфликты?

- Проблемы Великого Новгорода, инфраструктуры управления и его стратегического развития плотно связаны с общероссийскими и региональными темами и проблемами. В частности, с моей точки зрения, в приоритете должно стать не кого и как выбирать, или назначать, а сама инфраструктура управления городом, застрявшая в 19 веке, ориентированная на соблюдение жесткой субординации, отраслевые принципы управления, которые просто раздергивают на части интересы целого (города). В таких условиях каждый новый, даже самый народный и во всем замечательный мэр, хоть выбранный, хоть назначенный будет хуже предыдущего уже через пару месяцев после вступления в должность. Кому это надо? Я так просто не посоветую и буду отговаривать любого приличного человека наступать на эти грабли. Хватит уже Великому Новгороду «концертов» и зрелищ, надо начинать жить. Для этого нужно продолжить глубокие реформы городского управления, начатые еще Александром Корсуновым и остановленные последующими главами. Чтобы пойти вперед нужно сделать шаг назад. А именно произвести технические, непубличные, внутренние операции (перегруппировку) в системе исполнительной власти. Цели и задачи этой перегруппировки известны и понятны.

Нужно уйти от традиционно сложившейся преимущественно отраслевой структуры управления к современной инфраструктуре, преимущественно ориентированной на проектные (процессные) принципы и технологии в управлении. Такую работу нужно было сделать, как говорят, еще вчера, и совсем необязательно, чтобы на этом этапе развития города мэр избирался бы публично. Оптимальнее, если бы эту техническую функцию выполнил просто менеджер и не в режиме полномасштабной загрузки системы, вплоть до введения временного внешнего управления со стороны региона. А вот дальше, исходя из менталитета граждан Новгородской области, публичные выборы мэра на обновленной инфраструктуре должны быть обязательно прямые.

- Можете дать свой прогноз относительно результатов губернаторских выборов 10 сентября? Например, политтехнолог Алексей Громский полагает, что поддержка Андрея Никитина на выборах в итоге может приблизиться к 70%. По его оценке, Ольга Ефимова на них наберет порядка 10-15%, Антон Морозов – около 10%, Михаил Панов и Николай Захаров поделят оставшиеся 5%. Также Громский прогнозирует явку в 40-45% от зарегистрированного количества избирателей. А как считаете Вы – кто из кандидатов получит какой процент и какова будет явка?

- К сожалению, меня лишили инструментов, которыми можно было бы точно спрогнозировать выборы, но по косвенным данным можно сказать, что выход на голосование будет в диапазоне 33-35%. За Андрея Никитина проголосуют от 53% до 60%. На втором месте, похоже, будет кандидат от ЛДПР (около 21%). Представитель КПРФ наберет примерно 15-18%. Остальное внемасштабные объекты.

- Как Вы оцениваете шансы на выдвижение в Совет Федерации после выборов у бывшего губернатора области Сергея Митина, мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева и вице-губернатора Вероники Мининой? Логично, если бы сенатором стал именно Бобрышев, тем самым досрочно освободив мэрское кресло для ставленника Никитина. Или в Москве уже всё решили, навязав Никитину кандидатуру Митина, который, насколько известно, так и не получил от Кремля никакой серьезной компенсации после своей досрочной добровольно-принудительной отставки?

- Инерции свойственны не только процессам в общественном мнении. Свои стереотипы, рефлексы длительное время сохраняются и в управленческих реакциях. Представленный «список» кандидатов в сенаторы - это скорее плохое «эхо» прошлого, чем индикаторы (ориентиры) будущего. Совсем не удивлюсь, если под самыми простыми «предлогами», после выборов, объявленные «кандидаты» вообще исчезнут с политического поля, и появится другая, более актуальная персона. Для города и его перспектив, действительно, уже давно нужен «технический» уход действующего мэра с поста, но тему продолжают удерживать в неопределенном состоянии другие технические и субъективные условия. Я уже выше отметил, что сложившаяся инфраструктура регионального и муниципального управления выработала свой ресурс еще в прошлом веке, и все ее технические «охранители» свой профессиональный статус сами же и опускали. Торг с ними неуместен. Из предъявленной тройки самая нейтральная фигура – это, пожалуй, Вероника Минина.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Александр Жуковский, Андрей Никитин, Великий Новгород, Корсунов, Новгородская область, Сергей Митин, Юрий Бобрышев, беседы с Николаем Подосокорским, выборы, политика, регионы
Subscribe

Posts from This Journal “беседы с Николаем Подосокорским” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment