Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Г.Б. Кочетков. "Американский университет как социальный институт" (2009)

Из книги: Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. проф. В.Б. Супяна. - М.: Магистр, 2009.

Американский университет как социальный институт

В США, как и во всех странах Запада, университет (термин происходит от латинского выражения universitas magistrorum et scholarium, которое означает «сообщество ученых и студентов») рассматривается как особый социальный институт, который является механизмом социальной кооперации и который стоит над социальными группами и отдельными личностями и определяет правила и стереотипы их поведения. В этом качестве университету присущи относительное постоянство существования и свои специфические цели. К. Керр, исследовавший стабильность университетов как социальноrо института, обнаружил, что со времен Реформации (начало XVI в.) сохранились и продолжают действовать в рамках принятых в то время уставов более 60 ведущих запaдноевропейских университетов. В то же время только двa парламента (Исландии и Острова Мэн) дожили до начала ХХI в. Это показывает, что университеты гораздо стабильнее, чем гoсударства, их создавшие.


(с) courses.cornell.edu

В то же время университеты относятся к формальным институтам, которые создаются государством для удовлетворения общественных нужд. Как организации высшего образования они были заимствованы молодой американской демократией из Стapoгo Света, и в силу этого унаследовали многoe из тoгo, что было накоплено европейской историей. Наиболее известные университеты возникли в европейских странах в период Возрождения на основе монастырей, когда в условиях общего подъема и усложнения общественных связей западноевропейские государства остро нуждались в квалифицированных кадрах управления.

Европейский университет представлял собой самостоятельную административную единицу, которая имела свою хартию, правила и принципы внyтpeннero устройства. Часто университеты были относительно независимыми от тех городов, где располаrались. Между ними и окружающим обществом существовали отношения своеобразноrо «социального контракта». Университеты оказывали обществу важные и необходимые ему услуги: давали населению образование, расширяли гpаницы познанноrо мира, хранили достижения материальной и духовной культуры, помоrали решать проблемы, связанные с использованием накопленных знаний. Эти задачи (подготовка профессиональных кадров для государственных служб, накопление знания и ero дальнейшее развитие, служение обществу) сохранились в своей основе неизмененными до настоящеrо времени для всех университетов, создаваемых в рамках западноевропейской традиции. Изменялись лишь трактовка понимания общества и акценты: в некоторые периоды на первое место выходили задачи развития науки, в другие - подготовка кадров и т.п. (Известно, что Фредерик Второй, император Священной Римской Империи, ocновал в 1224 г. Университет Неаполя, чтобы готовить кадры юристов и администраторов для юга Италии независимо от Университета Болоньи, который контролировался eгo политическими противниками из Ломбардии).

В обмен на это общество гарантировало университетам свободу их деятельности, предоставляло определенные льготы и освобождало от некоторых обязанностей. Например, студенты и преподаватели университетов были освобождены от тeлесных наказаний, и в силу этого к ним не применялись законы, за нарушения которых полагалась публичная порка. Сама организация европейских университетов была различной. Так, в Болонском университете, который считается первым в Европе (1088 г.), студенты сами оплачивали свое обучение, Парижский университет содержался за счет католической церкви, а университеты Оксфорда и Кембриджа находились на попечении английской короны. Это приводило К различиям в системах управления и самоуправления, в решении проблем студенческой дисциплины, в отношениях студентов и профессуры.

Наиболее демократичными и самоуправляемыми были университеты, воспринявшие "болонскyю" модель, наиболее авторитарными - "парижскую". Но в целом студенты составляли во всех европейских странах особую касту с правами и обязанностями, отличными от прав рядовых гpаждан. Эта трanиция благополучно перекочевала в США. На территории американских университетов действует развитая система самоуправления, вплоть до тoгo, что общественный порядок на их территории поддерживает независимая от штатов университетская полиция.

Свой современный вид европейский университет принял в XVIII - начале XIX в., когда усилиями ряда выдающихся ученых, среди которых первостепенная роль принадлежит, по общему признанию, немецкому естествоиспытателю В. Гумбольдту, была сформирована так называемая германская модель университета. Она вобрала в себя идеи «академической свободы», присущие университетам юга Европы, сильную ориентацию на научные исследования, характерную для университетов севера континента, и методы обучения, ориентированные на тесное взаимодействие профессоров со студентами в ходе семинарских занятий. Основное внимание преподавателей было обращено на то, чтобы студент получил возможность использовать знание «фундаментальных законов науки в осмыслении окружающей eгo действительности». Все германские профессора находились на государственной службе.

В XIX в., коrда наука стала постепенно вытеснять религию из университетов, «германская модель» утвердилась в качестве доминирующей по всей Европе (вплоть по начала XIX в. церковь играла существенную роль в жизни университетов. Без ее одобрения было нсвозможно принимать на работу профессоров или зачислять cтyдeнтов на учебу. В расчет принималось вероисповедание как профессоров, так и студентов). Свое дальнейшее развитие эта модель получила в Великобритании, где государство на официальном уровне признало автономию университетов от государства.

Перенесенная на американскую почву, эта модель сохранила свое основное содержание. Но само понимание задач, стоящих перед университетом как социальным институтом, радикально изменилось. В Европе с момента cвoeгo появления и вплоть до середины XIX в. университет как социальный инститyт обслуживал интересы господствующих элит: только представители «благородных» сословий имели привилегию служить на государственных должностях и в армии, и только эти сословия образовывали само общество. Основными категориями профессионалов, необходимых обществу, в то время были церковные служащие, юристы, врачи и администраторы. Доступ к высшему образованию для простых граждан был закрыт. Женщины также были исключены из университетской системы.

Первые университеты США полностью повторяли европейскую модель, и это вполне объяснимо, если учесть, что как их создатели, так и профессура были воспитанниками университетов Cтaporo Света. Но в США как первой в мире демократической стране, где не было сословного неравенства, такая модель не могла укорениться. Практически с caмoro момента образования американскогo государства была поставлена задача - сделать высшее образование демократическим, доступным для детей фермеров и рабочих. Это стало государственной политикой и было зафиксировано в Конституции страны и Билле о правах. Практически ее peшение было обеспечено принятием в 1862 r. Закона о "земельных" университетах.

Принятию этого Закона предшествовал период достаточно быстрой экспансии на Запад, и в руках государства оказались мнoгoчисленные «федеральные» земли. Именно они и были использованы для финансирования процесса создания системы доступных университетов. Каждый штат получил федеральный гpaнт в виде государственных земель (land grant) в размере, пропорциональном числу конгpeccмeнoв, которых штат направлял в Kонгpecc страны. Eгo можно было использовать только для создания системы дocтупного высшего образования для жителей данного штата. Поскольку это был период, когда в США формировалась система сельскохозяйственноrо производства и из нее выдавливались значительные массы населения в города, то первоначальная задача, которую должны были решить «земельные» университеты, связывалась с внедрением новейших методов ведения фермерского xoзяйства, подготовкой инженерно-технических кадров для быстро растущей промышленности и офицеров для армии.

Параллельно с выделением средств на образование университетов федеральная власть формировала систему централизованной поддержки aгpapных исследований и внедрения их результатов в штатах. главным федеральным ведомством, через которое шла эта поддержка, стало министерство сельского хозяйства США. В eгo структуре были образованы соответствующие службы. Среди них следует особо отметить так называемую Службу внедрения аграрных нововведений (Extention Service) и систему Опорных исследовательских сельскохозяйственных станций. Совместная деятельность опорных станций, службы внедрения и aгpapныx колледжей позволила создать высокоэффективную систему внедрения новых разработок, которая в немалой степени способствовала тому, что США стали мировым лидером по производству продовольствия.

Реализация идеи «земельных» университетов привела к тому, что сегодня в США существуют параллельно две концепции высшего образования: общего гуманитарноrо (liberal arts) и практического, профессионального (servile arts, or vocational). Первая концепция (в свободном пepeвoдe liberal arts означает «искусства, необходимые свободному человеку») реализуется в основном в частных университетах, а также в старейших заведениях высшей школы, которые были основаны до принятия законов о «земельных» колледжах. Она продолжает традиции элитарного образования. В ее основе лежит представление о том, что современный «человек общества» должен знать понемногу обо всем, с основным акцентом на гуманитарных дисциплинах. Помимо этого колледж должен научить студента учиться, чтобы последний мoг приобретать необходимые ему знания в ходе eгo практической работы.

Первоначaльно считалось, что элите обязательно нужно знать семь наук, чтобы управлять обществом: грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, aстрономию и музыку. В течение ХХ в. к ним добавили театр, живопись, модный дизайн, журналистику, педагогику, физику, химию, биологию, геолоrию, медицину, nсихологию, инженерные и компьютерные науки и бизнес. Но определяющей чертой образования
этого типа остается eгo общий характер, студент лишь знакомится с перечисленными науками без yглубления. В последние годы XX в. такое образование получило популярность в Европе, Японии и некоторых дрyгих странах, где появились университеты liberal arts.

Подобные колледжи существуют практически во всех университетах и рассматриваются как первая ступень высшего образования. По их окончании студентам присваивается звание «бакалавр искусств» (Bachelor of Arts) .

Вторая концепция практического образования (по аналогии в свободном переводе servile arts звучит как «искусства, необходимые человеку, который служит», в буквальном переводе - «холопские искусства») была реализована главным образом в форме «земельных» университетов, где практическая полезность была положена в основу всей организации и которые изначально были ориентированы на профессионалов. Однако и элитарные университеты не смоrли обойти проблему подготовки профессионалов высшей квалификации. В их рамках специальное образование дают «профессиональные» (professional) или «выпускающие» (graduate) школы, среди которых наибольшую известность получили школы бизнеса, медицинские, юридические и др. Их выпускники получают звание «маrистров» соответствующих профессий (Master Degree).

В наше время «земельная идея», которая доказала свою высокую эффективность, развита и дополнена. Федеральные гранты на создание доступных университетов стали выдаваться деньгами, а в сферу государственных интересов, которые поддерживаются с помощью такой модели, включены космос (space grant), морские технологии (sea grant), энергосбережение (sun grant). В каждом случае федеральное правительство выделяет специальный грант на создание соответствующего заведения и обязуется в дальнейшем финансировать eгo на регyлярной основе. Соответственно, распорядителями федерального финансирования по этим направлениям стали министерство энергетики, aгeнтcтвo по охране окружающей среды и НАСА. Как правило, это различные учебные заведения, но в ряде случаев один университет объединяет несколько наnравлений, а Корнельский университет и Университет штата Opeгoн действуют на всех четырех.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: США, вузы, образование
Subscribe

Posts from This Journal “вузы” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment