Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Умберто Эко. "Перечни в массовой культуре"

Умберто Эко (1932-2016) — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист. Ниже размещен фрагмент из его книги "Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов" (М., 2009).


Мария Элена Вейра да Сильва. "Библиотека", 1949. Париж, Центр Жоржа Помпиду

Поэтика списка пронизывает также многие аспекты массовой культуры, однако цель здесь иная, чем в авангардном искусстве. Вспомним такие знаменитые визуальные секвенции, как парад девушек в перьях, спускающихся по лестнице, из фильма "Безумства Зигфельда", или серию прыжков в воду и всевозможных русалок из телешоу "Красавицы на воде", или многочисленные шествия из фильма "Парад в огнях рампы", или дефилирующих моделей из фильма "Роберта" — и так вплоть до нынешних дефиле высокой моды. Здесь появление все новых и новых завлекательных прелестниц призвано всего лишь создать ощущение изобилия, удовлетворить гигантоманию, показать не один чудный образ, но много, очень много предоставить в распоряжение потребителя неисчерпаемый запас сладострастных соблазнов. Так в былые времена сильные мира навешивали на себя груды драгоценностей; так в некоторых американских ресторанах можно заплатить при входе, а потом заказывать все, что душе угодно, выбирая из феноменального количества блюд.

Техника перечня не предполагает, что что-то в миропорядке сомнительно; наоборот, эта техника гласит, что доступное всем и каждому изобилие - это верная модель упорядоченного общества. Снабжение клиента списками всевозможных соблазнов присуще обществу, в котором вызрела массовая культура. Маркс в начале "Капитала" пишет; «богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как скопление товаров». Символических мест такого скопления много: это и витрины, где выставлены ряды предметов, порой чрезмерные, но на самом деле предполагается, что витрина - лишь выборка из того, что можно найти внутри; это и промышленные выставки, где продукции больше, нежели экспонатов в любом музее, однако же самим названием провозглашается, что экспозиция неполна и что число предметов, которые предлагаются, бесконечно. Это и прославленные Вальтером Беньямином «пассажи», которые один парижский путеводитель XIX века определял как «крытые стеклом коридоры со стенами, облицованными мрамором», где «расположились в ряд самые изысканные магазины, что делает подобный пассаж городом и даже миром в миниатюре».

Это, наконец, универсальные магазины, некогда прославленные Золя в романе "Дамское счастье" - не что иное, как перечень самого себя. С другой стороны, еще Шпитцер говорил о «базарном духе» в связи с некоторыми перечислениями у Бальзака, по времени совпадающими с открытием в Париже первых универсальных магазинов, как, например, в следующем отрывке из "Набросков и фантазий": «Это был совершенно особый дом, удивительная панорама, настоящая галерея лиц, ярмарка обличий, состояний и мнений: женщины обворожительные, женщины просвещенные, женщины невинные, женщины оробевшие, женщины разбогатевшие, женщины кокетливые, актеры, литераторы, ораторы, прозаики, поэты, судьи, адвокаты, дипломаты, академики, менялы, галликанцы, ультрамонтанцы, республиканцы, монархисты, паписты, бонапартисты, хартисты, орлеанисты, анархисты, аллармисты, новеллисты, фельетонисты, памфлетисты, публицисты, журналисты, артисты - все они тут, все трутся друг о друга, сходятся, расходятся, толкаются...»


Илья Кабаков. Человек обречен в пространстве собственной квартиры, из серии Десять персонажей, 1985. Париж, Центр Жоржа Помпиду

Некоторые медийные перечни пришли на смену Кунсткамерам и сокровищницам прошлого, стали музеями диковин и чудес, особенно популярными в Соединенных Штатах. Таковы многочисленные экспозиции Ripley's Believe or not («Хотите верьте, хотите нет», музей, основанный Робертом Рипли), где выставлены забальзамированная усохшая голова дикаря с острова Борнео, скрипка, целиком сделанная из спичек, двухголовый теленок, сирена, найденная в 1842 году, гитара, переделанная из французского биде XVIII века, собрание затейливых надгробных камней, пыточная камера в виде Нюрнбергской Девы, статуя факира, прожившего всю жизнь в цепях, китаец с двумя зрачками. Все эти диковины объединяет то обстоятельство, что ни один раритет не является подлинным, потому что музеев Рипли много и все они одинаковые.

В то же время существует и музей покойного президента США Линдона Джонсона, где хранятся 40 тысяч красных контейнеров со всеми документами, относящимися к его политической деятельности, полмиллиона фотографий, воспоминания о его школьной жизни, фотографии свадебного путешествия, множество фильмов, рассказывающих о заграничных поездках президентской четы, которые постоянно демонстрируются посетителям, восковые фигуры, одетые в свадебные платья дочерей Люси и Линды, реконструкция в натуральную величину Овального зала Белого Дома, красные туфельки балерины Марии Толчиф, партитура с подписью пианиста Вана Клиберна, головной убор из перьев, который был на Кэрол Чэннинг в мюзикле Hello Dolly! (экспонаты артистов, выступавших в Белом Доме), подарки от представителей разных государств, индейский головной убор из перьев, портреты, выложенные из спичек, мемориальные доски в форме ковбойской шляпы, салфеточки с вышитым американским флагом, меч, подаренный королем Таиланда, и образцы лунной породы, привезенные астронавтами.


Дон Жако. Garbo's, 2001. Нью-Йорк, Галерея Луиса К. Мейзела

И наконец - царь всех списков мира, Интернет, бесконечный по определению, так как постоянно находится в развитии, самая настоящая паутина, лабиринт, а не аккуратное древо, Интернет, увлекающий в невообразимо мистическую, абсолютно виртуальную упоенность, Интернет, предоставляющий в наше распоряжение каталог информации, от которого мы чувствуем себя богатыми и всесильными, но зато теряем представление о том, что в нем относится к данным реального мира, а что нет, и утрачиваем способность отличать истину от ерунды.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Умберто Эко, масскульт, списки
Subscribe

Posts from This Journal “Умберто Эко” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment