Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Евгений Головин: "Продаваться - это значит изменять своим художественным принципам"

Вторая часть беседы писателя, переводчика, философа, алхимика Евгения Головина (1938-2010) с Радой Анчевской, 11 февраля 2002 года. Интервью было взято для радиопрограммы "Живой город", выходившей на "Говорит Москва". Первую часть разговора читайте здесь.



РА - Что такое несерьезность - это отстранение от себя, самоирония, понимание того, что ты все равно никогда не сможешь постичь этот тайный язык и то, что должно с тобой свершиться?

- Это забавный вопрос - все зависит от элементов, в которых мы живем. Герметика рассматривает четыре элемента, в которых мы существуем и из которых мы состоим - это огонь, воздух, вода, земля. Как вы понимаете, огонь самый веселый и самый подвижный элемен. Воздух, самый свободный, потому что он везде и ветер летает где хочет. Вода - элемент жизни, то из чего вообще может произойти жизнь. Земля есть тот фундамент, на котором мы, так сказать, пребываем, что такое серьезность в этом смысле. Ну представляете себе, если бы мы имея четыре таких элемента, только бы жили элементом, который называется земля? Мы бы строили дом и ограничились бы одним фундаментом. Поставили бы там столбы, чтобы все было основательно - это серьезно, не так ли? Да - это серьезно. Если перенести аспект элемента земля в нашу психическую жизнь, это значит что мы были бы такими флегматиками, очень основательными людьми ,которые продумывали бы тщательно каждую свою мысль, каждую свою концепцию, более того, продумывали бы тщательно каждый шаг по улице. Вот это и называется быть серьезным человеком. То есть, быть под основным влиянием элемента земля.

И далее, чем выше - элемент вода более субтильный и легче, и главное, там можно плавать, в том смысле, что вы согласитесь, что вода позволяет более свободные движения и позволяет не думать о фундаменте - о дне на котором мы стоим. Когда купаемся в реке - мы можем плавать. Сначала мало, потом больше и больше. Вы согласитесь, что мысли пловца сильно отличаются от мыслей человека, который стоит на берегу. И тем более, мысли летающего человека. Представьте себе, что вы хорошо изучив натуральную магию, научитесь плавать сначала в воде, а потом в воздухе. Видимо свободы будет еще больше и мысли будут другие. А если вы как саламандра научитесь жить в огне, то и говорить нечего, какой космос предстанет перед вами. Уж точно не тот, что мы сейчас можем созерцать - совсем другой. И когда алхимию называют "гейя сьянса" - веселая наука, имеется в виду именно это, имеется в виду, что алхимик стремится к этим более субтильным элементам, он стремится жить в воде, потом в воздухе, потом в огне. Огонь, с точки зрения психической, тоже очень любопытный элемент, потому что это есть то, что люди религиозные называют экстазом.

Элемент воздуха, для этих людей, есть та сфера, в которой они могут свободно летать и думать о Боге и хвалить Бога как птицы небесные. Значит, совершенно понятно, что есть дисциплины, в которых элемент земля необходим - устройство личной жизни, хорошее усваивание каких-то наук. И есть такие занятия, при которых этот элемент не только не необходим - он тянет к земле. С элементом земля мы соединяем такое чувство, как ипохондрия, меланхолия и так далее. То есть, она черная, давящая, свинцовая. То есть, каждый элемент обладает своими хорошими и, условно говоря, плохими качествами. В этом смысле, существует в алхимии такое понятие как квинтэссенция. Согласно Аристотелю, квинтэссенциально движутся планеты и созвездия - то есть кругами. Аристотель тогда не знал Кеплера и эллиптическое движение планет. Это круговое движение приводит в гармонию все три разнородные элементы. И, таким образом, представьте себе, когда четыре элемента: вода, воздух, огонь, земля начинают круговым движением приходить в определенное равновесие, они становятся сами по себе легче, чем была бы одна земля.

То есть человек, имеющий в себе эту квинтэссеннцию, может свободно перемещаться по этим элементам. Но, как говорится, в традиции, это очень высокий уровень развития, которого мы не достигли и с большим трудом достигнем, если нам вообще это давно. Итак, веселье, которое противоположно серьезности, абсолютно необходимо в таких дисциплинах как магия и алхимия. И вот почему : представьте себе, что человек, который целиком и полностью направлен элементом земля , как говорят, прагматик, что он сделает, когда он увидит неизвестное растение или услышит неизвестную ему птицу? Да он будет горы рыть! Он начнет изучать всякие учебники : он начнет читать учебник ботаники, орнитологии и все, наконец, скажем, что это пела ржанка или реполов. Он скажет : ах, как хорошо, какой я стал ученый! Раньше я знал одну птицу - воробья, да ворону! А теперь я знаю таких прекрасных птиц, как ржанка и реполов. Это последовательный человек который своего добился.

В алхимии и магии своего никогда не добиваются, по одной простой причине - своего нет. Ты просто отдаешься этому, как пловец отдается воде. У тебя нет ни фундамента, ничего. Если ты услышишь в лесу незнакомую птицу, и если ты хочешь учиться магии - ты скажешь себе - да эта птица поет хорошо и пойдешь дальше. Ты не будешь интересоваться, как ее называют, какие у ней повадки и когда у ней время перелета. Это совершенно неинтересно. Почему? Потому что мир для такого человека обладает тотальным интересом. Он бросает одну птицу. Он идет, его интересует цветок, после цветка его заинтересует асфальт - из чего сделан асфальт? Вы мне скажете, что это легкомысленный человек. Но именно легкомыслие, то качество, которое необходимо в изучении эзотерических дисциплин.

РА - В каких отношениях с миром находится человек преобразованный?

С социумом он и до того как достиг и после того, находится в совершенно одинаковых отношениях. Как говорится, он живет среди людей, но он одинок - и то, что у него есть паспорт и место работы, и то, что это самый обычный человек - он таким остается. Это поведение человека напоминает героя стихотворения Борхеса "Слепой Хью". Имеется в виду слепой герой "Острова Сокровищ", слепой пират - личность малосимпатичная, скорее угрожающая. Но Борхес так его представил - что вот ходит несчастный слепой по дорогам Англии и он ворует, грабит, убивает, чтобы дали ему что-то поесть, чтобы себе купить поесть и выпить. Но он знает, этот несчастный слепой знает, что где-то есть остров, где полно зарыто драгоценных камней . Он это знает один и никто другой об этом не знает и не узнает. Вот здесь та же идея.

Алхимик, вроде этого Хью, может быть бродягой или главным инженером, или - неуверен может ли он быть министром - хотя такие случаи были. На социальной лестнице он может занимать достаточно большое количество ступеней , переходя туда - сюда. Но при этом его индивидуальная жизнь проходит в той сфере свободы, о которой мы с вами говорили вначале. То есть единственное правило, что если это алхимик и он сумел при помощи трансмутации обратить энное количество ртути или свинца в золото, для него лучше не пользоваться этим золотом в своих личных целях. И не потому, что это предосудительно. Нет просто потому, что это может хрупкую целину его индивидуального поиска исказить. Потому, что как бы ни был развит человек, каких бы он ни достиг степеней в науке, все равно, он остается человеком, который подвержен любым порокам и страстям. Считается, что этого делать не надо, он должен быть всегда концентрирован. Как видите, такого рода занятия сопряжены с определенными дисциплинарными вещами.

РА - То есть, внутренние изменения человека преобразившегося, взгляду со стороны не заметны? Он полностью сокрыт?

Да, он, конечно, может изменяться. И с помощью эзотерических дисциплин, он может приобрести определенные возможности, которых нет у людей, но, как правило, это сильно осуждается. Йог, которому многолетняя работа надоедает, становится, как известно, факиром, то есть, он в первые несколько лет обучения приобрел определенные качества, и может ими пользоваться, зарабатывая деньги. Так говорят об обычных цыганах, что их когда-то выгнали из Индии, за то, что они нарушили закон своей касты и они, пользуясь тем, чему их в начальной школе обучили, бродят по миру, гадают и всякими такими вещами занимаются. Это считается предосудительным. Что такое в алхимии трансмутировать один металл в другой - это только, чтобы проверить ту субстанцию, над которой ты работаешь. Если ты обладаешь определенной пудрой проекции - определенным порошком, который может трансформировать медь в серебро - это не имеет отношения ни к этой меди, ни к этому серебру. Это значит, что ты просто становишься в своем поиске на правильном пути, что ты можешь работать дальше. Это значит только это, и больше ничего не значит.

Эти люди живут по принципу, который в музыке называется контрапунктом. Когда две мелодические линии не являются унисоном, иногда они пересекаются, иногда уходят друг от друга. Вот так герметик, алхимик, живет с человеком толпы, человеком социума. Он может с ним пересекаться и, поскольку контрапункт основан на законах гармонии, этот человек - алхимик - не хочет и не будет нарушать социальных законов, для того, чтобы войти с социумом в резкий диссонанс, который нельзя будет разрешить. Он, также понимая искусство контрапункта, будет уходить от линии социума, потом пересекать ее в одной точке, в другой, третьей. Таким образом, он живет в социуме, и, в то же время, нет. Он индивидуален, и, в то же время, он какой-то гражданин какого-то государства. Ну как он пересекается с социумом? Он сидит в своей лаборатории алхимической и вдруг его зовут в паспортный стол - он не будет говорить - пошли вы все к черту, все вы сволочи, со своими низкими заботами, я человек такой и сякой и занимаюсь великой операцией, великим магистерием, а вы меня зовете в какую-то милицию. Нет. Он, по закону контрапункта, просто пересечет этот самый участок и так далее... Не ощущая при этом ничего. В этом смысле, всякий маг, мистик и алхимик должен по законам гармонии жить с той средой в которой он живет.

РА- Как хиппи - жили себе потихоньку по своим законам. Ни с кем не воюя.

С одной стороны, все эти молодежные движения шестидесятых - это было позитивно. Протест против ужасных схематичных законов социума, в которых все вынуждены были жить. С другой стороны, как Вы знаете многие хиппи и панки стали респктабельными, завели свои дела, стали банкирами или во главе каких-то фирм. Это не стоит ничего, потому что это был молодой порыв. Это был естественный бунт молодежи против условий окружающей среды. Вот если кто-то из них - такие случаи бывали - остался хиппи до конца своих дней. Вот взял эту идеологию великого американского писателя Тора, который собственно и вдохновил идею хиппизма как такового. Тогда бы можно было говорить об этих людях что они идут законом контрапункта, то есть они свою мелодическую линию не прерывают и идут своим собственным вокалом - плох он или хорош - это другой вопрос, но не смешиваются с общим многоголосием толпы.

И в этом смысле - уже такой человек, который порывает с окружающим обществом своим, со своей семьей, со своим городом и уходит хипповать, пусть он даже при этом увлекается всякими опасными алкалоидами и наркотиками, это неважно, в конце концов, и если он, в отличие от большинства такой молодежи, в конце концов, находит в себе силы и дальше не жить законами этого общества и развивать свою мелодическую линию, тогда этот человек действительно годится для изучения натуральной магии. Если это только молодой порыв - то ничего, он вернется обратно и все хорошо. Это нужно для динамики общества - молодежь всегда должна бунтовать. Иначе, какая это молодежь?

РА - Ну да - просто включена в социальные какие то закономерности...

Ну да. Иначе невозможно. Человеческое общество лишится динамизма. Это также смешно, как требовать от школьника, чтобы он сидел за партой беспрерывно, сорок пять минут. Чтобы он не хулиганил и не безобразничал. Тогда не будет ни уроков, ни изучения, ничего. Что такое прогресс науки - это когда кто-то, как школьник в классе, начинает резко высказывать противоположное своему учителю мнение. Только таким образом наука развивается. Тут парадокс - развивается обычная наука. В алхимии, никакого прогресса не бывает, тут мы же не можем сказать что в поэзии, или в живописи, или в музыке - есть какой-то там прогресс. Да, есть прогресс музыкальных инструментов, безусловно, но не прогресс духа музыки - это невозможно.

То же самое алхимия, почему ее называют искусством или даже королевским искусством (почему королевским - длинное отступление - не будем), но то, что оно искусство - алхимия, магия, мистика - безусловно, потому что там нет прогресса как такового. Мы не можем сказать, что великий алхимик Ириней Филалет 17 века, более прогрессивен чем Зосима Панаполитанский, греческий алхимик 4 века. Также, как мы не скажем, что Шарль Бодлер более прогрессивный поэт чем Гомер - понимаете, это нонсенс. Все это значит, что традиция, как таковая, живет вне времени, точно также как искусство. Это значит, что она - традиция, оно - искусство, требует от тех людей, которые этим занимаются, того же самого условия - чтобы они жили вне времени. Чтобы они жили не в ногу со временем, а вне времени.

РА - Вы, в свое время, пересекались с разного рода рокерами, певшими песни на Ваши стихи. Сейчас поколение этих людей почти ичезло - ну или куда-то делось, растворилось. То есть, не сохранили они верность идее контрапункта?

Очень трудно сохранить верность такой идее. Во-вторых, эти люди - я не хочу переходить на личности - в конце концов, они не могут жить вне времени. Они должны жить в ногу со временем. Особенно рок-музыканты. Особенно концертирующие рок-музыканты, которые живут в среде конкуренции бесконечной, в среде - особенно здесь в России - где очень мало денег. Где они получают гроши за свои концерты. Понимаете, чем ужасен социум и эпоха, тем, что они тихо-тихо, незаметно незаметно уводят человека в пропасть, где он просто погибает. Он погибает для вечного искусства - не побоимся это сказать выспренным тоном. Если мы занимаемся музыкой - в нас должен жить дух музыки, который нас никогда не пустит в этот социум. Это не значит что мы должны брать свою гитару и идти и продаваться в толпу просто так. Что значит продаваться - это значит не то, что мы каким-то недостойным людям, которых мы не уважаем - поем какие-то песни и играем какие-то композиции - нет это нормальная вещь.

Продаваться - это значит изменять своим художественным принципам. Вот это значит продаваться. Что значит изменять своим художественным принципам? Когда художник или музыкант работает на заказ - когда он думает, что для того, чтобы ему чего-то заработать, ему надо не те песни сочинять, которые бы ему хотелось, а те, которые понравятся публике, то есть он становится - я не хочу употреблять такого рода бранных слов - он напоминает женщину, которая для того, чтобы заработать деньги, тоже обращает слишком большое вимание на окружающую публику. И в этом смысле, конечно, это есть определенная продажность. И дело не в деньгах и не в концертах. Можно на мусорной свалке устроить отличный хэппенинг вместе с хорошей рок-группой. Я не знаю, если бы я был Миком Джаггером , простите за такие слова, и приехал бы сюда с такими замечательными музыкантами, то вместо бы Лужников спокойно бы пошел на городскую свалку и там устроил бы концерт - нравится это кому-то или нет. Это нормальное отношение к жизни.

Я не говорю, что Мик Джаггер плохой музыкант, но он работает по традиции рока - то есть, он должен выступать на стадионе, где очень много народа. Но опять же, подчеркиваю, с точки зрения художественноого события, было бы лучше, если бы он выступал именно у нас, именно в нашей стране, просто на свалке. И тогда люди поняли бы его гораздо спокойнее, чем со всей его бесконечной электроикой, бесконечными трейлерами, бесконечными эффектами, лазерами и прочее, как на стадионе в Лужниках. Я хочу сказать, что есть действительно стилистическая линия искусства, от которой нельзя отходить и каждый художник, каждый музыкант это знает. Через какие бы трудности не пришлось ему проходить, все эти трудности он должен встречать конкретно, в том смысле, в котором мы говорили об этом слове. Ни в коем случае он не должен идти на поводу у социума, потому что, таким образом он пропадет сам и станет просто игрушкой этой толпы, которая поиграет им, поиграет, а потом выкинет.

РА - А Вы сейчас поддерживаете какие-то отношения с рок-музыкантами?

Практически нет, потому что мне не нравится все, что они делают. Не потому, что я такой сноб и потому, что мне нравится, что делаю я. К музыке можно относится по-разному. Я всегда любил музыку, как это ни смешно звучит, за ее теорию. Я с большим удовольствием занимался задачами по гармонии, а потом, где-то лет в 18, открыл для себя Шенберга и, с большим удовольствием, открыл для себя его учебник по гармонии. Также было и с другими композиторами, которых я для себя открывал. То есть, я всегда чувствовал, что музыка есть то, что - как сказал бы Хайдеггер - музыка, есть структура этого космоса нашей вселенной. Я не случайно выбрал примером контрапункт, для того, чтобы набросать схему взаимоотношений человека и социума. Также точно можно взять музыкальную гамму, в которой тоже можно много выводов сделать и философских и социальных. То есть, меня всегда это интересовало. И для меня инструментальная музыка является вторичным моментом и я никогда не мечтал стать музыкантом.

Более того, когда меня в детстве повели в музыкальную школу - меня очень быстро оттуда выгнали за то, что у меня нет слуха или чего-то там еще. Я был обижен и все такое прочее и только потом, много лет спустя, я прочел книгу очень знаменитого музыковеда прошлого века Гельмгольца, где этот автор обьясняет то, что я смутно подозревал - о том, что у всех нас музыкальный слух испорчен с детства, о том, что темперированная система есть насилие над натуральным слухом и что нет людей без музыкального слуха. Есть люди, близкие к стихии звука и близкие к натуральному звукоряду и есть люди, совершенно автоматически подготовленные с раннего детства, чтобы иметь эту самую, в голове, темперированную гамму, которая неприродная, которая совершенно искусственная и поэтому, говорить о том, что есть какой-то слух или нет какого-то слуха - это совершенно непрофессионально. Эта мысль меня очень утешила. И я стал продолжать свои теоретические изыскания.

РА - А нет у Вас ощущения, что рок-музыка ушла из жизни вместе с уходом или распадением определенного поколения людей?

Я думаю, что она безусловно ушла. Это можно сказать утвердительно - без всякого предположения. Есть серьезная книга о рок-музыке и там высказываются серьезные предположения - на мой взгляд, правильные, если мы отвлечемся от того, что мы живем в христианском мире - мире христианской религии. Тем более, если человек артист, он склоняется скорее к язычеству, чем к официальной монотеистической религии. Высказывается такое предположение, что языческих богов много. Вот греческие боги и каждый из них время от времени берет на себя власть над миром и вот эти двадцать или тридцать лет расцвета рок музыки, как считалось, это был взрыв дионисизма - когда Дионис пришел в этот мир. Конкретно, в Западную Европу, Англию и так далее. То есть, когда он полностью всколыхнул молодежь. Но бог не просто так является. Бог, который приходит - он диктует все : манеру поведения, костюмы, язык. И главное, он приносит музыку, совершенно другую, не ту, что в прошлом.

И в этом смысле, рок музыка, которая одушевила, я говорю нашим рабоче марксистским языком, затхлую цивилизацию - она действительно гниющая и затхлая - когда это все перевернуло, когда люди увидели, что жить можно совершенно другой жизнью, конечно трудно чем-то, кроме божественого вмешательства, этот процесс обьяснить. Но это божественное вмешательство длится, как правило, не очень долго и потом, когда оно уходит, уходит все, что бог приносит с собой. Точно так и с рок музыкой. Вы посмотрите, что было и какой был апофеоз и потом как эта рок- музыка стала медленно медленно сходить на нет. И мы можем сейчас повторить обрядовую сторону великих групп 60-70 годов. Мы можем одеться в те же костюмы и попытаться играть ту же музыку и также петь, но у нас ничего не получится. Точно также, заметьте, как если бы мы сейчас возродили культ Озириса и Изиды и спросили бы у историков как все это было и они бы нам все сказали. Вы же понимаете, что мы даже арендовав целый Египет, купив у арабов все эти пустыни - ну так месяца на три - я думаю, в нашей стране денег на это хватит, и устроили все эти великие религиозные культы. Вы же понимаете, что ничего бы не случилось. Ничего. Не та эпоха. Не то время. Вот, то же самое я думаю о рок-музыке..

РА - Наверное достаточно

Да, я тоже так думаю, а то я устал уже немножко.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Евгений Головин, Мик Джаггер, алхимия, герметизм, магия, музыка, оккультизм, прогресс, рок-музыка, традиционализм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Евгений Головин” Tag

promo philologist november 15, 09:27 1
Buy for 200 tokens
С августа по сентябрь 2017 года «интенсивность банкротств увеличилась практически во всех отраслях», говорится в отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Высшей школы экономики. Цифры чуть не дотянули до исторического максимума, который был зафиксирован…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments