Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

О ненасилии и Махатме Ганди

Сегодня, в день рождения одного из самых выдающихся людей Новейшего времени Махатмы Ганди, отмечается Международный день ненасилия. Это день был установлен Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году. День, как мне кажется, очень важный, и выбранный пример для подражания - превосходный. Особенность Ганди в том, что он почти наш современник, ведь на удивление еще живы люди, кто помнит, как он выглядел и ходил по земле (про многочисленные оставшиеся документальные свидетельства я даже сейчас не говорю). Это не какой-нибудь абстрактный святой из эпохи древности, жизнь которого, выхолощенную и подведенную под некий "канон", можно изучать лишь по мифам и легендам. Ганди - творец и участник истории 20 века, в котором большинство из нас родились.



При этом надо понимать, что ненасилие Ганди не есть пассивное смирение со злом, но, наоборот, активная борьба с ним - однако за счет повышенных требований, в первую очередь, не к другим, а к себе. Чтобы Ганди смог стать тем, кем он стал, он должен был всю жизнь преодолевать себя, бороться со своими эгоизмом, страхом и несовершенством (даже в своей автобиографии он довольно беспощаден к себе, когда повествует о собственных слабостях - о лжи, воровстве, кокетстве с женщинами, грубости к жене и т.д. и т.п.). Понятно, что Ганди уже родился с определенной миссией (индусы сказали бы о накоплении хорошей кармы за счет предыдущих перерождений) и талантом, в определенной семье и культуре (джайнизм весь пропитан идеями ненасилия), но несмотря на это, всё всегда зависит от личной решимости и выбора в каждый конкретный момент жизни, ибо примеров, когда люди зарывали свой талант в землю и отказывались смирять свои желания в момент, когда это от них требовалось, - тьмы и тьмы.

Помню, как меня удивило, что в общем-то неглупый философ Оливье Клеман с некоторым легкомыслием заявил в одном из интервью: "Я думаю, что непротивление типа Ганди может функционировать только в обществе с правовыми основами. В случае с Ганди это была Британская Империя. Так же подействовало непротивление в США во главе с Мартином Лютером Кингом, поскольку это было правовое общество. До некоторой степени это может действовать даже в Чили или в Бразилии - там диктатуры, но диктатуры не абсолютные. Этого совсем не понимают на Западе. Здесь не понимают, что если общество может еще протестовать и выражать свой гнев, то, значит, диктатура слабая, а если общество молчит, то это совсем не значит, что всё в нем хорошо. Как раз наоборот. В системе до конца тоталитарной, где нет законности, непротивление теряет всякий смысл. Вообразите, что произошло бы, если бы Индия была под руководством Гитлера или Сталина. Ганди долго не прожил бы".

Такой взгляд, как мне кажется, очень многое упрощает. Во-первых, представление о том, что Индия, управляемая англичанами, была правовой страной - явное преувеличение (произвольного насилия государства, убийств и проч. там было немало - достаточно ознакомиться с исторической литературой). Во-вторых, смысл деятельности таких великих подвижников как Ганди заключается не в том, чтобы что-то сделать, избежав смерти, а в том, чтобы каждый раз идти навстречу смертельной опасности, расширяя границы возможного. То есть смерть становится не финалом, а точкой отсчета. Иначе говоря, мы имеем дело с необыкновенной силой человеческого духа, подкрепленной божественным благословением. А только это и может что-то менять в мире по существу.

Проблема нынешней российской оппозиции заключается в том, что ее требования слишком малы и узки, и они не касаются переустройства всей системы, в которой мы живем. А даже если формально и касаются, то почти никто не готов ради осуществления этого ограничивать собственные эгоистические желания и радикально менять свой образ жизни, полностью посвятив себя духовному совершенствованию. У нас нет подлинных духовных лидеров, которые бы хотели изменить нынешнюю систему в сторону ее гуманизации и либерализации, хотя есть и отважные политические активисты, ненавидящие власть и готовые за свое сопротивление принять страдание, отправиться в тюрьму, и тонкие интеллектуалы, умеющие высветить и высмеять все недостатки этой власти.

Ганди же воплощал в себе все три необходимых качества - мощный интеллект, позволяющий видеть суть вещей, без "розовых очков", сильный нравственный стержень (он налагал на себя разные обеты, соблюдал многочисленные посты, отказался от всякой роскоши, один день в неделю предавался молчанию и т.д.), готовность отдать свою жизнь за других (не теоретически, а осуществляя конкретные политические действия, грозящие самыми разными опасностями). При этом он был лишен предубеждений и всегда стремился к новому знанию, которое порой вступало в конфликт с т.н. "традиционными ценностями".

Мало кто знает, что ради западного образования он по сути стал изгоем - его исключили из родной касты за то, что он решил поехать учиться в Лондон, и запретили другим членам касты общаться с ним (для любого индуса это большой удар). Уже в Лондоне он, помимо прочего, изучал теософию и многое почерпнул из учения Блаватской - у людей с позитивистским мировоззрением это тоже не укладывается в голове и вызывает резкий протест и даже шок. Но именно так работает механизм духовного становления - надо выйти за рамки привычного мира, чтобы понять, как он на самом деле устроен и как можно его изменить.

Блаватская тянулась к знанию индийских гуру и восточной философии, а Ганди приехал в Лондон, чтобы, в том числе научиться пониманию индуизма у Блаватской и западных теософов. Вот что он об этом пишет сам в книге "Моя жизнь": "Я прочел почти все английские переводы «Гиты» и считаю перевод Эдвина Арнольда лучшим. Он очень точен, и в то же время не чувствуется, что это перевод. Читая «Гиту» в те времена со своими друзьями, я не изучил ее тогда. Только через несколько лет она стала моей настольной книгой. Братья рекомендовали мне прочесть также «Свет Азии» Эдвина Арнольда, которого я до того знал только как автора «Небесной песни». Я прочел эту книгу с еще большим интересом, чем «Бхагаватгиту». Начав читать, я уже не мог оторваться. Они свели меня также в ложу Блаватской и там познакомили с м-м Блаватской и м-с Безант. Последняя в то время только что вступила в теософское общество, и я с большим интересом слушал различные толки по поводу ее обращения. Друзья советовали и мне вступить в это общество, но я вежливо отказался, заявив, что, обладая скудными познаниями в области своей собственной религии, не хочу принадлежать ни к какому религиозному обществу. Помнится, по настоянию братьев я прочел «Ключ к теософии» м-м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что индуизм полон предрассудков".

Убили Ганди те, кто не хотел радикальных изменений индийских порядков и "нарушения старых устоев". За его убийством стояли образованные брахманы, видевшие в нем опасного смутьяна и революционера. Но сама его насильственная смерть стала главным украшением его жизни (за счет нее он стал в один ряд с Иисусом Христом и Жанной д'Арк). В нынешней России тоже есть свои консервативные дремучие силы, готовые ради защиты абстрактных "святынек" и "духовных скреп" закатать в асфальт любого, и нужно иметь бесстрашие и волю не только для того, чтобы последовательно бороться с их дремучестью, но чтобы не использовать их собственные методы принуждения против них самих (как это уже произошло у нас в СССР), иначе потом все опять вернется на круги своя - вывески на государственных "зданиях добра" поменяют, а насилие по отношению к человеку так и останется неизменным.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Махатма Ганди, насилие
Subscribe

Posts from This Journal “Махатма Ганди” Tag

promo philologist 09:27, wednesday 1
Buy for 200 tokens
С августа по сентябрь 2017 года «интенсивность банкротств увеличилась практически во всех отраслях», говорится в отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Высшей школы экономики. Цифры чуть не дотянули до исторического максимума, который был зафиксирован…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments