Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Оккультная история. 5-я лекция, часть 1

Штутгарт, 31 декабря 1910 г.

Мои дорогие друзья! Взгляд на ход развития таких индивидуальностей, как те, которые мы проследили вчера в двух их воплощениях, позволяет нам немного заглянуть в таинственную жизнь и деятельность мировых духов в развитии человечества, в истории человечества. Ибо, если мы обратимся к тем образам, которые вчера, хотя бы бегло, прошли перед нашей душой, - образам Юлиана Отступника и следующего выявления той же самой индивидуальности в ходе человеческого развития в лице Тихо Браге, великого астронома, - то одна вещь особенно может броситься нам в глаза. Как раз у таких личностей, которые кое-что значат в истории, мы можем наблюдать, что своеобразие их индивидуальности действует из одной инкарнации в другую, но что в этом чистом ходе реинкарнаций, модифицируя их, дает о себе знать то, что хотят совершить в истории высокие духовные индивидуальности высших иерархий и для чего они пользуются только отдельными людьми как своими орудиями.



Ибо мы должны ведь себе сказать, что индивидуальность, которая выступила в лице Юлиана Отступника, имела в IV веке от Р. Х. задачу дать как бы последний толчок к тому, чтобы духовные сокровища мудрости более ранних эпох человеческого развития мощно вспыхнули в последний раз и были таким образом ограждены от судьбы, которая легко могла бы их постигнуть, если бы одному только восходящему христианству было предоставлено распоряжаться этими сокровищами мудрости. А, с другой стороны, мы должны сказать, что индивидуальность, которая была воплощена в личности, имевшей счастье даже быть посвященной в Элевсинские мистерии, при своей новой инкарнации имела предпосылки к тому, чтобы дать действовать на себя бесконечному изобилию сил эпохи и сущностей, которые действуют в эпохе, как это и должно было происходить в XVI веке. И мы действительно найдем вполне попятным все то великое и могучее, что вчера предстало перед нами в личности Тихо Браге и что находит свое объяснение в том, что несметное макрокосмическое знание в его связи с микрокосмом могло выступить в Тихо Браге, так как в своей прежней инкарнации он был именно посвященным.



Итак, благодаря таким наблюдениям оккультной истории мы замечаем, мои дорогие друзья, что, конечно, историю творят сами люди непосредственно, но что, в конечном счете, история может стать понятной все-таки лишь тогда, когда мы находим связь между отдельными, появляющимися в истории и умирающими личностями и индивидуальными нитями, которые, так сказать, проходят через все развитие человечества и реинкарнируются в личностях. Однако мы должны всегда соединять с этим еще то, что втекает из сверхфизических миров благодаря властям других иерархий, если хотим понять человечество на нашей Земле в ходе его истории.



Ну, так вот, в ходе нашего рассмотрения оказалось, что во всех культурных периодах после атлантической катастрофы через людей действовали определенные, стоящие над ними власти высших иерархий. Мы сказали, что особенно сильно это выступает в древнеиндийской душе, которая является, так сказать, только ареной действия для более высоких духовных сущностей. Несколько дальше назад отступает это в душе древнего перса. И затем мы видели, что в египетско-халдейской культуре душа имела уже задачу, - и особенно встает это перед нами при рассмотрении души вавилонян, - низвести сверхличное в личное, духовное -на физический план.



Личность, следовательно, приобретает все больше значения, чем больше мы приближаемся к греческой эпохе, и в ней, должны были мы сказать, мы имеем действие "я"в "я", полное выявление личности в сильных и ярких фигурах, которые встают перед нами в греческую эпоху. У греков и, позднее, у римлян больше всего отступает назад то, что может быть дано индивидуальности только из высших миров; зато вперед выступает то, что человек, как свое собственное человеческое, выражает в своей личности.



И вот, может возникнуть вопрос, - а только ответ на этот вопрос может сделать нам понятным весь оккультный ход истории глубже, - что это, собственно, за духи, которые действовали через индусов, древних персов, через вавилонян, халдеев и египтян, к каким иерархиям принадлежат они? На основе исследований, которые возможны для нас благодаря оккультным источникам, мы можем, конечно, некоторым образом сказать, какие индивидуальности высших иерархий в каждом из названных периодов пользовались людьми, как орудиями, чтобы действовать через них. В душу древних индусов, то есть в ту душу, которая была культурно-творческой непосредственно после атлантической катастрофы, вливали свои силы те существа, которых мы привыкли называть ангелами.



Так что в определенном отношении мы будем правы, если скажем, что когда древний индус говорил, когда он выражал то, что приводило в движение его душу, это было так, как если бы через его душу говорила не его собственная "я" – сущность прямо, но ангел. Так как ангел находится только одной ступенью выше человека, то он есть самое родственное человеку существо из высших иерархий, и потому он мог, так сказать, в наибольшей мере выражать себя в своем собственном своеобразии. Чуждое человеку проявляется как раз больше всего в индусской манере выражения, потому что ангел наиболее родственен человеку и потому яснее всего может высказываться как ангел.



Уже менее возможно было высказаться в их непосредственном своеобразии тем существам высших иерархий, которые гласили через древних персов. Ибо то были существа следующей, более высокой ступени, то были архангелы, которые гласили через душу древнеперсидского народа. И так как они стоят выше человека двумя ступенями, то поэтому то, что они могут высказать с помощью человеческого орудия, более чуждо их собственному существу, чем то, что могли выражать через индусов ангелы. Таким образом, все делается более человеческим ступень за ступенью. Тем не менее это нистекание из высших иерархий все время налицо. Через души вавилонского, халдейского и египетского населения высказываются духи Личности. Поэтому-то здесь в наибольшей степени и выдвигается личность, а то, что человек еще может давать из того, что нистекает сверху, наиболее чуждо своему происхождению и становится в наибольшей мере человечески-личным.



Таким образом, идя вплоть до вавилонско-египетского периода, мы имеем продолжающееся откровение ангелов, архангелов и духов Личности. Особенно у персов, мои дорогие друзья, мы можем точно проследить сознание того, что наиглавнейшие духи из иерархии архангелов воздействовали там на то, что мы можем назвать человеческим организмом, организмом в целом. Конечно, мы не должны брать среднего человека среди персов, если хотим проследить втекание того, что нистекало от высших иерархий. Оно текло и на обыкновенного перса, но знать, как это происходит, проникать в суть дела, могли только те, которые были непосредственными учениками инспиратора древне-персидской культуры, самого Заратустры.



И они знали это действительно; ибо вы может быть вспомните из многочисленных изложений учения Заратустры, которые я уже давал сам, или также из того, что передается экзотерически, что по воззрению древних персов, пра-божественное, Зерван Акарана, проявляется через две противоположные силы - Ормузда и Аримана. Древние персы ясно понимали, что все, что выявляется в человеке, происходит из Макрокосма, и что явления Макрокосма, а именно движение и положение звезд, имеет таинственную связь с тем, что заключено в микрокосме, в человеке. Потому ученики Заратустры видели внешнее выражение, образ Зервана Акарана, того, что живет вечно и творит как пра-существо сквозь все времена, в Зодиаке; и слово Зодиак еще напоминает о Зерване Акарана. Итак, в Зодиаке видели они это.



Ученики Заратустры видели, как двенадцать сил идут по двенадцати направлениям от Зодиака, из которых половина обращена к светлой стороне, как бы к световой стороне Зодиака, которую Солнце проходит днем; другая половина обращена к темной стороне Зодиака, к Ариману, как они говорили. Итак, приходящими с двенадцати сторон Вселенной и проникающими в человеческую организацию представляли себе персы макрокосмические силы; эти силы вливались в человеческую организацию, действовали и работали в ней, так что они были в наличии, присутствовали в человеке. Поэтому то, что развивается посредством двенадцатеричности, должно обнаруживаться человеческому разуму и микрокосмически; то есть это должно выражаться через двенадцатеричность Амшаспандов (архангелов) и в микрокосме, а именно - как конечное выявление этих двенадцати духовных макрокосмических сущностей, которые уже действовали раньше, которые подготовили то, что нашло только окончательное завершение во время персидской культуры.



Современная физиология могла бы знать, где находятся двенадцать микрокосмических отображений двенадцати Амшаспандов. Это двенадцать головных нервов, которые выходят из головы; они не что иное, как то, что возникло через излучение двенадцати макрокосмических сил в человека и в человеке материально уплотнилось. С двенадцати сторон Зодиака действовали двенадцать архангельских существ - так это представляли себе древние персы; чтобы постепенно произвести то, чем теперь является наш разум, действовали они в двенадцати лучах на человеческую голову. Конечно, в древнеперсидскуюэпоху они действовали на человека не впервые, а уже напоследок, так что мы имеем двенадцать космических излучений, двенадцать архангельских излучений, которые потом уплотнились в голове человека в двенадцать нервов головного мозга, как будто они там внутри материально застыли. И так как в более поздние времена всегда, разумеется, знали и то, что знали раньше, то персы могли также знать, что в индийской культуре действовали духи, стоявшие ниже архангелов. Следующую ступень ниже Амшаспандов, ниже архангелов, персы называли Изадами и среди них различали 28-31 Изада.



Они обусловливают менее высокую деятельность, душевную деятельность в людях. Они посылают свои лучи, и те соответствуют 28 или 30-31 нерву спинного мозга человека. Таким образом, нашу современную физиологию вы имеете макрокосмически перенесенной в духовное, в спиритуальное - в двенадцати Амшаспандах зороастризма и в 28-31 Изаде, в следующей нижестоящей иерархии. Ведь в историческом развитии человечества все действительно происходит так, что то, что первоначально выступило духовно, вновь встает перед нашими глазами при анатомическом вскрытии, потому что вещи, которые раньше были доступны духовному ясновидческому созерцанию, в более поздние эпохи проявляются материалистически.



Здесь, действительно, обнаруживается удивительный мост между спиритуальностью зороастризма и нашей современной физиологией с ее материализмом. Конечно, уделом большей части человечества будет смотреть на такие идеи о связи между персидскими Амшаспандами и Изадами с нашими нервами как на безумие, особенно для тех, кто сегодня изучает материалистическую физиологию. Но у нас еще есть время, потому что персидский период повторится вполне лишь в шестом периоде, в том периоде, который последует за нашим. Только тогда будут существовать основные условия для того, чтобы такие вещи могли стать понятными большей части человечества. Потому мы должны довольствоваться тем, что сегодня мы в области духовнонаучного мировоззрения можем указывать на такие вещи. Но такие указания и сегодня должны быть сделаны, если говорить в настоящем смысле слова о духовнонаучном мировоззрении и если не только в общих фразах указывать на то, что человек есть микрокосмическое повторение Макрокосма.



В других странах также было известно, что то, что выражается в человеке, притекает извне. Потому, например, в определенные времена в германской мифологии говорилось о двенадцати потоках, которые текут из Нифльхейма в Муспельхейм. Двенадцать потоков подразумевались не в физически-материальном смысле; это то, что, узренное ясновидчески как определенный отблеск Макрокосма, вливается в человеческий микрокосм, в существо, которое живет на земле и которое должно развиваться посредством макрокосмических сил. И, конечно, надо подчеркнуть, что сегодня эти течения видимы, в сущности, как астральные течения, тогда как в атлантические времена, которые непосредственно следовали за Лемурией, и даже в самой Лемурии они могли быть видимы как эфирные течения.



Поэтому одна из планет, родственная Земле, только находящаяся в более ранней стадии развития, должна являть нечто подобное. И так как издали можно часто наблюдать вещи, которые вблизи, вследствие разъединенности, ускользают от нашего восприятия, то на планете, схожей с Землей, когда она отстоит достаточно далеко и проходит такие ранние ступени развития нашей Земли, можно было бы еще и теперь наблюдать эти двенадцать течений. Конечно, они будут иметь несколько иной вид, чем имели некогда на Земле, и, конечно, необходимо расстояние, потому что если вы, например, находитесь в рое мошек, то и рой не покажется вам с облакоподобными оттенениями; вы воспримете его только тогда, когда увидите его издали.



То, что я сейчас сказал, лежит в основе наблюдений, которые гласят о каналах Марса. В основе того, что описывается как каналы Марса, в действительности лежит то, на что я вам только что указал; здесь имеют дело с определенными потоками сил, которые соответствуют более раннему состоянию Земли и которые описаны в древнегерманском мифе как потоки, текущие из Нифльхейма в Муспельхейм. Это, конечно, ужаснейшая ересь для нынешней школьной физиологии и школьной астрономии, но им придется в ходе ближайших тысячелетий внести у себя много поправок. Все это может указать нам на то, в какую бездну премудрости заглядываем мы в смутном предчувствии, когда высказывается простое положение: человеческий микрокосм есть род отражения Макрокосма.



Такие слова указывают нам на то, что эта фраза непосредственно соприкасается с глубочайшей мудростью, ибо слова "человек есть микрокосм по отношению к Макрокосму" могут быть действительно просто тривиальной фразой - правильно же понятые, они могут представлять для нас совокупность миллионов и миллионов отдельных конкретных истин. И это должно было быть подчеркнуто, чтобы показать вам, какой была конфигурация души людей древнеперсидской культуры. Тогда имелось, особенно у ведущих личностей, живое ощущение этой связи человека с Макрокосмом.



После того как до вавилонско-халдейской культуры включительно действовали те сущности, которые мы обозначили по порядку как ангелов, архангелов и духов Личности, последовала та примечательная греко-латинская культура, которая в особенности дала выражение личности как таковой, действию "я" в "я". И тут проявились определенные сущности, которые находятся ступенью выше духов Личности; тут проявились духи Формы. Но откровение духов Формы совершалось иначе, чем откровение духов Личности, архангелов и ангелов. Как проявляют себя ангелы, архангелы и духи Личности в нашу послеатлантическую эпоху? Они действуют на внутреннее человека: ангелы - инспирируя индуса, архангелы еще сходным образом действуют на древнего перса, но так, что человеческое приобретает уже несколько больше значения; дух же Личности стоял как бы позади души египтян, побуждая ее вынести духовное на физический план.



Иначе проявляют себя духи Формы. Они выявляют себя, действуя снизу вверх, как гораздо более мощные духи, которым нет надобности пользоваться только человеком как орудием; они проявляются в царствах природы, что лежат вокруг нас, в конфигурации существ минерального, растительного, животного царств. И если человек хочет узнать духов Формы по их проявлению, он должен направить свой взгляд вовне, должен наблюдать природу, должен вникать в то, что внесли в природу духи Формы. Поэтому в греческую эпоху, когда преимущественно проявляли себя духи Формы, человек не получает прямого влияния, которое действовало бы инспирирующе. Воздействие духов Формы совершается скорее так, что внешняя сторона чувственного мира влечет человека, что его чувства с радостью, с воодушевлением обращаются к тому, что распростерто вокруг, что он пытается придать идеальный облик тому, что распростерто вокруг.



Итак, извне чаруют духи Формы, и один из главнейших духов Формы - тот, который скрывается за Ягве или Иеговой. И хотя по числу духов Формы семь и они действуют в различных царствах природы, у современного человека имеется способность чувствовать, собственно, только одного из них, которого мы называем Ягве. Если мы продумаем все это, то нам представится понятным, что, по существу, в четвертом периоде человек более или менее покинут в главном этими направляющими силами - ангелами, архангелами и духами Личности и что он совершенно обращает свой взгляд на внешний мир, на физический горизонт, где обнаруживаются духи Формы.



Они, собственно, находились позади этого физического мира уже и раньше, они только, так сказать, не давали себя распознать человеческому познанию. В эпоху, которая непосредственно следовала за атлантической катастрофой, действовали духи Формы; они действовали в царствах природы, в законах погоды, в законах растения, животного и минерала. Они действовали и в более древние времена. Но человек не направлял своего взгляда на то, что вставало перед ним внешне, потому что внутренне он был инспирирован другими. Он был отвлечен от внешнего мира.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная история. 4-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist february 15, 06:09 10
Buy for 200 tokens
Андрей Мовчан, финансист, директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги: "власть не собирается менять ничего. Позиция обитателей Кремля за последние 5-6 лет проявилась достаточно четко: во главу угла поставлена стабильность (и самой власти – в первую…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments