Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Питер Бёрк. "Культуральная история политики"

Из книги: Бёрк П. Что такое культуральная история? / пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Лазарева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - (Исследования культуры).


Фото: promros.ru

Культуральная история политики

Политику и культуру связывает не одна нить. Одно из возможных переплетений исследовалось Шорске в его работе «Вена на рубеже веков». Другой подход можно описать как культурную политику, начиная с придания публичности коллекционной деятельности правителей как проявлению их величия и хорошего вкуса и заканчивая национальными или националистическими причинами основания галерей, музеев и театров в XIX столетии. Интерес к тому, что иногда называют «культурным менеджментом», отчасти заметен в XIX и XX столетиях. В Бразилии, например, именно режим президента Варгаса, в частности между 1930 и 1945 гг., был особенно озабочен национальной культурой, хотя, как утверждается в одном недавнем исследовании, это было еще и время «культурных войн» в смысле борьбы между министерствами или между архитектурными стилями во имя репрезентации национальной идентичности.

Однако именно культура политики здесь более всего заслуживает внимания. Было бы заблуждением полагать, что культуральные историки всегда игнорировали политику или что политические историки тотально пренебрегали культурой. В традиционной культуральной истории политика находила себе место, включая работу Буркхардта о государстве эпохи Возрождения как произведении искусства, Марка Блока — о целительных силах, приписывавшихся правителям Франции и Англии, и многочисленных исследователей о символизме монархии — регалиях, коронациях, похоронах или официальных въездах в города. Некоторые ведущие фигуры политических исследований, такие как Мюррей Эдельман, автор «Политики как символического действия» («Politics as Symbolic Action», 1971), осуществили свой «культуральный поворот» поколение назад, изучая политические ритуалы или квазиритуалы и другие символические аспекты политического поведения в настоящем и прошлом.

Культуральное объяснение тревожной политической истории Ирландии, предложенное Ф.С.Л. Лайонсом, рассматривалось в одной из предыдущих глав (см. гл. III, подгл. «Экспансия культуры», п. «Культуральные объяснения»). В любом случае, когда входит в употребление новый технический термин, обычно это признак сдвига в интересах или подходах. Понятие «политической культуры» — выражение потребности связать обе сферы, фокусируясь на политических установках или представлениях различных групп людей и способах усвоения этих установок. Используемое политологами в 1960-е годы, это понятие, видимо, вошло в дискурс историков в конце 1980-х, судя по названиям книг — таких как «Политическая культура старого режима» Кита Бейкера («The Political Culture of the Old Regime», 1987), не имеет значения, применялось ли это выражение к целой стране или такой группе, как женщины.

Исследование Французской революции Линн Хант, ведущей фигуры НКИ, было главным образом сосредоточено на политической культуре. В центре ее работы «Политика, культура и класс во Французской революции» («Politics, Culture and Class in the French Revolution», 1984) — изменения «правил политического поведения» и особенно новые «символические практики», исследуемые в манере Фуко. Эти практики от хореографии публичных празднеств до ношения трехцветной кокарды или красного колпака свободы и обращения к любому фамильярно на «ты» или «гражданин/гражданка» символизировали равенство и братство, внося малыми порциями вклад в реализацию этих идеалов. Книга, начинавшаяся как социальная история политики, по признанию ее автора, трансформировалась в культуральную историю, хотя тщательное отслеживание различий между способами участия в этой новой политической культуре, например, мужчин и женщин, выдает былого социального историка.

Другой недавний пример переплетения политической и культуральной истории — из коллективной работы группы по субалтерн-исследованиям («Subaltern Studies Group»), локализующейся в Индии и возглавляемой Ранаджитом Гухой. Проектом группы, приведшим к широким дебатам, было не меньше чем переписать историю Индии, в частности историю движения за независимость Индии до 1947 г. Целью было дать должное место различным субалтерн-группам («подчиненным классам», как привык называть их Грамши) наряду с элитами, описанием деятельности которых полны прежние истории независимости. В этом смысле вдохновляющим фактором послужила работа Эдварда Томпсона, чей отец работал в Индии и симпатизировал движению за независимость.

Работа, опубликованная индийской группой по субалтерн-исследованиям, тоже была направлена на выявление различий при рассмотрении политической культуры, особенно культуры, информирующей «о подчиненном состоянии». Литературные тексты, как и официальные документы, использовались как источники по «ментальности подчинения». И здесь тоже образцом был Эдвард Томпсон, хотя, в отличие от Томпсона, группа всегда испытывала сильный интерес к культуральной теории, в том числе к работам Леви-Стросса, Фуко и Деррида. За конкретным примером подхода этой группы можно обратиться к исследованию Шахидом Амином образа Ганди в «крестьянском сознании», акцентирующему тот способ, которым «предсуществовавшие паттерны народной веры» сформировали этот образ (здесь мы снова видим интерес к схемам). Циркулировали легенды, описывавшие оккультные силы Ганди, а сам культ лидера был секулярной версией преданности (bhakti) Кришне и другим богам. Это исследование проясняет некоторые вопросы по поводу передачи традиции, поставленные в гл. V.

С одной стороны, можно сказать, что религиозные традиции подверглись секуляризации. С другой же стороны ясно, что политические установки и практики испытывали глубокое влияние религиозных верований. «Культуральная гибридизация», а не «модернизация традиции», было бы, кажется, лучшим определением процесса, который анализирует Амин. Подъем международного интереса к постколониальным исследованиям помог этому движению привлечь значительное внимание за пределами Индии. Была основана латиноамериканская группа по субалтерн-исследованиям, а в статье, написанной в 1996 г., анализируется влияние «подхода снизу» на историков, изучающих Ирландию. Прием работы латиноамериканской группы — хороший пример глобализации создания исторических текстов сегодня и иллюстрация того, что связей между культурой и политикой в настоящем не меньше, чем в прошлом. Он также показывает, как проверяются идеи в ходе попыток использовать их за пределами контекста, для которого они изначально создавались.

Несмотря на эти исследования политической культуры, множество значимых тем все еще ждут своих культуральных историков. Еще только начинают изучаться связи между политикой и медиа — в исследованиях «культуры новостей», например роли новостей в английской гражданской войне или политики придворного скандала. Относительно XIX и XX вв. такие возможности особенно очевидны, поскольку в НКИ (новой культуральной истории) всегда преобладали специалисты по Средним векам и периоду раннего Нового времени. Никто, насколько мы знаем, не пытался еще написать историческую антропологию парламентов или же современных дипломатических корпусов и их ритуалов, хотя уже осуществлены исследования празднеств в эпоху национализма.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: культура, политика
Subscribe

Posts from This Journal “культура” Tag

promo philologist november 15, 09:27 1
Buy for 200 tokens
С августа по сентябрь 2017 года «интенсивность банкротств увеличилась практически во всех отраслях», говорится в отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Высшей школы экономики. Цифры чуть не дотянули до исторического максимума, который был зафиксирован…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment