Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Марио Варгас Льоса: "Проблема России в том, что у вас очень авторитарный президент"

Из беседы перуанского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (2010) Марио Варгас Льоса с Алексеем Каданером. Полностью текст интервью можно прочесть на сайте издания "Медуза".



— Вы последовательно и жестко выступаете против любых проявлений диктатуры. В прошлом Латинская Америка знала много диктаторов. Диктаторские режимы все еще представляют угрозу для современного мира?

— Конечно. Диктатура — это серьезная проблема нашего мира. Была, есть и будет оставаться проблемой.

— Считаете ли вы это актуальной проблемой для России?

— Я думаю, проблема России в том, что у вас очень авторитарный президент. И, к сожалению, он пользуется очень большой популярностью. С диктаторами часто бывает так же: Фидель Кастро был очень популярен, но он был диктатором. Фашистские диктаторы были популярны — возьмите Франко, которого поддерживали не меньше половины жителей Испании. Почему так происходит? Мне кажется, причина в том, что демократические ценности не укоренились в обществе. И поэтому оно очень уязвимо для популизма и демагогии, которые присущи и левым, и правым диктаторам. Это не политическая, а культурная проблема, поэтому очень важно поддерживать и развивать демократические ценности, чтобы они стали для общества прививкой от любых проявлений популизма и демагогии, которые и прокладывают диктатуре дорогу.

— Какую роль в этом играют литература и вообще искусство?

— Я уверен, что хорошая, свободная литература помогает людям понять, насколько это важно для общества — быть свободным, жить без цензуры, иметь возможность обсуждать любые идеи и ценности. Я считаю, это жизненно необходимо. И, знаете, это происходит. Медленно, но ситуация улучшается. Россия, несмотря на проявления авторитаризма во власти, продвинулась очень далеко вперед. Если сравнивать с СССР, прогресс очень заметен. Так же, кстати, как и в Латинской Америке. Когда я был молод, вся Латинская Америка была во власти диктаторов, кроме трех стран: Коста-Рики, Чили и Уругвая, где была демократия. Сегодня ничего подобного нет. Остались только Куба и Венесуэла — два диктаторских режима, а в других странах гражданские правительства. Да, где-то они коррумпированны, где-то свобод чуть меньше, где-то чуть больше, но в целом гражданское правительство и свободные выборы — это огромный прогресс по сравнению с диктатурой. Все меняется к лучшему, по крайней мере, тенденция положительная.

— Недавно в России по обвинениям в мошенничестве арестовали известного театрального режиссера Кирилла Серебренникова, который критически отзывался о власти. Многие восприняли это как очень тревожный сигнал. Вы когда-то говорили, что художники становятся социально ответственными, когда на них оказывается давление. Может ли цензура каким-то образом подтолкнуть художников к высказыванию?

— Нет. Цензура убивает литературу, убивает творчество. Это очень опасно. Если власть решает, какие идеи будут заложены в книгах, которые увидят свет, общество теряет всякую способность критически оценивать ситуацию. А без критики у власти развязаны руки, она может злоупотреблять своими возможностями. Поэтому бороться за свободу прессы, свободу литературы и культуры чрезвычайно важно. Необязательно у вас будет та пресса и та литература, которую вы хотите, но они должны быть свободными, чтобы люди могли критически мыслить. Без критики власть будет становиться все сильнее и сильнее, пока не превратится в чудовище, а это обязательно произойдет. Именно поэтому так важно бороться за право на любые культурные высказывания, которые неподвластны правительству.

— А вам не кажется, что полная свобода не поощряет людей с чем-либо бороться?

— Я так не думаю, нет. Так или иначе, литература существует всегда. Но если ее контролирует государство, она никогда не будет полноценной. Ведь цензура вызывает у писателя страх: он боится дать волю воображению. Конечно, всегда можно уйти в самиздат — неофициальную, параллельную литературу. Но это приведет к искажению другого рода: умы писателей будет занимать политика, а иногда ничего, кроме политики. Чтобы этого избежать, нужно бороться за свободу прессы и свободу творчества. И ведь в России сейчас с этим все неплохо, разве нет? Это ведь уже не норма, как было когда-то. Очень важно, кстати, что в России есть не только государственные издательства, но и частные. Конкуренция между частными и государственными издательствами идет на пользу и писателям, и читателям.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Варгас Льоса, Серебренников, диктатура, литература, свобода, цензура
Subscribe

Posts from This Journal “Варгас Льоса” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments