Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Вениамин Каверин: "Слово «веселый» удивительно подходит к личности Тынянова" (1982)

Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943) — русский советский прозаик, поэт, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, представитель русского формализма. Ниже размещено вступительное слово писателя Вениамина Каверина на Тыняновских чтениях 1982 года. Текст приводится по изданию: Каверин В.А. Вступительное слово на открытии чтений // Тыняновский сборник. Первые тыняновские чтения (г. Резекне, май 1982 г.) / Отв. ред. М.О. Чудакова. - Рига: Зинатне, 1984.



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ОТКРЫТИИ ЧТЕНИЙ

Уважаемые друзья! По поручению Союза писателей я открываю Первые Тыняновские чтения, организованные Комиссией по литературному наследию Юрия Николаевича Тынянова. Вызывает глубокое удовлетворение, что эти Чтения проходят в его родном городе. Здесь его помнят и любят. Здесь одна из улиц носит его имя, как и городская библиотека; на доме, в котором он провел детство, открыта мемориальная доска. Нет необходимости рассказывать многолетнюю историю работы нашей Комиссии, это заняло бы слишком много времени. Ее основной задачей является публикация и изучение научного и художественного наследия Тынянова. Общеизвестны многочисленные издания — от «Избранных произведений» в 1956 г. до трех книг романов и рассказов, выпущенных ленинградским отделением издательства «Художественная литература» в 1973—1975 гг., и отдельных изданий ряда произведений в последние годы. Но, может быть, самый важный результат издательской деятельности Комиссии — сборник «Поэтика. История литературы. Кино» (М., «Наука», 1977), ценной особенностью которого является обширный многосторонний комментарий. Без всех этих книг едва ли может обойтись наша культура.

Имя Тынянова в настоящее время стоит высоко. Не всегда было так. После траурного собрания в 1944 г., состоявшегося в Союзе писателей, на котором выступили крупные писатели и литературоведы, наступило долгое молчание, когда имя Тынянова даже не упоминалось, как это произошло в те годы в статье о Кюхельбекере в БСЭ. Факт поразительный: в числе ученых, открывших и опубликовавших наследие Кюхельбекера, Тынянов не упоминался. В 40-х и начале 50-х годов появились некоторые историко-литературные работы, основанные на главных мыслях Тынянова, который при этом опять-таки не был упомянут. Это побудило меня написать тогдашнему секретарю Союза писателей К.М. Симонову резкое письмо. Оно хранится в архиве писателя.

Но уже в конце 1953 и в 1954 году имя Тынянова вновь появляется на страницах литературоведческих и критических работ, и с тех пор началась интенсивная работа нашей Комиссии. Были устроены памятные вечера. Один из них происходил в квартире-музее А. С. Пушкина на Мойке. В 1964 году, к 70-летию Тынянова, Союз писателей организовал вечер при участии В.Б. Шкловского, Н.Л. Степанова, И.Г. Эренбурга, Л.3. Трауберга, на котором были высказаны важные мысли, связанные с дальнейшим изучением работ Тынянова, как художественных, так и научных. Тогда Шкловский сказал, что в истории литературы взаимодействуют не отдельные элементы, а системы, что системы эти не пропадают бесследно, а вступают во взаимодействие. О значении работ Тынянова стали писать с пониманием дела. Тынянов взглянул на литературу проницательным взглядом, он прочел ее так, как до него не читали. Это новое зрение было свойственно его поколению ученых, поколению В.Б. Шкловского, Б.М. Эйхенбаума, Б.В. Томашевского, Р.О. Якобсона, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского, Ю.Г. Оксмана.

В 1914 году вышла книга Шкловского «Воскрешение слова». Через несколько лет Тынянов с молодой энергией примкнул к новому направлению — ОПОЯЗу и скоро стал одним из ведущих его деятелей. Однако была черта, резко отделявшая его от единомышленников: уникальность единения в одном лице большого ученого и большого писателя. В литературе найдется немного подобных примеров. Уникальность определялась не только соединением двух миров — мира гуманитарной науки и мира художественной литературы. Она заключалась в том плодотворном взаимодействии, которое не позволяло жить одному без другого. Вильгельм Кюхельбекер сперва был открыт в науке, а потом предстал перед нами как живой человек со страниц художественного произведения. Как известно, роман был написан очень быстро. Эта быстрота была продиктована не только всеобъемлющим знанием материала, но и любовью к забытому поэту и стремлением исправить ту несправедливость, которая постигла его посмертную судьбу. На упомянутом вечере 1964 года Шкловский сказал о «Кюхле»: «Тынянов написал роман просто — так, как будто этот роман стоял за дверью. Юрий Николаевич открыл дверь, и роман вошел».

Замечу — и это еще предстоит изучить, — что три романа Тынянова написаны в разном ключе, в разном ритме. Если «Кюхля» явился как бы прямым отражением эпохи, которую Тынянов знал так, как будто жил в ней, то «Смерть Вазир-Мухтара» связана с его работой в кино, и визуальные наблюдения в этом романе построены в совершенно другой стилевой системе. Это не противоречит тому обстоятельству, что, как и «Кюхля», роман о Грибоедове потребовал глубокого научного изучения материала. Более того, научные статьи о Грибоедове были написаны уже после того, как появился роман. Наука не мешала, а помогала углублять созданный образ. «Пушкин» связан с гипотезой, до сих пор всецело не подтвержденной, но придавшей силу и оригинальность грандиозному замыслу, который, к сожалению, не был доведен до конца. «Пушкин» написан в другой стилевой манере, чем «Смерть Вазир-Мухтара». Это ведет нас к мысли, что Тынянов как бы подбирал разные ключи к преобразованию самого жанра исторического повествования. Поставьте рядом ироническую стилевую манеру «Малолетного Витушишникова» с трагизмом «Восковой персоны», тоже отнюдь не лишенной язвительного сарказма, — и эта мысль покажется вам достойной изучения.

Тынянов понимал, что великие противоречия искусства составляют поступь искусства, которое шагает, не оборачиваясь, не падая и неустанно продвигаясь вперед. Я был свидетелем его работы и могу смело утверждать, что она была окрашена еще одной чертой — тесной связью прошлого с настоящим. Он умел уловить в современниках сходство с людьми минувшего столетия и смело пользовался этим сходством как моделью для своих портретов. Правда, этот прием могли угадать, кажется, только те, кто его знал и любил. Однако недаром Юрий Николаевич писал: «Если бы у меня не было моего детства — я не понимал бы истории. Если б не было революции, не понимал бы литературы». Но, рисуя портреты своих современников, под именами лиц, действовавших в нашей истории, он неустанно рисовал и свой портрет. Для меня, знавшего его очень близко, ясны авторские черты в характерах главных и второстепенных героев его произведений.

А. Блок в своей знаменитой речи о Пушкине неожиданно назвал его имя «веселым». Я не ошибусь, если скажу: слово «веселый» удивительно подходит к личности Тынянова. При всей своей огромной учености, при умении работать не работая, но продолжая ежеминутно думать о работе, — он был человеком очень веселым, доброжелательным, радушным. Скромность и доброта соединялись в нем с трезвой, подчас беспощадной оценкой действительности — оценкой лиц и событий, вредных или полезных для нашей литературы, двигавших ее вперед или пытавшихся ее затормозить. Если подсчитать годы, в которые он активно работал, итог будет очень скромный. Первая книга «Достоевский и Гоголь» вышла в 1921 году, последняя публикация в журнале «Знамя» — в 1943. Из этих двадцати лет десять или двенадцать отняла тяжелая болезнь, которая все больше мешала ему работать. Но он работал. Он оставил интереснейшие замыслы. Я здесь один из немногих, знавших Тынянова при жизни. И, может быть, никто в большей мере, чем я, не может вообразить радостное изумление, которое вызывал у всех этот писатель и ученый. Он любил родину. Это родина русской литературы — литературы, всегда и неизбежно существовавшей под знаком мужества, чести и нравственных начал.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Каверин, Тынянов, литература, филология
Subscribe

Posts from This Journal “Тынянов” Tag

promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments