Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 2

Прага, 21 марта 1911 года

Мы внесем больше ясности в понимание природы сознательного и бессознательного, если обратимся к помощи другого рассмотрения. Как вы все знаете, внешняя наука говорит, что нервная система со всем тем, что к ней принадлежит, является органом сознания. Теперь, чтобы получить основу для нашего оккультного наблюдения, нам необходимо понять, как относится нервная система к системе крови, которую мы сегодня схематично обрисовали. Тогда мы увидим, что наша нервная система во всем организме входит в определенные отношения с системой крови и что кровь повсюду соприкасается с нервной системой. Тут обратим внимание на то, что внешняя наука считает в этой связи чем-то установленным. А именно: что в нервной системе находится общий регулятор всей сознательной деятельности, всего, что мы называем сознательной душевной жизнью.



Здесь нельзя не напомнить (пока лишь только в общих чертах, чтобы потом доказать это), что для оккультистов нервная система представляет собой только своего рода основу для сознания. Ибо поскольку в наш физический организм вчленена нервная система (вступающая в соприкосновение с кровью или, по крайней мере, имеющая известное отношение к ней), то членами совокупного существа человека является и то, что мы именуем астральным телом и Я. Даже внешнее наблюдение может показать нам (я часто говорил об этом в моих лекциях), что нервная система является, некоторым образом, откровением, проявлением астрального тела, а кровь - проявлением Я.



Если мы обратимся к неживой природе, камням, минералам и т. д., то им мы можем приписать лишь физическое тело. От неодушевленных, неорганических природных тел перейдем теперь к организмам. Нам следует признать, что они проникнуты так называемым жизненным телом, которое содержит в себе причину проявлений жизни. Мы еще узнаем позднее, что духовная наука говорит об эфирном или жизненном теле не так, как внешняя наука толковала когда-то о некой умозрительной "жизненной силе" . Когда духовная наука говорит об эфирном теле, она подразумевает то, что действительно воспринимаемо для духовного зрения, то есть нечто реальное, что лежит в основе внешнего, физического тела.



Рассматривая растение, мы должны признать у него наличие эфирного тела. Поднимемся от растений к чувствующим существам, к животным, и мы найдем ощущения, внутренние переживания, которыми и отличается животное от растения. Если мы спросим, что должно вчлениться в организм, чтобы он смог подняться от простых жизненных процессов к ощущениям, которых растения еще не имеют, то ответ будет следующим: "Чтобы простая жизнедеятельность организма, которая как таковая не в состоянии зажечься ощущениями и не в состоянии стать чем-то внутренним, могла бы загореться ощущениями и внутренним переживанием, для этого необходимо включение, вчленение астрального тела".



И именно в нервной системе, которая еще отсутствует у растений, но есть у животных, мы должны видеть внешнее проявление астрального тела, его физический орган. Астральное тело - это духовный прообраз нервной системы. Оно соотносится с нервной системой, как прообраз со своим проявлением. Теперь, переходя к изучению человека - я уже говорил вчера, что в оккультизме чувствуешь себя не так уютно, как чувствуют себя во внешней науке, и мы не можем, так сказать, сваливать все в одну кучу, - так вот, изучая человеческие органы, мы должны всегда осознавать, что эти органы или системы органов имеют определенное значение, которого не имеют аналогичные органы животного, хотя бы они и казались подобными человеческим.



В человеческой крови следует видеть внешнее орудие Я, орудие того, что мы называем внутреннейшим центром души. Таким образом, в нервной системе представлен внешний орган астрального тела, а в крови - внешний орган Я. Точно так же, как нервная система в организме входит в известные отношения с кровью, так же внутренние душевные образования - представления, восприятия, ощущения и т. д. - входят в отношения с Я. Нервная система разнообразнейшим образом дифференцирована в человеческом организме. Это видно по внутренним нервным волокнам, например, там, где они переходят в слуховые или зрительные нервы и т. д. Итак, нервная система - это нечто, что простирается через весь организм, дифференцируясь многообразнейшим образом, имея в себе внутреннюю множественность.



Наблюдая же кровь, омывающую весь организм, мы видим, что она единообразна во всем организме (не считая превращения крови из красной в синюю). Представляя из себя такое единообразие, кровь в этом своем качестве противоположна дифференцированной нервной системе так же, как Я противоположно душевной жизни, дробящейся в представлениях, ощущениях, волевых импульсах, чувствах и т. п... Чем дальше вы углубите это сравнение (сперва будем говорить исходя только из сравнений), тем яснее выявится далеко идущее подобие обоих прообразов: Я и астрального тела - с их проявлениями, органами: системой крови и нервной системой.



Конечно, можно сказать: кровь - она везде кровь, но, однако, проходя через организм, она изменяется. Это изменение крови мы можем рассматривать параллельно изменениям, которые претерпевает Я благодаря различным душевным переживаниям. Единообразие присуще ведь также и нашему Я. Вспоминая, насколько возможно, всю свою жизнь между рождением и смертью, человек может сказать про себя: "Я был тогда!" На пятом году жизни и на шестом, вчера и сегодня это - то же самое Я. Но посмотрим теперь на содержание, на то, что содержится в этом Я, и тогда мы обнаружим, что живущее во мне Я наполнено большим или меньшим количеством представлений, ощущений, чувств и т. д., которые принадлежат астральному телу и входят в соприкосновение с Я.



Год назад наше Я было наполнено одним содержанием, вчера - другим, а сегодня - каким-то третьим. Я соприкасается с содержанием души, пронизывает все ее содержание. Подобно крови, которая пронизывает весь организм и повсюду соприкасается с дифференцированной нервной системой, точно так же и Я соприкасается с дифференцированной жизнью души - с представлениями, чувствами, волевыми импульсами и прочим. Уже сравнительный метод наблюдения показывает нам, что, в известном смысле, оправдано видеть в системе крови образ Я, а в нервной системе - образ астрального тела : проявления двух высших, сверхчувственных членов человеческой природы, тогда как эфирное тело больше соединено с физическим.



Теперь необходимо вспомнить, что кровь, указанным образом омывающая весь организм, - подобно пластине для оттисков, одной своей стороной обращена к внешнему миру, запечатлевая в себе приходящие извне впечатления, а другой стороной - к тому, что мы назвали "внутренним миром". Так же обстоит дело и с Я. Сперва мы направляем наше Я на окружающий мир, получаем от него внешние впечатления. Благодаря этому в Я появляется разнообразное содержание, Я наполняется впечатлениями, приходящими извне. Но есть еще и такие мгновения, когда Я, так сказать, остается в самом себе, когда оно отдается своей боли и страданию, веселью и радости, внутренним чувствам и т. д., даже тому, что может вызываться из памяти, чего нет непосредственно, но что оно несет в себе.



Здесь проведем параллель между Я и кровью, которая, подобно пластинке для оттисков, предоставляет себя и внешнему миру и внутреннему (рисует на доске); можно схематично изобразить Я точно так же, как мы изобразили кровь. Внешние впечатления, которые получает Я: представления, различные душевные образования, можно мыслить находящимися в таком же отношении с Я, в каком находятся реальные, приходящие к нам через органы чувств внешние процессы - с кровью. Итак, душевные события мы можем соотнести с Я так же, как явления физической жизни - с кровью.



Рассмотрим с этой точки зрения взаимодействие между кровью и нервами. Когда мы обращаем свой взор на окружающий мир, на зрительные нервы, то есть на орудие астрального тела, оказывают воздействие внешние впечатления - цвет, свет и т. д. Далее, рассматривая взаимосвязь между нервами и кровью, мы можем сказать, что параллельный душевный процесс протекает при вступлении многообразных представлений душевной жизни в отношение с Я. Если взаимодействие нервов и крови представить схематично, то все притекающее извне через посредство нервов вступает в отношение с токами крови, проходящими по соседству с зрительным нервом. Взаимосвязь нервов и крови исключительно важна, если мы намерены вести наблюдения, которые могли бы дать основу для оккультного воззрения на человеческую природу.



В обычной жизни этот процесс протекает, в общих чертах, таким образом, что воздействие, проходящее по нерву, "вписывает" себя в кровь, то есть в орган Я, как в восковую пластину. Но предположим на минуту, что мы искусственно прервали связь между потоком крови и нервом, то есть искусственно поставили человека в такие условия, когда нервная деятельность как бы отстранена от крови, так что они больше не могут действовать друг на друга. Покажем это схематично, изобразив их далеко отстраненными друг от друга. Ведь может случиться так, что на нервы не будет воздействовать никаких впечатлений. Этого можно добиться, например, перерезав нерв.



Если каким-то образом произошло так, что нерв оказался перерезанным, то на него перестанут воздействовать любые впечатления. Конечно же, это не такая уж большая радость, когда человек не в состоянии пережить ничего определенного через этот нерв. Но предположим - несмотря на то, что связь между кровью и нервом прервана - на нерв оказали какое-то воздействие. Во внешнем эксперименте этого можно достичь, например, раздражая нерв электрическим током. Но такое, внешнее воздействие на нерв нам сейчас совсем не подходит. Однако имеется другой способ воздействия на нерв, ведущий к такому состоянию, когда нерв не имеет доступа к крови. Такого состояния можно достичь (и это делается) посредством известных представлений, известных идей, ощущений и чувств, которые человек переживает и с которыми он сливается. Чтобы подобный эксперимент удался, это должны быть высокоморальные или интеллектуальные представления.



Создавая себе подобные представления, например, символические, и упражняясь в сильной душевной концентрации, добиваются того, что как бы полностью овладевают нервом и удерживают его от тока крови. Когда человек, находясь в бодрственном сознании, отдается обычным внешним впечатлениям, появляющимся постоянно, то имеет место естественная связь нерва с током крови. Но если человек, благодаря сильной внутренней концентрации уходит от внешних воздействий, тогда он имеет в душе лишь то, что возникает только в сознании; содержание сознания овладевает нервом и отделяет таким образом нервную деятельность от деятельности крови.



Следствием подобной внутренней концентрации - которая (если она достаточно сильна) действительно прерывает связь между нервом и кровью - является то, что нерв, в известном смысле, освобождается от взаимосвязи с системой крови. Он также освобождается от того, чьим внешним орудием является система крови, то есть - от обычных переживаний Я. Дело обстоит действительно так - и это может быть полностью экспериментально доказано, - что посредством переживания при духовном обучении, ведущем в высшие миры, посредством сильной концентрации вся нервная система в какие-то промежутки времени удерживается от обычной взаимосвязи с системой крови и от задач, касающихся Я. Вследствие этого нервная система, которая раньше как бы вписывала свои воздействия в кровь, как на восковую пластину, отныне заставляет свои воздействия идти обратно и не дает им подойти к крови.



Итак, посредством одних только внутренних концентраций можно как бы отделить свою систему крови от нервной системы и тем самым заставить, образно выражаясь, то, что обычно вливается в Я, притекать обратно в нервную систему. Здесь имеет место та особенность, что человек, если он действительно достигает чего-то подобного, имеет совершенно другой род внутреннего переживания, и перед ним открывается полностью измененный кругозор сознания.



Можно сказать так: когда нервы и кровь в нормальном состоянии находятся во взаимосвязи друг с другом, как это имеет место в обычной жизни, то человек связывает впечатления, приходящие извне, со своим Я. Но когда он, посредством внутренней концентрации и внутренней душевной деятельности, удерживает свою нервную систему от воздействий на систему крови, тогда он не живет уже в своем прежнем обычном Я, он не может назвать своим Я то, что он имеет как 'я', как свою самость (Selbst). Человек ощущает тогда, что он совершенно сознательно поднял часть своего существа над собой, что он обособлен от своей системы крови.



Происходит следующее: нечто невидимое, сверхчувственное воздействует на наши нервы, и оно не "вписывается" в кровь и не оказывает на наше обычное Я никакого впечатления. Человек чувствует себя удаленным от всей системы крови, как бы поднятым из своего организма. Это - сознательное выделение Я из области воздействия астрального тела. Если раньше нервная деятельность отражалась в системе крови, то сейчас она отражается в самое себя; теперь человек живет в чем-то ином, он ощущает себя в ином Я, в [макрокосмическом] Я, которое раньше он мог только предчувствовать: он чувствует величие сверхчувственного мира.



Если еще раз схематично показать взаимосвязь нерва или всей нервной системы с кровью, а также показать, как нервная система воспринимает впечатления из внешнего мира, то получится такой рисунок. Внешние впечатления, внешние переживания, появляясь, оставляют свой отпечаток в системе крови. Но если нервная система выделена из системы крови, все эти впечатления возвращаются в нервную систему; тогда мир, о котором мы раньше не имели понятия, изливается как бы до границ нашей нервной системы, и мы чувствуем это как некий обратный удар.



При обычном сознании дело обстоит так, что мир, воспринимаемый человеком, достигает системы крови, запечатлевает себя в ней; теперь же впечатления доходят лишь до окончания нервов, где нервы сами в себе чувствуют сопротивление. У нервных окончаний человек как бы отскакивает назад и изживает себя в сверхчувственном мире. Когда мы посредством глаза получаем цветовое впечатление, то оно проникает в наш зрительный нерв, запечатлевает себя в крови, и мы чувствуем то, что выражается словами: "Я вижу красное".



Но предположим, мы не доходим со своими впечатлениями до крови, а только до окончания нервов, оказываемся там как бы отброшены назад и живем тогда, фактически, в пределах нашего зрительного нерва. Мы "отскакиваем" от физического проявления нашего Я, живем вне себя и, в сущности, находимся в лучах света, внутри его, тогда как обычно эти лучи вызывали в нас впечатление "красного". Мы действительно вышли из себя, и именно потому, что не проникли так глубоко в самих себя, как это происходит обычно, а дошли только до нервных окончаний.



Подобная душевная жизнь достигает того, что ощущает физического человека как нечто внешнее и себя с ним более не идентифицирует. Обычное сознание достигает крови. Если же человек развил душу так, что, достигнув нервных окончаний, он возвращается обратно, то он таким образом отделил кровь от того, что именуется высшим человеком, к которому можно прийти, если освободиться от самого себя.



По ходу лекции мы приобрели понятие о процессах, которые возникают, когда мы отделяем нашу кровь (уподобленную нами восковой пластине для оттисков, на одной стороне которой запечатлеваются внешние впечатления, на другой - внутренние) от того, что мы называем высшим человеком. До него мы сможем развиться, если освободимся от самих себя и воздействий нашего обычного Я. Мы сумеем наилучшим образом исследовать внутреннюю природу системы крови, если не будем говорить общих фраз, но изучать в человеке то, что реально, изучать сверхчувственного, невидимого человека, до созерцания которого сможем сами возвыситься.



И если мы исследуем этого сверхчувственного человека в его проникновении в кровь, тогда мы подойдем к мысли, что человек может жить во всем мире, излиться надо всем внешним миром, распространиться в нем и смотреть на свое внутреннее существо как бы с обратной стороны.
Коротко говоря, мы должны так изучить задачи крови и органов, включенных в кровообращение, чтобы суметь ответить на вопрос: каким будет запечатлен в крови высший мир, которого человек может достигнуть, может точно познать его? Вся дифференцированная жизнь крови предстанет нам как центр человека, если мы рассмотрим отношения этой чудесной системы к высшему миру. Ибо наша задача - взирать на человека как на откровение сверхчувственного, узреть за внешним человеком отражение того Человека, который коренится в духовном мире. Тогда мы воспримем человеческий организм как точное отображение духа.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment