Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 1

Прага, 22 марта 1911 года

Первые три лекции, включая сегодняшнюю, направлены на то, чтобы лишь в общих чертах ориентировать нас в вопросах, касающихся жизнедеятельности и существа человека. Поэтому некоторые важные положения, данные в первых лекциях, остались бы несколько повисшими в воздухе, если бы за ними не последовало более точных объяснений. Будет лучше, если мы уясним себе сначала в общих чертах тот метод, которым надлежит оккультно изучать человека, чтобы потом в это наше рассмотрение, положения которого мы примем сперва гипотетически, включить то, что явится нам как его глубочайшее основание.



В конце вчерашней лекции я попытался рассказать вам немного о том, как при помощи известных духовных упражнений, посредством сильной концентрации мыслей и чувств возможно вызвать род состояния, отличный от обычного. Наше обычное состояние выражается в том, что в бодрственной жизни имеет место тесная связь между нервами и кровью. Выражаясь схематично, можно обобщить: все, происходящее через посредство нервов, запечатлевается в кровь, как в пластину для оттисков.



При помощи душевных упражнений человек достигает такого напряжения нервов, что их деятельность больше не простирается до крови, а оказывается как бы отброшенной обратно в нерв. Так как кровь является орудием Я, человек, посредством сильной концентрации чувств и мыслей освободивший свою нервную систему от крови, чувствует себя как бы отчужденным от своего собственного привычного существа, переживает себя как бы поднятым из него. Он чувствует себя как бы стоящим лицом к лицу со своим привычным существом и не может более сказать ему: "Это я", но может сказать лишь: "Это ты". Так он встречается с самим собой как с чужой, живущей в физическом мире личностью. Если попытаться войти в состояние такого человека, ставшего в известном смысле ясновидящим, то следовало бы описать его следующим образом: он ощущает себя так, как если бы некое высшее существо погрузилось в его душевную жизнь.



Такое чувство совершенно отлично от того, которое имеет человек, когда он в обычном состоянии стоит лицом к лицу с внешним миром. В обычной жизни он ощущает себя посторонним по отношению к вещам и существам окружающего мира - растениям, животным и т. д.; он чувствует себя существом, находящимся рядом с ними или вне них. Он знает абсолютно точно, видя перед собой цветок: "Цветок - там, а я - здесь". Но происходит нечто совершенно иное, когда человек описанным способом поднимает себя из своего субъективного Я, когда, отделив свою нервную систему от системы крови, он восходит в духовный мир.



Теперь он более не чувствует: "Передо мной чуждое мне существо, а здесь - я", но он ощущает себя так, как если бы другое существо проникло в него и он стал бы единым с ним. Можно сказать: тот, кто становится ясновидящим, при успешном наблюдении начинает знакомиться с духовным миром, с тем самым духовным миром, с которым он постоянно связан и который в обычной жизни приходит к нему окружным путем - посредством нервной системы через чувственные впечатления.



Итак, духовный мир, о котором мы, находясь в обычном состоянии, ничего не знаем, запечатлевает себя, как в восковую пластину, в нашу кровь, и, тем самым, в наше индивидуальное Я. Мы вправе сказать: в основе всего окружающего нас внешнего чувственного мира лежит духовный мир, который виден нам лишь словно сквозь вуаль, сотканную нашими чувственными впечатлениями. В состоянии обычного сознания мы не видим этого духовного мира, находящегося за вуалью, накинутой на него кругозором индивидуального Я. Но как только человек освобождается от Я, то погашаются также и обычные чувственные впечатления, он их тогда уже не имеет. Человек вживается в духовный мир, и это тот самый духовный мир, который, собственно, находится за чувственными впечатлениями; человек становится единым с ним, когда поднимает свою нервную систему из организма крови.



Во вчерашней лекции мы уже в какой-то мере проследили течение сознательной душевной жизни человека, проследили то, как внешний мир проникает извне в верхние части человеческого организма благодаря органам чувств и через нервы воздействует на кровь. И мы остановили внимание на том, что в чисто органической физической внутренней жизни человека можно увидеть как бы сжатый внешний мир, и, в частности, было указано, что он представлен в нашей печени, желчи и селезенке. Вспомним, что кровь поднимается в верхнюю часть нашего организма, чтобы прийти там в соприкосновение с внешним миром, поскольку на головной мозг действуют внешние чувственные впечатления. Она проходит также по телу, вступая в отношения с внутренними органами, из которых нами были рассмотрены пока печень, желчь и селезенка.



В нижней части организма кровь не соприкасается с внешним миром, так как эти органы не раскрываются наружу, подобно органам чувств, но замкнуты в организме и укрыты со всех сторон так, что развивают лишь внутреннюю жизнь. Печень, желчь и селезенка действуют на кровь только в соответствии со своей собственной природой. Все эти органы не получают внешних впечатлений подобно глазу или уху и поэтому не могут передать крови воздействий, идущих извне, но в своем воздействии на кровь способны выражать лишь свою собственную природу. Наблюдение внутреннего мира человека, в котором как бы спрессован внешний мир, показывает, что здесь на человеческую кровь воздействует внешний мир, ставший внутренним. Если снова изобразить это схематически, то "пластину" крови представим наклонной AB (см. рис.). Тогда верхними стрелками мы нарисуем все, воздействующее на кровь извне, а нижними - то, что воздействует изнутри.



Или, подойдя к делу не так схематично, скажем: рассматривая, как кровь, проходя через голову, получает воздействия извне через органы чувств, мы ясно видим, что мозг действует на кровь так же преобразую-ще, как и внутренние органы. Эти три органа - печень, желчь и селезенка - действуют на кровь изнутри, что и показано нами на рисунке. Таким образом, кровь может получать как бы излучения, воздействия от внутренних органов, и, будучи "орудием" Я, выражать в Я внутреннюю жизнь органов - так же, как окружающий нас мир выражается в жизни нашего головного мозга.



Теперь обязательно нужно уяснить себе, что необходимо присутствие еще чего-то такого, что сделало бы возможным воздействие этих органов на кровь. Вспомним, было сказано, что только благодаря взаимодействию нервов с потоком крови внешние впечатления получают возможность, так сказать, вписываться в кровь. Чтобы осуществилось воздействие на кровь и со стороны внутренних органов, то есть чтобы "внутренняя мировая система" могла воздействовать на кровь, между этими органами и кровью должно быть включено нечто подобное нервной системе. Внутренний мир сначала должен иметь возможность воздействовать на нервную систему, чтобы через ее посредство перенести свое воздействие на кровь.



Как мы видим, уже из сравнительного рассмотрения нижней и верхней частей организма с необходимостью следует предположение, что между нашими внутренними органами и кровообращением должно быть включено нечто, по своей функции аналогичное нервной системе. Обратимся к внешнему наблюдению, и оно нам скажет, что, действительно, в эти органы включено то, что мы называем симпатической нервной системой . Простираясь по всему телу, она выполняет такую же задачу по отношению к внутреннему миру и кровообращению, какую выполняет нервная система головного и спинного мозга (Gehirn-Rьckenmark-Ner-vensystem) (Рудольф Штайнер в этом цикле очень редко использовал термин "центральная нервная система", чаще всего она называлась им "нервная система головного и спинного мозга" (Gehirn-Rьckenmark-Nervensystem) или "спинномозговая нервная система" (Rьckenmark-Nervensystem). - Прим. перев.) по отношению к внешнему миру и кровообращению, находясь между ними. Симпатическая нервная система проходит сначала вдоль позвоночника и, отходя от него, пронизывает самые отдаленные друг от друга части организма, она ветвится, распространяясь сетеобразно, особенно в полости живота, где одна из ее частей известна под популярным названием "солнечного сплетения" . Мы вправе предположить, что симпатическая нервная система совершенно отлична от другой, спинномозговой нервной системы.



Интересно выяснить (если даже это ничего не доказывает), каковы были бы различия в устройстве спинномозговой и симпатической нервных систем, если бы положения, принятые нами гипотетически, оказались верны? Вы могли бы согласиться со следующим: если спинномозговая нервная система раскрывается вовне, в окружающее пространство, то симпатическая нервная система должна быть обращена к тому, что сжато во внутреннюю организацию. То есть если наше предположение верно, то симпатическая нервная система относится к спинномозговой нервной системе приблизительно так же, как соотносятся радиусы круга, расходящиеся от центра к периферии (см. рис., а), с линиями, продолжающими эти радиусы далее за пределы круга.



Итак, в известном смысле, должна существовать противоположность между двумя нервными системами. И таковая действительно существует. Здесь мы видим, насколько важно было бы доказать: если наше предположение правильно, то и внешнее наблюдение каким-то образом подтвердит его. И выясняется, что оно в самом деле его подтверждает.
В то время как нервные узлы симпатической нервной системы в основном сильно развиты, а лучеобразно расходящиеся от них волокна относительно тонки и значительно уступают нервным узлам, в центральной нервной системе наблюдается противоположная картина. Тут значительная роль принадлежит нервным волокнам, нервные же узлы имеют только второстепенное значение. Так принятое нами предположение действительно подтверждается внешним наблюдением.



Если симпатическая нервная система имеет на самом деле ту задачу, которую она должна выполнять согласно нашему предположению, тогда внутренняя жизнь организма, выражающаяся в питании и согревании организма (Durchnдhrung und Durchwдrmung des Organismus), как бы вливается в симпатическую нервную систему и последняя должна была бы эту вливающуюся в нее внутреннюю жизнь переносить на пластину крови, точно так же, как внешние впечатления переносятся на кровь через нервную систему головного и спинного мозга. Итак, наше индивидуальное Я воспринимает через кровь - как через свое орудие (посредством симпатической нервной системы) впечатления внутренней жизни нашего собственного тела. Но так как эти внутренние органы, как и вообще все физическое, построены из духа, мы принимаем в наше [бодрствен-ное] Я обходным путем, через симпатическую нервную систему, то, что из духовного мира было сжато в органы и стало внутренним миром человека.



Как видите, двойственность человека, с рассмотрения которой мы начали наше исследование, выражена здесь еще более четко. Один раз мир предстает перед нами действующим снаружи, другой раз - действующим внутри. В первом случае орудием его воздействия является центральная нервная система, во втором - симпатическая. В центре же, между внешним и внутренним миром поставлена наша система крови, которая, подобно восковой пластине, дает запечатлевать на обеих своих сторонах воздействия - то извне, то изнутри.
Как было вчера изложено и повторено сегодня ради большей ясности, человек в состоянии, так сказать, освободить свои нервы от передачи воздействия внешнего мира на кровь, поскольку они, нервы, связывают с чувственным миром. Теперь поставим вопрос, возможно ли нечто подобное и в противоположном направлении? И мы узнаем в дальнейшем, что на самом деле существуют такие душевные упражнения, которые делают возможным и в ином направлении то воздействие, о котором мы говорили вчера. Но все же есть известное различие.



Если посредством концентрации мысли и чувств и оккультных упражнений можно отдалить от крови нервы головного и спинного мозга, то посредством концентраций, которые как бы вводят во внутреннюю жизнь, во внутренний мир (это главным образом концентрации, которые можно обобщить под названием "мистическая жизнь"), человек проникает так глубоко в себя, что он, безусловно, ни в коем случае не может игнорировать свое Я, а значит, и кровь, как его орудие. Как мы уже знаем, при мистическом погружении (позднее о нем будет говориться подробнее) человек как бы окунается в свое собственное божественное существо, в свою собственную духовность.



Это мистическое погружение является не подъемом из своего собственного Я, а, напротив, погружением себя в Я, укреплением и усилением Я-ощущения. В этом мы можем убедиться, если (отбросив все, что говорят мистики нашего времени) обратимся к мистикам ранних времен, которые, независимо от того, стояли они на более или менее религиозной почве, стремились прежде всего проникнуть в свое собственное Я и отворачивались от всего, что может дать внешний мир, с целью освободиться от всех внешних впечатлений и полностью погрузиться в самих себя.



Внутреннее погружение в свое собственное Я является прежде всего концентрацией всей силы и энергии Я вовнутрь собственного организма. Это влияет далее на всю человеческую организацию. Подобное внутреннее погружение, которое есть, собственно, так называемый "мистический путь", таково (в противоположность другому пути), что при его выполнении орудие Я - кровь - не отстраняется от нерва, а прямо-таки подталкивается к нерву, к симпатической нервной системе. Итак, если мы устраняем связь нерва с кровью описанным вчера способом, то в мистическом погружении, наоборот, их связь укрепляется. Вот физиологическая картина этого: при мистическом погружении кровь подступает ближе к симпатической нервной системе, в то время как при других душевных упражнениях кровь отступает от нерва. Таким образом, в мистическом погружении происходит как бы запечат-левание крови в симпатическую нервную систему.



Заметьте, мы пока оставили в стороне от рассмотрения тот факт, что человек, входя при мистическом погружении в свое внутреннее существо - не освобождаясь от своего Я, но, напротив, глубже проникая внутрь себя, - при этом берет с собой все свои далеко не лучшие качества. Когда человек погружается внутрь себя, то поначалу он не отдает себе отчета в том, что запечатлевает в своем внутреннем существе также все свои не самые лучшие качества; другими словами, все содержащееся в страстной крови вписывается в симпатическую нервную систему .



Но мы пока не будем рассматривать такой случай и предположим, что мистик еще задолго до такого погружения позаботился о том, чтобы все эти нежелательные свойства исчезли и чтобы вместо эгоистических качеств появились самоотверженные, альтруистические чувства. Он подготовил себя тем, что старался развивать чувство сострадания ко всем существам, для того, чтобы парализовать эгоцентрические качества, которые сфокусированы только на человеческом "я", самоотверженным сопереживанием всему живущему. Предположим, человек достаточно тщательно подготовился для такого погружения. Тогда он вносит свое Я посредством его органа - крови - в свой внутренний мир.



Далее происходит то, что эта внутренняя нервная система - симпатическая нервная система, о которой он, находясь в обычном сознании, естественно, ничего не знает, - входит в его Я-сознание и у него появляется знание: "Ты имеешь в себе нечто, что может служить тебе посредником с внутренним миром, нечто аналогичное твоей центральной нервной системе, которая служит посредником с внешним миром".



Человек открывает для себя свою симпатическую нервную систему и обнаруживает также, что если благодаря центральной нервной системе он может познавать внешний мир, то сейчас у него открывается такая же возможность и по отношению к внутреннему миру. Однако, подобно тому, как получая внешние впечатления, мы не видим самих нервов, но благодаря зрительным нервам внешний мир проникает в наше сознание, так и при мистическом погружении нервы симпатической нервной системы не проникают в сознание. Человек обнаруживает, что внутри себя имеет инструмент, посредством которого он может взирать на свой внутренний мир.



Появляется нечто совсем новое: перед обращенной вовнутрь познавательной способностью, ставшей ясновидческой, простирается внутренний мир. Когда наш взор, направленный вовне, открывает нам внешний мир, то при этом нервы вовсе не осознаются нами. Также и в этом случае: мы осознаем не симпатическую нервную систему, а появившийся перед нами внутренний мир. Необходимо лишь понять, что этот внутренний мир есть, в сущности, мы сами, наш физический организм.



Быть может, говорить здесь об этом излишне, но я все же хочу отметить, что у хотя бы чуточку материалистического мыслителя возникло бы чувство отвращения при мысли, что он рассматривает свой собственный организм изнутри, и он, наверное, подумал бы: "Но я же увижу нечто подобное, если смогу ясновидче-ски через симпатическую нервную систему смотреть на свою печень, желчь и селезенку!" Я не думаю, что у кого-нибудь из слушателей могла появиться подобная мысль, но все же кто-то мог бы так подумать. Однако дело обстоит иначе, ведь при таком возражении не было бы учтено, что человек в обычной жизни, физически может видеть свои органы так же, как и другие внешние предметы. Знакомясь с печенью, желчью, селезенкой и т. д. с помощью анатомии, обычной физиологии, при вскрытии вы, разумеется, видите эти органы посредством органов чувств, посредством нервной системы головного и спинного мозга точно так же, как и любые другие предметы внешнего мира.



В совершенно ином положении находится человек, который, используя свою симпатическую нервную систему, становится ясновидящим по отношению к своему внутреннему существу. Тогда перед ним предстает вовсе не то же самое, что представляется физическому взгляду извне. Но он видит то, что побуждало ясновидящих всех времен выбирать такие странные названия для этих органов, которые я привел во второй лекции. И такой человек убедится, что в действительности при внешнем рассмотрении этих органов посредством нервной системы головного и спинного мозга они, в своем внешнем облике, являются нам не в их внутреннем, сущностном значении, а во внешней иллюзии, как Майя.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, человек, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment