Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Кирилл Серебренников: "Пропаганда не имеет никакого отношения к любви к Родине" (2005)

Беседа режиссера Кирилла Серебренникова с корреспондентом журнала "Огонек" Натальей Минеевой. Текст приводится по изданию: "Огонек", 2005. №11.


Фото Александра ДЖУСА

- Что для вас любовь к Родине и как вы ее переживаете?

- У людей, связанных с производством нематериальных ценностей (я не использую слово «интеллигенция», поскольку оно сейчас, кажется, уже потеряло свой изначальный смысл), всегда очень сложные отношения с Родиной. Я восхищаюсь уникальными проявлениями национального характера: русским радушием, искренностью, смекалкой. Но я не слепой патриот и вижу вокруг очень много пошлого, того, что я бы хотел изменить. Чаадаев все написал об этом в «Философических письмах», и я готов подписаться практически под каждым его словом. Меня не устраивают в русском национальном характере доверчивость, долготерпение, безответственность, лень, пьянство, непонимание того, чте происходит, переходящие в равнодушие и пофигизм. В бунт «бессмысленный и беспощадный». Безответственно большинство, я это вижу, поскольку когда за людьми не надзирают, они халтурят. На Западе — протестантское сознание, которое воспитывают с детства. Оно определяется прежде всего ответственностью за свои действия. У нас все делается коллективно и сообща, и получается, что за свои действия никто ответственности не песет. Это как в анекдоте: «Кто ссил костюм? — и вышли 15 человек». Но все это не отменяет любовь к чему-то большому, гордость за свою страну.

- Когда вы в последний раз испытывали гордость зе свою страну?

- В этом году в Америке я испытал гордость за систему Станиславского. Это то, что американцы уважают и ценят. Понял я это, как только пересек границу. Таможенник-афроамериканец спросил меня о цели моего приезда в Америку. Я ответил, что еду преподавать систему Станиславского. Он широко улыбнулся и искренне воскликнул: Wow! Stanislavsky is cool! И я понял — нам есть чем гордиться.

- Вы поставили спектакль про войну — «Голая пионерка». Почему тема войны для вас важна?

- Война никогда не заканчивается, людей убивают и калечат все время Вокруг войны много пронзительных, невозможных человеческих историй, я их даже пытался записывать Это истории матерей, которые ищут тела своих детей. То, что с ними происходит, находится за пределами человеческих представлений. Я помню страшный рефрижератор в Ростове-на- Допу, в котором хранились замороженные останки погибших в первой чеченской войне. В окружном госпитале пытались идентифицировать этих людей. Я тогда работал на ростовском телевидении, и мы там часто снимали. Это невероятно страшно. Кроме ужаса, кошмара, боли, страха, слово «война» у меня никаких чувств не вызывает. Мы часто говорим, что Сталин — злодей, но, дескать, в нем было много хорошего — он построил качественные дома и вообще страну поднял. Это «но» — злодейство. Немцы себе сказали: Гитлер — злодей, и никаких «но» там пет. Неважно, что он — хороший семьянин, вегетарианец и много сдетал для Германии. У нас не было своего Нюрнбергского процесса. И это главная проблема, по-моему, — главное заблуждение.

- Тогда что такое победа?

- Чудо. Россия не могла победить по всем данным. Человеческое в людях было уничтожено Гражданской войной, чистками, репрессиями, лучшая часть страны была в лагерях, на коленях, размазана. И тем не менее ценой жизней огромного количества людей, посланных на смерть, была одержана победа. И это чудо, провидение Господне. В войне нет победы, только поражение. Победу присваивают себе военачальники, государственные деятели. У матерей убитых солдат есть ощущение победы? В войне не может быть победителей. Если бы человек хоть раз увидел, как человека переезжает танк, то никаких иллюзий но поводу войны не осталось бы. Это ужас.

- Почему так сложно делать слектаклн о любви к Родине?

- Мне кажется пошлым привычный ход: как только на сцене заголосили какие-то бабки, значит, вот она — Родина. Вот для меня лично Родина — это мегаполис Москва, где я живу. Хотя я был в деревне, специально ездил смотреть, как там люди живут. Мне эти люди интересны. В России все происходит каким-то чудом. Вроде бы все давно должно кончиться, а люди живут, радуются, находят праздники. Может быть, это и есть наша главная национальная особенность. Россия — такая геопатогенная зона, где постоянно происходят чудеса. И люди, которые здесь живут, живут в энергии чуда. Каждый прохожий — святой Про это мы сделали спектакль: о том. что святость может вырасти из грязи, откуда угодно, она даруется свыше самому последнему, отверженному, слабому.

- Вам нравятся советские фильмы про войну?

- Мне нравятся жесткие фильмы: «Проверка на дорогах», «Торпедоносцы», «20 дней без войны». На меня пропагандистские фильмы о войне не действуют. Был какой-то очень трогательный фильм Матвеева «Особо важное задание». Я ребенком плакал на этом фильме, но все равно понимал, что там артисты, что они играют. Что это кино такое жалостливое. А на фильмах Германа я не думал, что это кино, мне просто было нестерпимо страшно. Мне кажется, что фильмы про воину должны вызывать чувство, что война — это страшно, потому что эти фильмы про то, как люди убивают друг друга. Ведь война — это всегда невозможное, противоречащее человеческой природе предприятие.

- Почему хорошие фильмы о войне, кем бы они ни были сделаны — «нашими», «чужими», становятся таким сильным пропагандистским оружием?

- Пропаганда как наркотик. Человек мгновенно привыкает к героину. Так и с патриотическими фильмами — это сильнодейстдующее средство, которое очень точно рассчитано. Фильм «Цирк» вышел в 1936 году, в нем все ложь. Но это прекрасная сказка, она дарила ощущение чуда людям, которых ссылали в лагеря, убивали. Можно ли винить его создателей? Наверное, нет. Им нужно сказать спасибо за то, что облегчали последние минуты агонии. Пропаганда не имеет никакого отношения к любви к Родине. Пропаганда работает на государство. Пропагандистские фильмы — это жесткие, хорошо сделанные, коммерчески успешные предприятия. Ведь известно, например, что на пропаганду в Советском Союзе тратились огромные деньги. И нужно сказать, что затраты окупались. Но дело в том, что пропаганда не может воспитать любовь к Родине. Это получается какой-то гомункул. Любовь к Родине заложена в генетическом коде, как любовь к матери. Пропаганда воспитывала любовь к государству. А государство и Родина все же разные вещи. Курт Воннегут сказал: «Когда страна начинает убивать своих детей, она называет себя Родиной». Я отношусь к этому так же. Сейчас государство мне кажется некой странной субстанцией, целей которой я не понимаю. И я стараюсь отстраниться.

- Какой из последних фильмов про войну вам показался наиболее интересным?

- Пожалуй, фильм Месхиева «Свои» был попыткой понять через страдание и изменение человеческой породы то, что происходит на войне. Большинство же согременных фильмов кажутся мне картонными. Не могу судить их авторов, поскольку знаю, как трудно снять кино на эту тему. Я уверен, что люди берутся за их создание с честными помыслами. но не всегда получается сказать правду, не прибегая к пропагандистским клише.

- Что такое подвиг? Чем можете вы лично пожертвовать ради Родины, этой любви, которую сложно описать словами?

- Не знаю. Не знаю. Мне кажется, что это абсурдно — обещать подвиг или готовить подвиг! Дай бог, чтобы не надо было никаких подвигов. Пусть ситуация у нас хоть какое-то время продержится вегетарианской. Может, тогда жизнь хоть как-то успеет наладиться И тогда будет потребность не в пропаганде, а в правде. Мне кажется, что художникам делегируется право говорить правду и генерировать новые смыслы. Пускай будут у народа такие шуты, которые говорят правду. Может быть, в этом-то и подвиг. И это не какая-то общая, абстрактная правда, а то, что каждый из нас на самом деле думает. Если общество здорово, то оно имеет силы и мужество слышать правдивые вещи, а не впадает в истерику по любому погоду. Может быть, в этом и состоит подвиг, потому что сообщить «тьмы низких истин» всегда труднее, ведь это не так щедро оплачивается. как «возвышающий обман».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Серебренников, война, кино, патриотизм, пропаганда, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Серебренников” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments