Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Историк кино Петр Багров уволен из Госфильмофонда

Об этом написала на своей странице в фейсбуке главный редактор кинематографического журнала «Сеанс» Любовь Аркус: "Петр Багров больше не работает в Госфильмофонде. Новость, которая парализовала бы профессиональное сообщество – если бы таковое было. Но его, этого сообщества, нет. Нет и реакции. Где сообщество? Оно утонуло. В череде потерь – Научно-исследовательский институт киноискусства, Музей кино, журнал «Киноведческие записки»… После всех событий научный отдел ГФФ, фестиваль архивного кино «Белые столбы», каталог этого фестиваля (по сути, все четыре, прекрасные огромные книги по истории кино) – были последним оплотом.


Петр Багров в 2004 году.

За несколько лет Петр сделал несколько серьезнейших открытий, наладил международные связи, начал и провел уже огромную собирательскую и изыскательскую работу, взял в научный отдел самых талантливых молодых киноведов…Мировое сообщество оценило эту работу таким образом, что в свои 34 года Петр был избран вице-президентом FIAF - авторитетнейшей мировой ассоциацией киноархивов и синематек, учрежденной в Париже в 1938 году. По случаю его избрания у нас писали: «Поздравляя Госфильмофонд России и лично Николая Михайловича Бородачева с большой победой и отдавая ему лавры победителя, представитель FIAF Кристоф Дюпен отметил, что репрезентация Госфильмофонда в федерации на высших постах ‒ дело чрезвычайной важности для дальнейшего укрепления взаимосвязи и чувства общности FIAF с уникальным кинонаследием России».
Ок. Оказалось, что Кристоф Дюпон ошибался. У нас, как обычно, свой путь и свои дела «чрезвычайной важности»".

Аркус также пояснила: "Что такое уход Петра из Госфильмофонда? У Петра уже есть предложения работы из европейских киноархивов. Для него, как я понимаю, это будет вынужденный шаг. А для нас, по сути, поле зачищено – последний очаг отечественного киноведения, в котором только-только разгорался огонь настоящей фундаментальной науки, потухнет. Что бы такое написать, чтобы не завершать так печально?
Опомнитесь, дорогие чиновники. Без прошлого – нет настоящего. Без истории – нет современности. В стране, где науку «история кино» (важнейшая часть общей истории) топтали так долго, есть незаменимые люди – возникшие чудом, на обломках.
Вы думали, незаменимых нет? А они – есть".

Специально для журнала "Сеанс" новость об увольнении Багрова прокомментировали известные кинорежиссеры. В материале "Госфильмофонд без научного руководителя", размещенном на сайте, сообщается: "Журнал «Сеанс» обеспокоен уходом историка кино Петра Багрова из Госфильмофонда. Это тревожное событие — и для одного из главных киноархивов мира, и для нашего профессионального сообщества. Публикуем первые отклики".

Александр Сокуров: "Я всегда давал самые высокие оценки работе Петра, прежде всего потому что видел , как он строил концепцию фестиваля архивного кино «Белые столбы». Это не обычное мероприятие такого рода, когда большая часть времени и ресурсов уходит на светские мероприятия, песни, пляски и коммерческие акции; где мало что имеет отношение к кинематографу. Фестиваль в Белых столбах — единственный исследовательский фестиваль в России. С этого фестиваля возвращаешься с новыми знаниями. Это принципиально важно и уникально. По личному общению я знаю, что Петр великолепно образован, прекрасно понимает технологию кино, у него по-настоящему научный взгляд и подход к архивному делу. Он уникальный специалист. Сегодня в России по разным причинам сложилась ситуация, когда поколение людей по-настоящему образованных и компетентных в истории кинематографа уходит, они уже фактически ушли.

А новые люди почти не приходят. Если бы я руководил Госфильмофондом, я бы относился к Петру как к сокровищу, которое нужно беречь. И я был очень удивлен появлению в почте письма, в котором говорится о его уходе с поста, потому что я уверен, что Николай Михайлович Бородачев Петра ценит и понимает его абсолютную незаменимость. Надеюсь, что ситуация прояснится, и Петр останется в Госфильмофонде. В конце концов, это нужно не только Госфильмофонду, но и нам, режиссерам, которые постоянно работают с архивными материалами, сталкиваются с тематикой архивации кинематографического наследия. Это очень редкая профессия и специальность. Работа Петра Багрова необходима кинематографистам не только России. У него заслуженный и высокий авторитет в мировом профессиональном сообществе. Кого можно поставить на его место? Я таких людей не вижу. Он настоящий молодой ученый, специалист, способный точно и независимо сформулировать свою точку зрения. Его существование было не роскошью, которой можно пренебречь — а насущной необходимостью. В своей профессии он человек государственной важности".

Наум Клейман: "Я знаю Петра Алексеевича давно, еще с тех времен, когда он был математиком. Уже тогда он поражал широтой знаний и глубиной понимания кино. И вскоре он действительно проявил себя как один из самых талантливых и многообещающих историков отечественного и мирового кино. Его будущее мне всегда было небезразлично. Петр Багров — не только широко образованный человек, отлично понимающий все тонкости кинопроизводства и аспекты искусства кинематографии, но и замечательный архивист, понимающий, что такое комплектование и хранение пленки, каковы принципы реставрации фильмов, как необходимо развивать сотрудничество между киноархивами. Петр был совершенно на своем месте в Госфильмофонде. Это признали его коллеги во всем мире — не случайно же его избрали вице-президентом ФИАФ (Международной федерации киноархивов).

Мы долго не знали, кто сможет заменить на посту в Госфильмофонде покойного Владимира Дмитриева. Когда из Петербурга был приглашен Багров, это было снайперское попадание. Теперь же его уход — потеря не просто для архивного дела, но и для всей нашей кинематографии, для активного присутствия ее исторических сокровищ на мировом экране. Я уверен, что Петр, прекрасный историк и лектор, найдет свое место в жизни, а будущему, которое ожидает теперь Госфильмофонд, можно только сострадать. Нельзя не отметить, что увольнение Багрова ассоциируется с предыдущими увольнениями, с разгромом культурных институций в стране. Так происходит потому, что в культуре власть представляют абсолютно некомпетентные люди, которые терпеть не могут людей компетентных — ведь рядом с ними делается очевидным их, временщиков, невежество. Пока такие случайные в культуре люди распоряжаются ее судьбами, будет длиться эта абсурдная череда потерь. Не знаю, как скоро, но когда-то это должно прекратиться".

Андрей Хржановский: "До меня дошла информация об уходе Петра Алексеевича Багрова из Госфильмофонда. Это меня огорчило: я давно знаю его как блестящего специалиста и человека, преданного искусству кинематографа, настоящего энтузиаста дела, которому он служит, человека высокой культуры. Это порядочный, тактичный и обаятельный человек, что тоже очень важно для такой организации. Уход Багрова станет большой потерей для Госфильмофонда и всего кинематографического сообщества. В организациях такого плана всегда были лидеры, являвшиеся учеными с мировой репутацией. Таков был и Владимир Дмитриев в Госфильмофонде, и есть Наум Клейман, вынужденный покинуть Музей кино, и, конечно, Петр Алексеевич.

Исчезновение таких людей чревато снижением общего уровня всей культуры. По некоторым признакам это можно сопоставить с нашествием варваров на античную цивилизацию. Может, это громко сказано, но мой жизненный опыт позволяет усмотреть здесь горькую закономерность. Произошедшее стало звеном в целой цепи событий, которые мы наблюдаем в нашей культуре. Это и то, что происходит с Музеем кино, и со студией Союзмультфильм — причем деструктивные процессы выдаются за обновление и реформацию. Как говорили в советские времена, если это и достижение, то вопиющее достижение. Такое впечатление, что некий неведомый ловкий стрелок планомерно ведет охоту на тех людей, на которых зиждется отечественная культура. Кому это выгодно, и к чему приведет, остается только догадываться".

Вадим Абдрашитов: "Знаю Петра Багрова как замечательного специалиста, грамотного, эрудированного человека. Очень глубоко знающего своё дело и то, чему он себя посвятил — отечественный кинематограф. Разделяю его идею о необходимости искать, сохранять, копировать, вводить в оборот киноматериалы, снятые по архивным меркам не так уж давно — в 50-80-е годы прошлого века. Признателен Багрову, тщательно поработавшему над сохранением моего «Репортажа с асфальта». Не зная сути конфликта, все же скажу, что уход Багрова из ГФФ в конечном итоге нанесёт вред и самому Петру и Госфильмофонду, а значит, всему нашему кино и киносообществу. Такими специалистами, энтузиастами своего дела, людьми призвания — разбрасываться нельзя, их и так очень мало. Поэтому выражаю надежду на здравость и сближение всех позиций".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Вадим Абдрашитов, Клейман, Любовь Аркус, Сокуров, Хржановский, кино, увольнения
Subscribe

Posts from This Journal “увольнения” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment