Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 2

Прага, 23 марта 1911 года

Как я уже указывал - в дальнейшем мы рассмотрим подробнее, насколько это оправданно, - в оккультизме деятельность селезенки обозначается как сатурническая, деятельность печени приводится в соответствие с деятельностью Юпитера, и желчи - с деятельностью Марса. Из тех же оснований оккультное познание видит в сердце и в принадлежащей ему системе крови нечто, что в человеческом организме достойно имени "Солнца", нечто, что подобно Солнцу нашей планетной системы. Система легких, согласно тому же принципу, обозначается оккультистами как "Меркурий" и система почек - как "Венера".



Так, уже в названиях органов (хотя мы оставляем пока в стороне обоснованность этих названий) обрисована внутренняя мировая система. Мы дополним эту картину, изучив взаимодействие обеих систем органов, имеющих отношение к крови. И лишь рассмотрев взаимосвязи в духе изложенного, мы представим как нечто целостное то, что мы называем внутренним миром человека. В последующих лекциях будет показано, что оккультист действительно имеет основания представлять отношение Солнца к Меркурию и Венере как подобное тем взаимосвязям, которые существуют в человеческом организме между сердцем, легкими и почками.



Исходя из этого видно, что орудие нашего Я - система крови, ритм которой выражается в сердце, - во всем своем строении, в своей внутренней природе и в своей сущности образовано внутренней мировой системой человека, и эта система крови должна быть внедрена и в [макрокосмическую] всеобщую систему, чтобы иметь возможность жить так, как она живет. Система крови - я это часто упоминал - является физическим органом нашего Я.



Мы знаем, что наше Я, каким оно является, возможно лишь благодаря тому, что оно имеет своей основой физическое, эфирное и астральное тела. "Свободно парящее" человеческое Я совершенно немыслимо в таком мире, как наш. Человеческое Я предполагает как свою основу астральное, эфирное и физическое тела. Подобно тому, как Я в духовном отношении предполагает три названных члена, так и физический орган Я - система крови -также предполагает наличие физических проявлений астрального и эфирного тел. Система крови может развиваться лишь на основе чего-то иного.



Если растение развивается непосредственно на основе окружающей его неорганической природы, как бы поднимаясь, вырастая из нее, то для организма крови человека вовсе не достаточно иметь основой внешнюю природу как таковую, но этой внешней природе надлежит сначала претерпеть преобразование. Как физическому телу человека сначала должны предшествовать эфирное и астральное тела, так и все содержащееся в питательных веществах должно быть сперва преобразовано, чтобы могло служить орудием человеческому Я.



Хотя и можно было бы сказать, что физическое орудие Я, кровь, предоставлена внешнему воздействию через легкие, но ведь сами легкие являются органом физически-телесной организации, то есть не сам этот орган, а воздух, вдыхаемый через него, делает возможным воздействие внешнего ритма на кровь. Нужно различать между тем, что приближается к человеку в форме вдыхаемого им воздуха, который дает возможность непосредственно пронизывать систему крови внешним ритмом, и тем, что приближается к органу Я - к крови - не непосредственно, но, как это было уже описано, "кружным путем" - через душу. В этом случае человек воспринимает впечатления из внешнего мира через органы чувств (durch die Sinne), и органы чувств (Sinne) передают далее свои впечатления вплоть до "пластины" крови.



Поэтому можно сказать: человек сообщается с внешним миром не только вещественным образом - через вдыхаемый воздух, но он входит в соприкосновение с внешним миром также и через органы чувств, такое сообщение носит невещественный, нематериальный характер. Оно происходит в процессе восприятия, который развивает в себе душа, выступая навстречу окружающему миру. Здесь к дыхательному процессу присоединяется еще и некий высший процесс, имеющий нематериальный характер, некий духовный процесс дыхания (vergeistigter Atmungsprozess).



Если при дыхательном процессе мы воспринимаем внешний мир физически, вещественно, то процесс восприятия (сейчас под "восприятием" я подразумеваю все, что человек перерабатывает при внешних впечатлениях), является духовным дыхательным процессом , при котором человек также воспринимает что-то в свой организм. И тут встает вопрос: как взаимодействуют эти два процесса? Ибо в человеческом организме все находится во взаимодействии.



Сформулируем этот вопрос точнее, ибо самое существенное будет зависеть от правильной постановки вопроса, - этим самым мы позволим прийти ответу, который будет дан пока только гипотетически. Необходимо уяснить себе, что может возникнуть взаимодействие между тем, что действует через кровь, измененную благодаря протеканию всех внутренних органических процессов, и тем, чем становится кровь в результате осуществления внешних восприятий. Должно быть ясно, что здесь может возникнуть взаимодействие. Несмотря на то, что кровь так тщательно и многообразно фильтруется, несмотря на то, что так много делается для того, чтобы она стала столь удивительно организованным веществом и служила орудием нашего Я, кровь все же, тем не менее, является физическим веществом и как таковая принадлежит к физическому телу.



Какую огромную дистанцию мы наблюдаем между протекающими в человеческой крови физическими процессами и тем, что мы называем процессом восприятия, осуществляемым душой! Восприятия - неоспоримая реальность; ибо не умеет мыслить тот, кто вздумал бы отрицать - это было бы весьма странно, - что восприятия, понятия, идеи, чувства, волевые импульсы так же реальны, как и субстанция крови, нервов, печени, желчи и так далее.



Как связано между собой то и другое - об этом может возникнуть спор мировоззрений; они могут спорить между собой, являются ли мысли результатом деятельности нервов или чего-то еще. Пожалуй, здесь еще есть место для столкновения мировоззрений. Но никакого спора не может быть о том (так как это само собой разумеется), что жизнь наших чувств, мыслей, наша душевная внутренняя жизнь, все, что строится на основе внешних впечатлений и восприятий, есть самостоятельная реальность. Заметьте, я не говорю: обособленная реальность, но - самостоятельная, ибо ничто в мире не обособлено. Под "самостоятельной реальностью" подразумевается то, что можно наблюдать реально: мысли, чувства и т. д., так же, как и желудок, печень, желчь и селезенку.



Но нас может удивить нечто другое, если мы сопоставим эти две реальности: с одной стороны, такая тонко профильтрованная материя - кровь, и, с другой стороны, нечто такое, что на первый взгляд не имеет ничего общего с чем-либо физическим, а именно: содержание души, чувства, мысли и т. д. Рассмотрение этих двух видов реальности представляло для человека такие сложности, что относительно этого предмета исходя из различнейших мировоззрений были даны самые разнообразные ответы. Существуют мировоззрения, признающие непосредственное воздействие душевного, мыслительного на физическую материю, как если бы мысль могла непосредственно воздействовать на физическое вещество. Им противостоят другие, материалистические мировоззрения , которые считают, что мысли, чувства и пр. просто вырабатываются при физических процессах.



Спор обоих мировоззрений на протяжении долгого времени играл в мире большую роль, но для оккультистов этот спор - пустые слова. И когда в конце концов так и не справились с этим вопросом, в новое время появилось еще нечто иное под странным названием "психофизический параллелизм" . Так как совершенно невозможно было разобраться, какое же из обоих мнений верно: то ли дух влияет на физические процессы, то ли физические процессы на дух, - то просто было решено, что есть два вида процессов, про-текающих-де параллельно.



Это представляли себе так: когда человек мыслит, чувствует и тому подобное, параллельно этому в его физических органах протекают совершенно определенные процессы. Таким образом, восприятие "я вижу красное" соответствовало бы какому-то материальному процессу в нервной системе. То, что мы ощущаем при виде красного, чувствуем ли мы радость или боль, - все это соответствует материальному процессу. Но здесь говорится лишь о простом "соответствии". Эта теория, на самом деле, устраняет все проблемы, просто исключая их решение. Все споры, возникшие в этом направлении, выявляют беспомощность психофизического параллелизма, так как пытаются разрешить вопросы на той почве, на которую последние вовсе не могут быть перенесены. Мы имеем дело с нематериальными процессами, наблюдая деятельность нашей внутренней душевной жизни, и с материальными - когда мы изучаем вещества даже с такой тонкой организацией, как кровь.



Если просто противопоставить эти две вещи - физическую и душевную деятельность - и попытаться размышляя выяснить, как они действуют друг на друга, то такое размышление не даст совершенно ничего. Размышляя, можно прийти только ко всевозможным произвольным выводам. Лишь тогда станет возможно сказать об этом вопросе что-то определенное, если мы действительно приобщимся к высшему познанию, которое не останавливается ни на физическом созерцании внешнего мира, ни на мышлении, связанном только с физическим миром. Мы должны найти форму познания, ведущую из физического мира в сверхфизический. Нам необходимо восходить, с одной стороны, из материального к сверхматериальному, сверхфизическому, но еще мы должны также и из душевной жизни, протекающей в физическом мире, восходить к сверхфизическому, к основам нашей душевной жизни. Ведь со всеми своими чувствами, со своей душевной жизнью мы живем в физическом мире. Итак, нам необходимо с двух сторон восходить в сверхфизический мир.



Для восхождения из материального в сверхфизический мир необходимы душевные упражнения, делающие для человека возможным созерцать находящееся за внешним чувственным миром, за вуалью, сотканной из наших чувственных впечатлений, о которой я уже говорил. Подобные чувственные впечатления мы получаем, наблюдая внешний человеческий организм, и даже при наблюдении самого тонкоорганизованного органа - крови - мы имеем дело с чем-то физически-чувственным. Необходимы душевные упражнения, чтобы повести человека в сверхчувственный мир . Сначала он должен спуститься на одну ступень глубже, чем он стоял, когда мог воспринимать в себя душевные впечатления, спуститься под физический план.



Тогда в подосновах физически-чувственного мира ему явится сверхчувственная часть человеческой организации - эфирное тело. Это эфирное тело - мы опишем его еще точнее с точки зрения оккультной физиологии - является сверхчувственной организацией, мыслимой нами сначала как просто сверхчувственная основная субстанция (ьbersinnliche Grundsubstanz), из которой вычленяется физический организм и отображением, оттиском которой он является. Кровь, само собой разумеется, также оттиск эфирного тела. Итак, отойдя на одну ступень за физически-чувственный организм, мы нашли сверхчувственный член - эфирное тело. Теперь спрашивается: можем ли мы подойти к этому сверхчувственному члену - к эфирному телу - также и с другой стороны, со стороны душевного, из наших ощущений, мыслей, чувств, которые мы создаем из впечатлений внешнего мира? И оказывается, что так же непосредственно, как мы подходим к нашей душевной жизни, к эфирному организму подойти мы не можем.



Но - и этим позвольте мне закончить сегодняшнее рассмотрение - душевная деятельность протекает так, что сначала мы получаем внешние впечатления; на чувства воздействует окружающий мир, затем мы перерабатываем внешние впечатления в душе; но нами делается еще нечто большее - мы как бы накапливаем эти полученные впечатления в нас самих. Поразмышляйте-ка о таком простом проявлении памяти, как воспоминание. Вот вы вспоминаете о чем-то, о чем годы назад на основании внешних восприятий получили впечатления, составили себе представления. Вы сегодня вызываете их из глубин души, и у вас появляется воспоминание о чем-нибудь очень простом, например, о каком-то дереве или запахе. Из этого вы должны заключить, что в вашей душе накоплено что-то, оставшееся от внешних впечатлений.



Наблюдение над жизнью души, достигаемое только при выполнении душевных упражнений, показывает: имея душевную жизнь развитой настолько, что она в состоянии вызывать накопленные впечатления в качестве представлений памяти (Erinnerungsvorstellungen), - мы деятельны с нашими душевными переживаниями не только в Я. Сначала, выступая с нашим Я навстречу внешнему миру, мы воспринимаем из него впечатления и перерабатываем их в астральном теле. Если бы нами совершалось только это, то мы бы сразу же все забывали. Перерабатывая впечатления, мы работаем в астральном теле. Закрепляем же их в нас (так, что по прошествии времени - долгих лет или минут - они могут быть вновь вызваны) тем, что эти впечатления, полученные через Я и переработанные астральным телом, запечатлеваются нами в эфирном теле.



Таким образом, в качестве представлений памяти, в эфирном теле запечатлевается приобретенная нами в общении с внешним миром душевная деятельность. Если же мы имеем эту способность запечатлевать в эфирном теле представления, находящиеся ранее в нашей душе и становящиеся потом воспоминаниями, и если мы признаем, что эфирное тело есть ближайший сверхчувственный член нашего организма, то спрашивается: "Как происходит это запечатлевание? Каким образом человек вносит в эфирное тело то, что переработано астральным телом? Как последнее передается эфирному телу?"



Эта передача совершается весьма примечательным образом. Рассмотрим сначала - совершенно схематично - кругооборот крови во всем человеческом теле, не забывая, что кровь является внешним физическим выражением Я. Если провести исследование так, как если бы мы находились внутри эфирного тела, мы увидели бы как работает Я, общаясь с внешним миром, как оно воспринимает впечатления и уплотняет их в представления. И мы обнаружили бы также, что при этом наша кровь не только сама находится в деятельности, но, проходя по организму, она повсюду возбуждает эфирное тело; это происходит, главным образом, когда кровь следует по направлению вверх, менее - по направлению вниз. Везде в эфирном теле можно наблюдать возникающие потоки , принимающие совершенно определенное направление.



Сопутствуя крови, они идут от сердца к голове и там собираются. Они накапливаются приблизительно так же - если можно употребить такое внешнее сравнение, - как электрический заряд стремится к острию электрода, стремясь уравновесить разность потенциалов. Наблюдая этот процесс оккультно, соответствующим образом подготовленной душой, можно увидеть, как в одной точке бывают сжаты под сильнейшим напряжением те эфирные силы, которые вызваны впечатлениями, стремящимися стать представлениями памяти (Gedдchtnisvorstellungen), представлениями, стремящимися запечатлеть себя в эфирное тело.



По этим эфирным силам видно, что они хотят стать силами памяти (Gedдchtniskrдfte). Я хотел бы изобразить течение таких эфирных потоков к мозгу и их сжатие так, чтобы рисунок в какой-то степени представлял действительно происходящее. Мы обнаруживаем здесь сильное напряжение, которое накапливается в одном месте и как бы говорит: "Я хочу проникнуть в эфирное тело!" Этому головному эфирному потоку навстречу идут другие, исходящие, главным образом, от лимфатических сосудов. И собираются они так, что противостоят первому потоку.



Таким образом, при образовании представлений воспоминания в мозге действуют два противоположно направленных эфирных потока, которые концентрируются с мощной силой, приблизительно так же, как с большим напряжением накапливаются на своих полюсах положительные и отрицательные заряды, стремясь уравновесить друг друга. И уравновешивание обоих эфирных потоков действительно происходит, и когда оно совершается, представление становится представлением памяти и сливается с эфирным телом.



Подобные сверхчувственные реальности, сверхчувственные потоки человеческого организма создают себе также и физически-чувственный орган, в котором следует видеть внешнее проявление таких потоков. Так, орган, находящийся в средней части мозга, является физически-чувственным проявлением того, что стремится стать представлением памяти. Ему противостоит другой орган, являющийся выражением потоков эфирного тела, приходящих от нижних органов. Эти два органа в головном мозге - физически-чувственное проявление двух потоков эфирного тела и словно наивещественное подтверждение того, что подобные потоки эфирного тела существуют.



Эти потоки как бы уплотняются с такой силой, что овладевают телесной материей и уплотняют ее в данные два органа. Вышеописанный процесс действительно выглядит так, что от одного органа к другому, излучаясь, перетекают световые потоки. Физический орган, стремящийся образовывать представления памяти, - шишковидная железа, а воспринимающий орган - мозговой придаток, гипофиз. Так, в совершенно определенном месте физического организма налицо внешнее физическое проявление взаимодействия душевного с телесным!



Этим, пока только общим, изложением мы завершим сегодняшнее рассмотрение. Оно будет завтра продолжено и дополнено точными и доказательными сообщениями. Нам очень важно держаться мысли, что мы можем исследовать сверхчувственное, и затем спросить: действительно ли существует ожидаемое физическое проявление сверхчувственного? Мы видели, что оно существует. И так как здесь речь идет о вратах в сверхчувственное из чувственного, вы узнаете в дальнейшем, почему шишковидная железа и гипофиз являются в высшей степени непонятными для внешней науки и от последней вы сможете получить только лишь крайне неудовлетворительные и недостаточные сведения об этих органах.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment