Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Анна Наталия Малаховская. "Возвращение в средневековье"

Автор текста: Анна Наталия Малаховская, деятельница феминистского движения, писательница, художник, исследовательница русских сказок, автор книг: "Возвращение к Бабе-Яге" (2004), "Апология на краю: прикладная мифология" (2012) и др. В 1979 г. была одной из основательниц совместно с Татьяной Мамоновой и Татьяной Горичевой альманаха «Женщина и Россия», журнала «Мария». После высылки из СССР в 1980 г. живет и работает в Австрии.


Наталия Малаховская

Возвращение в средневековье

28-е ноября 2017, передача по австрийскому радио «Журнал Панорама» на самом видном месте, после новостей в 18 часов. Знаменитые политологи и журналисты из разных европейских стран обсуждают вопрос о том, как это могло произойти, что изнутри самих демократий стали вылезать на свет авторитарные тенденции теперь уже такой несомненной силы и влиятельности, что речь уже о том, что как бы всё это вместе не окончилось тем же, чем окончилось в тридцатые годы прошлого столетия: победой фашизма. Подробное описание отвратительностей в Турции, потом в Сербии, в Венгрии и на Филиппинах. Про Трампа только упомянули, про его Fake News , которые всех ставят в тупик, – а стоило бы напомнить о том, как Гитлер в 1939 году, осенью, с того и начал вторую мировую войну, переодев своих солдат в польские униформы и заявив на весь мир, что на бедную Германию злые поляки напали.

Откуда лезет это возвращение на круги своя после всех уверений о том, что такое, как во время второй мировой войны, уж ни за что и никогда повториться не может? Было высказано несколько предположений, наконец, одна из участниц дискуссии сказала, что разрушение демократии и демократических тенденций прежде всего идёт по пути отбирания прав человеческих личностей у женщин. И все с нею тут же согласились и стали приводить ужасающие примеры... Но это было сегодня в полседьмого вечера. А попозже по телевизору в передаче «Welt Bilder“ Nord Deutscher Rundfunk (NDR) всё это было показано живьём: в Турции решили отменить закон, запрещающий мужьям избивать жён. Многотысячная демонстрация женщин против отмены этого закона: несут портреты женщин, убитых мужьями. А законопринимающие опасаются, что если этот закон останется в силе, то это будет в ущерб мужчинам!

Про то, что подобный закон в России уже отменили, ещё в начале этого года, сказано не было. Зато очень подробно показали такие подробности российской жизни, от которых просто с души воротит. Сначала рекламу какого-то освежительного напитка, равносильную «Софтпорно»: чтобы возбудить желание купить этот напиток, оказалось необходимым выставить извивающихся проституток с сутенёром во главе. Потом рассказали о том, как выгоняют с работы стюардесс «не того возраста и не того сложения», а тех, что того возраста и сложения, учат обращаться с мужчинами- пассажирами с целью намекнуть на то, что непрочь и другие услуги оказать...

И наконец: Смольный показали, с его роскошными росписями на плафоне, сказали, что когда-то здесь был институт благородных девиц, и что теперь решили в нём же то же самое устроить. Маленькие девочки в сиреневых шляпках с оранжевыми цветочками изо всех сил пытаются какие-то танцевальные движения воплотить на деле, а их мамаши в платках на голове с приторными улыбочками объясняют, что ведь женщины должны быть женщинами, разве не так? Насколько противны извивающиеся рекламные красотки, вышколенные «для дела», настолько же и эти девочки удивительно неприятны: словно кто-то сумел вытравить из них естественную грацию, от рождения присущую большинству детей, и не только девочек, и мальчиков тоже. Откуда эта грубая и даже жестокая в своей грубости неуклюжесть, топорность движений?

А потом президента показали, который со своим неподражаемым шармом какой-то женщине-политику объяснил, что её главная задача – выполнять свою демографическую функцию. То есть детей рожать. И тут я вспомнила другую передачу, по радио, на прошлой неделе. Новейшее открытие учёных: про травму во время родов. О том, что если роды были травмой для роженицы, эта травма во время родов передаётся рождающимся детям эпигенетическим путём. И эта травма сохраняется, в несколько ослабленном виде, до четырёх поколений.

И тут у меня открылись глаза. На тот самый критический момент, на описание невыносимого отношения к роженицам в советских роддомах, с которого начался подпольный феминистский альманах «Женщина и Россия» в 1979 году. О чём можно говорить, чего ждать, какого улучшения демографического положения в стране, если и до сих пор в бесплатных роддомах царит то же самое омерзительное отношение к роженицам? Что сказать о народе, который на 90%, если не на 99% получил эту родильную травму при выходе на белый свет? А потом говорят, что пьют. Ну как не запить? Заранее травмированным нет другого выхода. О качестве психотерапии в России говорить не приходится.

Вместо того, чтоб давать женщинам «очаровательные» советы и надеяться (?) тем самым повысить рождаемость в стране, умнее – и патриотичнее – было бы бросить все силы на спасение ситуации в роддомах, выгнать оттуда всех циничных садисток, которые компенсируют этим наслаждением мучить беспомощных и беззащитных свою мизерную зарплату. О самой зарплате и говорить не приходится: повысить! Вместо слащавых разговорчиков. Кстати, ведь и садистки из родильных домов, эти «работницы ножа и топора», тоже родились с той же самой родильной травмой. Среди них уже не осталось ни одной из тех добрых нянечек, одна из которых спасла меня от смерти в 1970 году в Ленинграде в институте акушерства и гинекологии, где я после родов умирала от родильной горячки. Той нянечке было в ту пору лет 70, если не больше. То есть родилась ещё при царе. И это она заметила, что я отдаю концы, и забила тревогу. А всем помоложе было от души начхать, они пробегали мимо умирающей всё с тем же деловым видом зарвавшихся стахановок...
Но всё же – что поделать с этим «женщина ведь должна быть женщиной»?

Можно сказать, что женщинам в России надоело махать топором и таскать тяжёлые шпалы, как это пропагандировалось в советские времена, и маятник откачнулся в противоположную сторону. Но неужели нельзя найти ничего более достойного, чем вернуться к тем нормам, которые уже сто лет как устарели? В той же самой телевизионной передаче, которую показывали сегодня вечером, рассказывалось о том, что как раз сто лет назад именно с выступления петроградских женщин началась февральская революция: это ткачихи Неского района вышли с демонстрацией на улицу и на углу Невского и Садовой, у Гостиного двора, их демонстрация слилась с демонстрацией феминисток, требовавших избирательных прав для женщин. Всё это было показано, буквально, женские лица, на которые не стыдно посмотреть, и плакаты над головами – да, с ятями, по старому стилю. Это были наши бабушки и прабабушки. И мне стыдно перед ними. Перед моей собственной бабушкой, которая работала и дружила с Александрой Коллонтай. В своём письме-поздравлении по поводу моего поступления в первый класс моя бабушка писала семилетке «будь бодра и смела». Вот что для неё означало – быть женщиной.

Что значит быть женщиной при патриархате, который семимильными шагами добежал уже до России, это всем видно. Что значило быть женщиной во времена средневековья, это мы тоже знаем. И гордимся понемногу, что в России всё же не было такого поголовного сожжения так называемых «ведьм», какое прокатилось в те времена по Западной Европе: а долго ли ещё нам гордиться таким «патриотическим» достижением?

Но осталось ещё в народе именно, в народной традиции, представление о том, что это значит – быть ЖЕНЩИНОЙ. На самом деле. Без всяких грязных придыханий и липких конечностей, залапавших это Звание. Как изнурённая тяжёлой болезнью российская крестьянка в непридуманном рассказе Тургенева «Живые мощи» знала, на кого равняется в своём подвиге, так и моя новая подруга произнесла то же самое Имя, рассказав мне о новой гражданской инициативе Поэта Татьяны Вольтской: имя Жанны д‘Арк. А почему французский народ так надеялся на то, что от врага во времена столетней войны их могла спасти именно Дева – ну, об этом спросить можно. И расскажу, не скрою.

Прислано Наталией Малаховской для размещения в литературном блоге Николая Подосокорского.

См. также:
- Публикации Наталии Малаховской в блоге Николая Подосокорского

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Малаховская, женщины, феминизм
Subscribe

Posts from This Journal “Малаховская” Tag

promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments