Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 5-я лекция, часть 1

Прага, 24 марта 1911 года

Прежде чем мы пойдем дальше в наших рассмотрениях, моя задача сегодня - ввести некоторые понятия, которые нам понадобятся в течение дальнейших обсуждений. Было бы чрезвычайно важно обсудить значение того, что мы в духовнонаучном, антропософском смысле называем физическим органом или, вернее, физическим проявлением органа. Вы уже узнали, что селезенка, например, может быть даже физически удалена или стать непригодной, и это не вызовет прекращения деятельности того, что мы в антропософском смысле называем селезенкой. После удаления подобного органа в организме все же продолжается деятельность, внутренняя активность, обычно осуществляемая через орган.



Отсюда следует - и я вас очень прошу усвоить это на будущее, - что мы можем физически видимое, физически воспринимаемое в том или ином органе (естественно, это не может относиться к любому органу) мысленно удалить, и тем не менее, останется функция органа, соответственная его предназначению; и то, что осталось, то, что продолжает функционировать, надлежит отнести к сверхчувственному существу человеческого организма.



Когда мы говорим об органах - о селезенке, желчи, печени, легких и т. д., в свете нашей духовной науки, то, произнося их названия, мы имеем в виду, прежде всего, вовсе не то, что можно видеть физически, но этими названиями мы обозначаем действующие в наших органах системы сил (Kraftsysteme), природа которых сверхчувственна. Поэтому, говоря об этих вещах духовнонаучно, мы прежде всего должны пред ставлять себе - не видимую физически - систему сил. И в особенной степени это относится к селезенке. Давайте рассмотрим изображенную здесь мной физически невидимую, воспринимаемую лишь сверхчувственным созерцанием систему сил.



Подобную сверхчувственную систему сил можно, например, увидеть в области селезенки. Если теперь остановить внимание на том, что в современном человеческом организме эта сверхчувственная система сил заполнена физически-чувственной материей, то возникает вопрос: каково отношение сверхчувственной системы сил к чувственной материи? Я думаю, вам нетрудно будет представить, что через пространство могут проходить силы, физически, внешне невидимые. Достаточно лишь вспомнить о следующем: если кто-то, к примеру, никогда не слышал о том, что в опорожненной бутылке содержится воздух, то он будет уверен, что бутылка совершенно пуста.



И если мы возьмем бутылку, вставим в нее воронку с плотно прилегающим горлышком и быстро нальем воды, то такой, не сведущий в физике человек будет несколько удивлен, увидев, что вода осталась в воронке, так как давление воздуха мешает ей попасть в бутылку. Тогда этот человек обнаружит, что в бутылке все-таки есть нечто невидимое ему, что задерживало воду.



Расширив это понятие, нетрудно будет также представить, что пространство может быть пронизанным системами сил сверхчувственной природы, которые невозможно ни разрезать ножом, ни удалить, если физический орган, являющийся их материальным проявлением, например селезенка, оказался больным. Нужно осознать, что сверхчувственная система сил находится в таком отношении к физически-чувственному органу, что физическая материя собирается, привлекается силовыми точками и силовыми линиями в систему сил и в результате становится физическим органом. Мы можем сказать: причиной того, что, к примеру, на месте селезенки находится физически-чувственный орган, является то, что пространство там совершенно определенным образом заполняют системы сил, которые собирают, "складывают" туда материю так, что она сформировывается в качестве внешнего органа селезенки, видимого нами при анатомическом изучении.



Так вы можете представить себе различнейшие органы человеческого организма. Они существуют вначале сверхчувственно и затем, под воздействием самых различных сверхчувственных силовых систем, заполняются физической материей. Поэтому в этих системах сил следует видеть сверхчувственный организм, дифференцированный в себе, который вбирает в себя физическую материю различнейшими способами; физический орган, созданный сверхчувственным организмом, в состоянии лишь несовершенным образом соответствовать его сложности.



Так мы получили представление не только об отношении сверхчувственных систем сил к сформировавшимся физически-материальным органам, но вместе с тем также и представление о чем-то другом - о питании всего организма в целом. В чем же оно состоит? Питание - это не что иное, как подготовление организмом принимаемых питательных веществ к тому, чтобы они могли быть направлены в различные органы; затем органы присоединяют к себе эти вещества. В последующих лекциях еще будет сказано о том, каким образом общее понятие питания - проявляющего себя как сила притяжения системами органов питательных веществ - соотносится с происхождением человека, с эмбриональным развитием, предшествующим рождению.



Итак, самое широкое понятие питания заключается в том, что отдельные питательные вещества притягиваются сверхчувственным организмом, сверхчувственными системами сил и различнейшим образом, включаются в физический организм. Необходимо ясно осознавать, что эфирное тело человека, являясь ближайшим к физическому телу сверхчувственным членом человеческой организации, а также и самым грубым из сверхчувственных членов, лежит в основе всей совокупности организма как его сверхчувственный прообраз; и это эфирное тело расчленено, дифференцировано в самом себе и содержит различнейшие силовые системы, которые притягивают принимаемые организмом вещества.



Следующий член человеческого существа, высший по отношению к эфирному телу, рассматриваемому нами как прообраз организма, - это так называемое астральное тело. Как объединяются названные два члена, будет показано в последующих лекциях. Астральное тело может присоединиться лишь тогда, когда физический организм, равно как и эфирный, подготовлены сообразно своему устройству; астральное тело предполагает наличие обоих других организмов. Далее следует то, что называется нами человеческим Я. Таким образом, существо человека объединяет в себе четыре члена.



Ну, а теперь можно себе представить, что уже в самом эфирном теле содержатся известные системы сил, привлекающие к себе питательные вещества и формирующие их в физическом организме совершенно определенным образом. Можно себе также представить, что подобная система сил определяется не только эфирным, но также и астральным телом, которое передает системе сил свои силы; и если мы мысленно удалим физический орган, то в первую очередь останется эфирная система сил, далее - астральная, которая пронизывает эфирную систему сил совершенно особым образом; а кроме того также излучения из Я.



Однако имеются органы, вчлененные в организм так, что существенная их черта состоит в слабом определяющем воздействии эфирных потоков; оккультно исследовав область, в которой находится такой орган, мы нашли бы эфирную часть этого органа весьма слабо дифференцированной, содержащей в себе лишь очень немногое от силовых систем, но зато мы обнаружили бы, что данная часть эфирного тела находится под сильным влиянием астральных сил. Когда физическая материя присоединяется к подобному органу, эфирное тело развивает лишь незначительную силу притяжения по отношению к присоединяющимся веществам, основная же сила притяжения создается астральным телом, и притом так, как если бы вещества вносились в данный орган непосредственно астральным телом.



Отсюда можно видеть, что органы человека имеют совершенно различную "валентность". Одни органы определены главным образом системами сил эфирного тела, другие - большей частью потоками или силами астрального тела, тогда как третьи - потоками Я. Из предыдущих лекций вы уже знаете, что в особенности система органов, руководящая нашей кровью, существенно зависит от излучений, исходящих из Я, что кровь человека в основном связана с потоками и излучениями человеческого Я. Другие системы органов со всем своим содержанием определены сверхчувственными членами человеческой природы на самых различных промежуточных ступенях.



Но есть также и нечто совершенно иное. Возьмем физическое тело само по себе. - Сейчас речь идет не о его высших членах. - Так вот, физическое тело также представляет собой систему сил. Его можно мыслить, прежде всего, как нечто, составленное из веществ внешнего мира, также имеющих свои внутренние законы, но преобразованных и включенных в физическое тело. Итак, физическое тело также является системой сил. Так что вы можете видеть здесь случай, когда физический организм воздействует обратно на эфирную, астральную систему сил и даже - вплоть до Я-системы (Ich-System). Мы должны уяснить себе, что эфирная система сил бывает охвачена не только астральной системой или Я-системой, но существуют также органы, эфирные силы которых так сжаты со стороны физической системы сил, что физическая система перевешивает.



Подобные органы, физическое тело которых является преобладающим, которые только в малой степени подвержены влиянию высших членов человеческой организации, это преимущественно те органы, которые в самом широком смысле следует назвать органами выделения: все железы, все органы выделения. Органы, непосредственно выделяющие вещества, все органы выделения, побуждаются к выделению веществ, главным образом, силами физического организма; в этих процессах существенное значение имеет чисто физический мир. Где бы в человеческом организме ни находились подобные органы, предназначенные преимущественно для выделения какого-либо вещества должно быть ясно, что эти органы являются, прежде всего, орудиями физических силовых систем и их заболевание, прихождение в негодность или удаление неминуемо ведет организм к разрушению; организм не в состоянии должным образом развиваться дальше и в конце концов не может более жить.



Вы видели на примере такого органа, как селезенка, о которой мы говорили вчера, что ее заболевание, повреждение или хирургическое удаление приносит намного меньший ущерб ее функциям, чем это происходит с другими органами в подобной ситуации, так как селезенка в особенно сильной степени находится под влиянием сверхчувственных частей человеческой природы, эфирного тела, но в особенности - астрального. Иначе обстоит дело с органами, в которых преобладает физическая система сил. Например, заболевание щитовидной железы, которая при некоторых болезнях, иногда увеличиваясь до размеров так называемого зоба, может очень вредно действовать на весь организм. Ей нельзя полностью приходить в негодность и она не может быть удалена целиком - именно потому, что физические процессы, осуществляемые через щитовидную железу, являются весьма существенными в совокупной жизни человеческого организма.



Есть и такие органы, которые в высокой степени зависимы от сверхчувственных силовых систем, но они, однако, как бы вжаты в физический организм и побуждаются его силами к выделению определенных веществ. Подобным органом является, например, печень, а также и почки. Как и селезенка, эти органы зависимы от сверхчувственных членов человеческой организации, от эфирного и астрального тел, но они, так сказать, захвачены силами физического организма, стянуты вниз в своих воздействиях вплоть до физических сил. Поэтому для данных органов в очень высокой степени важно, чтобы они, как физические органы, были в здоровом состоянии, в отличие от таких органов, как селезенка, с которой дело обстоит так, что физическое очень мало принимается во внимание и сильно перевешивается влиянием, приходящим от сверхчувственных членов.



О селезенке мы можем сказать, что это очень духовный орган, так как его физическая часть имеет для него самое малое значение. На этом основании в оккультной литературе всех времен, берущей свое начало в кругах, где действительно кое-что знали об этих вещах, селезенка всегда признавалась и описывалась как особенно духовный орган. Так в какой-то степени мы получили представление о целостном организме, каждый отдельный орган которого может быть рассмотрен как сверхчувственная система сил, в которую через общий питательный процесс как бы вложена вещественная материя.



Другое понятие, которое надлежит усвоить, следующее: что вообще означает для человека принятие (Aufnahme) чего-либо - будь это вещество или же нечто духовное, принятие чего происходит благодаря душевной деятельности, как, например, при восприятии? И что означает выделение, отдача (Abgabe) вещества? Давайте начнем с процесса выделения в самом широком смысле. Мы ведь знаем, что немалая часть веществ из употребляемой пищи выделяется пищеварительным каналом. Далее через легкие из человеческого организма выделяется углекислота. Мы имеем также выделительный процесс через почки; выделительный процесс происходит также и через кожу.



Этот процесс проявляется, в первую очередь, в потообразовании. Все процессы, которые можно в самом широком смысле назвать выделительными процессами, протекающими через кожу, происходят - я прошу обратить на это внимание - в самой внешней, отдаленной периферии человеческого тела. А теперь вопрос: что же вообще означает процесс выделения для человека? Прояснить значение этого процесса мы можем только следующим образом. Вы увидите, что, не развив предлагаемых понятий, нам совершенно невозможно будет продвинуться далее в изучении человеческого организма. Я хотел бы для начала остановить ваше внимание на понятии, которое, правда, имеет только отдаленное сходство с процессом выделения, но это поможет нам перейти к рассмотрению последнего. А именно: я хочу предложить вам понятие обнаружения, нахождения самого себя. (Gewahr werden des eigenen Selbstes = букв.: обнаружение собственного "я сам", "сам". - Прим. перее)



Поразмыслите-ка о том, что вы двигаетесь где-нибудь в пространстве, по неосторожности сталкиваетесь с твердым предметом, ударяетесь об него, и этим самым, вы, в сущности говоря, в каком-то смысле обнаруживаете самого себя. Сталкивание с чем-либо, собственно, есть обнаружение самого себя. И это происходит так, что факт столкновения становится для вас внутренним событием. Ибо чем является для вас столкновение с посторонним предметом? Оно является причиной страдания, боли. Процесс боли разыгрывается исключительно в вашем внутреннем существе. Итак, внутренний процесс вызывается тем, что вы столкнулись с внешним предметом, являющимся препятствием на вашем пути. Встреча с препятствием - это то, что вызывает внутренний процесс, то есть боль при столкновении. Вы можете себе легко представить: для того чтобы пережить обнаружение, нахождение самого себя, вы не нуждаетесь ни в чем ином, кроме как во внутренней боли, наступающей при столкновении с внешним предметом.



Представьте себе, вы в темноте ударились о какой-то предмет, вовсе не зная, что он собой представляет, и предположим, вы ударились так сильно, что теперь не можете понять, что бы такое это могло быть. Вы чувствуете лишь последствие удара - боль. Ощутив удар, столкновение, вы пережили процесс в самом себе. Единственное, что было пережито, это - внутренний процесс, и это здесь самое существенное. Если вы скажете: "Я ударился о какой-то внешний предмет", - то это будет более или менее бессознательным выводом, сделанным из внутреннего переживания внешнего препятствия.



Таким образом, человек обнаруживает, находит свое внутреннее существо через встречу с препятствием. Необходимо усвоить это понятие: через нахождение препятствия - обнаружение себя, переживание своего внутреннего существа, полнота реального внутреннего переживания. Это понятие было развито мной, я бы сказал, в самой грубой форме, чтобы можно было перейти к другому понятию: к выделениям в человеческом организме. Представим себе, что человеческий организм принимает в какую-либо систему органов, скажем в желудок, известные вещества и эта система органов устроена так, что своей деятельностью она как бы сортирует вещества; в результате такой деятельности органа принятое вещество распадается на более тонкую, как бы фильтрованную часть и более грубую, которая затем выделяется. Таким образом, происходит дифференциация веществ на те, которые, пройдя преобразование, используются далее другими органами, и на те, которые, будучи сначала отделены, затем отторгаются.



Здесь (см. рис.), в том месте, где отторгаются непригодные части веществ, происходит в модифици рованной форме нечто похожее на только что мною описанное сталкивание с внешним предметом. Поступивший извне поток веществ, подойдя к какому-либо органу, так сказать, сталкивается с сопротивлением; он не может оставаться каким он был, он должен измениться. Орган как бы говорит веществу: тебе нельзя оставаться прежним, тебе необходимо измениться. Таким образом веществу ставится препятствие, это вещество для дальнейшего применения должно стать иным и отбросить определенные свои части. Орган противостоит потоку веществ так же, как в пространстве человеку противостоит посторонний предмет, с которым он сталкивается. Подобные препятствия существуют в организме повсюду, в самых различных органах.



И лишь благодаря тому, что в нашем организме происходят процессы выделения, лишь благодаря тому, что у нас есть органы выделения, для организма создается возможность быть замкнутым в себе, стать переживающим самого себя существом. Ибо существо может переживать себя, лишь сталкиваясь с препятствием. Итак, процессы выделения - это важные процессы человеческой жизни, а именно, это такие процессы, благодаря которым живой организм замыкается в самом себе. Человек не был бы замкнутым в себе существом, не будь этих процессов выделения.



Представьте-ка себе, что принимаемая пища или кислород проходили бы через человеческий организм, словно через шланг, и не встречали бы никакого сопротивления в органах. Следствием этого было бы то, что организм не мог бы переживать себя в самом себе, а переживал бы себя принадлежащим всему большому миру. Можно было бы представить также и нечто противоположное: допустим, в организме поставлены такие мощные препятствия, что поток веществ сталкивается с прочно возведенной стеной и отбрасывается, поворачивает назад.



Это, однако, тоже никак не создавало бы внутреннего переживания, ибо проходит ли поток пищи или кислорода через организм, словно через трубу, просто входя с одной стороны и выходя с другой, или же он целиком отбрасывается, отражается - ни то, ни другое ничего не значит для внутреннего переживания. В том, что это так, вы убедитесь, вспомнив сказанное в предыдущих лекциях, где говорилось, что нервную систему можно привести в такое состояние, когда представление возвращается в себя, и тогда нервная система как бы поднимается, высвобождается из переживания внутреннего существа организма. Таким образом, нет никакой разницы, отражается ли полностью входящее в организм или же беспрепятственно проходит через него. Но именно выделения делают человеческий организм способным переживать себя в самом себе.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment