Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 8-я лекция, часть 1

Прага, 28 марта 1911 года

Сегодня, в этой последней лекции моей задачей будет объединить в общую картину предыдущие рассмотрения, посвященные оккультной физиологии. В прошедшие дни была предпринята попытка рассказать о процессах, присущих человеческой организации, хотя иные вещи были даны только в общих очертаниях. Наше сегодняшнее обобщение возможно сделать также лишь в виде наброска. Такая общая картина позволит прийти к воззрению о том, как живет и творит организм человека. Мы поступим правильно, если и сейчас будем исходить из наиболее грубого - из взаимоотношений человеческого организма с внешним миром, с нашей физической Землей, взаимоотношений, которые развиваются при принятии пищи.



Питательные вещества после того, как они поступают в организм, различнейшим образом преобразовываются и постепенно видоизменяются деятельностью органов, и тогда они могут быть направлены в отдельные члены организма, в отдельные системы физического существа человека. Нетрудно признать, что человек, каким он предстает перед нами в физическом мире, становится физическим человеком, собственно, лишь благодаря такому превращению питательных веществ в его организме. Здесь, конечно, существует известная трудность для понимания. Если мы со всей серьезностью воспримем изложенные ранее принципы и действительно применим в исследовании человека сверхчувственное познание, то должны будем сказать, что питательные вещества - это единственное, что принимается человеческим организмом вещественным образом из внешнего мира. Все остальные влияния, воздействующие на человека, мы должны, в сущности говоря, рассматривать как сверхчувственные, невидимые силы.



Если вы на минуту мысленно удалите все питательные вещества, наполняющие человеческий организм, то в физическом отношении - извините меня за тривиальное выражение - останется меньше, чем пустой мешок, то есть вообще ничего. Ибо также и то, что находится в коже, как оболочке физического организма, существует там лишь благодаря тому, что переработанные соответствующим образом питательные вещества были направлены в нужные части организма. Вычтите эти вещества и то, чем они становятся, и вы сможете мыслить человеческий организм только как систему сил, которая и распределяет ассимилированные питательные вещества по всем направлениям.



Если вы правильно поставите перед душой мысль, которая была сейчас высказана, то сможете прийти к следующему: необходима некая предпосылка для того, чтобы от питательных веществ могло быть воспринято что-либо, даже самое малое, ибо эти вещества не могут быть перенесены из внешнего мира в любое существо с тем, чтобы в нем происходило то же самое, что происходит в человеческом организме. Человеку, уже при самом первом приеме пищи, необходимо быть в состоянии противопоставить физическим питательным веществам внутреннюю деятельность сил, которая имеет свое происхождение в сверхчувственном мире, и в этой внутренней системе сил уже должен присутствовать человек как таковой.



Все то, что в человеке с самого начала встречает физические материалы-наполнители (physischen Ausfullungsmaterialien), следует мыслить как нечто абсолютно сверхчувственное; его в оккультизме, в самом широком смысле, называют человеческой формой. Если мы помыслим себе самую нижнюю границу чело веческой организации, то сможем себе представить, что друг другу противопоставлены физическая материя и сверхчувственная форма, которая, являясь системой сил, рожденной из сверхчувственных миров, предназначена к тому, чтобы принимать в себя материю (не как это делал бы физический мешок или мехи, но как нечто сверхфизическое, сверхчувственное) и формировать то, благодаря только чему человек и является физически-чувственным существом. Только потому лишь, что в эту сверхчувственную форму включается ассимилированный питательный материал, чисто сверхчувственный человеческий организм становится физически-чувственным организмом, который можно увидеть глазами и потрогать руками. То, что таким образом противопоставляется физической материи, называют "форма" на том основании, что, собственно, во всей природе действует подобный закон, точно такой же закон, повсюду называемый "принцип формы" ("Formprinzip").



Наблюдая внешний мир, мы найдем, что повсюду, вплоть до кристаллов, действует принцип формы. Вещества, вступающие в кристалл, чтобы стать тем, чем этот кристалл является, должны как бы улавливаться принципом формы, и лишь тогда принцип формы - с помощью веществ, - делает кристалл тем, что он есть. Возьмите, к примеру, поваренную соль, хлористый натрий. Здесь вы имеете соединенные друг с другом физические вещества, хлор и натрий, газ и металл. Вам легко будет понять, что оба эти вещества, до того, как они оказываются "уловлены" формирующей сущностью, благодаря чему, вступив в химическое соединение, кристаллизируются в виде куба, - до этого они, каждое в отдельности, являют совершенно разные формы. До того, как они вступили в этот принцип формы, они не имели ничего общего; но вот эти вещества охвачены, "взяты" принципом формы, и он образует физическое тело - поваренную соль.



Также и все то, что в человеческом организме является преобразованными питательными веществами, предполагает низшую сверхчувственную сущность, сверхчувственную форму. Новые питательные вещества, поступая в человеческий организм - который действием принципа формы уже отграничен от внешнего - обычно через рот, попадают в пищеварительный канал. При этом, начиная уже с полости рта, они проходят первое преобразование. Пищеварительный канал производит дальнейшие преобразования. Эти сложнейшие преобразования не могли бы быть произведены, если бы в человеческий организм не был включен высший принцип, названный нами принципом формы. Благодаря его деятельности, питательные вещества - которые вначале, при их принятии, ведут себя по отношению друг к другу нейтрально, безразлично - модифицируются, делаясь способными образовывать живые органы.



Представление о преобразовании питательных веществ в пищеварительном канале человека (хотя у человека этот процесс совершенно иной, так как совершается на другом уровне) мы можем составить себе на примере растений, которые берут питательные вещества из минеральной почвы и преобразуют их, строя свою форму. Это возможно лишь потому, что в растении поток питания принимается жизненным процессом, или, как мы говорим в оккультизме, эфирным телом, низшим, первым сверхчувственным принципом. Так же и у человека: вещества, поступающие в организм, перерабатываются эфирным телом, то есть эфирное тело заботится о преобразовании питательных веществ, об их приобщении к внутренним закономерностям человеческого организма. Итак, этот первый сверхчувственный член человека - эфирное тело - нам надлежит рассматривать как осуществляющий первое преобразование питательных веществ.



Теперь, когда эти питательные вещества преобразованы настолько, что приняты в жизненный процесс, они должны быть переработаны дальше, в том смысле, как это описывалось в предыдущих лекциях, и прийти в соответствие с человеческим организмом. Они должны быть переработаны так, чтобы мало-помалу могли служить тем органам человеческого организма, которые являются выражением высших сверхчувственных принципов, астрального тела и Я. Коротко говоря, нужно уяснить себе, что высшие принципы, астральное тело и Я должны направлять присущую им своеобразную активность "вниз" - вплоть до процессов, протекающих в органах аппарата питания и пищеварения, и проникать своим воздействием вплоть до преобразованных питательных веществ.



Потоку питания противопоставлены уже знакомые нам органы, которые были названы семью органами внутренней мировой системы. Набросаем еще раз схематично внутреннюю мировую систему человека. Питательные вещества поступают извне и сперва различнейшим образом перерабатываются в пищеварительном канале, затем они встречаются с печенью, желчью, селезенкой, легкими, почками и так далее. Теперь, если мы уяснили, что эти органы соответствующими им системами сил предопределены к дальнейшей переработке потока питания, то можем спросить: каков смысл этого дальнейшего преобразования?



Если бы поток питания был переработан лишь настолько, как это происходит в пищеварительном канале, настолько, чтобы быть в состоянии служить только жизненной форме, то человек мог бы вести лишь бессознательное растительное существование, ибо он не довел бы дело до образования тех органов, которые могут быть орудиями его высших способностей. Но семь органов продолжают дальнейшее преобразование питательного потока, и мы знаем, что эти процессы удерживаются симпатической нервной системой от вступления в человеческое сознание. Таким образом, симпатическая нервная система в совокупности с семью органами - это то, что встречает поток питания.



Итак, мы уже до высокой степени проникли в человеческий организм. Но то, что происходит внутри, эта, хотелось бы сказать, совместная деятельность семи органов есть нечто такое, что не может существовать нигде в нашем земном мире, кроме как внутри нас. Она возможна лишь потому, что эта внутренняя сфера полностью замкнута от внешнего мира и вещества для деятельности внутренней сферы подготовлены пищеварительным каналом. Так, мы находимся уже во внутреннем существе человеческого организма. Теперь, когда мы уже проникли вовнутрь человеческого организма, нам нужно отметить ту характерную особенность, что организм должен сам себя внутренне организовывать, внутренне себя дифферен-. цировать. Чтобы удовлетворить все предъявляемые ему требования, организму необходимо образовать множество взаимодействующих органов. Для разнообразных внутренних отправлений необходимо именно такое множество органов.



Что при этом достигается, можно увидеть из следующего. Если представить, что семью органами внутренней мировой системы преобразовывается лишь поток питания, то человек никогда не смог бы развить в своем существе сознания. Он не смог бы иметь сознания даже в самой смутной форме, так как все здесь происходящее оберегается, удерживается от сознания симпатической нервной системой. Значит, необходима связь между этой, так сказать, извне построенной внутренней системой органов и другой частью внутреннего существа человеческого организма. Эта связь создается благодаря тому, что через процесс питания во всей его целостности совокупная форма человеческого организма наполняется тем, что мы в широком смысле называем тканью.



Определенный вид ткани простейшей организации наполняет все отдельные члены существа человека. Эта ткань способна к такому преобразованию и формированию, что из нее могут образовываться различнейшие органы. Определенные виды тканей, например, преобразовываются таким образом, что при отложении, скоплении особых клеток они формируются в мышцы; другие же, усваивая соответствующие вещества, становятся твердыми, формируют костные клетки. Так что, говоря об отдельных органах человеческого организма, нам следует всегда думать о том, что лежит в их основе, а именно: о ткани, наполняющей во всех направлениях тело, из которой образуются отдельные органы.



Но какими бы способностями к росту и образованию различнейших органов не обладала эта ткань, все равно она представляла бы собой, в сущности, не что иное, как нечто растительное; ведь существенная черта растительного - расти и развивать из себя органы, и тому подобное. Но поскольку человек возвышается над растительным, в нем должен присутствовать совершенно новый элемент, который дает человеку возможность присоединить к растительной жизни то, что поднимает его над царством растений.



Человеку необходимо присоединить сознание, сначала простейшую форму сознания - приглушенное сознание, делающее его способным воспринимать собственную внутреннюю жизнь. Пока какое-либо существо не имеет сознательного сопереживания собственной внутренней жизни, пока оно еще не в состоянии как бы отражать себя внутренне, чтобы сопереживать этой собственной внутренней жизни, о нем нельзя сказать, что это существо поднялось над природой, присущей чисто растительному миру. Существо поднимается над растительным миром потому, что оно не просто несет в себе жизнь, а сознательно переживает жизнь, в первую очередь, отражает и сопереживает внутренние процессы.



Но благодаря чему вообще осуществляется переживание? Об этом мы уже составили понятие. В прошлых лекциях было уже указано, что переживание осуществляется благодаря процессам выделения. Поэтому основу внутреннего переживания, основу смутного, проникающего во внутренние жизненные процессы сознательного переживания нам надлежит искать в процессах выделения. Нам следует предположить, что повсюду в тканях имеют место процессы выделения; и на самом деле, эти процессы обнаруживаются уже при внешнем рассмотрении человеческого организма.



Можно наблюдать, как вещества из всех частей тканей непрерывно воспринимаются лимфатическими сосудами, которые, образуя еще одну систему наряду с системой крови, простираются по всему организму. В систему лимфатических сосудов из всех участков человеческого организма втекают, так сказать, процессы выделения, способствующие возникновению смутного внутреннего переживания. Если мы мысленно устраним всю систему крови и представим себе, что ткани не имеют более ничего общего с кровью, то тогда процессы, протекающие в системе крови представятся нам высшими по отношению к процессам лимфатической системы. В этих выделительных процессах человек как бы в смутном животном сознании чувствует свое собственное физическое тело. Смутно отражает он свою организацию.



И если, с одной стороны, симпатической нервной системой удерживается от сознания все стремящееся подняться в него из процессов пищеварения и питания, и также из семи названных органов, то с другой стороны, благодаря как бы отражению деятельности симпатической нервной системы, благодаря ее связи и взаимодействию с лимфатическими сосудами, образуется смутное сознание, которое у современного человека, конечно, перекрывается ясным дневным сознанием. Оно перекрывается ясным дневным сознанием Я, подобно тому, как слабый свет - более сильным. Это смутное сознание является как бы обратной стороной того сознания, которое использует симпатическую нервную систему как свое орудие.



Если бы развитие человеческого организма остановилось лишь на образовании тканей и органов, необходимых для внутренних процессов пищеварения и для выделений в лимфатических путях, то человек мог бы поддерживать только смутное сознание своей внутренней жизни. Но он не смог бы достигнуть образования Я-сознания; его человек может приобрести лишь если он не только будет переживать себя в своем внутреннем существе, но будет также раскрываться вовне. Здесь мы снова должны остановить внимание на раскрывании-себя-вовне. Ранее мы уже говорили о том, что через дыхание для человека становится возможным непосредственно вступить в связь с внешним миром.



Теперь мы можем пойти еще дальше и сказать: внутреннее существо организма человека, собственно, простирается только до пищеварительной системы, ибо поскольку окончания органов внутренней мировой системы распространены вплоть до пищеварительного канала, то в этом примыкании внутренней мировой системы к пищеварительному каналу мы уже наблюдаем раскрытие-себя-вовне ведь человек принимает пищу извне. Поскольку человек вступает в тесное соприкосновение с принимаемой из окружающего мира пищей, он, в сущности, уже не является только внутренним существом. Дальнейшее раскрывание-себя-вовне, как мы обнаружили, происходит в дыхании, а в еще более высокой степени выявляется в органах, служащих душевным функциям.



Итак, мы видим, что в основе сознательной жизни человека, с одной стороны, лежит смутная внутренняя жизнь, с другой стороны, - способность раскрываться навстречу внешнему миру, вступать в связь с внешним миром. Только благодаря этому человек может быть Я-существом (Ich-Wesen). Человек может развивать свое Я-сознание лишь потому, что он ощущает не только сопротивление в своем собственном внутреннем существе при выделительных процессах, но также и сопротивление, которое предоставляет ему внешний мир. Таким образом, возможность раскрываться вовне дает основу для физического Я-существа (Ichheit) человека. Но для этого человек должен иметь еще и возможность образовать многосторонним образом орган этого Я.



И мы уже видели, что, действительно, орган Я (Ichheit) - кровь - вчленен в организм и что кровообращение пронизывает все органы, чтобы быть орудием для Я-сущности (Ichheit). Так же, как Я-сущ-ность (Ichheit) духовно-душевно животворит и проникает всего человека, кровообращение физически пронизывает весь человеческий организм, и при этомоно обращено как бы на две стороны: на внутреннее существо организма с его семью органами и т. д., и кроме того, оно раскрывается вовне, вступает в связь с внешним миром. Итак, мы можем в высшем смысле этого слова говорить о кругообороте сил, стоящих за физическими явлениями, которые в Я находят точку соединения.



Теперь уделим немного внимания отдельным фазам этого кругооборота. Вначале речь пойдет о том, чтобы мы еще раз проследили процесс питания, принятие питательных веществ, которые, благодаря тому, что они охватываются эфирным телом или, скорее, силой эфирного тела, становятся живым потоком в организме; затем им противопоставляется внутренняя мировая система, семь органов, именно потому, что иначе человек - как мы уже видели - не поднялся бы над растительным существованием. Итак, на дальнейшей, более высокой ступени необходимо, чтобы потоку пищи были противопоставлены функции этих семи органов. Таким образом то, что приходит из собственно астральной природы человека, противодействует живому потоку пищи; поток пищи приходит извне, а то, что является внутренней природой человека, встречает его, противопоставляя ему свою деятельность.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 7-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist ноябрь 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment