Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 8-я лекция, часть 2

Прага, 28 марта 1911 года

Поток пищи, а стало быть воспринятый внешний мир, сперва встречается с эфирным телом, которое преобразовывает питательные вещества в пищеварительной системе; затем навстречу этому потоку выступает астральное тело, преобразовывает пищевые вещества дальше и присоединяет их таким образом, что они все более и более приходят в соответствие с внутренней активностью организма. В своем дальнейшем движении поток питания должен быть охвачен также и силами Я, силами крови. То есть орудие Я со своей деятельностью должно простираться вплоть до той области, где воспринимается поток питания. Делает ли это кровь? Оправдывается ли то, что мы утверждаем исходя из оккультного воззрения? Да, кровь приносится в пищеварительные органы, - так же, как и во все другие органы.



В пищеварительных органах кровь совершает процесс, лишь благодаря которому она в состоянии быть полноценным органом человеческого Я в физическом мире. Мы знаем, что кровь, как орган Я, должна совершать переход из так называемой красной в синюю. Я воздействует со своим орудием, кровью, вплоть до начала процессов пищеварения и питания. Здесь мы вновь имеем дело с неким сопротивлением. Как оно осуществляется? - Кровь через систему воротных вен поступает в печень, и там из, так сказать, измененной крови приготовляется желчь и желчь, в свою очередь, непосредственно противопоставляет себя потоку пищи.



Здесь, в желчи, мы наблюдаем удивительное соединение обоих полюсов внутренней организации человека. С одной стороны, поступающий из пищеварительного канала поток пищи, который представляет собой нечто крайне материальное, какое только возможно в нашем физическом организме; с другой стороны, - Я, благороднейшее из того, что может иметь человек в пределах земного мира, и кровь, являющаяся его органом. Я вступает в непосредственную связь с крайне материальным благодаря тому, что оно в конце процесса превращения крови (am Ende des Blutprozesses), проходя через печень, образует желчь, и в лице желчи, то есть преобразованной, измененной крови, Я противопоставляется потоку питания, "упирается" в него.



Здесь мы видим Я воздействующим вниз - вплоть до грубейшей материи, и затем выделяющим из себя такое высокоорганизованное вещество, как желчь. И тот, кто хочет понять эти интимные процессы между кровью, желчью и процессом питания, тот может найти именно в этом факте нечто, позволяющее ему прояснить многие тайны человеческого организма; проследив эти процессы, также и такие патологические процессы, как, например, застой желчи, излияние желчи в кровь, имеющие место при так называемой желтухе, он сможет вернее судить об этих вещах и предпринимать правильные меры. Но дальнейшее обсуждение подобной темы завело бы нас сегодня слишком далеко.



Итак, семь органов простираются вниз, вплоть до деятельности эфирного тела и принимают в себя приходящие сверху воздействия Я. Таким образом, желчь представляет собой нечто, что под влиянием Я прямо противопоставляет себя потоку питания. Чтобы желчь могла воздействовать на поток питания, который стал уже живым в процессе пищеварения, она должна встретить этот поток, будучи также живой субстанцией. Это происходит потому, что желчь образуется в органе, являющемся одним из семи членов внутренней мировой системы, которые оживляют внутреннее существо человека, и благодаря этому желчь, представляя собой внутреннюю жизнь, встречает приходящее в организм извне.



Так же, как желчь находится в связи с печенью, печень, в свою очередь, связана с селезенкой. Если мы хорошенько рассмотрим эти органы: печень, желчь, селезенку, - то обнаружим, что они являются теми органами, которые непосредственно встречаются с потоком питательных веществ и так преобразуют его, что он становится способным подняться к высшим ступеням человеческой организации. Однако эти органы имеют также задачу снабжать органы, которые раскрываются вовне, - таковыми являются сердце, легкие и сам пищеварительный канал, но прежде всего это - органы головы, органы чувств.



Ранее мы уже выяснили, что внутреннее переживание как таковое тесно связано с процессами выделения. Поэтому рассмотрению этих процессов было уделено тоже особое внимание. Печень, желчь и селезенка, в свете значения этих процессов, протекающих в совокупной организации человека, не имеют непосредственного отношения к процессам выделения; хотя они и выделяют вещества, но эта их деятельность связана с питанием. Названные органы способствуют восходящей жизни, которая от низших форм жизни обращается к органу сознания, к самому сознанию. И когда к ним присоединяется четвертый орган - сердце, а оно также раскрывается вовне через кругооборот крови, то человек достигает своего Я-сознания.



Однако человек не был бы в состоянии переживать Я как нечто противопоставленное внешнему миру, если бы не привел это созерцающее внешний мир Я во взаимосвязь со смутным сознанием своей внутренней жизни тела, которым он уже обладает. К процессам выделения, протекающих внутри организма, человек должен присоединить еще один процесс, который также способствовал бы переживанию своего внутреннего существа посредством Я, орган которого - кровь.



Сперва благодаря выделению лимфы человек переживает свою жизнь внутри организма лишь в смутном сознании. Но далее необходимо, чтобы выделялось нечто также и из крови, и в этом процессе выделения человек обнаруживает, что он стоит перед внешним миром как отдельное существо, как внутреннее Я (als inneres Ich). Иначе человек в своем переживании находился бы в таком отношении к внешнему миру, что сам себя внутренне потерял бы, он не знал бы, что существо, вдыхающее воздух, принимающее извне пищу и перерабатывающее ее, является тем же самым существом, которое переживается им внутри. Человек не теряет себя, стоит перед внешним миром как отдельное существо благодаря тому, что через легкие он выделяет из преобразованной крови углекислоту, а через почки - преобразованные вещества, выходящие из крови.



Этим самым были охарактеризованы в их функциях как органы, осуществляющие восходящий процесс: печень, желчь, селезенка, - так и органы, осуществляющие нисходящий процесс: легкие и почки. Однако мы не должны здесь схематизировать - это вообще никуда не годится в теософических рассмотрениях, - нужно видеть, что поскольку легкие раскрываются вовне, то они осуществляют также и восходящий процесс. Таким образом, эти семь важнейших членов внутренней мировой системы связаны с внутренним переживанием человека и с раскрыванием себя вовне. Эти семь членов, с одной стороны, преобразуют собственную активность питательных веществ в активность, присущую организму, и снабжают преобразованными веществами организм. Они делают для человека возможным раскрываться вовне. Но они также делают возможным, чтобы развиваемая человеком слишком сильная внутренняя активность выталкивалась наружу через выделительные процессы легких и почек. Итак, благодаря работе легких и почек мы имеем закономерную регуляцию деятельности систем органов.



Взаимоотношения систем органов во всей их совокупности проявляются так, что в оккультизме поистине не могло быть дано лучшего образа, который можно выразить в следующих словах: "Сердце, подобно Солнцу, расположено в середине и влияет на три органа внутренней мировой системы, осуществляющие восходящие процессы; эти органы - печень, желчь, селезенка. В макрокосмосе, в планетной системе, Солнце стоит в таком же отношении к внешним планетам - Юпитеру, Марсу, Сатурну, как в микрокосмосе, в человеческом организме, внутреннее Солнце (сердце) - к печени-Юпитеру, желчи-Марсу, селезенке-Сатурну".



Мне пришлось бы говорить даже не в течение недель, а месяцев, чтобы изложить вам все основания того, почему исходя из точного и глубокого наблюдения действительно можно провести параллель меж ду отношением Солнца к внешним планетам нашей планетной системы и тем, как в человеческом организме относится сердце к внутренней мировой системе, к печени, желчи и селезенке. И на самом деле, во взаимодействии этих органов абсолютно точно отражается то, что происходит в большом мире макрокосмоса, в нашей Солнечной системе. И настолько же оправдано говорить о том, что процессы, разыгрывающиеся между Солнцем и внутренними планетами - вплоть до нашей Земли, отражаются в отношении сердца к легким и почкам. Итак, во внутренней мировой системе человека представлено нечто, что отражает внешнюю мировую систему.



В ходе этих лекций было уже указано, что когда мы ясновидчески погружаемся в собственное внутреннее существо, то перестаем воспринимать наши внутренние органы только так, как они представляются внешнему взгляду, физическому глазу. Нам следует оставить в стороне ту фантастическую картину наших органов, которую создает внешняя анатомия, когда мы, восходя к рассмотрению истинного облика этих органов, принимаем во внимание, что они, собственно, являются системами сил. С помощью внешней анатомии совершенно невозможно исследовать истинное бытие этих органов, так как она видит в них лишь уплотненные преобразованные питательные вещества.



И именно потому, что внешняя наука хочет признавать только такое воззрение, она не способна познавать внутренние системы сил, лежащие в основе органов. Но тот, однако, кто в состоянии ясновидчески наблюдать лежащие в основе органов системы сил, видит, насколько это оправданно - называть органы именами планет, ибо знает, что отношения между планетами внешней мировой системы повторяются в нашей внутренней системе органов. Вчера было сказано о том, что органы могут развивать слишком сильную внутреннюю активность. Каждый из органов может развивать излишнюю активность, и такое нарушение регулярности оказывает влияние на весь организм.



Я вчера уже говорил, что при появлении этакой своенравности во внутренних органах, порожденной подобной излишней внутренней активностью, необходимо противопоставить нечто, что погасило бы такую активность. То есть если внутренние органы слишком сильно разлагают, слишком сильно преобразовывают внешнюю активность питательных веществ, если они производят слишком сильный внутренний продукт преобразования, то им следует противопоставить извне нечто ограничивающее их, погашающее сверхмерную внутреннюю деятельность.



Как можно это сделать? Если мы хотим воздействовать на орган внутренней системы, развивающий слишком большую внутреннюю активность, нам следует искать во внешнем мире нечто такое, что имеет противоположную активность, и ввести это в организм, чтобы этим самым побороть излишнюю деятельность органа. То есть нам надлежит попытаться найти ту внешнюю активность, которая соответствует активности отдельного органа.



В средние века люди еще многое знали о том, как вещества окружающего мира, то есть внешние субстанции, могут противодействовать слишком высокой активности органов. Для современного человека, который знакомится с подобными вещами лишь по искаженным средневековым текстам, в которых он не может видеть ничего, кроме сплошных суеверий, все это звучит в высшей степени странно. Но оккультная наука в течение тысячелетий тщательно, глубоко и основательно исследовала соответствия между органами внутренней мировой системы и определенными внешними веществами.



И бесчисленные наблюдения, сделанные ясновидящим оком, доказали, что, например, чрезмерную деятельность внутреннего Юпитера - печени мож но прекратить с помощью металлической субстанции олова. Чрезмерную внутреннюю активность желчи мы можем преодолеть с помощью того, что проявляется в металлической субстанции железа. И в этом нет ни чего удивительного, так как железо - единственный металл, который нам необходимо иметь в крови как важную составную часть органа Я, а мы уже видели, что желчь является органом, осуществляющим связь Я с наиболее плотной материей, поступающей в че ловека с потоком пищи. Также можно сказать, что селезенка имеет свое внешнее соответствие в свинце. Сердцу (Солнце) соответствует золото. Легким (Мер курий) - об этом говорит само уже имя, (В немецком языке "Merkur" = "Меркурий" означает также и ртуть. - Прим. перев) - соответ ствует ртуть, и почкам (Венера) - медь (пишет на доске):



Сатурн селезенка свинец
Юпитер печень олово
Марс желчь железо
Солнце сердце золото
Меркурий легкие ртуть
Венера почки медь



Если мы с помощью активности, присутствующей в этих металлах, хотим преодолеть повышенную деятельность внутреннего организма, то нужно уяснить себе, что в организме все более или менее взаимосвязано и что отдельные системы органов формируются параллельно друг другу; дело обстоит не так, что человек, скажем, возникает сначала как безголовое существо; органы, связанные с верхним кругооборотом крови, система головного и спинного мозга образуются, конечно, одновременно с органами внутренней мировой системы.



Как мы видели, есть кровообращение, идущее вверх, и другое, идущее вниз; так же имеет место и действующий снизу вверх, к верхним частям человеческого организма, лимфатический процесс, который был признан нами причастным к возникновению смутного сознания. Выявляется еще один факт, согласно которому все органы, включенные в верхний поток крови, известным образом соответствуют органам, включенным в нижний, и можно обнаружить, что названные металлы также имеют родство и с верхней системой органов. Вы знаете, что легкие раскрываются вовне в гортань, которая является органом верхнего организма.



Подобно тому, как в нижней системе органов мы видим связь желчи с железом, так и в верхней системе органов существует связь железа с гортанью. Эти вещи, конечно, сложны, но я все же хотел бы указать на некоторые из них. Подобно связи, которую мы отметили между желчью и гортанью в отношении железа, также и верхние части головы, со всем, что принадлежит к ним как передняя часть головы и мозг, имеют определенное соответствие с печенью в отношении к олову - Юпитеру. Также и в отношении к свинцу - Сатурну есть соответствие между затылком и селезенкой. Таким образом, мы смогли охватить в наших рассмотрениях все, включенное в кровообращение человека в качестве семи членов внутренней мировой системы, а также и то, как это связано с внешним миром.



Эти соответствия мы можем принимать во внимание применительно как к нормальному, так и к патологическому течению жизни. В этих соответствиях металлов внутренним органам выявляется в высшей степени интересный факт. И если бы однажды не хаотическим образом, но систематически исследовать и сопоставить многочисленные данные, содержащиеся в наших книгах по терапии, то эти соответствия были бы полностью доказаны как нечто само собой разумеющееся - на основании внешних фактов. И когда подобные изложения сегодня воспринимаются пока еще как нечто фантастическое, то оккультист может относиться к этому совершенно спокойно, ибо он знает, что придет время, когда внешние факты подтвердят его утверждения.



Но мы не должны думать, что, например, при какой-либо болезни почек нам просто-напросто следует дать больному обычную медь; это было бы, конечно, ошибкой. Если мы хотим ввести в организм металлическую субстанцию, то нам необходимо раскалить ее так, чтобы она перешла в род металлического пара . При этом образуется нечто похожее на парообразные частички, и в этой форме существо металла (Metalli-1а1=букв. "металличность". -Прим. перев.) может воздействовать на внутренние органы.



Но при заболеваниях системы крови металлы нисколько не помогут. Как уже было указано, в системе крови происходит род солеотложения. И точно так же, как на внутренние органы действуют металлические вещества, - на систему крови воздействуют солеобразные. Если хотят внешними средствами оказать влияние на систему крови, то нужно ввести в нее солеобразные вещества. Это достигается вдыханием соленого воздуха, соляными ваннами или чем-то подобным. Но мы можем ввести соли или солеобразующие вещества и другим путем, через процесс пищеварения, так что мы в состоянии вызвать процесс солеобразования, солеотложения с двух сторон.



Если вы помните сказанное мной вчера о физических воздействиях внутренних духовно-душевных процессов, то вам будет легко понять, что противоположностью процессов, действующих в металлическом веществе, является физическое воздействие процессов чувствования, так как эти процессы чувствования находятся в тесной связи с процессами свер тывания, протекающими в крови. Им, однако, можно воспрепятствовать, если ввести внешние металлические вещества, обнаруживающие активность, противоположную этим процессам. Когда, например, чрезмерно возрастает деятельность пищеварения и в том месте, где поток пищи охватывается эфирным телом, пищеварение развивает собственную активность, то ,мы можем противодействовать этому, если надлежащим образом введем соль; ибо если эфирное тело непомерно усиливает процесс схватывания потока пищи, то это означает слишком сильное поглощение соли. Этот процесс приглушается при введении внешней активности соли.



Далее, есть процессы, протекающие в своем внешнем проявлении как процессы сгорания или окисления; это те процессы, при которых нечто соединяется с кислородом, содержащимся в воздухе. Все вещества, легко соединяющиеся с кислородом из воздуха, при их введении в организм излучают свою активность наиболее далеко в организме. В то время как введенные соли воздействуют на организм лишь до определенных пределов, металлы могут действовать вплоть до внутренней мировой системы.



А в воздухе, то есть в веществах, легко соединяющихся с кислородом из воздуха, мы имеем нечто, что при введении в тело излучается во весь организм - вплоть до системы крови. Поэтому мы можем найти вполне понятным, что воздействие процессов, развивающих слишком сильную активность теплообразования, которое является внешним выражением волевых импульсов, мы чувствуем во всем нашем организме. С органическим проявлением мышления дело обстоит не так; если мы обратим на него внимание, то почувствуем, что эти воздействия разыгрываются лишь в определенных органах. Из этого вы видите, как исключительно сложен аппарат человеческого организма и насколько сложны его отношения с внешним миром.



Сейчас мы показали, как собственной внутренней активности человеческого организма может быть противопоставлена внешняя неорганическая, неживая природа и как воздействовать на организм с помощью солей и превращенных в пар металлов. Но у нас есть также возможность воздействовать на человека из других областей природы. Мы можем предоставить человеческому организму активные силы, содержащиеся в растительном мире.



См. также:
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 4-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 8-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Штайнер, оккультизм, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist may 4, 18:30 4
Buy for 100 tokens
В России, несмотря ни на что, по-прежнему рождается много талантливых, даже гениальных детей, только условия для их развития и самореализации созданы далеко не везде, а, точнее сказать, в настоящий момент созданы в очень немногих местах, куда порой крайне непросто попасть всем желающим. Более того,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment