?

Log in

No account? Create an account

Блог Николая Подосокорского

Культура, наука, образование

Ефим Курганов. "Исторический анекдот как неизвестное свидетельство"
9 vrata
philologist
Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ КАК НЕИЗВЕСТНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Слово «анекдот» в переводе с древнегреческого, как известно, означает неизвестное, неизданное свидетельство. Это определение отличается чрезвычайной точностью. Оно вобрало в себя и самую чуть, и специфику жанра. Причем, анекдот исторический – это не просто неизвестное и неизданное свидетельство, которое в период своей фиксации просто не может быть изданным. Впоследствии, по прошествии столетий, это уже вполне может стать возможным, но только не в момент живого функционирования реального исторического анекдота. Когда же анекдоты начинают публиковаться в газетах или журналах, то это означает, что публикуется псевдо-анекдот, имитация исторического анекдота, или же налицо серьезный кризис жанра, если не симптом его исчезновения. Подлинный же анекдот просто не подлежит печати, это утаенный эпизод прошлого. С исчезновением же утаенности исчезает и анекдот, становящийся в какой-то момент доступным для всеобщего обозрения.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


promo philologist november 5, 19:01 8
Buy for 100 tokens
Беседа публициста, члена PEN International Николая Подосокорского с Ириной Кибиной, экспертом по эффективному сотрудничеству, разрешению конфликтов и эффективной коммуникации. В 1996-2000 гг. Ирина Кибина работала вице-мэром Великого Новгорода и заместителем председателя городской Думы, в…

Т.Г. Скороходова. "Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции" (2018)
9 vrata
philologist
Скороходова Т.Г. Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2018. - 418 с. ISBN 978-5-85803-518-3.

В монографии представлена реконструкция философии индийского реформатора, просветителя, общественного деятеля, политика, «Отца современной Индии» Раммохана Рая (1772—1833). Основание им индийской философии Нового времени интерпретировано в контексте встречи цивилизаций Востока и Запада и становления национально-культурного ренессанса в колониальной Индии XIX в. Раммохан Рай охарактеризован как гуманист, философ диалога, рационалист, философ-практик и новатор.



Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Леонид Кацва: "Единый учебник истории — это очень вредная вещь"
9 vrata
philologist
Учитель истории московской гимназии № 1543 Леонид Кацва, выдвинутый на соискание Премии Егора Гайдара за 2018 год в номинации «За выдающийся вклад в области истории», рассказал в интервью Катерине Гордеевой о едином учебнике как методической проблеме и ложном пафосе в учебных текстах.



- Насколько в 2018 году в школах действительно существует потребность в едином учебнике истории?

- Я не чувствую такой необходимости. Более того, мне всегда представлялось, что единый учебник истории — это очень вредная вещь. И вредная не столько идеологически — идеологически он может быть очень разным, — сколько методически. У нас страна большая, дети разные, учителя разные, даже типы школ разные — и представить, что во всех этих школах всех этих очень разных детей можно учить по одному учебнику, мне кажется совершенно невозможным. Во всяком случае, учить ребенка, ориентированного на технические предметы, и ребенка, ориентированного на гуманитарные науки, по одним и тем же учебникам довольно бессмысленно. Небезупречен единый учебник как идея и идеологически, потому что он неизбежно будет очень государственническим.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Заработал сайт «Памяти героев Великой войны 1914-1918 годов» с банком документов о людях и событиях
9 vrata
philologist
Министерство обороны России при поддержке Федерального архивного агентства и Российского исторического общества запустило информационный портал «Памяти героев Великой войны 1914—1918 годов». Этот ресурс является первым официальным банком документов об участниках и событиях Первой мировой войны и предоставляет пользователям уникальный инструментарий для поиска и восстановления судеб тех, кто служил в русской армии в период с 1914 по 1918 гг.



Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Умер народный артист СССР Игорь Лученок
9 vrata
philologist
С уходом Игоря Лученка остался 141 ныне живущий народный артист СССР.


Игорь Лученок © Василий Малашенков/ТАСС

12 ноября в Минске на 81-м году жизни скончался советский и белорусский композитор, педагог, народный артист СССР (1987) Игорь Михайлович Лученок. Он родился 6 августа 1938 года в Минске, в семье врача. С 1942-го по 1946-й год, семья жила в Сальске, три месяца были там в оккупации. В 1961 году окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А.В. Луначарского (класс композиции А.В. Богатырёва). В 1963—1964 гг. стажировался в Ленинградской консерватории, в 1967 году окончил аспирантуру Московской консерватории у Т.Н. Хренникова.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Майкл Бейрут. "Теперь вы это видите" (2018)
9 vrata
philologist
Бейрут М. Теперь вы это видите и другие эссе о дизайне. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN: 978-5-00117-753-1.

«Дизайн — это способ взаимодействия с реальным миром», — пишет всемирно известный графический дизайнер, педагог и публицист Майкл Бейрут в новом сборнике эссе. Книга стала продолжением его бестселлера «79 эссе о дизайне», вышедшего в 2007 году. Новый сборник приподнимает занавес профессионализма, чтобы показать, как именно создается и функционирует дизайн в реальном мире. В издание вошло более 50 очерков, созданных за последнее десятилетие. В них затронуты самые разные темы: история дизайна, практика и особенности процесса; городской дизайн и архитектура, дизайнерские мистификации, поп-культура; печенье Hydrox, Пегги Нунан, бейсбол, «Клан Сопрано»; а также секреты разработки логотипа президентской кампании Хиллари Клинтон. Многолетний опыт работы в сфере дизайна помогает Бейруту глубоко анализировать вопрос и при этом писать просто, понятно и с юмором.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Социолог Симон Кордонский: "На уровне поселений ментовской власти нет"
9 vrata
philologist
Из выступления социолога Симона Кордонского в Ельцин Центре на тему «Знаем ли мы страну, в которой живем?» Материал подготовил Александр Задорожный. Полностью с содержанием лекции Кордонского можно ознакомиться на сайте издания Znak.



В стране начиная с 1991 года было примерно пятьдесят разного рода реформ, и ни одна их них не привела к планируемому результату. Тем не менее это не останавливает людей, принимающих решения, и тех, кто снабжает их информацией. Например, они провели оптимизацию. У нас зафиксировано: в некоторых районах на триста поселений приходится девять участковых, из них шесть занимаются бумажной работой, то есть на уровне поселений ментовской власти нет. Судья — на два района, и судит «по понятиям», «по совести». Прокурор мечтает всех посадить, но руки коротки.

На самом деле страна принципиально закрыта для исследования со стороны государства. Несмотря на то что была очень мощная традиция описаний: Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский и многие другие офицеры Генштаба занимались описанием страны, и их описаний было достаточно для того, чтобы принимать политические решения. Сейчас культура [изучения общества] прервана, и мы пытаемся эту традицию реанимировать, создавая новую культуру описания. Мы считаем, что наша страна не описана, мы не знаем, что в ней есть и что в ней происходит. Поэтому использование стандартных заимствованных, импортированных технологий, основанных на выяснении общественного мнения, мягко говоря, не очень соответствует нашей реальности. <...>

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


"Человечеству осталось менее 50 лет". Академик РАН Вяч.Вс. Иванов о конце света
9 vrata
philologist
Из интервью академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова (1929-2017) Арнису Ритупсу и Улдису Тиронсу. Разговоры состоялись в 2013 и 2015 году. Полностью текст бесед можно прочесть на сайте Rigas Laiks.



- Как бы вы описали свое отношение к богу?

- К богу я отношусь как к условному обозначению некоего высшего начала, которое способствовало организации биологической эволюции. То есть не прямо вот бог создал человека, но то, что называют словом «бог», – это тот, кто организовал развитие всей этой вселенной, организовал эволюцию таким образом, что в конце концов появились мы. Существует ли обратная связь? Если я хочу обратиться к богу, можно ли ждать, что он мне ответит? Вопрос не имеет конкретного ответа, но есть гипотезы. Моя гипотеза заключается в том, что не исключены некоторые направленные воздействия высшего разума на отдельных людей, это вполне возможно.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Академик РАН Вяч.Вс. Иванов: "Россия – страна чудес и парадоксов"
9 vrata
philologist
Из интервью академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова (1929-2017) Арнису Ритупсу и Улдису Тиронсу. Разговоры состоялись в 2013 и 2015 году. Полностью текст бесед можно прочесть на сайте Rigas Laiks.


Фото: Uldis Tīrons

- Вы как-то рассказывали, что Капица был у умирающего Павлова и тот сказал, что нужен хотя бы один человек, который говорил бы правду. И Капица будто бы взял это на себя. Как вы думаете, есть ли сейчас такой человек?

- Боюсь, что одного такого человека нет. В России уничтожены люди, которые хотели бы и могли бы быть реальными политиками, поэтому никакой политической жизни нет. Сколько у нас было потрясающих пианистов! Никого не осталось. Все хорошие математики в эмиграции. Россия потеряла то, что на языке коммерции называют рынком. Все знали, что Павлов – великий ученый. Все знали, что Капица – великий ученый. Сталин это знал и с ним считался. Сейчас нет ни одного человека, о котором знала бы вся страна и правительство. Сейчас в России живут как в глухом лесу. Можно аукаться друг с другом, слышать эхо собственного голоса, но другие голоса не слышны.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Пластова Т.Ю. "Аркадий Пластов. «От этюда к картине». Статьи, воспоминания, материалы" (2018)
9 vrata
philologist
Пластова Т.Ю. Аркадий Пластов. «От этюда к картине». Статьи, воспоминания, материалы / предисл. В.В. Леняшина. — М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. — 416 с.: ил. ISBN: 978-5-9907285-9-2.

Книга о ключевой фигуре советского искусства — Аркадии Пластове — показывает известного художника с оригинального ракурса. В исследовании Татьяны Пластовой на материале серьезного массива источников — писем художника, его блокнотов, мемуаров, фотографий — Аркадий Пластов представляется художником, открытым миру, экспериментирующим, тонко чувствующим и остро мыслящим. Пластов входит искусство с детства, зачарованный фресковой храмовой росписью своего деда, наблюдая широкий мазок под куполом церкви и живые сочетания ярких красок. Во время учебы у Дмитрия Архангельского в Симбирске, у Федора Федоровского в Строгановке и у Апполинария Васнецова и Сергей Волнухина в МУЖВЗ Пластов вырастает в художника с оригинальным взглядом и особенным вниманием к деревенской жизни. Отучившись в Москве, он уезжает в родную Прислониху, где и проводит большую часть жизни, много работая с натуры.



Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Психиатр Николай Краинский. Новгородские кликуши и бесноватые (1900). Часть 2
9 vrata
philologist
Николай Васильевич Краинский (1869-1951, Харьков) — русский и советский психиатр. В 1896 в Московском университете защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «К учению о патологии эпилепсий». В 1899-1901 гг. - директор Новгородской окружной психиатрической больницы. Ниже размещен фрагмент из книги: Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые, как явления русской народной жизни. — Новгород: Губ. тип., 1900. Первую часть можно прочесть здесь.



Подробное исследованее кликуш и запись историй их заболеваний, показало следующее:
1. Аграфена Романова, старуха 65-ти лет, худощавая, с морщинистым,- добродушным лицом, очень бойкая и подвижная, словоохотлива. Суеверная до фанатизма, она очень охотно рассказала тоном глубокого убеждения повесть о том, как она заболела и как убедилась в том, что ее „спортила Марфа". Аграфена — первая из заболевших кликуш. Муж, по её словам, еще холостым „был порчен гораздо, на всякий манер кричал". У неё было 12 детей и все роды протекали правильно. Подробное исследование нервной системы не показало никаких отклонений от нормы. Поле зрения было нормально, расстройств чувствительности не замечалось.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Оскар Рабин. "Борис Сунгуров"
9 vrata
philologist
Оскар Яковлевич Рабин (1928-2018) — российский и французский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово». Организатор всемирно известной «Бульдозерной выставки» (1974). Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству» (2013). Ниже размещен фрагмент из книги воспоминаний Оскара Рабина "Три жизни" (1986).



БОРИС СУНГУРОВ

Однажды в Академии на уроке рисунка я увидел коренастого молодого человека с изъеденным оспой лицом и рыжеватыми волосами. Цветом волос и голубыми холодными глазами он напоминал латыша, но оказался коренным сибиряком. Он был среднего роста, но от всей его фигуры исходило ощущение силы. Он подошел ко мне четким военным шагом и представился: ’’Будем знакомы. Борис Сунгуров”. Мы подружились. Борису исполнилось двадцать два года, но казался он гораздо старше своих лет. Он ушел на фронт в самом начале войны, но вскоре был тяжело ранен, полгода провалялся в госпиталях и, демобилизовавшись, вернулся в родной Новосибирск. Потом переехал в Ригу. Документы бывшего офицера-фронтовика всюду служили ему безотказным пропуском.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Умер историк Георгий Чагин
9 vrata
philologist
11 ноября в возрасте 74 лет скончался советский и российский историк, этнолог, краевед, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой древней и новой истории России Пермского университета (1995-2018) Георгий Николаевич Чагин. Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2004), заслуженный работник высшей школы РФ (2007). Георгий Чагин родился 24 апреля 1944 года в деревне Бани Чердынского района Молотовской области. В 1967 году окончил исторический факультет Пермского государственного университета. В 1967—1974 годах — директор Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина.



Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Дмитрий Пригов. "Мысли" (2019)
9 vrata
philologist
Пригов Д. Мысли. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 792 с. ISBN 978-5-4448-0040-9.

Аннотация: «Мысли» завершают пятитомное собрание сочинение Д.А. Пригова (1940–2007), в которое вошли «Монады», «Москва», «Монстры» и «Места». Настоящий том составляют манифесты, статьи и интервью, в которых Пригов разворачивает свою концепцию современной культуры и вытекающее из нее понимание роли и задач, стоящих перед современным художником. Размышления о типологии различных направлений искусства и о протекающей на наших глазах антропологической революции встречаются здесь со статьями и выступлениями Пригова о коллегах и друзьях, а также с его комментариями к собственным работам. В книгу также включены описания незавершенных проектов и дневниковые заметки Пригова. Хотя автор ставит серьезные теоретические вопросы и дает на них оригинальные ответы, он остается художником, нередко разыгрывающим перформанс научного дискурса и отчасти пародирующим его. Многие вошедшие сюда тексты публикуются впервые. Том также содержит сводный указатель произведений, включенных в собрание. Некоторые тексты воспроизводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Наталья Иванова о романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго"
9 vrata
philologist
Новый выпуск «Культа личности» – вторая часть передачи, посвященной Борису Пастернаку: 23 октября исполнилось 60 лет со дня присуждения ему Нобелевской премии. В доме-музее Пастернака в Переделкино о событиях 60-летней давности автор и ведущий передачи, Леонид Велехов, беседует со знатоком творчества и жизни поэта, доктором филологических наук Натальей Ивановой.



Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Ефим Курганов. "Антуан де Варийас - основоположник жанра исторического анекдота"
9 vrata
philologist
Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



АНТУАН ДЕ ВАРИЙАС – ОСНОВОПОЛОЖНИК ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО АНЕКДОТА

В середине семнадцатого столетия во Франции жил и вовсю работал весьма популярный поначалу историк Антуан Варийас (1624 – 1696). Он составил жизнеописания французских королей от Людовика Одиннадцатого до Генриха Четвертого. Ученая карьера его развивалась успешно и по восходящей. Правда, супер-интендант финансов Кольбер, заклейменный Александром Дюма, остался недоволен одним его отчетом и лишил его пенсии, которую тот получал за работу в королевской библиотеке. Правда, архиепископ Парижский взамен дал Варийасу церковную пенсию. На ученой судьбе последнего история эта как будто не отразилась. В 1685-м году Антуан Варийас выпустил работу «Флорентийские анекдоты, или тайная история дома Медичи». Он выделил в ней отдельную профессию – «писатель анекдотов» и обосновал существование жанра исторического анекдота. С легкой руки Вариаса термин прижился и дал начало целой культурной традиции особого исторического повествования. Вскорости однако карьера Варийаса вдруг бесповоротно испортилась, но не следует думать, что это произошло из-за анекдота. Причина была совершенно в другом.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Психиатр Николай Краинский. Новгородские кликуши и бесноватые (1900). Часть 1
9 vrata
philologist
Николай Васильевич Краинский (1869-1951, Харьков) — русский и советский психиатр. В 1896 в Московском университете защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «К учению о патологии эпилепсий». В 1899-1901 гг. - директор Новгородской окружной психиатрической больницы. Ниже размещен фрагмент из книги: Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые, как явления русской народной жизни. — Новгород: Губ. тип., 1900.



Вступив с сентября 1899 года в заведывание Колмовской психиатрической больницей Новгородскаго губернского земства, я имел случай познакомиться с кликушеством в Новгородской губернии, так как несколько больных пришлось наблюдать в больнице. В феврале же 1900 года я былъ командирован губернскою управою в Тихвинский уезд, для расследования и принятия мер против возникшей там эпидемии кликушества, принявшей довольно тяжелый для населения оборот. Эти условия дали мне возможность еще ближе ознакомиться с кликушеством и дополнить приведенные выше наблюдения. Из шести кликуш, которых мне пришлось наблюдать въ Колмовской больнице, я подробнее остановлюсь лишь на двух, представлявших некоторые особенности. Все кликуши, подобно описанным выше не представляли никакихъ изменений со стороны нервной системы, свойственных классическим истеричкам. Особенно подробно произведенное исследование поля зрения не показало никаких отклонений от нормы. Все эти кликуши приписывали свою болезнь порче, высказывали идеи бесоодержимости и были проникнуты обычными суевериями.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Оскар Рабин. "Я становлюсь латышом"
9 vrata
philologist
Оскар Яковлевич Рабин (1928-2018) — российский и французский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово». Организатор всемирно известной «Бульдозерной выставки» (1974). Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству» (2013). Ниже размещен фрагмент из книги воспоминаний Оскара Рабина "Три жизни" (1986).



Я СТАНОВЛЮСЬ ЛАТЫШОМ

Предложение тети Терезы разожгло мое воображение. Тут же вспомнилось, как однажды, еще до войны, мать получила в подарок от тети Терезы огромный пушистый плед. Он был удивительно теплым и удобным и воплощал для меня богатство далекого капиталистического мира. Представить себе, что мир этот уже давно не богатый и некапиталистический, я не мог. Воображение создавало передо мной картину: я приезжаю в старинный особняк, в котором много еды. С утра и до ночи я ем и с утра и до ночи рисую! Я сразу же предложил Сапгиру отправиться со мной в Латвию и принять управление поместьем. Сапгир отказался, и я решил отправиться один. Сборы заняли немного времени, так как собирать было нечего, а отсутствие паспорта показалось мне нестрашным. Я уже давно жил безо всяких документов. Пока был несовершеннолетним, документы были не очень нужны, а когда в 1944 году исполнилось шестнадцать лет, оформлять в милиции паспорт не пошел. Почему? Да просто так - из-за робости, нерешительности, страха перед неизбежными формальностями. Да ну их! Я и так проживу. Глупость, конечно, однако таким я был и ничего с собой поделать не мог.

Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Карло Гинзбург. "Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа" (2019)
9 vrata
philologist
Гинзбург К. Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа / Предисл. и пер. с итал. Михаил Велижев. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 216 с. - (Серия: Интеллектуальная история) ISBN 978-5-4448-0962-4

Аннотация: Знаменитая монография Карло Гинзбурга «Загадка Пьеро» (1981) — интеллектуальный бестселлер и искусствоведческий детектив, построенный вокруг исторической интерпретации фресок итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Автор решительно отходит от стилистической трактовки живописи и предпочитает ей анализ социально-исторических, политических, житейских и прочих обстоятельств, сопровождавших создание фресковых изображений. Смысл картин Пьеро оказывается связан с повседневной жизнью самого живописца, его заказчиков и их покровителей. Увлекательно написанное исследование содержит несколько приложений, в одном из которых Гинзбург указывает на допущенную им самим ошибку в первом издании труда, — так текст монографии превращается в рефлексию ученого над природой собственного ремесла. К. Гинзбург (р. 1939) — известный итальянский историк, один из создателей «микроисторического» метода, автор многих книг и статей, посвященных интеллектуальной истории эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


"Ну, Битову я полстакана налью!" Об игре Венедикта Ерофеева в верховного литературного арбитра
9 vrata
philologist
Из книги: Лекманов О. Венедикт Ерофеев: посторонний / О. Лекманов, М. Свердлов, И. Симановский — Москва : Издательство ACT: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 464 с. — (Литературные биографии).


(с) Виктор Баженов

"В кругу знакомых и друзей Ерофеев долгие годы развлекался им самим придуманной игрой, в которой себе он отвел роль верховного литературного арбитра. Автор «Москвы — Петушков» определял, какое количество водки он налил бы тому или иному писателю. «Если бы вот он вошел в мой дом, сколько бы я ему налил? — излагает Ерофеев “правила” этой игры в интервью с О. Осетинским 1989 года. — Ну, например, Астафьеву или Белову. Ни грамма бы не налил. А Распутину — грамм 150 <...> А если бы пришел Василь Быков и Алесь Адамович, я бы им налил по полному стакану <...> Юлиану Семенову я бы воды из унитаза немножко выделил, может быть»
.
Читать дальше...Свернуть )

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky